Дополнительная общеразвивающая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дополнительная общеразвивающая



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

РИСУНОК

 

 

Каменск- Уральский

2019 г.


Составитель:       Е.В.Темник преподаватель высшей категории ГБУДСО «КУДХШ № 2 им. В.М. Седова»

 


Структура программы учебного предмета

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

• Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

• Срок реализации учебного предмета;

• Объем учебного времени предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

• Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;

• Форма проведения учебных аудиторных занятий;

• Цель и задачи учебного предмета;

• Обоснование структуры программы учебного предмета;

• Методы обучения;

• Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

 

2.  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

• Учебно-тематический план;

• Годовые требования. Содержание разделов и тем;

 

3.  ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

4.  ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

• Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

• Критерии оценки;

 

5.  МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

• Методические рекомендации преподавателям;

• Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

 

6.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

• Список методической литературы.

• Список учебной литературы.

• Средства обучения.

 

 

     

 

 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

 

 

Программа учебного предмета «Рисунок» разработана с учетом федеральных государственных требований к дополнительной общеразвивающей программе «Изобразительное искусство» на основе:

1) примерной программы по предмету «Рисунок» для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств (Москва, 2003 г.).

 

Рисунок - основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе художественного образования рисунок является основополагающим учебным предметом. В образовательном процессе учебные предметы «Рисунок», «Живопись» и «Композиция станковая» дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано, что способствует целостному восприятию предметного мира обучающимися.

Учебный предмет «Рисунок» - это определенная система обучения и воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. Программа по рисунку включает целый ряд теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического изображения.

 

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы «Изобразительное искусство» со сроком обучения 4 года реализации учебного предмета «Рисунок» составляет 4 года.

При реализации программы учебного предмета «Рисунок» продолжительность учебных занятий с первого по четвертый классы составляет 33 недели ежегодно.

 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Рисунок» со сроком обучения 4 года составляет 432 часа, в том числе аудиторные занятия - 264 час, самостоятельная работа - 168 часов.

Первый год обучения

 

  Наименование раздела, темы Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

      Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия

I триместр

  Раздел 1. Технические приемы в освоении учебного рисунка        
1.1. Вводная беседа о рисунке. Организация работы урок 1 - 1
1.2. Графические изобразительные средства   - Упражнение на проведение прямых, наклонных и дугообразных линий. -Деление отрезков на равные части -Упражнение на построение кривых линий (сопряжение)и округлых элементов -Построение несложного симметричного геометрического орнамента в квадрате. Техника работы штрихом в 3 тона. -Выполнение тональных растяжек на усиление и ослабление тона.   урок 31          7                               2            4                        8     4 12   2   2     2           4           2 19   5   2     2       6         4
      32 12 20
  Просмотр   4 2 2
 

Всего за I триместр

36 14 22

 

  Наименование раздела, темы Вид учебного занятия

II триместр

  Раздел 2. Технические приемы в освоении учебного рисунка        
1.3. Рисунок геометрических фигур симметричной и ассиметричной формы. Метод визирования. Анализ формы предметов. Пропорция. Силуэт.   - Линейный рисунок двух - трех плоских прямоугольных фигур с различными соотношениями - Тональный рисунок двух плоских ассиметричных фигур различной тональной окрашенности -Анализ формы предмета (зарисовка четырех простых бытовых предметов) -Анализ формы предметов и компоновка натюрморта в листе (натюрморт из двух простых предметов быта) урок 32     4     8           14     6     12     2     2               4                     2 20     2     6     8     4  
      32 12 20
  Просмотр   4 2 2
 

Всего за II триместр

36 14 22
  Наименование раздела, темы Вид учебного занятия

I II триместр

  Раздел 3. Законы перспективы. Светотень        
2.1. Анализ формы предметов. Пропорция. Тон. Анализ формы предметов(тел вращения). Упрощенное выявление объема предметов тоном урок 12   12   6     6 6     6
2.2. Линейные зарисовки геометрических предметов. Наглядная перспектива   - Выполнение рисунка-схемы «Этажерка» с обозначением линии горизонта, с одной точкой схода -Знакомство с принципами построения овалов. Упражнение «Овалы» урок 16     8   8 4     2   2 12     6   6  
  Раздел 3. Живописный рисунок. Фактура и материальность        
3.1. Зарисовка мягкой игрушки урок 4 2 2
      32 12 20

