Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Игра «Назови ласково»: Родитель кидает ребёнку мяч со словом, а ребёнок в ответ кидает мяч, называя это слово ласково: ручей,Стр 1 из 5Следующая ⇒
Лексическая тема «Весна идёт».
Цели занятия: • Развивать тонкую моторику рук. • Совершенствовать умение делить слова на слоги. • Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление. • Обучение выразительной передаче движений и поз лесных зверей и птиц. • Развивать общую моторику. • Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе. • Уточнить и расширить словарь по теме «Весна». • Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными). • Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений по картинкам).
- Ребята, хотите поехать в интересное путешествие? Я предлагаю отправиться в гости. Но сначала отгадайте загадку: Светает рано по утрам. Проталины и тут и там. Ручей шумит как водопад, Скворцы к скворечнику летят, Звенят под крышами капели, Медведь с еловой встал постели, Всех солнышко тепло ласкает. Кто это время года знает? (Весна). Появился из-под снега, (Подснежник).
-Как вы думаете, на чем можно путешествовать? Дети: перечисляют виды транспорта. - А мы с вами поедем. Попробуйте сами отгадать Братцы в гости снарядились. Друг за другом уцепились И помчались в путь далёк, Лишь оставили дымок. (Поезд). - Он нас ждёт. Но в вагон сядет лишь тот, кто назовёт примету весны. Дети: называют приметы весны. - Надеюсь, что все весенние приметы вы назвали правильно, давайте вспомним весенние месяцы. 1) Первое задание, которое вам надо выполнить это – поставить слово «весенний» в нужную форму, (весенняя проталина, весенн__ почка, весенн__ лес, весенн__ скворечник, весенн__ дерево, весенн__ облако, весенн__ лист, весенн__ ручей, весенн___ трава, весенн___ солнце, весенн__цветок, весенн__ туча). - Ребята, мы все общаемся друг с другом при помощи слов? -ДА А каждое слово состоит из частей. Как эти части называются? Дети: Слоги!
- Правильно. 2) И сейчас мы с вами поиграем в игру «Раздели слово на слоги». Разделим на слоги приметы весны, которые изображены на картинках
(туча, подснежник, трава, солнце, ручей, лист, облако, дерево, скворечник, лес, почка, проталина.) Дети выполняют задание. 3) Рассмотрите картинки, составьте предложения по картинкам и схеме к предложениям:
Дети выполняют задание. - Ребята виднеется остановка. Проводится пальчиковая гимнастика: За окном сосулька тает, Ветер тучи рвёт в клочки. Разжимает, разжимает Клён тугие кулачки. Прислонился он к окошку И, едва растает снег Клен протянет раньше всех. С. ДРОЖЖИН. ЛАСТОЧКА Ласточка А. БАРТО. СКВОРЦЫ ПРИЛЕТЕЛИ Ждет гостей высокий клен — Краской выкрашена крыша, Мы сегодня встали рано, Мы скворцам руками машем, Стали птицы приближаться, Удивительное дело: А. МАЙКОВ. ЛАСТОЧКА Ласточка примчалась Г. САПГИР. ПОДАРКИ ВЕСНЫ Что, Весна, ты принесла? Т. КОТИ. ДВА БУКЕТА
Очень хорошо сравнить с ребенком два натюрморта – весенний и осенний и найти разницу. А потом прочитать это стихотворение: Первые цветы весны На столе букет осенний, В. ЛУНИН. ВЕСНА Перед чтением стихотворения, попросите ребенка словами нарисовать весеннюю картинку. Что бы он на ней изобразил, если бы был художником? А если представить, что весна – художница? Что она нарисует? После словесного рисования прочитайте ребенку стихотворение В. Лунина о весне – художнице. Пробудившись ото сна, Е. БЛАГИНИНА. ЖУРАВУШКА Прилетел журавушка Р. СЕФ. ЛИЦОМ К ВЕСНЕ Потихоньку снег сошел, А. ПЛЕЩЕЕВ. СЕЛЬСКАЯ ПЕСНЯ Травка зеленеет, Г. ДЕРЖАВИН. СОЛОВЕЙ На холме, сквозь зеленой рощи, А. ФЕТ. ВЕСЕННИЙ ДОЖДЬ Еще светло перед окном, А уж от неба до земли, Две капли брызнули в стекло, С. ДРОЖЖИН. ВСЁ ЗАЗЕЛЕНЕЛО Всё зазеленело… Бродят дождевые Весело с лошадкой И над ним всё выше В. Жуковский. Жаворонок На солнце темный лес зардел, Словесное рисование с детьми по этому стихотворению: В 19 веке — начале 20 века, когда дети слышали пение жаворонков, педагоги предлагали им на занятиях по родной речи рассказать, что видит жаворонок с высоты, придумать, о чем он поет, вообразить себе настроение, в котором поэт написал стихотворение. Очень активно использовался прием «словесного рисования».
