Луганской народной республики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Луганской народной республики



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И МОЛОДЕЖИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОУК ЛНР «ЛУГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ ИМЕНИ М. МАТУСОВСКОГО»

КАК ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ И ЗАЩИТИТЬ РЕФЕРАТ ПО ФИЗИКЕ

 

Методически указания  

для студентов колледжей

 

Составитель Н. С. Ищенко

УТВЕРЖДЕНО

на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин

 (протокол № 5  от 19.12.2018 г)

УТВЕРЖДЕНО

на заседании учебно-методической комиссии

(протокол № 5 от  9.01.2019 г)

Луганск

2019

УДК 377.6

ББК 74.57

И 98

Рецензенты:

Е. В. Наталуха,

преподаватель высшей категории, заместитель директора Колледжа Луганской государственной академии культуры и искусств

имени М. Матусовского;

А. В. Грицких,

старший преподаватель кафедры физики и нанотехнологий Луганского национального университета имени Тараса Шевченко.

И 98 Ищенко Н. С. Как правильно написать и защитить реферат по физике: метод. рекомендации для студ. колледжей / Нина Сергеевна Ищенко; Луганская государственная академия культуры и искусств имени М. Матусовского. – Луганск: Изд-во ЛГАКИ имени М. Матусовского, 2019. –  21 с.

Методические рекомендации помогут студентам правильно организовать самостоятельную работу, в ходе которой формируется умение находить нужную информацию, выделять главное, составлять структурированный текст по теме, а также грамотно сделать доклад по физике.

Предназначены для студентов колледжей, которые изучают школьный курс физики в рамках подготовки специалистов среднего звена.

УДК 377.6

ББК 74.57

© Ищенко Н. С., составитель, 2019

© Луганская государственная академия культуры и искусств имени М. Матусовского, 2019


Как написать реферат

 

1. Для начала вам нужно выбрать интересную вам тему из списка тем в Приложении  1 в конце этой книги.

 

2. После этого вы должны почитать что-нибудь по выбранной теме.

Не ограничивайтесь википедией, хоть это и легче всего! Пройдите по ссылкам, зайдите на другие сайты, почитайте учебники, научно-популярную литературу. Используйте ресурсы «Это физика» (ссылка http://www.its-physics.org), «Открытая физика» (ссылка http://www.physics.ru), а также литературу по физике из Приложения 2 в конце этой книги.

 

3. Составьте план реферата и пишите текст по плану.

В каждом реферате должно быть введение и заключение (каждое занимает один абзац) и три или четыре вопроса по содержанию. В этих вопросах освещается история открытия, в чем его суть открытия, как оно применяется, какую пользу приносит людям. Если ваш реферат посвящен ученому, в основных вопросах должно быть написано о его биографии, его главных открытиях, как они были восприняты в его время, насколько они важны для современной науки и техники.

 

4. Чтобы разбираться в физике, нужно знать греческий алфавит.

Физика как наука возникла в Древней Греции, когда в IV веке до нашей эры Аристотель написал труд в восьми книгах «Физика». Слово «физика» означает на греческом «природа». Многие другие термины физики пришли из греческого языка. Даже в наше время, когда греческий давно стал мертвым языком, для названия новых явлений ученые использовали греческие слова. Так, английский астроном Локьер в 1870 году назвал гелием газ, который он обнаружил на Солнце. Это название создано из греческого слова ἥλιος, которое читается «гелиос» и означает Солнце. В фильме «Прибытие», который вышел в 2016 году, ученые называют семиногих инопланетян гептаподами. Это слово образовано из двух греческих: επτά – семь и πόδι – нога.

Многие величины в физике называются греческими буквами: ρ – читается «ро», обозначает плотность, η – читается «эта», обозначает коэффициент полезного действия, и так далее. Поэтому при написании реферата вы можете встретить греческие слова и буквы. Чтобы их правильно читать, используйте греческий алфавит из Приложения 3.

