Понятие и состав современной судебной системы России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и состав современной судебной системы России



 

Для осуществления судебной власти в государстве создаются специальные органы — суды, которые образуют судебную систему государства.

Под судебной системой принято понимать совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом судов, построенных в соответствии с их компетенцией и с учетом федеративного и административно-территориального устройства Российской Федерации в целях осуществления судебной власти.

Судебная система — понятие конституционное. В соответствии с ч. 3 ст. 118 Конституции РФ судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Таким законом является Закон в судебной системе.

Место, занимаемое высшими судами в судебной системе Российской Федерации (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ (до 06.02.2014 и Высшего Арбитражного судов РФ)[27] определено ст. 125-127 Конституции РФ.

Правовые основы построения судебной системы определяются также и другими федеральными законами. Прежде всего, это: федеральные конституционные законы:

—о Конституционном Суде;

—о судах общей юрисдикции;

—об арбитражных судах;

—о военных судах;

Федеральные законы:

—о мировых судьях;

—о присяжных заседателях;

—об арбитражных заседателях;

—об органах судейского сообщества;

—о судебной системе;

—о Судебном департаменте и ряд других.

Все эти законодательные акты формируют правовую базу судебной системы, создают надлежащие условия для ее эффективной деятельности.

В Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов РФ (ст. 4 Закона о судебной системе). Совокупность этих судов составляет судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

—Конституционный Суд РФ;

—Верховный Суд РФ, высший судебный орган судов общей юрисдикции;

—Верховный Суд РФ, высший судебный орган арбитражных судов (Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ)[28].

К судам субъектов РФ — конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Конституция РФ определяет статус Конституционного Суда РФ его задачи и цели как судебного органа, призванного контролировать конституционность законов и иных правовых актов (ст. 125). Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции указанных в Конституции РФ (ст. 125) органов государственной власти, дает толкование Конституции РФ и заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Конституционный Суд РФ занимает особое место, ему напрямую не подведомственны никакие суды, в том числе конституционные (уставные) суды субъектов РФ, хотя его решения могут иметь существенное значение для всех судов страны и тем самым влиять на судебную практику и практику других правоохранительных органов.

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды образую две относительно автономные подсистемы российской судебной системы.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся.

- Верховный Суд РФ;

- верховные суды республик, краевые и областные суды;

- суды городов федерального значения (г. Москвы, г. Санкт-

Петербурга и г. Севастополя);

- суды автономной области и автономных округов,

- районные, городские, межрайонные суды;

- военные суды и специализированные суды.

Суды общей юрисдикции разрешают споры и рассматривают дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд РФ, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ).

По данным Судебного департамента на территории России действует 85 верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов; около 2239 - районных и городских судов; 12 -окружных и флотских военных судов; 100 - гарнизонных военных судов; 7447 - судебных участков мировых судей субъектов РФ. За пределами территории России действует пять гарнизонных военных судов.

Верховный Суд РФ в январе 2018 года внес на рассмотрение в Государственную Думу РФ проект федерального конституционного закона в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции.

Верховный Суд РФ предлагает создать отдельные апелляционные и кассационные суды, чтобы обеспечить объективность и независимость судопроизводства на экстерриториальной основе. Для этого будут созданы 5 апелляционных и 9 кассационных судов по аналогии с арбитражной моделью. Новые суды будут действовать в составе президиума, коллегий по гражданским, административным, уголовным делам и по делам военнослужащих.

Областные и аналогичные суды в основном останутся пересматривать дела в апелляционном порядке. Вновь создаваемые апелляционные суды получат лишь часть их полномочий – например, будут рассматривать частные жалобы на определения судов субъектов. Более значительные перемены ждут кассацию.

Президиумы областных, районных судов окажутся полностью заменены новыми кассационными судами, которые станут единой инстанцией на этом уровне для мировых судей и районных судов.