Всего за III триместр

36 14 22

Всего за 1 год обучения

108 42 66
     

Второй год обучения

 

 

  Наименование раздела, темы Вид учебного занятия

I триместр

  Раздел 1. Тональный длительный рисунок         1.1     Построение гипсового цилиндра в вертикальном положении, с легким тоном, передающим объем урок 10 4 6 1.2.   Построение гипсового конуса в вертикальном положении с легким тоном, передающим объем урок 10 4 6 1.3 Зарисовки предметов быта (тела вращения)   урок 14 6 8       34 14 20   Просмотр   4 2 2  

Всего за I триместр:

38 16 22

 

  Наименование раздела, темы Вид учебного занятия

Вид учебного занятия

II I триместр

 

Раздел 3. Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами

        3.1.

Натюрморт с комнатным растением на светлом фоне

урок 10 4 6  

Раздел 4.

Линейно-конструктивный рисунок

        4.1.

Зарисовки каркасных проволочных моделей в перспективе

-Зарисовка каркасной проволочной модели куба в перспективе

урок 10 4 6 4.2.

Рисунок гипсового куба с легким тоном

урок 12 4 8  

 

  32 12 20

Всего за III триместр

  4 2 2

Всего за 2 год обучения

  108 42 66              

 

 

                                             

Третий год обучения

  Наименование раздела, темы Вид учебного занятия

I триместр

  Раздел 1. Линейно-конструктивный рисунок.         1.1. Линейно-конструктивный (сквозной) рисунок цилиндра в горизонтальном положении с введением лёгкого тона и падающей тенью урок 12 4 8 1.2. Линейно-конструктивный (сквозной) рисунок натюрморта из двух гипсовых геометрических тел (лежащий цилиндр и вертикально стоящий конус) урок 20 8 12       32 12 20   Просмотр   4 2 2  

Всего за I триместр

36 14 22

 

  Наименование раздела, темы Вид учебного занятия

I I триместр

  Раздел 2. Линейно-конструктивный рисунок.         2.1. Линейно-конструктивный (сквозной) рисунок предмета быта кружка, кастрюля) в горизонтальном положении с введением лёгкого тона и падающей тенью урок 14 6 8   Раздел 3. Тональный длительный рисунок         3.1. Натюрморт из бытовых предметов призматической формы и тел вращения. Акцент на силуэте. урок 18 6 12       32 12 20   Просмотр   4 2 2  

Всего за II триместр

36 14 22

 

  Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

II I триместр

 

Раздел 4. Тональный длительный рисунок

       
4.1.

Тональный рисунок драпировки с простыми складками

урок 14 4 8
4.2.

Тональный рисунок натюрморта из предмета быта и драпировки с простыми складками

урок 18 6 10
 

Раздел 5. Линейный рисунок

       
5.1.

Зарисовки фигуры человека

урок 4 2 2
 

Всего за III триместр

36 14 22
 

Всего за 3 год обучения

108 42 66
             

 

Четвёртый год обучения

  Наименование раздела, темы Вид учебного занятия

I триместр

  Раздел 1. Творческий рисунок. Создание художественного образа графическими средствами         1.1. Тематический натюрморт урок 10 4 6   Раздел 2. Линейно-конструктивный рисунок..         2.1. Натюрморт из гипсовых геометрических тел с драпировкой урок 16 6 10   Раздел 3. Линейный рисунок         3.1. Зарисовки фигуры человека в движении урок 6 2 4       32 12 20   Просмотр   4 2 2  

Всего за I триместр

36 14 22

 

  Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

II триместр

 

Раздел 4. Линейно-конструктивный рисунок

       
4.1.

