Киевская Русь в х- начале XII В. Введение христианства и его значение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Киевская Русь в х- начале XII В. Введение христианства и его значение.



Киевская Русь была раннефеодальной монархией во главе с великим князем киевским. Отдельные земли и области страны управлялись наместниками князя, назначаемыми либо из числа родственников князя, либо из числа его старших дружинников.

    Княжеская дружина была постоянной военной силой и частью аппарата управления в древней Руси. Князь делился с ней военной добычей и собираемой данью. Значительную роль в жизни Киевской Руси играло народное собрание – вече.

    Для политики первых киевских князей Олега (882-912 гг.), Игоря (912-945 гг.), Святослава (965-972 гг.), Владимира (980-1015 гг.) – были характерны следующие направления: 1). установление и усиление власти киевских князей над племенными союзами славян. Князья объединяли славянские земли, как с помощью насилия, так и с согласия. 2). прокладывание и охрана торговых путей; создание благоприятных условий для русской торговли. 3). охрана русских земель от грабительских нападений соседей. Так. Князь Святослав осуществил удачные походы на Волжскую Булгарию (964 г.) и Хазарию (965 г.).

    Значительных успехов Киевская Русь добилась во время правления Владимира Святославича (980-1015 гг.). С именем этого князя связывают завершение объединения всех славянских земель под властью Киева; разгром кочевников-печенегов, ставших в конце Х в. бедствием для южной части страны; постройку городов-крепостей по рекам Суле, Десне и Стугне. Однако самым значительным из деяний князя Владимира стало крещение Руси летом 988 г. и провозглашение православия государственной религией.

    До середины Х в. на Руси господствовала языческая религия. Основу ментальности язычников-славян составляли идеи вечности и равнозначности добра и зла как двух самостоятельных форм бытия. Их представления связывались с природными явлениями. Борьба со «злыми» силами природы вела к вере в возможность объединения сил «добра» против сил «зла». Язычество проявлялось в ритуальных плясках, игрищах, жертвоприношениях (часто человеческих). Восточными славянами был создан единый пантеон языческих богов – богу-отцу соответствовал Стрибог, богу-сыну – Даждьбог, Богородице – Мокош. Основным божеством считался Перун – бог грома и молнии, покровитель воинов. Для своих богов славяне сооружали специальные культовые места – святилища. В центре таких святилищ стоял идол – резное изображение божества.

    В условиях многобожия встала необходимость выбора единой веры. Принятия общей для Руси религии требовали интересы единства государства, т.к. другие страны воспринимали языческую Русь как варварское государство.

    Из всех существовавших тогда религий князь Владимир выбрал христианство. Эта религия, пришедшая из Византии, была достаточно хорошо известна многим славянам. В системе византийской государственности духовная власть была подчинена светской, т.е. императору. Это соответствовало желаниям князя Владимира, открывала ему дорогу для брака с сестрой византийского императора Анной. В отличие от католицизма православное богослужение шло не на латыни, а на славянском языке, тексты Библии и других богослужебных книг были написаны на этом же языке. В отличие от языческой религии христианство запрещало человеческие жертвоприношения, требовало поклонения единому богу и призывало к покорности властям. Тем самым оно способствовало укреплению авторитета княжеской власти и упрочению господства феодалов над трудящимися массами. После введения христианства на Руси возникла сильная религиозная организация – церковь. Она получила огромные земельные пожалования и десятую часть госдоходов (церковная десятина). Во главе церкви стоял митрополит, подчиненный в религиозных делах константинопольскому патриарху.

    Христианизация повсеместно встретила сопротивление населения. Князю Владимиру пришлось приложить немало сил, чтобы утвердить христианские обряды, верования, образ жизни. Нередко поднимались восстания против христианизации (Суздаль, Киев, Новгород).

    Появившиеся на Руси в середине ХI в. монастыри не только готовили кадры священнослужителей, но и играли существенную роль в распространении грамоты, являлись хранителями и передатчиками культурного наследия.

