Рубрикация картотечного описания методик 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рубрикация картотечного описания методик



2. Название методики.

3. Автор методики.

4. Контингент испытуемых.

5. Предмет диагностики:

- в терминах рубрикатора;

- в терминах авторов методики.

6. Операциональный статус методики.

 

7. Психометрические показатели методики.

8. Сопряженные практические задачи (области использования).

 

9. Компетентность исполнителя.

10. Комплектность, состав методики.

11. Оборудование.

12. Теоретические положения.

 

13. Ход работы.

 

14. Обработка результатов.

15. Интерпретация результатов.

 

Психодиагностические методики можно разделить на «объек­тивные» и «субъективные» — в зависимости от степени влияния экспериментатора-диагноста на получаемые результаты. В слу­чае «объективных» методик влияние исполнителя-диагноста на результаты минимально, а в случае «субъективных» методик ре­зультаты зависят от его опыта и интуиции.

Среди «объективных» методик выделяют:

1) Приборные психофизиологические методики, в которыхспомощью приборов регистрируют пульс, дыхание, мышечный тонус, биотоки мозга в целях диагностики функционального со­стояния человека.

2) Аппаратурные поведенческие методики, которые регистри­руют скорость реагирования и точность действий, диагностиру­ют психомоторную координацию, свойства нервной системы, определенные профессиональные умения, например с помощью тренажеров («пульт водителя»).

3) Объективные тесты с выбором ответа из предложенных ва­риантов (тесты на интеллект). Ответы испытуемого обрабатыва­ются по ключу, заданному в форме социокультурного норматива, поскольку есть объективно правильные и объективно неправильные ответы.

4) Тесты-опросники для диагностики личностных черт, в кото­рых человек выбирает те варианты ответов на вопросы, которые описывают его индивидуальные особенности или предпочтения. Но ключ к вопросу определяется не социокультурным нормати­вом, а с помощью особых психометрических процедур.

5) Методики «субъективного шкалирования и самооценки» от­носятся к объективным методикам, поскольку диагност не влия­ет на результаты, но требуется высокая квалификация, чтобы интерпретировать ответы испытуемого, который сам оценивает какие-либо объекты, понятияпо степени сходства или по степе­ни субъективного предпочтения.

Субъективные методы экспертной оценки (диагност сам субъективно по определенной системе шкал, признаков оцени­вает поведение испытуемого или продукты его деятельности, поэтому опыт, квалификация, интуиция, честность диагноста влияют на результаты психодиагностического обследования) включают в себя: наблюдение, контент-анализ, интервью, бесе­ды, ролевые игры, проективные методики.

Метод наблюдения требует соблюдения принципов:

1. Максимальная фиксация объективных вне­шних проявлений.

2.  Наблюдение непрерывного про­цесса, а не отдельных его моментов.

3. Избирательность записи, предусматривающая регистрацию только тех показате­лей, которые важны для конкретной задачи, поставленной экс­периментатором.                                     

Стандартизованное аналитическое наблюдение характеризу­ется тем, что диагност имеет четкий план и цель наблюдения, знает, какие факты в поведении испытуемого надо регистриро­вать (используются кодифицированные признаки, причем каж­дый признак имеет свою условную цену, например, при наблю­дении фиксируются признаки эмоциональной напряженности, такие как тремор — 3 балла, запинка в речи, — 1 балл,и т. п.), и на основании полученных фактов наблюдения делается оценка диагностического критерия. Более надежные результаты получа­ются, если наблюдение ведут 2 независимых наблюдателя, а за­тем проводят суммирование оценок или их согласование.

Выделяют включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием, когда сам наблюдатель «включается» в жизнь, деятельность людей, являясь как бы од­ним из участников группы, либо просят самих участников груп­пы оценить степень выраженности определенных свойств опре­деленного конкретного человека по рейтинг-шкале (7- или 5-бальной шкале).

Методом из класса малоформализованных субъективных ме­тодик является беседа или опрос. Он позволяет получить обшир­ную информацию о биографии человека, его переживаниях, мотивации, ценностных ориентациях, уверенности в себе, удовлетворенности межличностными отношениями в группе и др. При кажущейся простоте использование этого метода в об­следованиях разного рода требует особого искусства вербально­го общения, умения расположить собеседника к разговору, зна­ния того, какие вопросы задавать, как определить степень искренности респондента, и т. д.