Зарисовка интерьера в перспективе с одной точкой схода (кабинет, коридор)

урок 16 6 10
 

Натюрморт из двух предметов быта и драпировки со складками. Натюрморт расположен ниже уровня глаз учащихся

урок 16 6 10
 

 

  32 12 20
 

Просмотр

  4 2 2
 

Всего за II триместр

36 14 22

 

 

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

II I триместр

 

Раздел 5. Тональный длительный рисунок

       
5.1.

Линейно-конструктивный (сквозной) рисунок постановки в интерьере с введением лёгкого тона

урок 12 4 8
5.2.

Зарисовки головы человека в профиль с натуры

урок 16 6 10
 

Раздел 6. Линейный рисунок

       
6.1

Зарисовки фигуры человека в движении

  4 2 2
 

Всего за III триместр

36 14 22
 

Всего за 4 год обучения

108 42 66
             

 

 

Годовые требования. Содержание разделов и тем

Первый год обучения

I триместр

 

Раздел 1.

Технические приемы в освоении учебного рисунка

1.1.Тема. Вводная беседа о рисунке. Организация работы. 1 час.

Вводный теоретический урок. Беседа о предмете рисунок. Организация рабочего места. Правильная посадка за мольбертом. Знакомство с материалами, принадлежностями, инструментами, приемы работы карандашом, постановка руки. Знакомство с понятиями «линия», «штрих», «пятно».

 

1.2.Тема. Графические изобразительные средства. 14 часов.

Проведение вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Понятие «тон», «тоновая растяжка», «сила тона». Выполнение тональных растяжек на усиление и ослабление тона. Выполнение упражнений на деление вертикальных и горизонтальных отрезков линии, на равные (четные и нечетные) части. Построение кривых линий (сопряжение) и округлых элементов. Использование карандаша как измерительного инструмента. Техника работы штрихом в 2 тона. Рисунок орнамента с использованием геометрических элементов (квадрат, окружность и т д.). Закрепление навыков деление отрезков на равные части и проведения прямых и дугообразных линий. Композиция листа. Формат А4. Материал - графитный карандаш.

Самостоятельная работа: рисование геометрических орнаментов по памяти, упражнения по выполнению штриховки и тональной растяжки, карандаш Т,

ТМ, М.

Вариант распределения времени аудиторных занятий:

- Упражнение на проведение прямых линий и деление отрезков на равные части (шахматная доска). А3 – 7 часов

- Упражнение на построение кривых линий(сопряжение) и округлых элементов- 2 часа

-Построение несложного симметричного геометрического орнамента в квадрате. Техника работы штрихом в 3 тона. А4 – 6 часов

-Выполнение тональных растяжек на усиление и ослабление тона. А4 – 4 часа

 

II триместр

 

Раздел 2.

Технические приемы в освоении учебного рисунка

 

1.3. Тема. Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорции.
Силуэт. 20 часов.

Тональный рисунок плоских геометрических фигур, различных по соотношению сторон и тону. Понятие «силуэт». Знакомство со способами визирования карандашом. Правильная передача тональных отношений. Компоновка предметов в листе. Формат А4. Материал - графитный карандаш.

 

Самостоятельная работа: силуэтные зарисовки предметов простой формы, зарисовка силуэта сухих растений и трав (материал -  гелиевая ручка).

 

Вариант распределения времени аудиторных занятий:

- Тональный рисунок двух плоских прямоугольных фигур с различными соотношениями сторон и различной тональной окрашенностью (светлый, серый, тёмный), А4– 2 часа.

- Тональный рисунок двух ассиметричных фигур различной тональной окрашенности- 6 часов

-Анализ формы предметов (тел вращения), А3 – 8 часов.

-Анализ формы четырех бытовых предметов (тел вращения).

 -Рисунок натюрморта из 2 тел вращения и компоновка его в листе. А3 – 4часа.

 

III триместр

Раздел 3.

Законы перспективы. Светотень.

 

3.1. Тема. Линейные зарисовки геометрических предметов. Наглядная
перспектива. 20 часов.

Беседа о перспективе. Линейный рисунок геометрических тел, расположенных на разных уровнях. Анализ перспективных сокращений в зависимости от положения уровня глаз рисующего. Применение линий различного характера для выразительности рисунка. Формат А4. Материал -графитный карандаш.