Это очень тонкая работа со словом, и я хочу процитировать, как говорили и писали тогда дети! Педагоги начала 20 века очень тонко чувствовали природу ребенка. Они подчеркивали, что нельзя сводить обсуждение стихотворения с детьми к его пересказу и тем более к грамматическим упражнениям над предложениями из стиха. Акцент должен быть сделан на эмоциональный художественный образ, его проживание ребенком. Давайте перенесемся в начало 20 века и услышим, что же говорят педагоги нам – педагогам и родителям начала 21 века: Из книги Е.И. Тихеевой «Родная речь и пути к ее развитию» начала 20 века (цитирую по изданию 1923 года) – из архивов: «Особенные услуги оказывают стихотворения при так называемом устном рисовании… Цель… следующая: вызвать в детях тем или другим путем определенный, по возможности яркий зрительный образ и заставить их изобразить этот образ, нарисовать его словами… Предположим, детям прочитано стихотворение Жуковского – «Жаворонок»: «На солнце темный лес зардел»… Им предлагают сосредоточитья и представить себе ту картину природы, которая могла вдохновить Жуковского написать это стихотворение. При этом обыкновенно ярко выступают особенности воображения того или другого ребенка, преобладание в нем репродуктивного или творческого воображения. Один зарисовывает словом или на бумаге лишь те детали картины, которые отмечены автором, ничего не добавляя своего. Другой вышивает по этой канве собственным творческим воображением, приводя много новых им созданных подробностей. Всякая вольность воображения, не противоречащая действительности, л огике и здравому смыслу, вполне допустима. Выполненные детьми работы (мое примечание – дети начальной школы): 1) (Преобладание репродуктивного воображения): «Большое поле. Вдали темнеет лес. Он освещен лучами восходящего солнца, а потому кажется красным. С одной стороны поля, внизу, видна полоса тумана. Небо ясное, голубое, и в нем видна подвижная черная точка: это летящий жаворонок; его крылышки сверкают на солнце». 2) (Воображение творческое):
И то, и другое являются вполне самостоятельными сочинениями, созданными лишь по поводу, под впечатлением известного стихотворения. Первое предтставляет фотографически точное словесное воспроизведение зрительного образа, вызванного Жуковским. Второе расширяет, дополняет этот образ, вносит личное, активное начало его автора. Детям, хоть сколько-нибудь владющим карандашом или красками, можно предложить иллюстрировать свою работу соответствующей картинкой». Обратите внимание на сочинения детей начала 20 века. Многие ли современные дети, которых усиленно «развивают» с пеленок – могут такое сочинение написать в свои 6-8 лет? Многие ли умеют так фантазировать? И это не природная данность, а следствие того, что в каждый возрастной период есть главное в развитии. И в дошкольном возрасте – это развитие отнюдь не чтения, или умения считать, а развитие образного мышления, игры, творческого воображения, умения взаимодействовать с людьми. И еще один момент – взрослый читает стихотворение не потому, что «это надо чтобы развивать ребенка», а потому что ему самому оно интересно, взрослый сам тоже пытается увидеть, вообразить и прочувствовать эту картину и настроение поэта. Этот момент тоже очень важен и часто сейчас нарушается, когда мы пытаемся «впихнуть в ребенка» лингвистические термины вместо того, чтобы раскрыть перед ним Мир Человека и Культуру Человека. А. БЛОК. ВОРОНА Вот ворона на крыше покатой А уж в воздухе — вешние звоны, Вдруг запрыгала вбок глупым скоком, Что белеет под нежною травкой? Прошлогодние мокрые стружки… И уж так-то ворона довольна, А. ПЛЕЩЕЕВ. УЖ ТАЕТ СНЕГ, БЕГУТ РУЧЬИ… Уж тает снег, бегут ручьи, Ф. ТЮТЧЕВ. ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА Люблю грозу в начале мая, Гремят раскаты молодые,