Наиболее распространенным методом проведения беседы является интервью. Различают две формы интервью:

1) структурированную (стандартизованную), которая предусматривает наличие зара­нее разработанной схемы опроса, включающей общий план бе­седы, последовательность вопросов, варианты возможных отве­тов, достаточно жесткуюих интерпретацию (стойкую стратегию и тактику);

2)  неструктурированную.

К малоформализованным методам относится и анализ продук­тов деятельности обследуемого человека. Среди них могут быть разнообразные изделия, орудия труда, художественные произве­дения, магнитофонные записи, кино- и фотодокументы, личные письма и воспоминания, школьные сочинения, дневники, газе­ты, журналы и т. д. Одним из способов стандартизации изучения документальных источников является так называемый контент-анализ (анализ содержания), предусматривающий выделение спе­циальных единиц содержания и подсчет частоты их употребле­ния.

К субъективным психодиагностическим методикам относят­ся и ролевые игры, в которых человек проявляет свои личностные качества (диагноз), но одновременно в процессе игры психичес­кое состояние человека, тактика поведения могут трансформи­роваться, поэтому ролевые игры выступают как комплексный коррекционно-диагностический метод.

Проективные методики.  Характерная черта проективных методик — неопре­деленность, неоднозначность стимульного материала (например, рисунков), который испытуемый должен интерпретировать, за­вершать, дополнять и т. д. Создатели проективных методов по­лагают, что личность оказывает влияние на все психические процессы: восприятие, память, эмоции, чувства и т. д., т. е. лич­ностные особенности проецируются и выявляются в ситуациях активности, направленной на неопределенные, слабоструктури­рованные стимулы разного рода. Проективные методики основываются на еди­ном психологическом механизме «проекции», который анализи­ровали Фрейд и Юнг. Суть проекции заключается в невольном приписывании другим людям тех качеств и желаний, которые присущи самому человеку, но в которых человек сам себе не при­знается, подавляя их. Бессознательные переживания, порожден­ные неосознаваемыми влечениями человека, доступны объективной диагностике, так как отражаются в характере быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий, в определенных ошибках психики, в осо­бенностях рисунков или восприятия неопределенных рисунков. Проективные методы характе­ризуются малой стандартизованностью проведения всей проце­дуры обследования и толкования данных, поскольку изучаются глубин­ные индивидуальные особенности личности, исследование кото­рых требует гибкой тактики и неординарного подхода к анализу получаемых результатов.

Введение термина «проективные методы» принадлежит Л. Франку, который предложил и свою классификацию:

1. Методики структурирования, например тест чернильных пятен Роршаха.

2. Методики конструирования, напримертест Мира и его модификации.

3. Методики интерпретации, например тематический апперцептивный тест (ТАТ), тест фрустрации Розенцвейга.

4. Методики дополнения, например неоконченные предложе­ния, неоконченные рассказы.

5. Методики катарсиса, например проективная игра, психо­драма.

6. Методики изучения экспрессии, например анализ почерка, особенностей речевого общения.

7. Методики изучения продуктов творчества, например тест рисования фигуры человека, тест рисования дома, рисунок се­мьи и пр. Методики данного класса успешно используются в клинико-консультационной работе, являются основой для про­ведения психотерапевтических воздействий и как инструмент личностной диагностики в высшей школе используются редко и только очень опытными специалистами для изучения интересов, личностных ориентации, структуры ценностей студентов.

Особой группой объективных методик является группа методик субъективного шкалирования и само­оценки, в которой можно выделить следующие методики:

1. Шкалы Дембо—Рубенштейна, с помощью которых испытуемый сам оценивает себя: счастливый – несчастливый; умный – глупый; здоровый – больной; добрый – злой.

2. Методика «семантический дифференциал» (Осгуд), с помо­щью которой оценивают представления человека о каком-либо объекте, о себе, о мире и т. п., используя несколько предложен­ных семибалльных шкал, где семь градаций обозначены слова­ми, а позитивно окрашенные характеристики могут быть с раз­ных сторон шкал, например для оценки качеств преподавателя могут быть использованы шкалы:

Активный — сильно — средне — слабо — никак — слабо —средне — сильно — Пассивный.

Злой — сильно — средне — слабо — никак — слабо — сред­не — сильно — Добрый.

В результате использования шкал возникает субъективный семантический профиль прошкалированного объекта.

