Таким образом, древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таким образом, древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен.



 Однако постепенно границы между племенами стирались, уходили в прошлое названия племен. Этому во многом способствовало развитие городов на Руси – прежде всего городов, расположенных на великом водном пути «из варяг в греки».

Торговый путь «из варяг в греки» возник в конце IX в. и через Балтийское море, реку Неву, Ладожское озеро, реку Волхов, озеро Ильмень, реки Ловать и Днепр, Черное море связывал Северную и Южную Европу. Новгород и Киев контролировали северный и южный участки этого пути. Крупными городами стали также Чернигов, Смоленск, Суздаль, Муром и др. Источники указывают в IX веке не менее 24 крупных торговых городов на Руси. Постепенно города стали давать свои названия контролируемым ими территориям.

В досоветский период историографии сложилась даже очень интересная теория «городовых областей» (В.О. Ключевский, М.Ф. Владимирский-Буданов, В.Н. Латкин).

Согласно данной теории, крупный город и зависимые от него мелкие города, волости составляли «городовую область» - основную территориальную, экономическую, политическую единицу государственности на Руси. Объединение городовых областей формировало славянское государство; подчинение городовых областей Киевской области, опять же, стало точкой отсчета государства Киевская Русь.

Племенная теория и теория городовых областей, несмотря на разный выбор различных территориальных протогосударственных форм (союз племен, городовая область), едины в главных своих выводах: славяне проходят длительный, сложный, самостоятельный путь территориального, этнического объединения.

Необходимо также указать социально-экономические предпосылки государственности, связанные с указанным выше процессом формирования единой государственной территории.

Например, процесс территориального объединения славян протекал на фоне разрушения первобытнообщинного строя: на смену родовой общине пришла территориальная или соседская община. Общинников объединяло уже не кровное родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Теперь не род, а сельская община («вервь»), разделенная на семьи, стала основной социальной клеточкой славянского общества.

Кроме того, развивались города, торговля, ремесла, совершенствовалась культура земледелия. В ходе военных походов большую часть добычи получали военные вожди славян и их дружинники (дружины упоминаются уже в VI – VII вв.). Все это вело к социальному расслоению, развитию процесса классообразования, формированию правящей элиты.

Б) Таким образом, мы переходим к характеристике важнейшего признака государственности – институтам публичной власти.

Форму общественных отношений славян в VII – VIII вв. исследователи определяют как «военную демократию». Она характеризуется следующими политическими институтами:

1. Высшим органом власти в племени или племенном союзе являлось народное собрание – «вече». В его деятельности участвовали только взрослые мужчины, которые были вооружены и составляли народное ополчение – «тысячу» во главе с тысяцким (тысяча разделялась на отряды по сто человек - «сотни» во главе с сотскими, сотни разделялись на «десятки» во главе с десятскими).

2. Многие вопросы судебного, религиозного характера рассматривал «совет старейшин», в который входили самые старые, уважаемые члены племени, главы родов (летопись называет их – «нарочитые, лучшие люди»). В совет входили также служители языческого культа – жрецы.

3. Период «военной демократии» стал переходным этапом к государственности, но не к демократической, а к монархической ее форме, поскольку в процессе военных походов славян усиливалась власть военного вождя племени (племенного союза) – князя, который опирался на особый аппарат профессиональных воинов – дружину. Сначала князь получал власть демократическим путем – вече избирало вождя из самых сильных, мудрых мужчин племени, но постепенно князья стали передавать власть, руководствуясь собственным выбором, что означало разрушение «военной демократии» и переход к единоличной форме правления. Например, летопись упоминает древнейшую славянскую княжескую династию – князя Кия (по легенде, основателя Киева) с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью (историки датируют это княжение VI веком). Причем, летописец отмечал, что такие же княжения были и у других племен.

Фактически князья становятся главами племенных союзов, починяя себе и демократическое вече и аристократический совет старейшин.

