О связи йоги и гипнотических явлений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О связи йоги и гипнотических явлений



Раджа йога

Искусство самоконтроля

 Книга содержит уникальный взгляд на следующие вопросы:  
Ø Как научиться контролю психики? Ø Как преодолеть боль без лекарств? Ø Как перестать испытывать страдание? Ø Как достичь душевного равновесия? Ø Как расширить границы возможного для человека? Ø Как избавиться от вредных привычек?
  • основывается на научных фактах
  • написана в рамках материалистического мировоззрения
  • сочетает мудрость древних и современные научные знания

2010


Оглавление

Предисловие. 3

О связи йоги и гипнотических явлений. 4

Об общности йогической и буддийской медитативных традиций. 6

Общие сведения о системе йоги. 8

О медитации в системе раджа-йоги. 10

О приобретаемых практикой раджа-йоги способностях. 12

Об упражнениях в медитации. 15

Приложение 1. Йога – Сутра Патанджали. 16

О роли сосредоточения. 16

О достижении сосредоточения. 19

О приобретаемых способностях. 21

Об освобождении сознания. 24

Приложение 2. Люди-феномены.. 27

Список рекомендуемой литературы: 28


«Ад и рай - в небесах», - утверждают ханжи,

Я, в себя заглянув, убедился во лжи:

Ад и рай - не круги во дворце мирозданья,

Ад и рай - это две половины души.

Омар Хайям

 

"Ибо какая польза человеку,

если он приобретет весь мир,

а душе своей повредит?»

Марк, гл.8

 

«Кто обладает сильной душой, тот и страдает сильнее других. Но страдание ведет к высотам и весь мир благодаря ему становится лучше. Только, как и всё в жизни, страдание должно иметь меру, иначе оно обратится гибелью души и станет источником зла. Сейчас нет меры страдания в этом мире и зло торжествует»

И.А. Ефремов

Предисловие

За последние два десятка лет бурный поток публикаций на тему йоги выплеснулся на русскоязычного читателя. При этом, в условиях отсутствия цензуры и каких либо самоограничений, качество материала было самым различным. Вплоть до того, что выпускались книги, обещавшие всемогущество, исцеление от любых болезней, магическую силу и т.д. Идеалистический характер древней йоговской философии дает благодатную почву для спекуляций на эти темы. Особенно это касается высших разделов йоги – раджа-йоги.

Зачастую информация, пригодная для практического применения, рассредоточена среди замысловатых индийских названий или анатомических деталей, в то время как суть явления остается скрытой от читателя. Для переводов древних текстов характерна передача скорее внешней формы текста. Что и неудивительно, поскольку единое понимание целей и задач высших ступеней йоги у современных авторов отсутствует. Многие интереснейшие параллели с известными современной психофизиологии фактами не всегда освещаются в литературе по йоге, а ведь именно они являются ключом к пониманию цели и назначения йоги в древности, а также к возможностям применения этой дисциплины в современном мире. Нередко книга предстает перед читателем в форме объемистого талмуда, бесконечно детализирующего то, что не до конца понятно и самому автору.   

Задачей этой брошюры является описание характера состояний, достигаемых практикой раджа йоги, средств их достижения, а также характеристика некоторых возникающих в процессе медитации эффектов. Рассматриваются методы достижения состояния самадхи в йогической и буддийской традициях. Приводятся аргументы в пользу единой природы достигаемых в результате обоих видов практики состояний сознания. Также указывается на связь этих состояний с рядом гипнотических феноменов. Излагается четкая систематика медитативных процессов и явлений, а также их трактовка с позиций материалистического мировоззрения. Описываются способности, которые могут быть приобретены путем практики медитации, а также ее возможное применение в сфере охраны здоровья. Информация подается в сжатой форме. Где возможно, указываются возможности практического применения описываемых явлений.