 

5. Знайте кратные и дольные величины! Сколько это – 5 мегапаскаль? 3 наносекунды?

В физике часто используются кратные и дольные величины. Некоторые вы знаете:

килограмм – кратная величина от грамма (1 килограмм = 1000 грамм);

миллиметр – дольная величина от метра (1 миллиметр = 0,001 метра).

Чтобы правильно читать и употреблять кратные и дольные величины, используйте таблицу приставок для образования десятичных кратных и дольных единиц в Приложении 4.

 

6. Титульный лист реферата оформляйте так, как показано в Приложении 5.

 

7. При написании реферата выполняйте такие технические требования:

 

1) объём реферата 10–12 страниц машинописного текста

2) шрифт Times New Roman 14

3) интервал 1,5

4) выравнивание по ширине

5) сквозная нумерация страниц

6) сквозная нумерация рисунков

7) сквозная нумерация формул

8) обязательно список литературы – минимум три источника.

 

Если вам все понятно, и вы можете выполнить все эти требования, дальше можете не читать, переходите к последнему пункту рекомендаций «Как написать реферат».  Если возникают вопросы, используйте подсказки и разъяснения ниже по каждому пункту:

 

2) Шрифт Times New Roman 14 – выставляется в Ворде на вкладке Главная, как показано на рисунке 1:

Рис. 1

3) Интервал 1,5 – выставляется в Ворде на вкладке Главная как показано на рисунке 2:

Рис. 2

4) Выравнивание по ширине – нет рваному краю!

В документах Ворд по умолчанию стоит выравнивание по левому краю. Это значит, что левый край ровный, а правый рваный. Посмотрите неправильный и правильный вариант оформления на рисунке 3:

Рваный край: Ровный край:

Рис. 3

Чтобы убрать рваный край, нужно выделить текст (клавиши Ctrl A) и на вкладке Главная нажать «Выравнивание по ширине», как показано на рисунке 4:

Рис. 4

5) Сквозная нумерация страниц означает, что титульный лист не нумеруется, все страницы нумеруются от второй до последней.

 

6) Сквозная нумерация рисунков.

Если вы копируете рисунки из разных источников, у них может быть разная нумерация. Рисунки в вашем реферате не должны нумероваться рис. 8, рис. 11.2, рис. 114. Они должны нумероваться рис. 1, рис. 2, рис. 3. Неправильные номера можно стереть в программах Paint, Photoshop, CorelDraw.

 

7) Сквозная нумерация формул является проблемой, если вы копируете формулы из разных книг, или из одной, но такой, где есть своя нумерация формул. Например, ваша тема – черные дыры. Вы нашли отличную книгу астронома Климишина, где есть все, что вам нужно:

У Климишина это четвертый раздел, потому все формулы нумеруются, начиная с четверки. Кроме того, он еще до этого разбирает какой-то вопрос, и у него нужные вам формулы – седьмая, восьмая и девятая. У вас они должны быть 1, 2 и 3. Неправильные номера можно стереть в программах Paint, Photoshop, CorelDraw. Правильные написать в текстовом редакторе или от руки в распечатанном тексте.

 

8) Обязательно список литературы – минимум три источника.

В списке литературы нужно указывать все источники, которыми вы пользовались, включая интернет. Любая информацию, которую вы нашли, размещена в книге или на каком-то сайте. Вы должны указать книгу или сайт.

 

Пример оформления списка литературы:

1. Пискунов Н. С. Дифференциальное и интегральное исчисление. Учебник для втузов. В 2-х т. – М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы. – 1985.

2. Савельев И. В. Курс общей физики. Учеб. пособие для вузов. В 3 т. – М.: Наука, 1995. – Т. 1. – 432 с.

3. Соколовский Ю. И. Теория относительности в элементарном изложении. М.: Наука, 1964. – 160 с.

4. Трофимова Т. И. Курс физики: Учебник для студ. Вузов. – М.: Высш. шк., 1985. – 432 с.