С горы бежит поток проворный, Ты скажешь: ветреная Геба, А. МАЙКОВ. ВЕСНА Уходи, зима седая! Старой спорить ли, тщедушной, А что шума, что гуденья, У нее не лук, не стрелы, Да найдут и по оврагам! послушайте сказку. Н. СЛАДКОВ МЕДВЕДЬ И СОЛНЦЕ «Просочилась в берлогу Вода — Медведю штаны промочила. Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом: — Не я, Медведушка, виновата. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное — теку под уклон. — Не я, Медведь, виноват. Солнце виновато. Так припекло, так прижгло — растаешь тут! — Ах, так это Солнце мне штаны промочило? — рявкнул Медведь. — Вот я его сейчас! А что «сейчас»? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит. Э. ШИМ. ВСЕМУ СВОЙ СРОК «Зайчонок- настовичок в марте родился, когда еще земля в белых снегах лежала. Шубка у Зайчонка теплая. Молочко у Зайчихи сытное. Сидит Зайчонок под кустиком, круглыми глазами во все стороны поглядывает. Ничего, жить можно… Дни проходят. Растет Зайчонок. И скучно ему стало. — Что же, говорит он Зайчихе, — так всё время и будет? Под кустом сиди, на белый снег гляди, дожидайся, когда тебя молочком покормят? — Погоди, — Зайчиха говорит. – Всему свой срок. Скоро весна разыграется, будешь по зеленому лесу бегать, сладкую травку зубрить. — А скоро это? — Скоро! Дни проходят. Солнышко пригревает, снег в лесу оседает, вокруг деревьев лужицы. Зайчонку не терпится: — Ну, где же лес зеленый, где травка сладкая? Не хочу больше ждать! — Погоди, — Зайчиха говорит. – Всему свой срок. Дни проходят. Снег в тает в лесу, капли щелкают, ручейки позванивают. Зайчонку невтерпеж: — Ну, где же лес-то зеленый? Где травка сладкая?! Не буду, не буду ждать больше! — Погоди, — опять Зайчиха говорит. – Всему свой срок. Дни проходят. В лесу половодье, над сырой землей туманы стелются, в небе клики журавлиные слышны. — Ну,, — грустит Зайчонок, — видать это сказки – про зеленый лес да травку… Ничего этого не бывает на свете. И напрасно я ждал! — А посмотри-ка! – Зайчиха говорит. – Оглянись! Оглянулся Зайчонок – и увидел на березе первые зеленые листики. Махонькие- махонькие! Посмотрел на землю — и увидел, как первый травинки проклюнулись. Тоненькие – тоненькие! И так-то обрадовался Зайчонок. Так-то развеселился! Прыгает на нескладных лапках своих, кричит: — Ага! Ага! Разгорелась весна! На деревьях листики зеленые! На земле травка сладенька! Вот хорошо! Вот славно! — Пришел срок твоей радости, — усмехается Зайчиха. — Да-а, — говорит Зайчонок, — а долго-то как! Я весь изождался! Ждал-ждал, ждал- ждал… — А если бы не ждал, — говорит Зайчиха, — разве ты бы махонькому листочку, тоненькой травинке обрадовался?» Весной рождаются не только зайчата, но и другие малыши – зверюшки. Послушайте сказку о том, как мамы зверюшек друг с другом разговаривали. Перед чтением покажите ребенку картинки зверей и их детенышей и попросите догадаться, сколько у кого деток. Запишите цифрой или зарисуйте кружочками названное число. А потом прочитайте рассказ и посмотрите, догадались ли дети. Это не математическая задача, и в ней самое важное – не угадать и