Помимо прочего, книга содержит компиляцию переводов – одного из основополагающих йогических текстов – Йога Сутры мудреца Патанджали. Этот перевод-гипотеза основывается на ряде полностью подтвержденных наукой фактов из сфер гипнологии, нормальной и патологической психофизиологии человека. При этом текст перевода может в меньшей степени согласовываться со значением конкретных оборотов оригинала (при сохранении общей формы произведения), зато он в большей степени согласуется с современными научными данными о гипнотическом состоянии.

В основу перевода легли факты об особенностях состояния лиц в состоянии гипноза и транса, вызванного самовнушением; феномены, возникающие при истерии и других психических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия, лунатизм, белая горячка); эффекты воздействия различных наркотических препаратов и прямого воздействия на нервные клетки электрическим током.

В Йога-Сутрах мудрец Патанджали в поэтической форме изложил знания о практике йоги. При этом в этом тексте причудливо переплетены философия, теория, фактический материал и практические рекомендации практикующим йогу, что характерно для произведений того далекого времени. Различные части текста иногда входят в противоречие друг с другом, поскольку оригинал является философско-поэтическим текстом. Наибольший практический интерес для современного образованного читателя представляют некоторые теоретические положения и факты, которые могут быть полезными в деле достижении контроля над психикой.


 

Приложение 1. Йога – Сутра Патанджали

О роли сосредоточения

 

Комментарий: В данном разделе говорится о возможности достижения особого состояния сознания, в котором работа неконтролируемых автоматических процессов психики человека, связанных с восприятием сознанием сенсорных ощущений ставится под контроль сознания. Указывается на возможность осознанного контроля таких важных психических процессов как ощущение удовольствия и страдания. Широко известные факты о поведении человека в состоянии гипнотического сна указывают на принципиальную возможность вмешательства сознания в эти процессы. В частности, уже более 150 лет гипноз используется для обезболивания при хирургических операциях. Такой фактор, как словесное внушение оказывается вполне способным разрушить путь, по которому поступают в сознание от соответствующих рецепторов ощущение боли. Известны и многочисленные успешные опыты по анестезии путем самовнушения. В литературе, посвященной гипнозу, описываются опыты по контролю над поступлением в сознание зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и тактильных ощущений. Под гипнозом человека можно заставить не воспринимать реальное ощущение, в то время как одна фраза гипнотизера может вызвать поступление в сознание ощущения, совершенно не отличимого от реального.

Также здесь приводятся факторы, вызывающие состояние, в котором могут проявляться вышеуказанные эффекты. Дается общий обзор методов достижения такого состояния и его типизация. По мнению автора книги, следует особо подчеркнуть, что Патанджали полагал контроль психики достижимым путем упражнения в нем.       

 