Председатели создаваемых судов будут иметь примерно те же полномочия, что и главы районных судов, время их работы хотят ограничить максимум двумя сроками.

Намеченные разработчиками сроки (с 1 июля 2018 года) эксперты считают нереалистичными и ко второму чтению в законопроект могут быть внесены поправки, которые отодвинут его вступление в силу как минимум до 2020 года.

Систему арбитражных судов составляют:

Верховный Суд РФ (с 06.02.2014), в т.ч. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ [29];

—арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды, их 10);

—арбитражные апелляционные суды (21 судов);

—арбитражные субъектов РФ (85 суда);

—арбитражные специализированные суды. Специализированным арбитражным судом, входящим в систему федеральных арбитражных судов, является Суд по интеллектуальным правам. Он введен в систему арбитражных судов Федеральным конституционным законом от 6 декабря 2011 г. № 4-ФКЗ с 1 февраля 2013 г.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела, отнесенные к их компетенции.

Систему арбитражных судов с 06.02.2014 возглавляет Верховный Суд РФ (Судебная коллегия по экономическим спорам)[30], который является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 127 Конституции РФ).

Полномочия, порядок образования и деятельность Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ[31] и иных федеральных судов устанавливаются федеральными конституционными законами (ч. 3 ст. 128 Конституции РФ).

Создание и упразднение федеральных судов происходит путем принятия соответствующих законов (ст. 17 Закона о судебной системе). Высшие суды — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию РФ. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральными законами.

Суды субъектов — конституционные (уставные суды) и мировые судьи создаются и упраздняются законами субъектов РФ.

При упразднении суда, отнесенные к его ведению вопросы по осуществлению правосудия, одновременно передаются в юрисдикцию другого суда.

Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено формирование единого высшего судебного органа в виде Верховного Суда РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ и Верховный Суд РФ при этом упразднили, передав отнесенные к их ведению вопросы осуществления правосудия вновь создаваемому Верховному Суду РФ.

Цели реорганизации - обеспечить единый подход к отправлению правосудия в отношении физ. лиц и юр. лиц, установить общие правила организации судопроизводства, добиться единообразия в судебной практике. Также данная мера позволила исключить отказы в судебной защите в случае спора о подведомственности дела.

Верховный Суд РФ стал высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам. Он также надзирает за деятельностью судов, и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.

На реорганизацию отводилось 6 месяцев. Ранее назначенные судьи Высшего Арбитражного Суда РФ (98) и Верховного Суда РФ (125) продолжали исполнять свои полномочия до начала работы вновь образованного Верховного Суда РФ, который состоит уже из 170 судей. Был предусмотрен особый порядок формирования первоначального состава нового Верховного Суда РФ.

Для отбора кандидатов на должности судей создали Специальную квалификационную коллегию из 27 членов. В нее вошли по 1 представителю от Президента РФ, Общественной палаты РФ и общероссийских общественных объединений юристов. Остальных 24 членов коллегии избрали советы судей регионов из своего состава - по 3 члена от каждого федерального округа.

Кроме того, сформировали Специальную экзаменационную комиссию по приему квалификационного экзамена на должность судьи нового ВС РФ. Она состояла из 11 членов (3 от общероссийских общественных объединений юристов и 8 от советов судей регионов). Закреплялось, что одни и те же лица членами коллегии и комиссии быть не могут. Судей нового Верховного Суда РФ назначает Совет Федерации по представлению Президента РФ.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ и Федеральный закон от 5 февраля 2014 г. № 16-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» вступили в силу 6 февраля 2014 года. Для осуществления сопутствующих объединению судов изменений был установлен переходный период сроком на шесть месяцев. Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 4 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» - ФКЗ вступили в силу по истечении 180 дней с 06.08.2014.