Наконец, в 882 г. князь Олег стал главой государства Киевская Русь. Он и его преемники постепенно подчинили своей власти местных племенных вождей.

Таким образом, образование государственности на Руси явилось результатом сложного, объективного процесса внутреннего развития восточных славян – развития территориального, этнического, социально-экономического, политического в VI – IX вв. Варяжский элемент, возможно, повлиял на этот процесс (например, ускорил становление княжеской единоличной власти), но не мог стать решающим государственно образующим фактором.

Вопрос 3

II. Государственный строй Киевской Руси.

 

Хронологические рамки Киевского периода: IX в. (882 г.) – 30-е годы XII в. (1132 г.). Это период раннего феодализма, развития классовых отношений, формирования социальной, государственной и правовой системы.

А) Форма правления – раннефеодальная монархия.

Форма государственного устройства – относительно единое государство.

Главой государства являлся великий князь Киевский, но власть его только оформлялась, определялись ее функции, идеология, складывались административный аппарат, судебная система.

Указанные признаки раннефеодальной монархии, процесс формирования государственного аппарата, развития функций великокняжеской власти можно проиллюстрировать, сравнивая этапы правления киевских великих князей.

Рассмотрим кратко этапы эволюции великокняжеской власти и государственного строя Киевской Руси.

1. Период правления первых киевских князей (конец IX – середина X вв.) часто историки называют «варварским»: великие князья Олег (882 – 912 гг.), Игорь (912 – 945 гг.), Святослав (957 – 972 гг.) – прежде всего, воины, варяги, совершающие военные походы за добычей и собирающие дань с подвластного им населения. В этот период развиваются, в основном, военная, финансовая, судебная функции власти.

Древнейшей формой сбора дани являлось «полюдье» - князь с дружиной объезжал зависимые от Киева территории.

Еще князья Аскольд и Дир в 860 г. предприняли удачный поход на Византию. В 907 и 911 гг. князь Олег с войском дважды успешно воевал под стенами Константинополя (Царьграда), прибил щит к воротам города, обязал греков платить руссам дань и заключил первые торговые договоры. При Олеге в состав его державы были включены и стали платить дань Киеву племенные союзы древлян, северян, радимичей. Однако процесс включения других племенных союзов в состав Киевской Руси имел достаточно длительный характер.

В княжение Игоря был предпринят уже менее удачный поход на Византию в 944 г. и договор с греками был подтвержден на менее выгодных ля руссов условиях. Неудачным для Игоря стало и «полюдье» в земле древлян – в 945 г. великий князь был убит.

Великая княгиня Ольга (945 – 957 гг.), с одной стороны, по варварски, жестоко отомстила древлянам за убийство мужа.

С другой стороны, она совершила первую в нашей истории административно-финансовую реформу: летопись сообщает, что княгиня «установила уроки и погосты», то есть нормы и места сбора дани (укрепленные дворы княжеских правителей, куда свозилась дань). Таким образом, мы видим не только развитие, совершенствование финансовой, правительственной функции власти, но и первое проявление более сложной, законодательной функции. Устав великой княгини Ольги «об уроках и погостах» - первый в русской истории неписаный закон.

Кроме того, великая княгиня Ольга совершила очень смелую (в условиях языческого окружения) и очень важную (для княгини лично, для ее внука Владимира и для всей русской истории) реформу: в 957 г. в Константинополе она приняла христианство.

В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли племенных союзов тиверцев, уличей и окончательно – древлян.

Сын Ольги и Игоря – великий князь Святослав не стал продолжателем реформаторской деятельности своей матери. Это князь – воин, который в ходе многочисленных походов начал присоединение земли вятичей, нанес поражение Волжской Булгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский Каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладев Тмутараканью на Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Однако борьба с Византией на Балканский полуостров закончилась для Святослава неудачно. В 971 г. с греками был заключен договор о ненападении, и дунайские земли пришлось вернуть. В 972 г. Святослав был убит печенегами у Днепровских порогов.

