Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расчет точки безубыточности аналитическим и графическим методами

Поиск

Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не при­носит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходи­ма для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет прино­сить прибыль предприятию.

Безубыточный объем продаж – такой объем продаж, при котором доход от реализации продукции равен расходам (точка безубыточности, порог рентабельности, точка окупаемости затрат).

Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции – зона безопасности (зона прибыли). Она показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

Чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия. Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия, определять и ана­лизировать которые должен уметь каждый бухгалтер, эконо­мист, менеджер.

Для определения уровня данных показателей используются аналитический и графический методы.

Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и ее себестоимостью графически можно представить следующим образом:


 

 

Рис.1. Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и ее себестоимостью 

 

График достижения безубыточности представляет собой схему, показывающую влияние на прибыль объемов производства, продажной цены и себестоимости продукции с разбивкой на условно-постоянные и условно-переменные издержки.

Издержки-затраты ресурсов, выраженные в денежной форме.

По отношению к изменению объема производства затраты де­лятся на переменные и условно-постоянные (пропорциональ­ные и непропорциональные, зависящие и независящие от объема производства). Сущность данной группировки состоит в том, что с ростом объема производства одни затраты увеличиваются, а другие — не изменяются или изменяются не­значительно.

Переменными являются затраты, величина которых находится в Определенной прямой пропорциональной зависимости от изме­нения объема производства. К ним относят затраты на сырье; топливо и энергию на технологические цели, оплату труда основ­ных производственных рабочих..

Условно-постоянные — это затраты, величина которых не изменя­ется в зависимости от роста объема производства или изменяется незначительно. Как правило, эти затраты непосредственно не связаны с изготовлением продукции и представляют собой расходы на обслуживание производства и управление. Они должны быть оплачены даже если предприятие не производит продукцию. Они включают: общепроизводственные расходы, кроме расходов на содержание и эксплуатацию машин; общехозяйственные – за исключением налогов, отчислений и платежей; коммерческие – кроме расходов на тару, упаковку, и транспортировку продукции (амортизация, аренда зданий и оборудования, страховые взносы, оплата труда управленческого персонала). Отметим, что условно-постоянные затраты могут быть постоянными до известных границ изменения объема производства. При значительном росте или уменьшении объема выпуска продукции они также изменяются.

Данная группировка затрат позволяет определить взаимосвязь между использованием производственных мощностей, трудовых и материальных ресурсов и соответствующими расходами и, в конечном итоге, установить оптимальное соотношение между объемом выпускаемой продукции и издержками.                         

В точке безубыточности достигается равновесие между доходами и расходами от основной деятельности. Если предприниматель сможет реализовать продукции больше этого уровня, то получит чистую прибыль, если меньше, то понесет убытки.

Для построения графика надо знать постоянные и переменные издержки, объем продаж, отношение переменных издержек к объему выпуска, объем выпуска и общий объем сбыта. С помощью этого графика можно найти так называемую точку безубыточности, т.е. тот объем производства, при котором линия, показывающая изменение выручки от реализации (при данном уровне цен реализации (при данном уровне цен), пересекается с линией, показывающей изменение себестоимости продукции. Очевидно, что при этом объеме производства будет, наконец, достигнута безубыточность производства, и дальнейшее увеличение объемов приведет к появлению прибыли.

Рассчитать точку безубыточности в натуральном выражении можно по следующей формуле:

 

BEP=FC/(P-AVC)                                                          (1)

 

В данном случае по итогам расчета получится критический объем продаж в натуральном выражении.

Для того чтобы рассчитать точку безубыточности в денежном выражении, необходимо использовать следующие показатели:

· Постоянные затраты (FC – fixed cost);

· Выручка (доходы) (TR– totalrevnue) или цена (P — price);

· Переменные затраты на объем (VC – variablecost) или переменные затраты на единицу продукции (AVC – average variable cost).

Маржинальный доход (MR– marginalrevenue) находится как разница между выручкой и переменными затратами.

 

MR=TR-VC                                                               (2)

 

Так как выручка на единицу продукции – это цена (P=TR/Q, где Q– это объем продаж), можно рассчитать маржинальный доход как разницу между ценой и переменными затратами на единицу продукции:

 

MR=P-AVC                                                             (3)

 

Коэффициент маржинального дохода рассчитается по следующей формуле:

 

КMR=MR/TR                                                           (4)

 

или (если MRрассчитывается исходя из цены):

 

KMR=MR/P                                                             (5)

 

Обе описанные выше формулы для расчета коэффициента маржинального дохода приведут к одному результату.

Точка безубыточности в денежном выражении (этот показатель также называют «порог рентабельности») рассчитывает по следующей формуле:

 

BEP=FC/KMR                                                                                        (6)

 

В данном случае по итогам расчета получится критическая сумма выручки, при которой прибыль будет равна нулю.

Решение типовой задачи

Цена изделия равна 400 рублей. Переменные и постоянные затраты отражены в таблице. Определить точку безубыточности в натуральном выражении.

Постоянные издержки организации Величина, руб. Переменные на единицу продукции Величина, руб. Объем производства, шт.
общезаводские расходы 80 000 затраты на материалы (на весь объем производства) 150 000

1000

амортизационные отчисления 100 000 затраты на полуфабрикаты (на весь объем производства) 90 000
заработная плата АУП 100 000 заработная плата основных рабочих 60 000
затраты на коммунальные услуги 20 000 отчисления с заработной платы (34,6% от заработной платы) 20 760
Итого 300 000 - 320 760 1000

Для определения точки безубыточности в натуральном выражении используем формулу 1:

 

BEP=FC/(P-AVC)

 

Точка безубыточности будет равна:

 

BEP=300000/(400-320,76)=3786 шт.

 

Ответ: предприятию необходимо произвести 3786 штук, чтобы сработать без убытков. Превышение данного объема производства и продаж приведет к получению прибыли.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.241.191 (0.005 с.)