Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Правые — левые (процесс — результат, эволюторы — инволюторы)
Правые (процесс, эволюторы):
1. Правые ощущают себя "внутри процесса", они "погружаются" в процесс, как бы становятся его частью. Поэтому с большим трудом, чем левые, занимаются несколькими процессами одновременно. 2. Правые воспринимают процесс как нечто целостное, неразрывное. Склонны не отрываясь доводить процесс до конца, для них тяжело вернуться к оставленному на долгое время процессу (для правого вернуться к процессу, из которого он "выключился", равносильно тому, чтобы начать его заново). 3. Лексика: в речи часто звучит само слово "процесс". "Заканчивать всегда сложно, начинать тоже сложно, а самое сложное — вернуться на середине, если что-то оставлено на долгое время". "Прочитываю книгу вечером до конца главы и еще несколько страниц следующей… Мысль о том, что что-то закончится, приводит в ужас". "Не дай Бог, запустить какой-нибудь пасьянс, "зависну" надолго" (о компьютерной игре). "Трудно заставить себя взяться, а потом как-то само идет".
Левые (результат, инволюторы):
1. Левые ощущают себя "вне процесса", для них ситуация, процесс (то, что они делают) — это нечто внешнее, управляемое со стороны (без "погружения" в него). Поэтому левые сравнительно легко занимаются несколькими делами одновременно, отслеживая начало и конец каждого (легче могут управлять несколькими процессами). 2. Левые склонны подводить промежуточные и окончательные итоги в процессе, ориентируются на результат, то есть на результативное окончание процесса. Испытывают дискомфорт, если дело, в котором они участвуют, не имеет очевидного результата. Это происходит потому, что левые, находясь "вне процесса", сравнительно плохо отслеживают его течение — чтобы оценить состояние процесса, левый и использует промежуточные и окончательные результаты. 3. Лексика: в речи часто звучат слова "начало", "конец", "этап", "промежуток", "результат". "Дело должно быть сделано. Если подведение итогов не может быть окончательным, то должно быть хотя бы промежуточным". "Очень интересно дело завершать и браться за новое дело… Люблю представить хорошо выполненное дело". "Самое страшное — если что-то не закончится никогда". "Чувствую себя жонглером, в руках — несколько процессов. Знаю две точки — начало и конец". "Ну почему ты не можешь одновременно есть и слушать?". Примечания 1. Основное различие между правыми и левыми заключается в восприятии ситуации, процесса, соответственно, "изнутри" и "снаружи" (со стороны), "ориентация" же на процесс либо на результат является вторичным явлением. В частности, для левых подведение результатов, "промежуточных итогов" — инструмент, который они "вынуждены" использовать для того, чтобы ощутить течение процесса. Правые же потому "зависают" в процессе, что не желают "выключаться", терять связь с процессом до его фактического завершения — получения результата. 2. Гипотеза о перфекционизме правых в эксперименте не нашла подтверждения. Вероятнее всего, перфекционизм (стремление довести до идеала) является личной особенностью отдельных людей, не связанной с дихотомическими признаками. Гипотеза В основе данного признака лежат особенности работы внимания как высшей психической функции. Вероятно, у правых сравнительно выше устойчивость и концентрация внимания (способность сохранять сосредоточенность на объекте в течение длительного времени, в том числе при наличии помех). У левых же в большей степени проявляются такие характеристики, как распределение внимания (способность направлять внимание на несколько независимых объектов одновременно) и его переключение (перемещение направленности с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другой).
УСТУПЧИВОСТЬ — УПРЯМСТВО
Уступчивые (экстраверты-логики и интроверты-этики):
1. У уступчивого во "внутреннее пространство" (то есть то, чем уступчивый не может поступиться), очерченное его "личностной границей", попадают ресурсы, а интересы являются объектом для "манипуляций". Интерес возникает, только если он подкреплен соответствующим ресурсом, возможностью. 2. Уступчивый в процессе взаимодействия с другими людьми свободно оперирует своими интересами (готов дать фору, рассмотреть встречные требования, делить свои интересы с кем-то или совместно ими управлять). Четко делит интересы на "свои" и "чужие". 3. Уступчивый начинает "защищаться" при конфликте ресурсов, но не отслеживает угрозы интересам. Если какой-либо человек начинает претендовать на ресурсы уступчивого, вторгаясь тем самым в его "внутреннее пространство", то резкая реакция уступчивого со стороны может показаться неадекватной, даже агрессивной (такая реакция связана с "неприкосновенностью" ресурса). "Дела могут быть своими и других людей, которые "нагружают" тебя ими". "Интересы, если они не могут быть реализованы, со временем перестают быть интересными. Отказываюсь от старых интересов легко". "Пытаюсь ограничивать количество своих дел. Потенциально мне это интересно, но я не буду этим заниматься". "Если я знаю, что я не могу это сделать, я от этого отказываюсь и забываю про это". "Если интерес есть, он, естественно, подкреплен возможностями. Если что-то невозможно — "от Луны не откусишь". Когда люди перечисляют десятки своих интересов, я этого не понимаю… Я четко знаю свои границы".
Упрямые (экстраверты-этики и интроверты-логики):
1. У упрямого во "внутреннее ("неприкосновенное") пространство", очерченное его "личностной границей", попадают интересы, при этом ресурсы становятся объектом "манипулирования". При наличии интереса ресурсы, возможности изыскиваются. 2. Упрямый при взаимодействии с другими людьми свободно оперирует своими ресурсами (может делиться и "меняться" ресурсами, осознанно восполнять их и тратить). Четко осознает разделение ресурсов на свои и чужие. 3. Упрямый начинает "защищаться" при вторжении в сферу его интересов, при этом не отслеживает угрозы ресурсам. Если кто-либо пытается навязать упрямому свои интересы, вторгаясь тем самым в его внутреннее пространство, то реакция упрямого будет достаточно резкой (такая реакция появляется, если чужой интерес не становится личным интересом упрямого). "Я свои любимые дела не бросаю. Буду делать за счет сна, еды…". "Я не откажусь, разумеется… Я склонен дожимать ситуацию до конца". "У меня такие интересы, от которых я не могу отказаться под страхом разрушения, краха своей личности". "Интересы на пределе физических возможностей. Когда эти самые физические возможности покажут предел — отказываюсь (то есть только в крайнем случае)… Откладываю до момента, когда будет хватать ресурса". "Не могу упускать свои интересы, хотя ресурсов уже и не хватает…". Примечание Ключевыми для данного признака являются понятия "внутреннее пространство", ресурсы (это то, чем мы располагаем) и личные интересы (имеется в виду не чувство интереса к чему-либо (заинтересованность), а то, что мы на себя берем, те занятия, которые нам интересны и за которые мы чувствуем личную ответственность). "Внутреннее пространство" — это то, что человек воспринимает как неотъемлемую часть себя, не может этим поступиться и обороняет, оберегает в случае претензий, вторжения со стороны. У уступчивых в это пространство попадают ресурсы, а у упрямых — интересы. Соответственно, уступчивые "манипулируют" интересами (свободно варьируют их, подстраивают под имеющиеся ресурсы), а упрямые — ресурсами (изыскивают под появившиеся интересы).
|