Активизация развернутой речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Активизация развернутой речи



«Посмотри, подробнее расскажи.

Оборудование. Красивая коробка с сюжетными картинками.

Логопед достает по одной картинке, показывает их детям и говорит: «Кто придумает предложение по этой картинке? (Бабочка села на цветок.) А кто скажет лучше, подробней? (Красивая бабочка сидит на душистом цветке.) Картинку в награду получает тот, кто придумал и правильно произнес наиболее распространенное предложение. В конце игры дети подсчитывают выигранные картинки.

 

«Живая игрушка».

Оборудование. Красивая «волшебная» палочка; игрушки, изображающие людей, животных; кукольная мебель, посуда...

Логопед. Ребята, вы знаете, что в сказках оживают игрушки. У меня «волшебная» палочка. Смотрите (дотрагивается до куклы), кукла Зоя ожидает! Она встала с кроватки. Теперь Зоя делает зарядку. (Показывает, как кукла поднимает руки.) Кто хочет дальше показать и сказать, что делает «живая» игрушка?

Дети по очереди изображают и называют разные действия «живых» игрушек. Пользуются распространенными предложениями. (Например, ребенок говорит: «Вот бежит собачка. Она хочет погулять с Зоей».) Логопед отмечает тех, кто интересно играл с «живыми» игрушками и понятно, спокойно произносил полные предложения.

 

 

 

Самостоятельная речь

Сюжетно – ролевая игра «Почта».

Подготовка к игре. На предшествующем игре занятии логопед предлагает родителям совершить с детьми экскурсию на почту, купить там конверты, марки, открытки, почтовую бумагу и показать, как там работают люди. На следующем занятии дети рассказывают о посещении почты.

Оборудование. Набор сюжетных картинок, которые во время игры в «Почту» будут служить письмами. Набор одинаковых маленьких предметных картинок в трех экземплярах, которые будут обозначать адреса на домиках и конвертах. Почтовый ящик, почтовая сумка для почтальона, конверты, вывеска «Почта».

Роли. Работник почты, почтальон, заведующий почтой, адресаты.

Сюжет игры. Логопед. Ребята, подумайте, если вы живете далеко друг от друга, как можно сообщить своим друзьям о разных интересных делах? Например, Наташа набрала целую корзину белых грибов. Как она об этом расскажет своей подруге Лене, которая живет в другом городе?

Дети. Можно по телефону.

Логопед. А если нет телефона?

Дети. Тогда можно написать письмо.

Логопед. Поиграем в почту. Вы уже знаете, кто и как трудится на почте. Пошлем друг другу письма. В этих конвертах есть картинки. Они и будут нашими письмами. Прочесть письмо – значит придумать рассказ по этой картинке. Адрес обозначим такой же картинкой, какая прикреплена к вашему домику.

 

Ход игры.

У каждого играющего свой домик – стульчик, на котором он сидит. У каждого домика свой адрес – прикрепленные к стульчикам картинки: «Вишенка», «Теремок», «Избушка», «Яблонька», «Ко-раблик», «Елочки» и т. д.

Оборудуется также почтовое отделение. Над детским столиком укрепляется вывеска «Почта», на столе раскладываются конверты и маленькие предметные картинки, дополнительные экземпляры к адресам, укрепленным на домиках, и сюжетные картинки. На стульчике, обозначающем дверь почтового отделения, укрепляется почтовый ящик и вывешивается табличка «Закрыто» или «Открыто».

У работника почты играющие покупают конверты и картинки, обозначающие адреса отправителя и получателя. Затем выбирают сюжетную картинку, которая будет обозначать письмо, и идут к себе домой писать письмо. Они наклеивают или прикрепляют скрепкой на конверт две предметные картинки: одна – адрес получателя, другая – адрес отправителя; кладут в конверт сюжетную картинку – письмо и опускают в почтовый ящик. Почтовый работник вынимает письма из почтового ящика в специальный мешок и относит или отвозит их на машине в почтовое Отделение. Там письма вручают почтальону, который кладет их в почтовую сумку и разносит по адресам. Адресаты читают письма вслух, т. е. составляют рассказ по сюжетной картинке, вложенной в конверт. Заведующий почтой (логопед) своими вопросами помогает играющим организовать общение в процессе игры и подсказывает действия.

Логопед.

Мы сегодня так играем:

Письма пишем, отправляем.

Логопед. Вот почта города Солнечного. (Прикрепляет вывеску «Почта».) На почте работают очень дисциплинированные работники, которые умеют четко и ясно отвечать. (Назначаются работники почты, выясняется, что они будут делать.)

 

Почтовый работник. Я буду продавать конверты, бумагу, марки.

Почтальон. А я разнесу письма по адресам.

Заведующий почтой. Открывайте почтовое отделение.

Примерный диалог

Житель города. У вас есть конверты?

Почтовый работник. Вот, пожалуйста.

Житель города. Сколько стоит конверт?