  1. Вот изложение науки йоги.
  2. Йога есть осознанное вмешательство в обычно неконтролируемые психические процессы, при котором достигается та или иная степень контроля над ощущениями, поступающими в сознание от органов чувств, либо из воображения или памяти, либо от других внутрипсихических процессов. В поэтической форме это звучит так: йога есть обуздание колебаний ума.
  3. Во время сосредоточения нормальное сознание человека может быть настроено так, что в него, под полным контролем сознания, будут поступать только сенсорные следы внутрипсихических процессов, и совсем не поступать ощущения от органов чувств.
  4. Когда сознание рассредоточено, в него вероятнее всего будут бесконтрольно поступать как внутренние ощущения, так и ощущения от органов чувств, что может послужить причиной страдания.
  5. Следует выделить пять особенных состояний сознания, связанных со страданием и не связанных с ним.
  6. Эти состояния: сосредоточение, обычное бодрствование, галлюцинирование (возможно с бредом), сон и воспоминание.  
  7.  Сосредоточение возникает при выборочном восприятии ощущений от органов чувств, контролируемом ментальном конструировании или вследствие гипнотического внушения.
  8. В обычном состоянии бодрствования в сознание бесконтрольно поступают ощущения от органов чувств.
  9. В состоянии галлюцинирования в сознание бесконтрольно поступают ощущения, порожденные нарушениями в работе нервного аппарата, не имеющие корней в работе органов чувств.
  10. В состоянии сна имеет место подчинение работы сознания бессознательным процессам, при этом поступление ощущений от органов чувств снижается, но остается бесконтрольным. Также во время сна может иметь место бесконтрольное ментальное конструирование.
  11. Воспоминание есть возобновление в сознании воспринятых ранее образов, их комбинаций, и мыслей.
  12. Эти состояния ума следует контролировать посредством постоянной практики и устранения излишней привязанности либо неприязни к определенным видам ощущений.
  13. Практика в достижении состояния сосредоточения должна быть постоянной.
  14.   Когда путь к достижению состояния сосредоточения понятен и усилия, направленные на достижение этого состояния непрерывны, контроль над поступлением ощущений в сознание может быть достигнут.
  15.  Устранение привязанности либо неприязни достигается путем контроля над ощущениями поступающими в сознание.
  16. Укрепившийся в сосредоточении достигает освобождения от бесконтрольного потока ощущений.
  17.  Последовательными стадиями развития сосредоточения являются следующие четыре стадии низшего сосредоточения (требующего сознательного усилия): контроль ощущений от органов чувств; контроль ощущений, порожденных процессами психики, в т.ч. воображением и памятью; контроль ощущения блаженства (подобного возникающему при употреблении опиатов) и страдания; тотальный контроль над ощущениями.
  18. При высшем сосредоточении тотальный контроль над ощущениями происходит рефлекторно и является устойчивым. Структура психики при этом является уравновешенной. Память сохраняется.
  19. Некоторые наделены способностью к сосредоточению от природы. Они могут пожинать его плоды без усилий.
  20.  У других должно быть достаточно оснований для веры в то, что затратив необходимое количество усилий, они также смогут достичь состояния сосредоточения.
  21. Чем больше усилий затрачивается на практику сосредоточения (в разумных пределах) и чем сильнее вера в возможность достижения сосредоточения, тем быстрее достигается результат.
  22.  В зависимости от конкретного практикующего употребляемые средства могут быть высокоэффективными, эффективными и малоэффективными.
  23. Сосредоточение может быть достигнуто путем практики состояния преданности идеальному образу.
  24. Под идеальным образом здесь понимается объект или идея, способная захватывать внимание практикующего йогу и вызывать у него глубокие психические переживания, подавляющие другие ощущения.
  25. При концентрации на идеальном образе ощущения не из органов чувств могут приобрести устойчивость.
  26. Древние практикующие йогу достигали этого состояния.
  27. Идеальному образу может быть поставлено в соответствие имя.
  28. Повторение этого имени является путем к состоянию сосредоточения.
