Патология терморегуляции. Лихорадка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Патология терморегуляции. Лихорадка



Патология терморегуляции. Лихорадка

 

1. Мотивация изучения темы:

Лихорадка - это типовой патологический процесс, характеризуется повышением температуры тела в ответ на действие пирогенных факторов. Лихорадка является важным звеном патогенеза многих болезней, в частности инфекционных. Повышение температуры тела во время лихорадки обусловлено перестройкой центра терморегуляции, что побуждает повышение температуры тела. Надо хорошо разбираться в разнице между патогенезом лихорадки и перегревания. Лихорадка имеет как защитно-приспособительные механизмы, так и собственно патологические. Знание и правильная оценка этих механизмов, понимание закономерностей развития лихорадки совершенно необходимы для ухода за больными.

Учебные цели:

Обеспечить формирование системы знаний у студентов по теме «Патология терморегуляции. Лихорадка». Отражать новые, еще не получившие освещения, знания. Расширить сферу знаний студентов по теме, а именно:

· об определении понятия лихорадки.

· об этиологии и патогенезе лихорадки.

· о стадиях лихорадки

· об изменениях органов при лихорадке.

· о типах температурных кривых.

· о видах температуры по степени подъема

·  о значении лихорадки для организма.

· о гипертермии.

· о гипотермии

· об отличиях лихорадки и гипертермии.

Cпособствовать формированию соответствующих профессиональных и общих ком-петенций:

 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.3. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии.

 

 

Воспитательные цели:

· Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию;

· Формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

· Добиваться осознанности в правильном выборе профессии;

· Воспитывать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.

· Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника:

· Умение осознавать ответственность за жизнь пациента;

· Умение анализировать свое поведение;

· Воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам.

· Расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемому предмету.

 

Развивающие цели:

· Способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

· Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

 

3. Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные, связь с другими учебными дисциплинами):

Дисциплина Знать
Теория и практика сестринского дела   Основные этические принципы философии сестринского дела. Уровни, элементы эффективного общения. Зоны комфорта.  Условия, способствующие и препятствующие эффективному общению медсестры с пациентом.  
Анатомия и физиология Строение и функции системы терморегуляции
Сестринский уход при заболеваниях в терапии Сбор анамнеза у пациентов Сестринский уход за больными с различными видами лихорадки
Латинский язык Медицинские термины

4. Оснащение:

Учебно-наглядные, раздаточный материал: таблицы, схемы.

5. Этапы занятия:

Название этапа Время этапа
1 Организационный момент   4 мин
2 Объяснение нового материала   70мин
3 Закрепление материала 4мин.
4. Задание на дом 2 мин

 

6. Список литературы:

Основная:

       1.           Алабин И. В. Основы патологии / И. В. Алабин, В. П. Митрофаненко. – М.:            Геотар-Медиа, 2013. – 272 с.

       2.           Пауков В. С. Патологическая анатомия и патологическая физиология: учебник для медицинских училищ и колледжей / В. С. Пауков, П. Ф. Литвицкий. – М.: Геотар-Медиа, 2012. – 256 с.

 

   Дополнительные источники:

 

 

1. Патологическая анатомия: учебник / А. И. Струков, В. В. Серов. – М.: Литтерра, 2010. – 880 с.

2. Пальцев М. А. Патологическая анатомия: учебник / М. А. Пальцев, Н. М. Аничков. – М.: Медицина, 2000. – 528 с.

 

Ход занятия

Название этапа Учебные цели в уровнях усвоения Описание этапа, метериалы методического обеспечения., Время этапа
1 Организационный момент   2 Отмечаются отсутствующие, внешний вид студентов и аудитории. Вступление, мотивация изучения темы: - формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности; - постановка целей; - изложение плана лекции, включающего основные вопросы, подлежащие рассмотрению (приложение №1); - актуализация имеющихся знаний, ретроспекция (вопросы, изученные на прошлой лекции, связь их с новым материалом).   1мин     3 мин.
2 Объяснение нового материала     2     а) вступительная часть лекци логическая и психологическая подготовка студентов к воспирятию основного материала; б) основная часть лекции, изложение материала по теме лекции; в) заключительная часть лекции, закрепление услышанного в сознании. (Приложение №2)   70мин
3 Закрепление материала 2 Проверка и оценка учебных записей студентов. (Приложение №3) 4 мин.
4. Задание на дом 1 Даются четкие рекомендации по усвоению материала лекции, акцентируя внимание на главных вопросах. (Приложение №4) 2 мин

 

 

 

План лекции:

 

 

1. Тепловой обмен и его регуляция.

2.  Гипертермия.

3.  Гипотермия.

4.  Лихорадка. Этиология. Механизм развития. Стадии.

5.  Типы температурных кривых и виды лихорадки по степени подъёма температуры тела:

6.  Изменение внутренних органов при лихорадке.