В начале 2018 года Президент РФ внес в Государственную Думу ФС РФ проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и статьи 10 и 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Предлагаемые проектом федерального закона изменения направлены на изменение роли председателей судов при назначении судей, а также на совершенствование порядка дисциплинарной ответственности судей. Изменение роли председателей судов предусматривает принятие норм, закрепляющих процедуру, когда положительное решение квалификационной коллегии судей направляется председателю суда, который в течение 20 дней после получения решения о рекомендации гражданина на должность судьи вносит его в установленном порядке.

Совершенствование действующего порядка дисциплинарной ответственности судей предполагает расширение перечня дисциплинарных взысканий. Проектом предусматривается применить новую меру дисциплинарной ответственности в виде понижения судьи в квалификационном классе за существенное нарушение положений Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и (или) кодекса судейской этики в том случае, если судья ранее уже подвергался дисциплинарному взысканию.

Под понижением судьи в квалификационном классе понимается принятие квалификационной коллегией судей решения о присвоении судье квалификационного класса, непосредственно предшествующего квалификационному классу, имеющемуся у такого судьи на момент принятия указанного решения.

Повторная квалификационная аттестация судьи в случае применения к нему дисциплинарного взыскания в виде понижения в квалификационном классе проводится только по истечении срока пребывания судьи в квалификационном классе, присвоенном ему в результате применения указанного дисциплинарного взыскания.

Ограничителем независимости судьи служит механизм дисциплинарной ответственности – возможность лишить полномочий. На практике это зачастую происходит в связи с отменами решений в вышестоящих судах, за нарушения при судопроизводстве. Существующая конструкция санкций – замечание, предупреждение, лишение полномочий. Цель новых предложений – сделать крайнюю меру исключительной, применяемой только после исчерпания всех других, и привязать ее только к грубейшим и систематическим нарушениям. Поэтому вводится промежуточная мера в виде понижения в квалификационном классе, причем ошибки судьи предлагается более четко отделить от дисциплинарных нарушений.

Введение такого дополнительного вида дисциплинарного взыскания, как понижение в квалификационном классе, позволит квалификационным коллегиям судей более точно применять меры дисциплинарной ответственности в отношении судей и дифференцировать ответственность за допущенные нарушения в зависимости от конкретных обстоятельств.

С 1 января 2019 года дела между судьями будет распределять не председатель, а автоматизированная информационная система методом случайной выборки, однако с учетом судейской нагрузки и специализации. В случае невозможности электронного распределения допускается «иной порядок», но исключающий влияние на формирование судебного состава заинтересованных в исходе дела лиц. На судебных заседаниях вводится обязательная аудиозапись. Впрочем, четкого статуса протокола ей не придается, а на закрытых процессах такая запись запрещена.

Введение обязательной аудиозаписи процесса предполагает и придание ей статуса основного средства фиксации хода судебного заседания. Письменный протокол станет вспомогательным и кратким. Новая технология устранит юридическую составляющую в работе секретарей судебного заседания, а с ней и объективные основания для требования наличия у них высшего юридического образования. Тогда работа секретарем не будет восприниматься как ступенька к судебному креслу (не будет нарабатываться «юридический» стаж) и популярность преобладающего ныне карьерного трека «секретарь – помощник судьи – судья» пойдет на убыль.

Законопроект направлен на обеспечение доступа к правосудию, его максимальной открытости и прозрачности, реализации принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений. Разработка законопроекта объясняется необходимостью унифицировать положения процессуального законодательства в части, касающейся закрепления статуса помощника судьи.

Верховный Суд РФ с готовностью воспринял многие предложения, касающиеся снижения нагрузки на судей, уменьшения потока входящих рутинных дел. Поэтому кроме наделения помощников судей полномочиями по подготовке проектов судебных решений следует ожидать и повышения пороговых сумм исков для государственных органов РФ и субъектов РФ (именно они генерируют вал типовых исков на небольшие суммы), и роста судебных пошлин для юридических лиц.

Для всех изменений и дополнений предлагается скорректировать УПК, АПК, ГПК, КАС РФ и ряд других законов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.019 с.)