зарисовать число, а как раз наоборот, открыть для себя чудо! – и удивиться миру природы! Поэтому не подсказывайте малышам правильный ответ, дайте им возможность пережить радость открытия удивительного мира природы! Э. ШИМ. ЗАЯЧЬЕ СЕМЕЙСТВО «На березовой опушке лесные мамы хвалились друг перед другом своими детками. — Ах, какой у меня сын! – сказала мама Олениха. – Наглядеться на него нельзя. Копытца точеные, ножки пряменькие, шейка высоконькая… легонький, как ветерочек! — М-м-м, сын, конечно, неплох, — сказала мама Барсучиха. – Но куда ему до моих деточек! Уж такие они нарядненькие, такие разумненькие! Родились в марте, в апреле уже глазки открыли, а нынче – поверите ли? – даже из норы выбегают…- А сколько их у вас? – спросила Олениха. — Уж, конечно, не один и не два. Целых три! — Можно вас поздравить, — скаала мама Ежиха. – Но все-таки моих деток с вашими не сравнить. У меня их – пять душ! И вы знаете, у них уже шерстка появилась… и даже иголочки тверденькими становятся… Ну, не чудо ли? — Хрю! – сказал мама Кабаниха. – Пять – это хор-рошо. Ну, а что вы скажете, если их – десять? — А у кого их десять?! – поразилась мама Ежиха. — Хрю-хрю… У меня ровно десяточек, и все как один.. хрю!.. мохнатенькие… хрю!.. полосатенькие… хрю! Повизгивают этак тоненько, как птички… Где еще такое семейство найдешь? Не успели мамы согласиться, как вдруг с поля раздался голос: — А у меня семейство получше! — И на опушке появилась мама Хомячиха. — Ну-ка,– сказала она, — попробуйте догадаться, сколько у меня деток! — Тоже десять! – хрюкнула мама Кабаниха. — Двенадцать?- спросила мама Барсучиха. — Пятнадцать? – шепнула мама Ежиха и сама испугалась, назвав такое большое число. — — Как бы не так! – сказала мама Хомячиха – Подымайте выше! У меня деток – восемнадцать душ, во сколько! И чего там болтать про шёрстку, про глазки, — это всё пустяки. Мои детки уже работать начали. Даром что малы, а уже каждый себе норку копает, жилье готовит. Представляете? — Да, ваше семейство – самое замечательное! – признали все мамы. – Вы подумайте: восемнадцать деток – работничков! Долго бы еще удивлялись мамы, если бы на опушке не появилась Зайчиха. Хвалиться она не стала, шла тишком – молчком. Никто не узнал бы, сколько у нее деток, если бы мама Олениха не спросила: — Ну, а сколько душ в вашем семействе? — Не знаю, — сказала Зайчиха. – Кто же их считал… Может, — сто, может, — тыща, а может, — и еще больше. — Как так?! – подскочили мамы. – Не может быть!!. — У нас именно так и бывает, — сказала Зайчиха. – Мы со своими детками не привыкли нянчиться. Рождаются зайчата, мы их разок покормим, а потом где-нибудь под кустом оставим – и до свиданьица! — Зачем же? Как безжалостно! – закричали мамы. — А затем, что так – лучше. Затаятся зайчата под кустом, притихнут –ни волк, ни лиса их не найдут. А будь мы рядом, так навлекли бы на них беду. — Но ведь они же маленькие! — Маленькие, да удаленькие… И прятаться умеют, видят зорко, и слышат чутко. Да шубки у них тепленькие. — А кто же их кормит–то? — Да любая Зайчиха, которая встретится. У нас ведь нету чужих деток, все — родные. Нынче я одного покормлю, завтра – другого. Вот и выходит, что все зайчата в лесу – из моего семейства. А сколько их, — никто не ведает. Может, — сто, может, — тыща, а может, и – и того больше. Посчитайте, попробуйте! И тут уж все мамы поняли, что все — таки самое удивительное семейство в лесу – заячье». Н. СЛАДКОВ. ЧЬЯ ПРОТАЛИНА?