5. Гармонические колебания [Электронный ресурс] // Это Физика. – Режим доступа: http://www.its-physics.org/garmonicheskie-kolebaniya

6. Основные понятия кинематики [Электронный ресурс] // Открытая физика. – Режим доступа: http://www.physics.ru/textbook/chapter1/section/paragraph1/

8. Если у вас в общежитии нет компьютера, вы не можете распечатать реферат, у вас сломалась флешка или вас исключили из городских библиотек (все они сейчас с компьютерами и интернетом), то помните – вы не первые студенты на планете Земля! Высшие учебные заведения существуют в России триста лет, а компьютеры пришли в нашу жизнь лишь двадцать лет назад. Как же до этого студенты писали рефераты? Правильно – ручкой на бумаге. Так и поступайте, требования те же, работа будет зачтена:)

 

Как защитить реферат

Защитить реферат значит сделать доклад по вашей теме. Доклад длится 3-5 минут, после доклада слушатели будут задавать вам вопросы по вашему выступлению. Чтобы хорошо выступить и правильно ответить на вопросы, имейте в виду следующее.

Защита реферата отличается от его написания. Вы пишете реферат для преподавателя, который знает вашу тему намного лучше вас и ничего нового для себя из вашего реферата не узнает. Доклад вы делаете для однокурсников, которые по вашей теме не знают ничего, потому что каждый готовил свою тему и не читал чужую. Для ваших однокурсников всё, что вы скажете, будет новым и незнакомым. Постарайтесь сделать так, чтобы ваше выступление было также интересным и полезным. Для этого нужно выполнить такие рекомендации:

 

1. Готовьте доклад заранее отдельно от реферата!

Ваш доклад – это выступление перед публикой. К такому выступлению нужно готовиться. Когда актер выходит петь на сцену, он не ищет по тетрадкам, что же он должен говорить, он знает текст наизусть. Так же должен действовать и докладчик.

Помните, что страница текста А4, прочитанная спокойно и не спеша, занимает три-пять минут времени. Чтобы сделать доклад на три минуты, вы должны прочитать текст на целую страницу А4. Этот текст вы должны приготовить дома, а не выискивать на занятии среди распадающихся листов реферата, что же вам еще нужно сказать.

 

2. Составные части, которые должен содержать ваш доклад:

1) Актуальность: напишите одним предложением, почему ваша тема интересна окружающим. Не нужно писать сложно, напишите своими словами, как вы сами поняли после чтения литературы по теме – почему ваши однокурсники должны потратить пять минут своего времени, чтобы узнать об Александре Степановиче Попове, великом русском физике?

2) Основное содержание: используйте план реферата, и по каждому пункту плана напишите один абзац, выделяя самое главное и самое интересное.

3) Используйте иллюстрации, плакаты, таблицы, если они вам нужны. Можете сделать презентацию на компьютере и попросить преподавателя подготовить с вами демонстрацию.

 

3. Не употребляйте слов, значения которых вы не знаете, даже если это научные термины и звучат они очень солидно.

Во-первых, в незнакомом слове вы можете неправильно поставить ударение или перепутать буквы, а в аудитории есть как минимум один человек (преподаватель), который умеет произносить это слово правильно. В результате вы будете выглядеть глупо, а зачем вам это нужно?

Во-вторых, если вы готовились по своей теме, читали литературу, и не знаете, что такое аксиальная симметрия или терраморфные планеты, то ваши однокурсники и подавно этого не знают. А слова, значения которых никто не знает, не несут никаких полезных знаний. Вы с таким же успехом вместо научного термина могли бы произносить «абабагаламага» – ваши однокурсники извлекут из этого ровно столько же информации. Не превращайте свой доклад в сплошную абабагаламагу!

Для этого или выясните, что такое терраморфные планеты (это не так сложно, как кажется) и замените непонятное словосочетание понятным («планеты, похожие на Землю»), или не говорите об этом вовсе.

 

4. Нет общим фразам, говорите о конкретных фактах!

Неправильно: «Галилео Галилей – великий физик, который сделал значительные открытия в оптике и астрономии».

