Используя данные таблицы № 2, рассчитаем влияние факторов, на изменение суммы прибыли в целом по предприятию с помощью приема цепной подстановки.
Вначале определим прибыль исходя из планового уровня всех факторных показателей:
Ппл = ∑(VРПобщ.пл * Удiпл * (Цiпл – biпл)) – Aпл =
= 5700 х (5,0 - 2,8) + 5600 х (6,0 - 3,6) + 2700 х (7,0 - 3,5) +1900 х (7,5 - 3,75) - 24 655 - 17900 тыс. руб.
Затем рассчитаем сумму прибыли при изменении общего объема продаж, но при сохранении плановой его структуры и планового уровня остальных факторов:
Ппл = ∑(VРПобщ.ф * Удiпл * (Цiпл – biпл)) – Aпл =
= 5650 * (5,0 - 2,8) + 5550 * (6,0 - 3,6) + 2676 * (7,0 - 3,5) +1884 * (7,5-3,75)-24655 = 17525 тыс. руб.
После этого узнаем, какой будет прибыль при фактическом объеме и структуре продаж, но при плановом значении остальных факторов:
Пусл2 = ∑(VРПобщ.ф * Удiф * (Цiпл – biпл)) – Aпл =
= 4850 * (5,0 - 2,8) + 5300 * (6,0 - 3,6) + 3050 * (7,0 - 3,5) +
+2560 * (7,5 - 3,75) - 24 655 = 19 010 тыс. руб.
Прибыль при фактическом объеме, структуре продаж и фактических ценах, но при плановом уровне переменных и постоянных затрат составит:
Пусл3 = ∑(VРПобщ.ф * Удiф * (Цiф– biпл)) – Aпл =
=4850 * (5,2 – 2,8) + 5300 * (6,1 – 3,6) + 3050 * (7,35 -3,5) + 2560 * (7,8 – 3,75) - 24655 = 22345 тыс.руб.
При плановой сумме постоянных затрат, но при фактическом значении остальных факторных показателей прибыль равна:
Пусл4 = ∑(VРПобщ.ф * Удiф * (Цiф– biф)) – Aпл =
=4850 * (5,2 – 2,8) + 5300 * (6,1 – 3,6) + 3050 * (7,35 -3,5) + 2560 * (7,8 – 3,744) - 24655 = 21131 тыс.руб.
Фактическая сумма прибыли составляет:
Пф = ∑(VРПобщ.ф * Удiф * (Цiф– biф)) – Aф =
=4850 * (5,2 – 2,8) + 5300 * (6,1 – 3,6) + 3050 * (7,35 -3,5) + 2560 * (7,8 – 3,744) - 26490 = 19296 тыс.руб.
Изменение суммы прибыли произошло из-за:
а) уменьшения общего объема продаж
ΔПvрп = Пусл1 –Ппл = 17525 – 17900 = -375 тыс. руб.
б) изменения структуры реализованной продукции
ΔПстр = Пусл2 –Пусл1 = 19010 – 17525 = +1485 тыс.руб.
в) изменения уровня отпускных цен
ΔПц = Пусл3 –Пусл2 = 22345 – 19010 = +3335 тыс. руб.
г) изменения уровня переменных расходов
ΔПц = Пусл4 –Пусл3 = 21131 – 22345 = =1214 тыс. руб.
д) изменения постоянных затрат
ΔПА = Пф – Пусл4 = 19296 – 21131 = -1835 тыс. руб.
Итого + 3120 тыс. руб.
По методике маржинального анализа прибыль в большей степени зависит от объема и структуры продаж, так как эти факторы влияют одновременно и на себестоимость продукции. Из-за уменьшения общего объема производства и реализации продукции больше постоянных затрат приходится на единицу продукции.
Таким образом, сравнительный анализ познавательных свойств различных методик факторного анализа прибыли убеждает нас в преимуществе методики маржинального анализа, позволяющего исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.
Методика маржинального анализа рентабельности
Наиболее полно, чем прибыль конечные результаты отражает рентабельность. Этот показатель соизмеряет результаты хозяйственной деятельности и затраты, или полученную выручку, или совокупный капитал.
Действующая методика анализа рентабельности, также не учитывает взаимосвязь "затраты — объем — прибыль". По данной методике уровень рентабельности не зависит от объема продаж, так как с изменением последнего происходит равномерное увеличение прибыли и суммы затрат.
В действительности, как мы уже убедились, и прибыль и издержки предприятия не изменяются пропорционально объему реализации продукции, поскольку часть расходов является постоянной.
Используя данные таблицы № 1, проведем факторный анализ рентабельности одного вида продукции (изделия А),
Приведенные данные показывают, что фактический уровень рентабельности в целом ниже планового на 9,45%.
В том числе за счет изменения:
объема реализованной продукции: ΔRvРП = 18,75 – 25,0 = -6,25%;
цены реализации: ΔRц = 23,5 - 18,75 = +4,75%;
удельных переменных затрат: ΔRb = 15,29 - 23,5 = - 8,21%;
суммы постоянных затрат: ΔRА = 15,55 – 15,29 = +0,26%
По формуле объем продаж на изменение уровня рентабельности не влияет. По данной же методике за счет уменьшения объема производства и реализации продукции рентабельность данного изделия снизилась на 6,25%. Это более достоверные результаты, так как они учитывают взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли.
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.219.203 (0.005 с.)