 

 

Культура Киевской Руси

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе его общественно-исторической трудовой практики. В основе культуры Киевской Руси лежит славянская дохристианская культура, которая с принятием христианства подверглась влиянию Византии, Болгарии, а через них античной и ближневосточной культурным традициям.

Одним из основных показателей культурного уровня является наличие письменности. Первые свидетельства письменности у славян найдены под Смоленском и говорят о ее наличии еще в Х в. (до принятия христианства). Есть свидетельства о принятии на Руси глаголицы во второй половине IX в., попытках писать греческим алфавитом. Примерами наличия письменности и распространения грамотности на Руси являются берестяные грамоты, обнаруженные в ходе археологических раскопок Новгорода. Во второй половине IX в. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали глаголический алфавит, который впоследствии был преобразован в кириллицу.

Годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.) стали временем политического и культурного расцвета Киевской Руси. В 1036 г. Ярослав окончательно разбил кочевников-печенегов, и это событие стало началом процветания Киева. В честь победы был воздвигнут собор Святой Софии, не уступавший по красоте подобному собору в Константинополе. Каменное зодчество пришло на русскую землю от греков вместе с принятием христианства, и русские мастера оказались достойными учениками. В Киеве было построено более 400 церквей, въезд в него украшали «Золотые ворота», имелось 8 рынков.

В правление Ярослава огромное внимание было уделено просвещению. В Киеве и Новгороде открылись училища для священнослужителей. При Ярославе в Киеве было положено начало русскому летописанию. Будучи убежденным христианином и просвещенным человеком, Ярослав собрал в Киеве переводчиков и книгописцев и начал издательство греческих книг, привезенных на Русь из Византии. Получили развитие русский народный эпос, былинные сказания. Больших успехов достигла иконопись.

Выдающимся культурным достижением было составление свода письменных законов, который получил название «Русская Правда» или «Правда Ярослава». Документ включал уголовные и гражданские законы, устанавливал судопроизводство, определял наказания за совершенные проступки или преступления. На основании этого свода законов можно судить о социальном устройстве, нравах, обычаях русского общества того времени. По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати выборных (пытки и смертная казнь отсутствовали).

При Ярославе успешно развивались внешнеполитические связи Руси. С родом Рюриковичей почитали за честь породниться могущественные монархи христианского мира. Сын Ярослава Всеволод стал зятем императора Византии, его дочери Анна, Анастасия и Елизавета вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии.

 

 

5. Феодальная раздробленность Руси, ее причины и последствия.

 

Во второй половине XI в. на Руси все отчетливее проявляются признаки усиления феодальной раздробленности. Князь Ярослав Мудрый обрел отеческий престол в жесточайшей междоусобной борьбе. Помятуя об этом, он оставил завещание, в котором четко определил наследственные права своих сыновей. Всю территорию он поделил на 5 «уездов» и определил, кому из братьев в каком княжить. Братья Ярославичи (Изяслав, Святослав, Всеволод, Игорь, Вячеслав) некоторое время жили дружно. Однако в 1073 г. Святослав изгнал из Киева своего брата Изяслава, решив стать единоличным правителем. Изяслав, потеряв свои владения, долго скитался и смог вернуться на Русь только после смерти Святослава в 1076 г. С этого времени началась кровопролитная борьба за власть.

Основными причинами феодальной раздробленности были: 1). господство натурального хозяйства при одновременной неразвитости хозяйственных связей; 2). возникновение крупного феодального землевладения в виде боярской вотчины; 3). усиление политического влияния боярства, его стремление к независимости от Киева; 4). ослабление военного и политического могущества центральной власти, вызванное борьбой князей за Киев; 5). развитие городов на Руси как местных центров хозяйственной (торговой, ремесленной) и политической жизни. В основе кровавых смут лежало несовершенство созданной Ярославом удельной системы, которая не могла удовлетворить разросшийся род Рюриковичей. Не было четкого порядка в распределении уделов и наследовании. По старинному обычаю наследовать княжение должен был старший в роде. Но пришедшее с принятием христианства византийское право признавало наследование только прямыми потомками. Противоречивость наследственных прав, неопределенность границ уделов порождали все новые междоусобицы.