После гибели Святослава началась первая феодальная война. Великим князем Киевским стал старший сын князя – Ярополк (972 – 980 гг.). Его брат (средний сын Святослава) Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава – Владимир получил Новгород. В начавшейся через пять лет княжеской «междоусобице» Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою (977 г.) Владимир бежал «за море», но через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол.

 

2. Период правления великих князей Киевских Владимира I (980 – 1015 гг.) и Ярослава Мудрого (1019 – 1054 гг.) историки называют «эпохой расцвета» Киевской Руси. Князья – воины, варяги превращаются в великих государственных деятелей – реформаторов, законодателей, просветителей.

При Владимире Святославиче была проведена религиозная реформа.

 На ее первом этапе князь существенно сократил численность пантеона языческих богов, выделив приоритет одного из них – Перуна. На втором этапе реформы Владимир принял христианское крещение в городе Корсуне (Херсонесе) – центре византийских владений в Крыму, женился на византийской царевне Анне и привез на Русь первого митрополита, греческое духовенство, церковные книги и предметы богослужения. Началась христианская миссия на Руси: в 988 г. совершилось крещение киевлян и далее православное христианство стало распространяться по всей русской земле.

Принятие православного христианства в качестве государственной религии имело определяющее значение для исторического развития России. Русь стала равной другим христианским державам, христианство укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси, стало основой и движущей силой культурного, духовного развития русского народа.

Князь Владимир Креститель установил налог в пользу русской православной Церкви – «десятину», составлявший одну десятую часть всех доходов князя; принял церковный устав, определявший правовое положение Церкви в новом для нее отечестве.

Церковный устав Владимира Крестителя, документально сохранившийся, стал первым в нашей истории писаным законом.

По инициативе князя Владимира на Руси началось строительство православных храмов, открылись первые школы, больницы, приюты при церквях.

Помимо церковной реформы, великий князь Владимир Святославич активно занимался решением территориально-государственных вопросов. При нем все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Были окончательно присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат. Происходило укрепление государственного аппарата: 12 сыновей Владимира получили в управление основные центры Киевской Руси. Ля обеспечения защиты русских земель от набегов кочевников – печенегов на границе с «дикой степью», по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне сооружались крепости.

После смерти Владимира вновь произошла княжеская «междоусобица»: киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015 – 1019 гг.), которым были безвинно убиты братья Борис Ростовский и Глеб Муромский (1016 г.). Ярослав, княживший в Новгороде Великом (1015 – 1019 гг.), сумел изгнать Святополка Окаянного из Киева в Польшу и стал великим князем Киевским.

При Ярославе Владимировиче Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от набегов печенегов; в 1030 г. неподалеку от Чудского озера был основан город Юрьев (Тарту), укрепивший русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского, владевшего землями к востоку от Днепра, Ярослав стал единодержавным правителем Киевской Руси.

Ярослав Мудрый продолжил христианскую миссию своего отца. При нем продолжали строиться храмы, стали открываться монастыри, активно велись работы по переписи и переводу церковных книг с греческого на русский язык, обучению грамоте. Сам великий князь, по свидетельству летописи, «читал и денно, и ношно», его сыновья и дочери знали по нескольку языков. С семьей Киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы в Европе: сам Ярослав был женат на шведской принцессе; его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями; сестра Ярослава стала женой польского короля, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава, Всеволод, женился на дочери византийского императора Константина Мономаха (отсюда прозвище, которое получил сын Всеволода – Владимир Мономах).

Подобно Софии Константинопольской, в Киеве был построен Софийский собор и Золотые ворота.

Ярослав Мудрый издал второй церковный устав. Более того, начинается кодификация древнерусского права, разработка первого общерусского правового сборника – Русской Правды.

 

3. Третий этап в истории Киевской Руси (вторая половина XI в. – 30 –е годы XII в.) обозначен историками как переходный период к территориально-политической раздробленности: правление сыновей Ярослава Мудрого, его внука - Владимира Всеволодовича Мономаха и правнука – Мстислава Владимировича Великого.