«Увидела Сорока первую проталину — тёмное пятнышко на белом снегу. — Здр-расте, уже явилась! Зимой по вороньим помойкам шастала, а теперь на мою проталину! Некрасиво! Прилетел на шум Жаворонок, огляделся, прислушался и защебетал: Вспрыгнул Жаворонок на кочку, глаза прижмурил, горлышко у него задрожало — и полилась песня как весенний ручеёк: зазвенела, забулькала, зажурчала. Сорока и Грач клювы разинули — заслушались. Им-то никогда так не спеть, горло у них не то, только и могут, что стрекотать и каркать. Долго бы, наверное, слушали, разомлев на вешнем солнышке, да дрогнула вдруг под ногами земля, вспучилась бугорком и рассыпалась. — Никак прямо в проталину угодил? Так и есть: земля мягкая, тёплая, снега нет. И пахнет… Уф! Весной, что ли ча, пахнет? Весна, что ли ча, у вас наверху? — Весна, весна, землерой! — сварливо закричала Сорока. — Ничего мне от вас не надо. И проталина ваша мне не нужна. Вот землю вытолкну из норы и назад. Потому что чую: погано у вас. Ссоритесь, чуть не дерётесь. Да ещё и светло, сухо, воздух свежий. Не то что у меня в подземелье: темно, сыро, затхло. Благодать! Ещё и весна у вас тут какая-то… — Как ты можешь так говорить? — ужаснулся Жаворонок. — Да знаешь ли ты, землерой, что такое весна! — А на проталинах скандалы начинаются, — снова фыркнул Крот. — А ради чего? Проталина как проталина. — Не скажи! — подскочила Сорока. — А семена? А жуки? А ростки зелёные? Всю зиму без витаминов. — Посидеть, походить, размяться! — гаркнул Грач. — Носом в тёплой земле порыться! — А петь-то как над проталинами хорошо! — взвился Жаворонок. — Сколько в поле проталин — столько и жаворонков. И все поют! Нет весной ничего лучше проталины. — А чего тогда спорите? — не понял Крот. — Жаворонок хочет петь — пусть поёт. Грач хочет маршировать — пусть марширует. — Пора и мне! — Крот сказал. И провалился туда, где ни весны, ни проталин, ни солнца и ни луны, ни ветра и ни дождя. И где даже спорить не с кем. Где всегда темно и тихо».
Мультфильм о весне: https://youtu.be/EnOaYnL-4k0
https://youtu.be/9EUA7GXn1xg март https://youtu.be/1K9H6yioxbc апрель
Лексическая тема «Весна идёт».
Цели занятия: • Развивать тонкую моторику рук. • Совершенствовать умение делить слова на слоги. • Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление. • Обучение выразительной передаче движений и поз лесных зверей и птиц. • Развивать общую моторику. • Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе. • Уточнить и расширить словарь по теме «Весна». • Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными). • Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений по картинкам).
- Ребята, хотите поехать в интересное путешествие? Я предлагаю отправиться в гости. Но сначала отгадайте загадку: Светает рано по утрам. Проталины и тут и там. Ручей шумит как водопад, Скворцы к скворечнику летят, Звенят под крышами капели, Медведь с еловой встал постели, Всех солнышко тепло ласкает. Кто это время года знает? (Весна). Появился из-под снега, (Подснежник).
-Как вы думаете, на чем можно путешествовать? Дети: перечисляют виды транспорта. - А мы с вами поедем. Попробуйте сами отгадать Братцы в гости снарядились. Друг за другом уцепились И помчались в путь далёк, Лишь оставили дымок. (Поезд). - Он нас ждёт. Но в вагон сядет лишь тот, кто назовёт примету весны. Дети: называют приметы весны. - Надеюсь, что все весенние приметы вы назвали правильно, давайте вспомним весенние месяцы. 1) Первое задание, которое вам надо выполнить это – поставить слово «весенний» в нужную форму, (весенняя проталина, весенн__ почка, весенн__ лес, весенн__ скворечник, весенн__ дерево, весенн__ облако, весенн__ лист, весенн__ ручей, весенн___ трава, весенн___ солнце, весенн__цветок, весенн__ туча). - Ребята, мы все общаемся друг с другом при помощи слов? -ДА А каждое слово состоит из частей. Как эти части называются? Дети: Слоги! - Правильно. 2) И сейчас мы с вами поиграем в игру «Раздели слово на слоги». Разделим на слоги приметы весны, которые изображены на картинках
(туча, подснежник, трава, солнце, ручей, лист, облако, дерево, скворечник, лес, почка, проталина.) Дети выполняют задание. 3) Рассмотрите картинки, составьте предложения по картинкам и схеме к предложениям:
Дети выполняют задание. - Ребята виднеется остановка. Проводится пальчиковая гимнастика: За окном сосулька тает, Ветер тучи рвёт в клочки. Разжимает, разжимает Клён тугие кулачки. Прислонился он к окошку И, едва растает снег Клен протянет раньше всех. Игра «Назови ласково»: Родитель кидает ребёнку мяч со словом, а ребёнок в ответ кидает мяч, называя это слово ласково: ручей,
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.232 с.) |