Почему: если бы Галилей не был великим физиком, мы бы о нем не говорили четыреста лет спустя; какие конкретно открытия он сделал, вы так и не сказали. Вы потратили время своих слушателей и не сообщили им ничего нового!

Правильно: «Галилео Галилей – итальянский физик XVII-го века, который изобрел телескоп и открыл спутники Юпитера».

Почему: вы рассказали, где и когда работал Галилей, и сообщили, что конкретно он сделал в физике. Слушатели знают, что такое телескоп, и знают, что в Солнечной системе есть планета Юпитер. Теперь благодаря вам они также знают, как с этим связан Галилей.

 

5. Вы уже выслушали в своей жизни немалое количество выступлений и докладов, и знаете, какими скучными они бывают и как не надо делать.

Не надо запинаться, бормотать себе под нос, читать по бумажке, ронять свои бумаги, употреблять сложные запутанные выражения.

Надо говорить разборчиво, уверенно и понятно.

Подумайте над своим докладом и сделайте его интересным!


Приложение 1

Темы рефератов по физике

1. Александр Григорьевич Столетов – русский физик.

2. Александр Степанович Попов – русский ученый, изобретатель радио.

3. Альтернативная энергетика.

4. Акустические свойства полупроводников.

5. Андре Мари Ампер – основоположник электродинамики.

6. Асинхронный двигатель.

7. Астероиды.

8. Астрономия наших дней.

9. Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов.

10. Бесконтактные методы контроля температуры.

11. Биполярные транзисторы.

12. Борис Семенович Якоби – физик и изобретатель.

13. Величайшие открытия физики.

14. Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека.

15. Влияние дефектов на физические свойства кристаллов.

16. Вселенная и темная материя.

17. Галилео Галилей – основатель точного естествознания.

18. Голография и ее применение.

19. Движение тела переменной массы.

20. Дифракция в нашей жизни.

21. Жидкие кристаллы.

22. Законы Кирхгофа для электрической цепи.

23. Законы сохранения в механике.

24. Значение открытий Галилея.

25. Игорь Васильевич Курчатов – физик, организатор атомной науки и техники.

26. Исаак Ньютон – создатель классической физики.

27. Использование электроэнергии в транспорте.

28. Классификация и характеристики элементарных частиц.

29. Конструкционная прочность материала и ее связь со структурой.

30. Конструкция и виды лазеров.

31. Криоэлектроника (микроэлектроника и холод).

32. Лазерные технологии и их использование.

33. Леонардо да Винчи – ученый и изобретатель.

34. Магнитные измерения (принципы построения приборов, способы измерения магнитного потока, магнитной индукции).

35. Майкл Фарадей – создатель учения об электромагнитном поле.

36. Макс Планк.

37. Метод меченых атомов.

38. Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц.

39. Методы определения плотности.

40. Михаил Васильевич Ломоносов – ученый энциклопедист.

41. Модели атома. Опыт Резерфорда.

42. Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов.

43. Молния — газовый разряд в природных условиях.

44. Нанотехнология – междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники.

45. Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия.

46. Николай Коперник – создатель гелиоцентрической системы мира.

47. Нильс Бор – один из создателей современной физики.

48. Нуклеосинтез во Вселенной.

49. Объяснение фотосинтеза с точки зрения физики.

50. Оптические явления в природе.

51. Открытие и применение высокотемпературной сверхпроводимости.

52. Переменный электрический ток и его применение.

53. Плазма – четвертое состояние вещества.

54. Планеты Солнечной системы.

55. Полупроводниковые датчики температуры.

56. Применение жидких кристаллов в промышленности.

57. Применение ядерных реакторов.

58. Природа ферромагнетизма.

59. Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин.

60. Производство и передача электроэнергии.

61. Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин.

62. Производство, передача и использование электроэнергии.

63. Происхождение Солнечной системы.

64. Пьезоэлектрический эффект, его применение.

65. Развитие средств связи и радио.

66. Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины.