При обработке результатов можно:

1 — анализировать профи­ли;

2— строить семантическое пространство.

3. Методика «Конструктов» (Келли) предполагает, что выяв­ляются личностные, сугубо индивидуальные критерии и мнения испытуемого при оценивании каких-либо объектов (может при­меняться для выявления скрытых тенденций личности), поэто­му названия шкал испытуемый формулирует сам: например, его просят сравнить три объекта, причем он сам подбирает извест­ных ему людей на роли «человека, которому можно доверять» или «самого преуспевающего из знакомых», называет лишнего или отличающегося среди них и называет признак, по которому он отличается от других — этот признак и будет персональной шка­лой, предложенной самим испытуемым, т. е. испытуемый сам выделяет круг объектов, людей или явлений, важных для него, и описывает их на своем собственном языке.

Первичные данные теста конструктов имеют вид таблицы-решетки («техника репертуарных решеток»): по строкам — кон­структы, по столбцам — сравниваемые объекты, в клетках таблицы — оценки, данные испытуемым.                   

4. Методики ранжирования предполагают, что испытуемому дается перечень слов или графических стимулов и их надо расположить по порядку убывания какого-либо признака, со­гласно мнению испытуемого; например, в методике выявления самооценки человека просят расположить в порядке выраженно­сти у него определенных личностных качеств и проранжировать эти же качества с точки зрения ценности для своего «идеала», а затем сравнивают, насколько совпадают и различаются эти два ряда проранжированных качеств.

5. Методика «парные сравнениям» предполагает процедуру сравнения каждого объекта с каждым другим объектом — с точ­ки зрения предпочтения испытуемым или по степени сходства. Методика позволяет выявлять противоречия в системе предпоч­тений испытуемого, различие его субъективных критериев срав­нения, но требует много времени: ведь если сравнивается 10 объектов, то надо сделать 45 парных сравнений, а полученную матрицу результатов сравнения надо обрабатывать с помощью компьютера.

6. «Каузометрия» — испытуемого просят на­звать самые важные события его жизни в прошлом и ожидаемые события в будущем и затем для каждой пары событий оценива­ется наличие причинных каузальных связей. В результате возни­кает графическая схема жизни, свое проектирование карьеры, жизни.

7. Методика -«сортировки» направлена на то, чтобы все сход­ные, по мнению испытуемого, объекты помещать в один класс, и чем больше классов самостоятельно выделит испытуемый при сортировке, тем разветвленное его внутренняя система понятий, тем выше уровень сформированности системы понятий в той или иной области.

Наиболее надежными и валидными признаются аппаратур­ные методы диагностики индивидуально-психофизиологических особенностей, например, электроэнцефалографические. Из-за сложности и громоздкости эти методы, как правило, использу­ются для проведения научно-исследовательской работы и для доказательства валидности бланковых методик.

  Типы тестов

По содержанию тесты могут быть сведены в несколько групп: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и личностные тесты.

Тесты интеллекта

Предназначены для изучения уровня интеллектуального, умственного развития человека. Под интеллектом в данном слу­чае подразумевается не любое проявление индивидуальности, а прежде всего познавательные процессы или функции (мышле­ние, память, внимание). Тесты интеллекта являются историчес­ки наиболее ранними методиками психодиагностики.

В психодиагностику прочно вошло понятие «коэффициента интеллектуальности» в качестве основного и достаточно стабильного показателя умственного развития. Этот коэффици­ент вычислялся на основе диагностического обследования путем деления так называемого «умственного возраста» (по числу вы­полненных заданий теста) на хронологический или паспортный возраст и умножения полученного частного на 100. Величина выше 100 говорила о том, что испытуемый решал задания, пред­назначенные для более старшего возраста, если IQ был ниже, делался вывод о том, что испытуемый не справляется с соответ­ствующими его возрасту заданиями. С помощью специального статистического аппарата вычислялись границы нормы, т. е. те значения IQ, которые свидетельствовали о нормальном интел­лектуальном развитии человека определенного возраста. Эти гра­ницы располагались от 84 до 116. Если IQ получался ниже 84, это рассматривалось как показатель низкого интеллекта, если выше 116 — как показатель высокого интеллектуального развития.

Наиболее известные тесты интеллекта: тесты Д. Векслера,                    Р. Амтхауера, Дж. Равена, Стенфорд — Бине, «краткий отборочный тест» (КОТ) (В. Н. Бузин).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.016 с.)