  29. Этим путем приобретается способность сосредоточения на внутренних ощущениях, а многие препятствия для сосредоточения исчезают.
  30. Препятствиями к достижению сосредоточения являются некоторые болезни, умственная леность, неверие в свои силы, инертность, перерывы в упражнениях, галлюцинации, отсутствие контроля над сенсорными ощущениями и неумение удержать состояние сосредоточения длительное время.
  31. Ощущение страдания, перенапряжение, дрожь, сбои дыхания являются прямыми признаками отсутствия сосредоточения.
  32. Для ослабления этих явлений следует применять сосредоточение над одним предметом или его образом (впускать в сознание только ощущения, связанные с предметом).
  33. Некоторые могут достичь состояния сосредоточения через практику ощущений связанных с эмоциями сострадания, милосердия, радости, равнодушия, удовольствия или страдания.
  34. Состояние сосредоточения может быть достигнуто путем особых дыхательных упражнений.
  35. Либо концентрацией на внутрипсихических ощущениях.
  36. Либо практикой преданности идеальному образу, который неподвластен страданиям.
  37. Либо концентрацией на источнике света.
  38. Либо представлением себя спящим.
  39. Либо концентрацией на ощущении экстаза.
  40. При помощи этих способов сознание приобретает способность управлять поступлением в него желаемых ощущений - от очень слабых до очень сильных. Также сознание способно отслеживать весь спектр доступных постижению явлений – от медленных до быстрых, от малозаметных до ярких. Главная их цель (способов) – ослабить естественные тормозные механизмы психики, вызвать диссоциацию различных ее частей.
  41. Когда неуправляемая привязанность сознания к ощущениям из органов чувств преодолена, у практикующего появляется возможность впускать в сознание только ощущения внутрипсихические, в т. ч. из воображения или памяти и обеспечивать их устойчивость.
  42. Иногда манипуляции с психическим процессом- объектом сосредоточения требуют сознательных усилий – это более примитивная форма низшего сосредоточения. Она называется сосредоточение с размышлением. Это состояние может потребовать применения «сильных» средств для своего вызова.
  43. В других случаях манипулирование психическим процессом- объектом достигается рефлекторно. Это более продвинутый способ. Он называется сосредоточение без размышления. Достаточно вызвать из памяти это состояние. При этом сознание остается несвязанным процессом манипуляции, поскольку сосредоточение вызывается благодаря рефлекторной деятельности подсознания. При этом, сам процесс настройки все еще требует сознательного усилия.
  44. В состоянии сосредоточения достигается контроль как над ощущениями от органов чувств, так и над внутрипсихическими ощущениями.
  45. Свобода сознания от внутрипсихических ощущений, в т.ч. ощущений из воображения или памяти также может быть достигнута.
  46. Поначалу характер состояния сосредоточения носит отпечаток способа достижения этого состояния. Иными словами, при примитивном сосредоточении состояние страдания уже отсутствует, но структура психики остается неустойчивой. Навык сосредоточения не рефлекторен. Это сосредоточение «с семенем».
  47. Когда состояние сосредоточения достигается рефлекторно, сознание остается успокоенным всегда. Это достигается благодаря особой настройки сознания, которое допускает возникновения только состояний, обладающих желательными ему признаками.
  48. В этом состоянии сознание становится свободным от (нежелательных) искажений, вносимых органами чувств или внутрипсихическими образами, в т.ч. из воображения или памяти.
  49. В состоянии сосредоточения степень свободы сознания повышается за счет разрушения обычно присутствующих в психике автоматизмов.
  50. В состоянии сосредоточения в сознании могут возникать совершенно удивительные ощущения, недостижимые в нормальном состоянии сознания. Эти ощущения суть проявления того особого состояния сосредоточения, в котором пребывает сознание. Это достигается за счет осознания психических процессов, в норме подавленных более мощными сознательными процессами.
  51. Контроль даже над этими ощущениями приводит к максимально глубокому сосредоточению. Психика становится уравновешенной. Это состояние сосредоточения «лишенное семени».

