Тема 8. Глобальные проблемы. Будущее человечества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Глобальные проблемы. Будущее человечества.



Тема 8. Глобальные проблемы. Будущее человечества.

 

Понятие глобализации, глобальных проблем, их причины

Характерная особенность современной эпохи - глобализация всех сфер общественной жизни. Глобализация — это процесс, в ходе которого мир преобразуется в единую глобальную систему. Глобализация социальных и культурных процессов означает то, что они приобретают общепланетарный характер, общества становятся взаимосвязанными во всех аспектах — экономическом, политическом, социальном, культурном, складывается единая мировая социокультурная целостность. Глобализация углубляет, расширяет и ускоряет всемирные взаимосвязи и взаимозависимости во всех сферах сегодняшней общественной жизни. В процессе глобализации в современном мире в середине XX века появились проблемы, которые носят название «глобальные проблемы современности» (понятие возникло на рубеже 1960–1970-х гг.).

Под глобальными проблемами современности следует понимать совокупность проблем, от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации.

Понятие «глобальный» (от лат. — шар, глобус, земля) получило широкое распространение в конце 60-х годов XX века благодаря деятельности неправительственной научной организации имеющей название «Римский клуб» (образована в 19068 году).

Глобальные проблемы порождаются неравномерностью развития разных областей жизни современного человечества и противоречиями, порождаемыми в социально-экономических, политико-идеологических, социоприродных и других отношениях людей. Эти проблемы затрагивают жизнь человечества в целом.

Глобальные проблемы человечества — это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.

 

Причины глобальных проблем

Глобальные проблемы порождены неравномерностью развития мировой цивилизации:

- во-первых, техническое могущество превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;

- во-вторых, политическое мышление отстало от политической действительности и не может уже эффективно ею управлять;

- в-третьих, побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи;

- в-четвертых, западные страны опережают остальной мир в экономической, социальной, научно-технической областях, что ведет к перетеканию основных ресурсов именно к ним.

 

Значительный вклад в осмысление глобальных процессов внес Римский клуб. Римский клуб - это международная организация ученых, философов и общественных деятелей, которая поставила своей задачей подготовку и публикацию докладов по самым животрепещущим общечеловеческим проблемам современности.

Первое заседание состоялось в 1968 г. в Риме. Один из основателей и первый президент Римского клуба - Аурелио Печчеи (1908 – 1984), - итальянский ученый, предприниматель и общественный деятель. Уже первый доклад этой организации «Пределы роста», опубликованный в 1972 г., вызвал эффект «разорвавшейся бомбы», так как показал, что человечество, не осознавая того, «играет со спичками, сидя на пороховой бочке». Затем последовала серия очередных докладов (сегодня их насчитывается уже более двух десятков), которые раскрыли многие аспекты общечеловеческих (глобальных) проблем и привлекли к ним пристальное внимание не только ученых и философов, но и политиков, общественных деятелей, мирового сообщества. С деятельностью Римского клуба связывают превращение науки в социальную силу. Наука в современном мире ставит перед обществом задачи и организует общественность для их решения.

 

 

Критерии глобальных проблем

Будущее человечества

 

Основные сценарии будущего

Реальные прогнозы будущего развития резко отличаются друг от друга. В качестве примера можно привести работу Ф. Фукуямы «Конец истории?» и труд С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций».

Первая теория будущего развития человечества базируется на том, что либеральная демократия западного типа – идеальная модель общества, и цель всех, кто еще ее не достиг, - стремиться к ней.

Хантингтон, напротив, считает, что по мере продвижения в будущее различия между культурами будут резко углубляться, поскольку они обусловлены не развитием техники или экономики в целом, а социокультурными факторами, прежде всего религиозными или идеологическими. В силу этого столкновение цивилизаций неизбежно.

Оценивая эти сценарии, следует заметить, что оба они не вполне достоверны. В реальных процессах присутствуют как тенденции к универсализации, глобализации, так и к обособлению отдельных социокультурных образований.

Наиболее разработанная концепция непосредственного и обозримого будущего существует в рамках мир-системного анализа и принадлежит И. Валлерстайну. Опуская собственно политологический прогноз, охарактеризуем с точки зрения МСА будущее человечества в уже начавшемся столетии. И. Валлерстайн в работе «Капиталистическая цивилизация» выделяет три возможных сценария развития событий.

1. Переход к «неофеодализму», который может в значительно более уравновешенной форме воспроизвести эпоху нового смутного времени. Отличительными чертами данной системы будет дробление суверенитета, развитие локальных сообществ и местных иерархий, в общем - возникновение «мозаики» самодостаточных регионов, связанных между собой лишь нитями горизонтальных связей. Такая система может оказаться достаточно совместимой с миром высоких технологий. Процесс накопления капитала не может больше служить движущей силой развития такой системы, однако все равно это будет разновидность неэгалитарной системы, способом легитимации которой, возможно, может явиться возрождение веры в естественные иерархии.

2. Установление «демократического фашизма», когда мир будет разделен на две касты: высший слой примерно из 20% мирового населения, внутри которого будет поддерживаться достаточно высокий уровень эгалитарного распределения, и низший слой, состоящий из трудящихся «пролов», т.е. из лишенного политических и социально-экономических прав пролетариата (остальные 80% населения).

3. Переход к радикально более децентрализованному во всемирном масштабе и высокоэгалитарному мировому порядку. Такая возможность кажется наиболее утопичной, но ее не следует исключать. Для ее реализации потребуется существенное ограничение потребительских расходов, но это не может быть просто социализация бедности, ибо тогда политически этот сценарий становится невозможным.

И. Валлерстайн приходит к выводу о том, что «после бифуркации, которая произойдет в период 2050-2075 гг., мы сможем быть уверены лишь в нескольких вещах. Мы не будем жить в капиталистической мир-экономике, а при каком-то новом порядке или порядках, при какой-то новой исторической системе или системах. И поэтому мы, вероятно, сможем опять узнать относительный мир, стабильность и легитимность. Но будет ли это лучший мир, лучшая стабильность или лучшая легитимность, чем те, которые были известны нам до сих пор, или это будет еще более худший вариант? И то и другое неизвестно, и зависит от нас».

 

Тема 8. Глобальные проблемы. Будущее человечества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.007 с.)