67. Реликтовое излучение.

68. Рентгеновские лучи. История открытия. Применение.

69. Рождение и эволюция звезд.

70. Роль К.Э. Циолковского в развитии космонавтики.

71. Свет – электромагнитная волна.

72. Сергей Павлович Королев – конструктор и организатор производства ракетно-космической техники.

73. Силы трения.

74. Современная спутниковая связь.

75. Современная физическая картина мира.

76. Современные средства связи.

77. Солнце – источник жизни на Земле.

78. Трансформаторы.

79. Ультразвук (получение, свойства, применение).

80. Управляемый термоядерный синтез.

81. Ускорители заряженных частиц.

82. Физика и музыка.

83. Физические свойства атмосферы.

84. Фотоэлементы.

85. Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта.

86. Ханс Кристиан Эрстед – основоположник электромагнетизма.

87. Черные дыры.

88. Шкала электромагнитных волн.

89. Экологические проблемы и возможные пути их решения.

90. Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость.

91. Эмилий Христианович Ленц – русский физик.


Приложение 2

Литература по физике

1. Маковецкий П. В. Смотри в корень! – М.: Наука, 1976. – 448 с.

2. Перельман Я. И. Занимательная физика. Кн. 1 и 2. – М.: СЭКЭО, 2016. – 448 с.

3. Соколовский Ю. И. Теория относительности в элементарном изложении. – М.: Наука, 1964. – 198 с.

4. Тарасов Л. В. Физика в природе. – М.: Просвещение, 1988. – 352 с.

5. Хокинг С. Краткая история времени. – М.: АСТ, 2017. – 232 с.


Приложение 3

Греческий алфавит

Примечание: русская азбука изобретена Кириллом и Мефодием в IX веке на основе греческой, поэтому если какая-то греческая буква похожа на русскую, скорее всего она читается так же, как и русская. Если первый взгляд не помогает, смотрим произношение буквы в четвертом и последнем столбцах.

Поскольку греческий язык существует на две тысячи лет дольше русского, произношение разных букв в нем менялось в течение этого времени. Самые важное изменение – буква фита (тэта), которая в разное время произносилась и как «ф», и как «т»; буква вита (бэта) произносилась как «б» и как «в». Чтобы понять греческое слово, пробуйте оба варианта.

Еще одно важное замечание: в греческом один звук может обозначаться двумя буквами:

звук «о» – о (омикрон) и ω (омега)

звук «и» – υ (ипсилон) и ι (йота)

звук «э» – ε (эпсилон) и η (эта)

звук «т» – τ (тау) и θ (тэта).

А теперь прочитайте греческие слова и скажите, что они означают:

βιβλιοθηκα, φιλοσοφια, γεωμετρια, αστρονομια, Αλεξανδρος, κόσμος, πραξισ, θεωρια, Βασίλισσα.

 


Приложение 4

 

Таблица приставок для образования десятичных кратных и дольных единиц

 

Примечание: как пользоваться таблицей, пример.

Если вам дана величина в кратных или дольных единицах, вы должны умножить данное вам число на множитель из последнего стобца. Например, дано давление 5 МПа. Находите в таблице множитель, который соответствует приставке М. Эта приставка читается как «мега» (словами «мегапаскаль»), ей соответсвует множитель 106. Данное вам число 5 вы должны умножить на 106. Тогда вы получите

5 МПА (читаем «5 мегапаскаль») = 5·106 Па = 5 000 000 Па = 5 миллионов Паскаль

 


Приложение 5

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И МОЛОДЕЖИ

ГОУК ЛНР «ЛУГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

РЕФЕРАТ

 

Ивановой Иванны Ивановны

 

Преподаватель:                               

Ищенко Н. С.

«______»__________20_____г. 

___________________________

                (подпись)               

 

Студент

____________________________

(Ф.И.О., подпись)

«______» ____________ 20____ г.

 

 

Луганск

2019

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И МОЛОДЕЖИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОУК ЛНР «ЛУГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.143 с.)