В 1097 г. в г. Любече состоялся съезд русских князей, решения которого стали началом образования самостоятельных княжеств. Однако княжеские усобицы продолжались. К внутренним раздорам добавилась опасность извне – вторжение кочевников-половцев - сильного и опасного врага. Военные походы отдельных князей (например поход северского князя Игоря в 1185 г.) оканчивались неудачно. Для победы над половцами нужно было соединить силы русских князей, прекратить княжеские усобицы. С таким патриотическим призывом обращался к князьям автор «Слова о полку Игореве». Но иные князья сами брали половцев в союзники и приводили их на Русь. На некоторое время единство Руси было восстановлено князем Владимиром Мономахом (1113-1125 гг.). После его смерти ссоры между князьями вспыхнули с новой силой, и русские земли распались на самостоятельные государства.

Крупнейшими землями времен феодальной раздробленности были Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество и Новгородская республика.

Владимиро-Суздальское княжество располагалось на северо-востоке Руси, в междуречье Оки и Волги. Природно-климатические условия там благоприятствовали развитию земледелия и скотоводства. Города этого княжества – Суздаль, Ростов, Владимир – стали центрами ремесла и торговли. Быстро росли княжеское и боярское землевладения. Самостоятельной северо-восточная Русь стала при князе Юрии Долгоруком (1125-1157 гг.), прозванным за свое вмешательство в княжеские усобицы и стремление захватить дальние города и земли. Его политика расширения княжества, продолженная сыновьями Андреем Боголюбским (1157-1174 гг.) и Всеволодом Большое Гнездо (1176-1212 гг.), превратила к началу XIII в северо-восточную Русь в сильнейшее государство среди русских земель.

Галицко-Волынское княжество находилось на юго-западе от Киева и имело хорошо развитое земледелие и ремесленное производство. Здесь рано сложилось крупное боярское землевладение. Бояре, разбогатев, стали соперничать за власть с Галицкими и волынскими князьями, разоряя страну военными походами.

Новгородская земля располагалась на севере и северо-западе Руси. Новгород был вторым по величине городом Руси после Киева. Расположенный на пересечении торговых путей, Новгород стал крупнейшим центром торговли с югом, востоком и особенно с западом.

В Новгородской земле сложился особый политический строй. С 1136 г., когда новгородцы изгнали князя, то они получили право самостоятельно избирать себе князя из любого княжеского рода. Князь и его войско приглашались в случае необходимости защищать границы и вести войны, но он не мог вмешиваться во внутренние отношения. Главой города-государства был епископ (позднее – архиепископ), высший церковный судья, хранитель городской казны. Исполнительная власть принадлежала посаднику, а воеводой ополчения был тысяцкий. Посадник и тысяцкий ежегодно избирались из числа новгородских бояр на общем собрании горожан – вече.

Последствия феодальной раздробленности были различны. Положительные: 1). трудности жизни на юге заставляли людей уходить на север и восток страны, заселяя и осваивая эти прежде неразвитые, окраины древней Руси; 2). каждый князь, получив в постоянное владение часть русских земель, стремится к их благоустройству – строит новые города, поощряет развитие земледелия, ремесла, торговли; 3). в русских княжествах складывается система вассалитета, когда мелкие землевладельцы находятся на положении подданных и слуг, а не родственников и соправителей князя; 4). наблюдается активизация общественной жизни. Отрицательные: 1). разорение населения из-за бесконечных княжеских усобиц; 2). возрастание внешней опасности, возможность полного порабощения русских земель иноземными захватчиками.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.012 с.)