 

О достижении сосредоточения

 

Комментарий: В данном разделе содержится описание препятствий к достижению состояния сосредоточения и более детально описываются 5 из 8 шагов, направленных на достижение этого состояния. По своей сути эти шаги являются подготовительными к оставшимся 3. При этом ключевым методом, дающим возможность постановки под контроль психических процессов, являются дыхательные упражнения. Хотя эти упражнения не гарантируют достижения результата, но вероятность достижения состояния сосредоточения при их практике многократно возрастает. Без этих упражнений успеха могут достичь лишь лица, обладающие подходящим складом психики от природы. Это люди истероидного типа. Как правило, такие люди способны входить в глубокий гипноз и легко осваивают методики самовнушения.   

 

  1. Страстное стремление, изучение собственной психики и посвящение себя высоким целям способствуют достижению состояния сосредоточения.
  2. Цель этих трех – в ослаблении препятствий, связанных со страданием.
  3. Следует выделить 5 связанных со страданием препятствий: неспособность контролировать поступление в сознание сенсорных стимулов, галлюцинации, чрезмерная привязанность к определенным ощущениям, беспричинная неприязнь к определенным видам ощущений, привязанность к потоку сенсорных ощущений вообще.
  4. Неспособность контролировать поступление в сознание сенсорных стимулов есть причина всех остальных препятствий.
  5. Эта неспособность может привести к засорению сознания ненужными ощущениями (вроде боли), нарушающими желаемый режим работы сознания.
  6. При галлюцинациях в сознание поступают стимулы, порожденные нарушениями в работе нервного аппарата. Эти стимулы также могут нарушать желаемый режим работы сознания.
  7. Чрезмерная привязанность к определенным ощущениям порождается стремлением сознания к удовольствию.
  8.  Беспричинная неприязнь порождается стремлением сознания избегать страдания.
  9. Привязанность к потоку сенсорных ощущений прочно укоренена в природе человека. Однако эта привязанность также может быть преодолена.
  10. Эти препятствия преодолеваются благодаря развитию способности контроля над поступлением в сознание сенсорных стимулов.
  11. Для умеющего достигать состояния сосредоточения этих препятствий не существует.
  12. Эти пять помех являются корнями для впечатлений, поступающих в сознание.
  13. Пока эти корни существуют, в сознание будет поступать поток бесконтрольных сенсорных ощущений.
  14. Последствием сенсорных ощущений являются ощущения удовольствия или страдания.
  15. Отсутствие контроля над потоком сенсорных ощущений таит возможность проникновения в сознание ощущений, вызывающих страдание.
  16. В состоянии сосредоточения ощущение, которое вызывает боль, может быть заблокировано до его поступления в сознание.
  17. Причина страданий заключается в автоматизме реакций на сенсорные ощущения в психике человека.
  18. Сознание может воспринимать не только сенсорные ощущения от органов чувств, но также ощущения из воображения или памяти, и других внутренних процессов. При этом оно может научиться впускать в себя эти ощущения или же отрешаться от них.
  19. Окружающий мир накладывает отпечаток на сенсорные ощущения от органов чувств.
  20. Сознание в норме реагирует на эти сенсорные ощущения.
  21. Сознание есть вторая по значимости структура психики человека и других живых существ. Именно она определяет их поведение в самой значительной степени. Сознание испытывает сильное влияние эго, более примитивного, чем сознание.
  22. Автоматические связи сознания с другими структурами психики, присущие большинству живых существ, могут быть разрушены практикующим йогу.
  23.  У большинства живых существ сознание прочно связано с телесными ощущениями.
  24. Отсутствие контроля над поступлением в сознание сенсорных стимулов является причиной вышеуказанной связи.
  25. Йога учит как уменьшить степень вышеупомянутого автоматизма, либо же как совсем избавиться от него.
  26. Средством избавления от этого автоматизма является непрерывное упражнение в контроле над поступлением в сознание сенсорных ощущений, а также сенсорных следов внутрипсихических процессов.
  27. Избавляться от автоматизма следует постепенно.
  28. Упражнение является одним из самых эффективных средств достижения состояния сосредоточения.
  29. Существует 8 ступеней упражнения в йоге:

1. следование нормам морали

2. регуляция поведения

3. физические упражнения

4. дыхательные упражнения

5. упражнения в подавлении и вызове ощущений,

6. упражнения в концентрации

7. упражнения в удержании

8. упражнения в сосредоточении  

  1. Ненасилие, правдивость, неприсвоение чужого, воздержанность, непопадание в зависимость являются следованием нормам морали.
  2. Следование нормам морали создает настрой психики, способствующий упражнениям в сосредоточении.
  3. Содержание тела в чистоте, удовлетворенность, самоограничение и настойчивость, самообучение и следование высоким целям составляют регуляцию поведения
  4. Для преодоления мыслей, препятствующих упражнению, следует размышлять над противоположными предметами.
  5.   Мысли, связанные с нарушением требований первых двух ступеней йоги, являются препятствиями в достижении сосредоточения.
  6. Практика ненасилия вызывает дружелюбное отношение со стороны окружающих.
  7. При правильном общении требуется меньше психических сил на достижение результата.
  8. Укрепившемуся в неприсвоении чужого доверяют окружающие.
  9. Воздержание улучшает здоровье.
  10. Независимое поведение улучшает психологический климат практикующего йогу.
  11. Чистота уменьшает количество проблем с телом.
  12. Следующая вышеуказанным принципам личность получает внутренние резервы для упражнений в сосредоточении.
  13. Удовлетворенность способствует ощущению счастья.
  14. Самоограничение повышает психическую силу.
  15. Самообучение способствует скорейшему преодолению препятствий на пути к сосредоточению.
  16. Следование высоким целям создает в психике переживания, критически важные для достижения сосредоточения.
  17. Физические упражнения должны привести к способности принимать устойчивые позы и удерживать их длительное время без напряжения.
  18.   Эти способности достигаются путем приложения умеренных усилий и правильному настрою сознания.
  19. При этом достигается гармоничное сосуществование с внешней средой. Ее дестабилизирующее влияние минимизируется.
  20. Дыхательные упражнения являются сознательным вмешательством в процесс дыхания.
  21. Заключаются в регулировании вдоха, выдоха, задержки дыхания.
  22. Путем тренировки ощущения сопряженные с дыхательным циклом могут быть не допущены в сознание. Например, можно длительное время задерживать дыхание без неприятных ощущений (но не без физических последствий).
  23. Дыхательные упражнения являются крайне мощным средством воздействия на психику, приглушающим бесконтрольный поток сенсорных ощущений и повышающих пластичность мозга.
  24. Они делают ум пригодным к сосредоточению. Без дыхательных упражнений успеха не достичь.
  25.  Упражнения в подавлении и вызове ощущений заключаются в практике перекрытия доступа в сознание сенсорных ощущений, либо в поступлении из подсознания ощущений, не отличимых по силе и интенсивности от реальных. Это один из важнейших этапов на пути к состоянию сосредоточения. Работа с ощущениями уже ведется, но эти ощущения еще грубые, неокультуренные.
  26. При этом приобретается способность отрешаться от стимулов, поступающих из органов чувств, в то время как поток желательных ощущений из воображения, памяти либо других подсознательных структур становится интенсивным.

 

Об освобождении сознания

 

Комментарий: Данный раздел содержит описание глубинных предпосылок некоторых аспектов автоматизма психики человека и других живых существ. Также дается описание ряда свойств состояния, в котором этот автоматизм преодолевается. Стоит отметить, что человек перестает ощущать страдание после операции префронтальной лоботомии, также отсутствует страдание в ответ на болевой раздражитель при некоторых заболеваниях. Однако основное отличие проявлений этих состояний от состояния сосредоточения состоит в том, что отсутствие страдания является жестко детерминированным. В состоянии сосредоточения же человек способен ощущать страдание, если осознанно захочет этого. Кроме того, при этих состояниях человек не может проявлять сопутствующие состоянию сосредоточения «способности». С другой стороны, у высоковнушаемых людей, такие «способности» могут либо проявляться от природы, либо требовать минимальных усилий для проявления.

 