Самостоятельная работа: линейные зарисовки простых предметов. Предлагается: повторить рисунок-схему «этажерка» и 2-3 овала.

 

Вариант распределения времени аудиторных занятий:

- Анализ формы предметов, упрощенное выявление объема – 6 часов

- Выполнение рисунка-схемы «Этажерка» с обозначением линии горизонта, с одной точкой схода. Понятия: линия горизонта, уровень глаз, точка схода, линии схода, перспективное сокращение. Выявление линией пространственности. А 3 – 6 часа.

-Знакомство с принципами построения овалов. Упражнение «Овалы» - закомпоновать и построить в вертикально расположенном формате 4 овала. Изобразить по степени возрастания «раскрытости». Понятия: горизонтальная, вертикальная оси овалов перспективное сокращение при изображении овала, связь «раскрытости» овала с ракурсом. А3 – 6 часа.

Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность

 

4.1. Тема. Зарисовка мягкой игрушки. 2часа.

Зарисовка крупной мягкой игрушки в ракурсе. Композиция листа. Знакомство с приемами работы мягким материалом. Пропорции. Выразительность силуэта. Освещение боковое. Формат А4. Материал - уголь, сангина.

Самостоятельная работа: зарисовки игрушек с натуры и по памяти.

 

Второй год обучения


I триместр

 

Раздел 1.

Тональный длительный рисунок

 

1.1. Тема. Тональный рисунок гипсового цилиндра в вертикальном положении на тёмном фоне. 6 часов.

Композиция листа. Распределение светотени на цилиндре. Передача материальности, тона предмета. Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал - графитный карандаш.

Самостоятельная работа: тональный рисунок цилиндра по памяти без фона, с падающей тенью, А5.

 

1.2. Тема. Тональный рисунок гипсового конуса в вертикальном положении, на сером фоне. 6 часов.

Композиция листа. Радиальное распределение светотени на конусе. Передача материальности, тона предмета. Освещение верхнее боковое. Формат А3. Материал - графитный карандаш.

Самостоятельная работа: тональный рисунок конуса по памяти без фона, с падающей тенью, А5.

Раздел 4.

Тональный длительный рисунок.

4.1. Тема Тональный рисунок драпировки с простыми складками. 8 часов.

Используется белая драпировка с матовой поверхностью, кладётся на куб, формируются складки. По возможности складки закрепить, чтобы в течение выполнения задания они не менялись. Освещение верхнее боковое. Прочитать каждую складку как объёмное тело, выявить гребень складки и её боковые поверхности, показать падающие тени и как они выявляют объём поверхности на которой лежат. Передать разное освещение драпировки на разных гранях куба. В основе передачи объёма складок лежит прочтение их через простые геометрические тела: цилиндр и конус, поэтому при изображении объёма складок используются приёмы передачи объёма цилиндра и конуса. Пространственность постановки. Формат A-3, Материал - графитный карандаш.

Самостоятельная работа: зарисовки висящего на крючке полотенца. Освещение боковое, выявляющее объём.

3.2. Тема. Тональный рисунок натюрморта из предмета быта и драпировки со складками. 10 часов.

Компоновка с краем стола. Лучше взять контрастный по тону предмет (крынку, вазу, чугунок), не мелкий. Складки закрепить на вертикальной поверхности в 2-х точках, дугообразно, сформировать их так, чтобы они читались. Спустить часть драпировки на горизонтальную поверхность. Освещение верхнее боковое, направить так, чтобы выявить объём складок. Грамотно закомпоновать постановку в листе, построить складки драпировки с учётом пространства, ритма и воздушной перспективы. При построении драпировки выявить главные точки формы, их взаимное положение в пространстве, точно прочитать драпировку. Выполнить построение, вылепить объём при помощи светотени. Формат А2. Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: тональные зарисовки висящей на крючке верхней одежды, копии драпировок известных художников.

Раздел 5.

Линейный рисунок

5.1. Тема. Зарисовки фигуры человека. 2 часа. Рисование сидящей фигуры человека. Закрепление знаний об основных пропорциях фигуры человека, посадка, точка опоры. Выразительность линейного наброска при минимальном количестве графических средств. Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал - графитный карандаш.

Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.

 

 

Четвертый год обучения

 I триместр

Раздел 1.

Творческий рисунок.

Создание художественного образа графическими средствами

1.1. Тема. Тематический натюрморт 6 часов.

Тональный рисунок тематического натюрморта (предмет быта простой формы, муляжи овощей и фруктов). Освоение принципов последовательности ведения рисунка, умение доводить рисунок до определенной степени завершенности. Овладение начальными навыками целостного видения натуры. Развитие композиционного мышления, работа над эскизом. Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое. Формат A-3. Материал - графитный карандаш.

Самостоятельная работа: композиционные зарисовки овощей и фруктов.

 

Раздел 2.

Линейно-конструктивный рисунок.

2.1. Тема. Натюрморт из гипсовых геометрических тел с драпировкой.10 часов.

Рисунок натюрморта из двух гипсовых геометрических тел с введением легкого тона (стоящий шестигранник, лежащий конус). Компоновка с краем стола. Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое. Композиция листа. Общая форма натюрморта. Вписывание шестиугольника в окружность. Построение шестигранника через вписывание его цилиндр. Порядок построения шестигранника. Порядок построения лежащего конуса. Введение тона, штрих по направлению поверхности (вертикальные поверхности – введение вертикального штриха, горизонтальные и наклонные – введение штриха по направлению формы). Формат A2. Материал - графитный карандаш.

3. Раздел.

 Линейный рисунок

 

3.1. Тема. Зарисовки фигуры человека в движении. 4 часа.

Ознакомление с основами пластической анатомии, правилами и особенностями линейного рисования человека. Пластика движений. Формат A4. Материал - графитный карандаш (3М-9М).

Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.

 

 II триместр

Раздел 4.

Линейно-конструктивный рисунок

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

РИСУНОК

 

 

Каменск- Уральский

2019 г.


Составитель:       Е.В.Темник преподаватель высшей категории ГБУДСО «КУДХШ № 2 им. В.М. Седова»

 


Структура программы учебного предмета

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

• Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

• Срок реализации учебного предмета;

• Объем учебного времени предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

• Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;

• Форма проведения учебных аудиторных занятий;

• Цель и задачи учебного предмета;

• Обоснование структуры программы учебного предмета;

• Методы обучения;

• Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

 

2.  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

• Учебно-тематический план;

• Годовые требования. Содержание разделов и тем;

 

3.  ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

4.  ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

• Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

• Критерии оценки;

 

5.  МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

• Методические рекомендации преподавателям;

• Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

 

6.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

• Список методической литературы.

• Список учебной литературы.

• Средства обучения.

 

 

     

 

 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

 

 

Программа учебного предмета «Рисунок» разработана с учетом федеральных государственных требований к дополнительной общеразвивающей программе «Изобразительное искусство» на основе:

1) примерной программы по предмету «Рисунок» для детских художественных школ и изобразительных отделений детских школ искусств (Москва, 2003 г.).

 

Рисунок - основа изобразительного искусства, всех его видов. В системе художественного образования рисунок является основополагающим учебным предметом. В образовательном процессе учебные предметы «Рисунок», «Живопись» и «Композиция станковая» дополняют друг друга, изучаются взаимосвязано, что способствует целостному восприятию предметного мира обучающимися.

Учебный предмет «Рисунок» - это определенная система обучения и воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков. Программа по рисунку включает целый ряд теоретических и практических заданий. Эти задания помогают познать и осмыслить окружающий мир, понять закономерность строения форм природы и овладеть навыками графического изображения.

 

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы «Изобразительное искусство» со сроком обучения 4 года реализации учебного предмета «Рисунок» составляет 4 года.

При реализации программы учебного предмета «Рисунок» продолжительность учебных занятий с первого по четвертый классы составляет 33 недели ежегодно.

 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Рисунок» со сроком обучения 4 года составляет 432 часа, в том числе аудиторные занятия - 264 час, самостоятельная работа - 168 часов.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.2.78 (0.186 с.)