7.  Значение лихорадки. Лихорадка и гипертермия.

 

 

Гипертермия.

 

 

Гипертермия-нарушение теплового баланса организма, характеризующееся повышением температуры тела выше нормальных значений.

Гипертермия может быть экзогенной и эндогенной.

Экзогенная -возникает при высокой температуре окружающей среды, особенно если одновременно ограничивается теплоотдача, усиление теплопродукции при физической работе(интенсивной).

Эндогенная -возникает при чрезмерных психоэмоциональных напряжениях, действии некоторых химических агентах, усиливающих процесс окисления в митохондриях и ослабляющих накопление энергии в форме АТФ.

Три стадии:

I.Стадия компенсации - несмотря на повышение температуры окружающей среды, температура тела остается нормальной, активация системы терморегуляции, увеличивается теплоотдача и ограничивается теплопродукция.

2.Стадия относительной компенсации -теплопродукция преобладает над теплоотдачей и в результате этого температура тела начинает повышаться. Характерным является сочетание расстройств терморегуляции: снижение теплоизлучения, повышение окислительных процессов, общее возбуждение при сохранении некоторых защитно-приспособительных реакций: усиленное потоотделение, гипервентиляция лёгких.

3.Стадия декомпенсации -угнетение центра терморегуляции, резкое угнетение всех путей теплоотдачи, увеличение теплопродукции в результате временного усиления окислительных процессов в тканях под влиянием высокой температуры. В этой стадии происходит нарушение внешнего дыхания, меняется его характер, оно становится, частым, поверхностным, нарушается кровообращение, артериальная гипотония, тахикардия, а затем угнетение ритма. В тяжелых случаях появляется гипоксия и возникают судороги.

 

Гипотермия.

 

Гипотермия-нарушение теплового баланса, сопровождающееся снижением температуры тела ниже нормальных условий. Может быть экзогенной и эндогенной. Проходит три стадии развития:

Стадия компенсации.

Стадия декомпенсации.

Свойство гипотермии -уменьшать потребность организма в кислороде и повышать его устойчивость к патогенным воздействиям. Используется в практической медицине. При тяжелых хирургических операциях применяется общая или местная (краниоцеребральная) гипотермия. Метод носит название "искусственная криохирургия». Наряду с общим и местным охлаждением мозга при таких операциях используют лекарственные препараты, ослабляющие защитно-приспособительные реакции, направленные на сохранение температуры тела на нормальном уровне. Эти препараты снижают потребность организма в кислороде. Легкая гипотермия используется как метод закаливания организма.

 

 

Стадии лихорадки.

Всего их три:

Стация подъема температуры

Стадия падения температуры

Первая стадия характеризуется повышением температуры тела выше нормальных цифр. Подъем температуры может быть быстрым, когда за несколько минут она возрастает до 39,0-39,5оС (характерно для крупозной пневмонии) и может быть медленным в течение нескольких дней, порой незаметно для самого больного.

Следующей является стадия относительного стояния температуры. Продолжительность её различна. По степени максимального подъем? температуры во время стадии стояния лихорадку целят на слабую или субфебрильную - температура не превышает 39,О0С, умеренную или фибрильную - 38,0-39,00С, высокую или пиретическую-39,0-41,0С и очень высокую или гиперпиретическую, когда температура поднимается выше 41оС.

Падение температуры тела, так же как и её повышение, может быть быстрым, т.е. в течение нескольких часов -полусуток, и медленным, в течение нескольких дней. Быстрое падение температуры тела называется кризисом, а медленное - лизисом. Минимальная температура отличается утром в 6 часов, а максимальная вечером в 18 часов.

 

Задания по теме «Патология терморегуляции. Лихорадка»

 

Задание 1. Определите цепь последовательных звеньев рефлекторной дуги при понижении температуры окружающей среды.

A. Окисление в мышцах с образованием тепла.

Б. Раздражение холодовых рецепторов.

 B. Раздражение тепловых рецепторов.

Г. Проведение информации по чувствительным нервным волокнам в центре терморегуляции.

 Д. Проведение информации по двигательным волокнам к рабочим органам.

 Е. Возбуждение центра теплообразования.

 

Задание 2. Определите последовательность развития лихорадки.

A. Изменение чувствительности центра теплообразования.

 Б. Возбуждение нейронов гипоталамуса.

B. Нейтрофильный фагоцитоз токсинов.

Г. Выделение эндогенного пирогена (вторичного пирогена).

Д. Повышение окисления в мышцах.

 

 Задание 3. Найдите соответствие:

 I. Лихорадка. II. Гипертермия.

1. Пассивная реакция системы терморегуляции.

2. Активная реакция системы терморегуляции.

А. Зависит от температуры окружающей среды.

Б. Не зависит от температуры окружающей среды.