  1. Вышеописанные «способности» достигаются при помощи природной одаренности, химических веществ, гипнотического внушения, тренировки либо вхождения в состояние сосредоточения.
  2. Переход от бесконтрольного потока ощущений к контролю над ним осуществляется путем управления естественными силами психики человека.
  3. Цель упражнений, ведущих к сосредоточению, состоит в устранении препятствий к естественному возникновению этого состояния.
  4. Поведение живых существ определяется их эго, или стремлением к удовольствию и избежанию страдания. Эго, в подавляющем большинстве случаев, влияет на сознание.
  5. Несмотря на кажущееся различие форм и видов живых существ, эго является наиболее важной структурой, определяющей поведение. Именно в эго заложено, что является благоприятным для выживания биологического вида.
  6. Находящийся в состоянии сосредоточения способен полностью удовлетворить свое эго.
  7. Ощущения могут не нести для находящихся в сосредоточении ни удовольствия ни страдания, в то время как для остальных они несут либо удовольствие, либо страдание, либо и то и другое.
  8.  Испытанное удовольствие или страдание накладывают отпечаток на дальнейшее поведение живого существа.
  9. Память закрепит связь между ощущением и вызванным им удовольствием или страданием. Многократное наложение таких связей одна на другую приводит к возникновению реакций на изначально индифферентные стимулы.
  10. Эго существует столько же, сколько сама жизнь.
  11. Так как удовольствие или страдание связано с сенсорными ощущениями либо образами из воображения или памяти/других внутрипсихических процессов, а также нашими впечатлениями от них, то при их отсутствии – не ощущаются.
  12. При сосредоточении эго сохраняется, но вот контроль потока сенсорных ощущений удовлетворяет эго в свою очередь.
  13. Ощущения подразделяются на поступающие из органов чувств или от внутрипсихических процессов, в т.ч. воображения и памяти.
  14. Все внешние объекты познаются сознанием через ощущения.
  15. При сходстве внешних объектов и даже ощущений, вызываемых этими объектами, в различные сознания эти ощущения поступают по-разному.
  16. Сознание может реагировать на присутствие внешних объектов только через поступающие в него ощущения.
  17. Поступит или не поступит ощущение, вызванное объектом в сознание, зависит как от объекта, так и от сознания.
  18. Сознание может освободиться от сигналов, поступающих от органов чувств.
  19. Органы чувств не могут порождать сенсорные ощущения без посредства внешних объектов.
  20. Сознание не может одновременно воспринимать сигналы от органов чувств и от соответствующего внутрипсихического процесса, после концентрации на этом процессе.
  21. В том узле нервного аппарата, где эти образы перекрываются, будет доминировать один из сигналов.
  22. Когда сознание отрешается от сигналов органов чувств, в него могут попадать сигналы из воображения, памяти, либо других подсознательных процессов и создавать в нем устойчивые образы.
  23. Сознание обслуживает эго.
  24. И не может без него функционировать.
  25. Блокировкой эго через контроль над потоком сенсорных ощущений достигается освобождение от автоматизмов.
  26. Сознание становится воистину независимым, за счет возможности полностью удовлетворить эго.
  27. Даже в этом состоянии из памяти могут поступать ощущения, нарушающие сосредоточение.
  28. Их следует контролировать, как и прочие сенсорные следы психических процессов.
  29. На этой стадии следует избавиться от стремления достичь состояния сосредоточения, т.к. оно может стать источником ощущений, нарушающих сосредоточение. Иными словами, весь спектр ощущений должен быть контролируем. Структура психики должна быть гармоничной.
  30. Прочно утвердившемуся в сосредоточении не страшны помехи.
  31. Человек перестает ощущать удовольствие или страдание, если его сознание не желает ощущать их. Сознание удовлетворяет эго полностью.
  32. Неконтролируемое поступление ощущений в сознание прекращается. Оно сослужило свою службу. Человек выходит на новый уровень функционирования психики.
  33. Ощущение времени также может исчезнуть.
  34. В результате достигается состояние, когда все внутрипсихические процессы являются уравновешенными и соразмерными друг другу. Поступающие в сознание от органов чувств или воображения и памяти ощущения контролируются самим сознанием, которое впускает ощущения, вызывающие удовольствие и блокирует вызывающие страдание, либо изменяет реакции на них. Возможность возникновения неконтролируемого страдания полностью исключается, а психические «способности» могут быть проявлены рефлекторно. В этом состоянии степень свободы сознания максимальна, поскольку запросы эго могут быть удовлетворены полностью.

 


 