В период «триумвирата» Ярославичей – Изяслава (великого князя Киевского в 1054 – 1068, 1069 - 1073, 1076 – 1078 гг.), Святослава (1073 – 1076 гг.) и Всеволода (1078 – 1093 гг.) Русь потерпела поражение от кочевников - половцев, с чем были связаны народные восстания 60 – 70-х гг. XI в. (наиболее мощным было восстание в Киеве в 1068 г.). Ярославичи дополнили Русскую Правду рядом статей, получивших название «Правды Ярославичей». Важнейшим законом сыновей Ярослава Мудрого, о котором свидетельствует «Правда Ярославичей», стала отмена древнейшего обычая кровной мести и введение штрафных санкций за преступления против жизни и здоровья.

Владимир Всеволодович Мономах (1113 – 1125 гг.) принял великокняжеский престол не по традиции «старшинства» в княжеском роде. Он был избран киевлянами в связи с восстанием в Киеве в 1113 г., которое вспыхнуло после слабого правления Святополка II (сына Изяслава). Для снятия социальной напряженности великий князь принял так называемый «Устав Владимира Мономаха», дополнивший Русскую Правду. Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, регламентировал правовое положение должников – «закупов», а также правовое положение купечества, способы перехода в холопство, вопросы наследственного права.

Благодаря авторитету в народе и среди князей Владимиру Всеволодовичу удалось удержать под своей властью всю Русскую землю, несмотря на то, что признаки дробления усиливались (чему способствовало затишье в борьбе с половцами). При Мономахе укрепился международный авторитет Руси. Сам князь был внуком византийского императора, его женой стала английская принцесса. Не случайно великий князь Московский Иван III в завершающий период политической централизации часто обращался к правлению Мономаха, с именем которого связывали и появление на Руси короны русских царей – шапки Мономаха, и преемственность власти русских царей от константинопольских императоров.

При Владимире Всеволодовиче в Киево-Печерской лавре монахом Нестором была составлена начальная русская летопись – «Повесть временных лет». И сам великий князь создал литературный труд – «Поучение Мономаха», в котором сформулировал актуальную для того времени идею верховной власти.

Сыну Мономаха – Мстиславу Великому (1125 – 1132 гг.), сохранившему авторитет отца в обществе, некоторое время удавалось удерживать единство русской земли. Но после смерти Мстислава Киевская Русь окончательно разделилась на полтора десятка суверенных княжеств – государств. Начался период политической раздробленности.

Таковы основные этапы развития власти русских монархов в Киевский период истории отечественного государства и права - период формирования государственного аппарата, развития функций, идеологии власти.

 

Б) Политическая система Киевской Руси. Организация центрального управления.

Важнейшей чертой раннефеодальной монархии является то, что власть великого князя Киевского юридически являлась неограниченной (так как не существовало закона, по которому великий князь должен был принимать решения совместно с каким-либо политическим органом), но фактически власть великого князя была ограничена такими политическими институтами как:

- Княжеская дума (Княжеский совет);

- Народное собрание – «вече»;

- Феодальный съезд – «снем».

 

1) Главной опорой (и главным ограничением) великокняжеской власти в Киевской Руси являлась Княжеская дума или Княжеский совет.

Следует отметить, что пока не существовало формальных правил организации и деятельности данного органа. Но, в ситуациях принятия решений великими князьями, в летописи часто встречаются фразы: «князь думу думает …», «сдумав со своими боярами…» и т.п.

Это был постоянно действующий совет при князе, выполнявший законосовещательную, правительственную, судебную функции. В состав Думы входили самые близкие князю люди – его военные соратники, старшие дружинники.

Следует отметить, что именно княжеская дружина – аппарат профессиональных воинов, рожденный во времена военных походов славянских племен, становится основой для формирующегося аппарата управления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.031 с.)