Почтовый работник. Шесть копеек.

Житель города. Вот, пожалуйста, двадцать копеек. Дайте мне два конверта.

(Почтовый работник берет деньги и подает конверты.)

Житель города. Покажите, какие у вас есть марки.

Почтовый работник показывает марки – предметные картинки, житель города выбирает необходимые ему марки.

Житель города. Сколько стоят марки «Вишенка» и «Кораблик»?

Почтовый работник. Каждая марка стоит пять копеек.

Житель города. Я возьму вот эти. Сколько мне нужно заплатить?

Почтовый работник. Платите десять копеек.

Житель города расплачивается, выбирает сюжетную картинку для письма и идет домой. Так каждый покупает все необходимое для письма. Затем дети по очереди сообщают, кому и по какому адресу посылают свои письма. Например: «Я написал письмо Вове. Его адрес — «Кораблик». А мой — «Теремок». Вверху конверта я приклеил адрес Вовы — «Кораблик», а внизу конверта мой адрес — «Теремок». Сейчас я опущу письмо в почтовый ящик». Когда все дети опустили свои письма в ящик, заведующий почтой (логопед) обращается к работнику почты.

Заведующий почтой. Почтовый ящик переполнен. Надо взять почтовый мешок и привезти все письма на почту.

Почтовый работник. Вот мешок для писем. Я еду на почтовой машине за письмами. (Почтовый работник кладет на машину мешок и везет его к почтовому ящику, если ящик укреплен в дру-гом конце комнаты. Отодвигает дно ящика и вынимает письма, складывает их в мешок и везет в почтовое отделение.) Я привез письма.

 

Заведующий почтой. Хорошо. Отдайте письма почтальону. (Обращается к почтальону.) Вы все письма положили в сумку?

Почтальон. Да, я все письма положил (а) в почтовую сумку. А сейчас разнесу письма по адресам.

Почтальон совершает круг по кабинету, а дети хором говорят:

Почтальон идет туда,
Почтальон идет сюда.
Постучит и тут, и там.

Принесет письмо и нам.

Почтальон подходит к одному домику и стучит.

Примерный диалог почтальона и адресата

Адресат. Кто там?

Почтальон. Я, почтальон. Принес вам письмо.

Адресат. Откуда?

Почтальон. С улицы Фруктовой.

Адресат. Я очень рад. Дайте скорее, пожалуйста.

Почтальон. Вот ваше письмо.

Адресат. Спасибо.

Почтальон. Пойду дальше разносить письма.

Адресат. До свидания. (Достает письмо из конверта и читает, т. е. рассказывает по сюжетной, картинке.)

Например, картинка, на ней изображено «Два мальчика поймали окуней и леща».

Примерный рассказ: мой друг Слава пишет, что он ходил с младшим братом Ваней на рыбалку. Был теплый летний день. Тихо. Рыба хорошо клевала. Они поймали двух Окуней и леща. Братья были рады. Слава приглашает меня пойти с ними на рыбалку.

В конце игры логопед одобряет речь детей, отмечает, кто как справился со своей ролью.

 

 

Вопросно – ответная речь

«Строим город».

 

Группа детей располагается вокруг стола и во время игры отвечает на вопросы логопеда. Логопед достает ящик со строительным материалом.

Логопед. Что это?

Ребенок. Ящик. (Строительный набор.)

Логопед. А что внутри? (Отодвигает крышку.)

Ребенок. Кубики.

Логопед. Как называется эта фигура?

Ребенок. Кубик.

Логопед. Какого он цвета?

Ребенок. Желтый.

Логопед. Как называется эта фигура?

Ребенок. Пластина. Прямоугольник.

Дети рассматривают и называют все детали строителя. Логопед подсказывает неизвестные детям слова (призма, цилиндр и т.д.).

Логопед. Что можно построить из этих кубиков?

Ребенок. Домик. Башню.

Логопед. Игорь, что ты хочешь построить?

Ребенок. Машину.

Логопед. Что ты возьмешь сначала?

 

Ребенок. Кубик.

Логопед. Какого он цвета?

Ребенок. Синего.

Логопед. Что это будет?

Ребенок. Кабина...

Дети строят разные домики, машины, располагая их так, чтобы па столе возникли улицы игрушечного города. Во время игры продолжается беседа. Вначале вопросы задает только логопед, а затем по образцу, данному логопедом, дети задают вопросы друг другу. При завершении игры логопед отмечает тех, кто хорошо строил и красиво говорил.

 

Сопряженная речь

Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
А работы не нашел -
Сам заплакал и пошел.

Собирала белка шишки,

Для енота и для мышки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Найду шишку я опять.

Три еноту и три мышке,

Остальные кому шишки?

 

Дождик, дождик не дожди,
Дождик, дождик подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому

Мышка весело жила,
На пуху в углу спала,
Ела мышка хлеб и сало,
Но все мышке было мало.

 

 

Полусопряженная речь



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.026 с.)