 

Патология терморегуляции. Лихорадка

 

1. Мотивация изучения темы:

Лихорадка - это типовой патологический процесс, характеризуется повышением температуры тела в ответ на действие пирогенных факторов. Лихорадка является важным звеном патогенеза многих болезней, в частности инфекционных. Повышение температуры тела во время лихорадки обусловлено перестройкой центра терморегуляции, что побуждает повышение температуры тела. Надо хорошо разбираться в разнице между патогенезом лихорадки и перегревания. Лихорадка имеет как защитно-приспособительные механизмы, так и собственно патологические. Знание и правильная оценка этих механизмов, понимание закономерностей развития лихорадки совершенно необходимы для ухода за больными.

Учебные цели:

Обеспечить формирование системы знаний у студентов по теме «Патология терморегуляции. Лихорадка». Отражать новые, еще не получившие освещения, знания. Расширить сферу знаний студентов по теме, а именно:

· об определении понятия лихорадки.

· об этиологии и патогенезе лихорадки.

· о стадиях лихорадки

· об изменениях органов при лихорадке.

· о типах температурных кривых.

· о видах температуры по степени подъема

·  о значении лихорадки для организма.

· о гипертермии.

· о гипотермии

· об отличиях лихорадки и гипертермии.

Cпособствовать формированию соответствующих профессиональных и общих ком-петенций:

 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.3. Оказывать доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях, чрезвычайных ситуациях и в условиях эпидемии.

 

 

Воспитательные цели:

· Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию;

· Формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

· Добиваться осознанности в правильном выборе профессии;

· Воспитывать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.

· Воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств медицинского работника:

· Умение осознавать ответственность за жизнь пациента;

· Умение анализировать свое поведение;

· Воспитание умения работать по стандартам, алгоритмам.

· Расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемому предмету.

 

Развивающие цели:

· Способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;

· Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

 

3. Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные, связь с другими учебными дисциплинами):

Дисциплина Знать
Теория и практика сестринского дела   Основные этические принципы философии сестринского дела. Уровни, элементы эффективного общения. Зоны комфорта.  Условия, способствующие и препятствующие эффективному общению медсестры с пациентом.  
Анатомия и физиология Строение и функции системы терморегуляции
Сестринский уход при заболеваниях в терапии Сбор анамнеза у пациентов Сестринский уход за больными с различными видами лихорадки
Латинский язык Медицинские термины

4. Оснащение:

Учебно-наглядные, раздаточный материал: таблицы, схемы.

5. Этапы занятия:

Название этапа Время этапа
1 Организационный момент   4 мин
2 Объяснение нового материала   70мин
3 Закрепление материала 4мин.
4. Задание на дом 2 мин

 

6. Список литературы:

Основная:

       1.           Алабин И. В. Основы патологии / И. В. Алабин, В. П. Митрофаненко. – М.:            Геотар-Медиа, 2013. – 272 с.

       2.           Пауков В. С. Патологическая анатомия и патологическая физиология: учебник для медицинских училищ и колледжей / В. С. Пауков, П. Ф. Литвицкий. – М.: Геотар-Медиа, 2012. – 256 с.

 

   Дополнительные источники:

 

 

1. Патологическая анатомия: учебник / А. И. Струков, В. В. Серов. – М.: Литтерра, 2010. – 880 с.

2. Пальцев М. А. Патологическая анатомия: учебник / М. А. Пальцев, Н. М. Аничков. – М.: Медицина, 2000. – 528 с.

 

Ход занятия

Название этапа Учебные цели в уровнях усвоения Описание этапа, метериалы методического обеспечения., Время этапа
1 Организационный момент   2 Отмечаются отсутствующие, внешний вид студентов и аудитории. Вступление, мотивация изучения темы: - формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности; - постановка целей; - изложение плана лекции, включающего основные вопросы, подлежащие рассмотрению (приложение №1); - актуализация имеющихся знаний, ретроспекция (вопросы, изученные на прошлой лекции, связь их с новым материалом).   1мин     3 мин.
2 Объяснение нового материала     2     а) вступительная часть лекци логическая и психологическая подготовка студентов к воспирятию основного материала; б) основная часть лекции, изложение материала по теме лекции; в) заключительная часть лекции, закрепление услышанного в сознании. (Приложение №2)   70мин
3 Закрепление материала 2 Проверка и оценка учебных записей студентов. (Приложение №3) 4 мин.
4. Задание на дом 1 Даются четкие рекомендации по усвоению материала лекции, акцентируя внимание на главных вопросах. (Приложение №4) 2 мин

 

 

 

План лекции:

 

 

1. Тепловой обмен и его регуляция.

2.  Гипертермия.

3.  Гипотермия.

4.  Лихорадка. Этиология. Механизм развития. Стадии.

5.  Типы температурных кривых и виды лихорадки по степени подъёма температуры тела:

6.  Изменение внутренних органов при лихорадке.

7.  Значение лихорадки. Лихорадка и гипертермия.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.231 (0.069 с.)