Приложение 2. Люди-феномены

Имя Характер способностей
Леонардо Да Винчи Универсальный гений
Наполеон Бонапарт, Пол Морфи Комбинационное мышление
Ким Пик Синдром саванта - сверхпамять, способности к устному счету и игре на музыкальных инструментах, скоростное чтение
Генрих Шлиман Память на языки
Рудигер Гамм, Шакунтала Деви Способность к сверхскоростному устному счету
Соломон Шерешевский Сверхпамять, синестезия
Эварист Галуа, Лев Ландау, Норберт Винер Талант математика (умение оперировать символами в рамках сложных абстрактных систем)
Вольф Мессинг Способность впадать в каталепсию Способность не чувствовать боль Сверхчувствительность к тактильным стимулам
Юлий Цезарь, Юрий Горный Многозадачность, способность выполнять ряд действий одновременно
То-Рама, Михаил Плиска, Виктор Рауш Способность не чувствовать боль при помощи самовнушения при сохранении болевой чувствительности в целом
Вольфганг Моцарт Сверхпамять на музыку, талант композитора
Эсреф Эрдоган, Элен Келлер, Юлия Виноградова, Лина По Работа с визуальными образами при отсутствии зрения. Все эти люди были слепыми. Но Эрдоган стал известным художником. Лина По – скульптором. Виноградова и Келлер были еще и глухонемыми. И это не помешало им получить высшее образование. Стать гармонично развитыми личностями. Безусловно, у них был еще один дар – дар воли.
Александр Пушкин, Михаил Лермонтов Поэтический дар. Помимо поиска рифм предполагает сложное комбинационное сочетание вербализированных образов, и широту спектра восприятия жизни: «и внял я неба содроганье, и горний ангелов полет, и гад морских незримый ход, и дольней лозы прозябанье»

И это лишь весьма краткий список проявления незаурядных психических способностей. Все эти примеры показывают потенциал мозга человека, который может быть реализован в некоторых случаях.

Но какие выводы можно сделать после ознакомления с этим списком? А вот какие: большинство людей использует лишь малый процент потенциально заложенного в них. Не стоит путать это с расхожим мифом об использовании лишь 10% человеческого мозга. Это лишь вульгарная попытка объяснить низкий КПД психической жизни масс. Человек использует 100% своей коры. Вопрос в том - как использует. А использует, увы, не эффективно.

Удивительные свойства нервной системы может демонстрировать не только человек. Среди живой природы нередко встречаются удивительнейшие феномены. Дельфины, например, никогда не спят по- настоящему. Как и некоторые виды птиц во время своих длительных перелетов. Медведи, наоборот, впадают в длительную спячку. Дельфин также способен отличить два шарика размером 50 и 51 мм с расстояния, эквивалентного длине футбольного поля, по эху от них. Высшие млекопитающие иногда демонстрируют удивительную зрительную память.

Вышеуказанные факты свидетельствуют об удивительной эффективности нервной ткани при обработке информации. По ряду аспектов, эта эффективность превосходит возможности самых мощных суперкомпьютеров. Например, человеческий младенец за пару лет самостоятельно научается речи. Да каждый из нас, наверняка, сталкивался с защитным полем (т.н. капчей) при посещении веб-страниц. Человек способен разгадать эту мини –загадку, а машина – нет. И это не беря во внимание главную гордость человека – способность к сложному, многовариантному мышлению.

Проявления таких способностей повышает сложность психики человека, число степеней ее свободы. Широта спектра осознаваемого увеличивается.

Давайте помечтаем вместе. Предположим, в одном человеке объединился универсальный художественный и технический гений Леонардо да Винчи, эрудированность и память Кима Пика, способности к языкам Генриха Шлимана, вычислительная мощь Шакунталы Деви, и нечувствительность к боли То Рамы. Возможно ли это? Теоретически возможно. При подходящих наследственных данных, правильном воспитании и образовании, здоровом образе жизни и неустанных тренировках это может быть достигнуто. Хотя, возможно, массово такие способности начнут проявляться лишь после внедрения в практику генетических модификаций человека, поскольку для их проявления при текущем уровне развития технологии и общества потребуется слишком много усилий.

Одна из ключевых идей этой книги заключается в том, что состояние сосредоточения является в наше время наиболее оптимальным методом развития в себе этих способностей.

Как искусство чтения и письма стали массовым явлением в наш век, так и навык достижения состояния сосредоточения станет, вероятно, обычным делом в века грядущие. Нынешнее общество уже осознало потребность в физической культуре. Существует индустрия спорта, люди массово посещают спортзалы и стадионы для усовершенствования своей физической природы. Недалеко то время, когда образованная часть человечества осознает потребность культуры психической. И психические упражнения прочно займут место в нашем быту, подобно посещению бассейна или гимнастической площадки.

 

 

Список рекомендуемой литературы:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.049 с.)