Раздел 1. Теоретические основы коррекционной педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Теоретические основы коррекционной педагогики



РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

ТЕМА 1. 10. Этиология и классификация нарушений психофизического развития дошкольников

  ЦЕЛЬ:

Познакомить студентов с этиологией и классификацией нарушений психофизического развития дошкольников Развивать мотивацию и интерес к изучаемой теме, дисциплине. Воспитывать интерес к будущей профессии, к деятельности на занятии.

 

ВИД ЗАНЯТИЯ: лекция

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аксенова Л.И. Специальная педагогика / Л.И.Аксенова, Б.А Архипов. Л.И.Белякова. - М. Издательский центр «Академия», 2008. - 400с.

2. Андреева О.И. Коррекционная и специальная педагогика: учебн. пособие для студ. сред. пед учебн. заведений/ О.И.Андреева— Азов:.2012. — 168 с.

3. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов [ и др]; под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 140

4. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

5. Назарова Н.М. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / 400 с., 2005

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

Вступительная часть.

1.1. Организация студентов.

1.2. Мотивация учебной деятельности.

Назвать тему, сформулировать цель и задания, дать короткую характеристику проблемы, назвать литературу к лекции, установить связь с предыдущим материалом, предыдущим занятием.

Вопросы

1. Что такое «норма» и «аномалия»?

2. Назовите кризисы развития детей дошкольного возраста?

3. Проблемы аномальных детей в процессе воспитания и образования

2. Изложение материала лекции (познакомить с планом работы. Раскрыть все пункты плана лекции.)

План

Систематизация причин нарушений развития.                                                                                         2. Причины нарушений эндогенного происхождения.                               

 3. Причины нарушений экзогенного происхождения.                                 

 4. Причины приобретённых нарушений.

Классификации нарушений развития.

 

Классификация нарушений

Существуют различные классификации детей с особенностями в развитии. В их основу положены различные критерии. Наиболее распространенными критериями являются следующие:

· причины нарушений;

· виды нарушений с конкретизацией их характера;

· последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.

По характеру нарушений различают следующие категории:

1) глухие;

 2) слабослышащие;

3) позднооглохшие;

4) незрячие;

5) слабовидящие;

6) лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

 7) лица с нарушением эмоционально-волевой сферы;

 8) лица с нарушением интеллекта;

9) лица с задержкой психического развития (труднообучаемые);

 10) лица с тяжелым нарушением речи;

 11) лица со сложными недостатками развития.

Есть более обобщенная классификация. В ее основе – группировка вышеуказанных категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:

1) телесные (соматические) нарушения;

2) сенсорные нарушения (слух, зрение);

3) нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).

По причинам возникновения нарушений различают:

1) врожденное нарушение развития;

2) несчастный случай, стихийное бедствие;

3) дорожно-транспортное происшествие;

 4) экология; болезнь и др.

Наиболее распространенной является классификация Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина.

1. Дети с нарушением слуха и зрения:

1) с недостатками слуха:

а) глухие (неслышащие) дети;

б) слабослышащие (тугоухие) дети;

2) со стойкими дефектами зрения:

 а) слепые (незрячие) дети;

б) слабовидящие дети.

2. Умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития:

 1) умственно отсталые:

а) олигофрения;

б) деменция;

2) интеллектуальная недоразвитость:

 а) идиотия;

б) имбецильность;

в) дебильность.

3) с задержкой психического развития (ЗПР):

а) ЗПР конституционного происхождения;

 б) ЗПР соматогенного происхождения;

в) ЗПР психогенного происхождения;

г) ЗПР церебрастенического характера.

Заключительная часть.

3.1. Итог изложения материала.

Вопросы

· Назовите причины нарушений развития?

·    Какие неблагоприятные факторы могут вызывать нарушения развития организма ребенка после рождения?                                                                             

· Назовите классификацию нарушений развития?

.3.2. Направление дальнейшей самостоятельной работы студентов над темой

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы

Составление схемы «Этиология нарушений психофизического развития».                                                                                                      Составление глоссария по теме.

 

ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ЗАДАНИЯ

1. Изучить методическую литературу по данной теме.

2. Составить схему «Этиология нарушений психофизического развития».                                                                                                   3. Составить глоссарий по теме.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аксенова Л.И. Специальная педагогика / Л.И.Аксенова, Б.А Архипов. Л.И.Белякова. - М. Издательский центр «Академия», 2008. - 400с.

2. Андреева О.И. Коррекционная и специальная педагогика: учебн. пособие для студ. сред. пед учебн. заведений/ О.И.Андреева— Азов:.2012. — 168 с.

3. Н.М.Назарова. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. — 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» - 400 с.. 2005

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Проверка схемы и глоссария

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ГЛОССАРИЯ

 

Система науки отражается в ее понятиях и категориях, поэтому знание терминологии является основополагающим при изучении дисциплины.

Глоссарий – список наиболее часто употребляемых в тексте терминов и понятий, расположенных в определённой системе и по определённым правилам.

При составлении глоссария по дисциплине необходимо помнить следующее:

· для удобства составления и пользования можно оформить словарь по типу алфавитной записной книжки или отвести специальное место в рабочей тетради с указанием значения каждого термина и источником, откуда взято определение.

· При оформлении словаря нужно придерживаться определенного образца оформления, например:

Термин (от латинского terminus-предел, граница) – это составной элемент суждения, слово, точно обозначающее определенное понятие, применяемое в науке, технике или искусстве.

· многие термины коррекционной и специальной педагогики являются заимствованными (из философии, педагогики, психологии), поэтому определения этих понятий можно найти в соответствующих словарях и учебниках.

· в педагогической науке специальные термины зачастую трактуются по-разному, поэтому имеет смысл ознакомиться с различными авторскими позициями.

· Для заучивания можно выбрать одну из определений понятия, которое кажется вам наиболее соответствующей изучаемому материалу, содержательной и доступной.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ СХЕМЫ «Этиология нарушений психофизического развития».                                                                                                  

 

Изучить методическую литературу по данной теме и составить схему по образцу

 

 

Варианты схем

Схема

Схема

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.013 с.)