Тема 14. Домохозяйство в системе экономических отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Домохозяйство в системе экономических отношений



В экономической теории важное место как один из главных субъектов рыночной экономики занимает домашнее хозяйство. Оно является владельцем большей части ресурсов и играет большую роль в организации всего общественного производства. Для отечественной экономической науки этот феномен является новым с точки зрения его исследования, потому что в предыдущей нашей истории экономисты, по сути, не изучали домохозяйство с позиции экономической теории.

Домашнее хозяйство - это социально-экономическое образование, которое является первичным звеном в организации общественной жизни. Это независимая экономическая единица, которая включает несколько человек (но это может быть и один человек), которые связаны общим ведением хозяйства, обеспечивают экономику факторами производства и вместе пользуются заработанным или полученным доходом исключительно для потребления. Последнее подчеркивается и в этом определении домашнего хозяйства которое ему дает Организация Объединенных Наций (ООН). Оно отождествляет домохозяйство с "лицом или группой лиц, объединенных с целью обеспечения всем необходимым для жизни". Это может быть семья, но это может быть и просто объединение тех кто не являются родственниками. Важно чтобы это объединение имело свои территориальные границы, общий бюджет и чтобы они проживали вместе. Члены домохозяйства являются собственниками ресурсов, необходимых для экономики и за эти ресурсы получают деньги необходимы для покупки товаров и услуг.

Природа домашнего хозяйства в определенной степени двойная. С одной стороны, домашнее хозяйство - это социальная ячейка общества, реализует те задачи, которые находятся вне экономической деятельностью, по крайней мере в классическом понимании последней. Так, домашнее хозяйство может очень часто выступать в форме семьи, которая функционирует на чисто родственных связях. Семья в процессе своего функционирования в значительной степени ориентируется на внеэкономические ценности. К ним можно отнести воспитание детей, развитие личности членов семьи, взаимопомощь, организацию отдыха и тому подобное.

С другой стороны, домашнее хозяйство - это в определенной степени первичная экономическая ячейка общества, потому что здесь имеет место производственный процесс. Он осуществляется всеми членами семьи и теми, кто принадлежит к этой единицы не по признаку родства. Этот процесс направлен исключительно на нужды домашнего хозяйства. Это приготовление пищи, ремонт личных вещей, строительство жилья. В нашей стране с ее недостаточно развитым рыночным хозяйством значительное место в функционировании домашних хозяйств занимает подсобное хозяйство, ведение мелкого сельскохозяйственного производства на приусадебном участке, даче или огороде. Этот аспект деятельности домашнего хозяйства имеет весьма существенное значение. Однако его роль в экономической системе общества связана главным образом: 1) с собственностью домашних хозяйств на ресурсы; 2) их место в формировании совокупного спроса; 3) их ролью в обеспечении непрерывности воспроизводственного процесса в обществе.

Субъекты домашних хозяйств выступают владельцами значительной части ресурсов общества. Именно им предстоит трудовой ресурс, земля и капитал. Именно эти ресурсы домашние хозяйства и доставляют на рынок ресурсов. Поэтому чем выше уровень развития домашнего хозяйства, тем более качественными будут ресурсы, которые оно предложит на рынке. При этом по отношению к земле и капитала уровень развития домашнего хозяйства оказывается косвенно и может реализоваться не столько как ресурс, сколько в возможных вариантах их предложения. Так, на рынке ресурсов земля может сдаваться в аренду, в субаренду, в залог, объединяться в рамках коллективной собственности для ведения сельскохозяйственного производства или для реализации других проектов и тому подобное. То же можно сказать и о капитале, формы предложения которого оговариваются как уровнем развития общественного производства, так и уровнем развития субъекта собственности.

Что же касается такого ресурса, как рабочая сила, то ее качество, как и формы предложения, почти исключительно зависит от уровня развития домашнего хозяйства. Действительно, уровень образования, культуры человека, его ценностная ориентация, ее мобильность, способность реагировать на изменения в общественном производстве и т.д. все это в значительной степени формируется в семье, является определяющим звеном в организации жизни общества.

Таким образом, именно собственность на ресурсы является базовой категорией, определяющей место домохозяйства в экономической системе общества, и чем выше развитие этих отношений собственности, тем мобильнее и эффективнее функционирует рыночная экономика. По большому счету, все ресурсы принадлежат домашним домохозяйствам, хотя значительную часть их собственность распространяется только формально. Например, в нашем государстве в соответствии с Конституцией и Закона "О собственности" природные ресурсы, водный и воздушный пространство принадлежат народу. Понятно, что персонифицировать эту собственность до уровня домохозяйства достаточно проблематично, хотя в некоторых странах есть определенные попытки это сделать. Так, в Туркмении такое природное богатство, как газ, является бесплатным для граждан этой страны. В некоторых нефтедобывающих странах от каждой проданной на экспорт тонны этого черного золота долю выручки зачисляют на счет каждого жителя страны. В большинстве же государств эта собственность народа представлена в собственности государства. Это не совсем оптимальный вариант, так как он дает возможность многим государственным чиновникам получать незаработанные прибыли. Очевидно, что в перспективе эти ресурсы не только формально, но и реально должны принадлежать гражданам, а следовательно, и домашним хозяйствам. Цивилизованный путь к этому лежит через прозрачность и ответственность действий государственных чиновников, которые непосредственно распоряжаются этой собственностью всего народа.

Вторая важная сторона роли домашнего хозяйства в экономической системе общества - это его спрос, который выступает решающим звеном совокупного спроса на конечные блага. Спрос домохозяйств, по сути, реализует их потребительскую функцию. Она заложена уже в самой целью формирования домохозяйства, которая предполагает объединение усилий для удовлетворения потребностей человека, для обеспечения его жизни. В рыночных условиях потребления домохозяйств является определяющим моментом ведь это конечное потребление, а именно для его удовольствия и функционирует в конце концов общественное производство.

Размеры (объемы) и структура потребления домохозяйств зависит прежде всего от уровня развития производительных сил и производственных отношений как неотъемлемых составляющих любой системы общественного производства. Кроме этого на уровне этих общих условий формирования объемов и структуры потребления домашних хозяйств важную роль играет стадия развития экономической системы и ее состояние. Так, в условиях высокоразвитой рыночной системы, уровень потребления домохозяйств достаточно высок, а дифференциация в потреблении для основной массы населения удерживается в пределах которые сводят к минимуму угрозу больших социальных потрясений вроде революции.

Другое дело в странах которые, как наша Родина, только начали развитие рыночных отношений. Здесь объемы потребления домашних хозяйств с одной стороны ограничены недостаточно высоким уровнем развития производительных сил, а с другой стороны огромной дифференциацией в доходах разных слоев населения, стало в значительной степени следствием приватизации государственного имущества, осуществлялась бывшей партийно-номенклатурной верхушкой при наличии очень несовершенной правовой базы этого процесса и психологической неготовности огромных масс населения к осуществлению приватизации.

При данных для конкретного страны уровня развития производительных сил и стадии на которой находится данное общественное производство объемы и структура потребления определяются многими факторами и прежде всего ценностной ориентацией и мотивацией членов домашнего хозяйства. Этот феномен оценивается представителями различных направлений в экономической теории по разному.

Так, представители классической школы политэкономии считают, что домашнее хозяйство, а его они определяют как целостную единицу, обладает определенными ресурсами (рабочая сила, капитал, земля) и пытается их продать в наиболее выгодным для себя варианте, в своем потреблении руководствуется рационализмом. Он проявляется в том, что трата денег (а это определяющая и не5обхидна стадия в удовлетворении потребностей) или другими словами поведение потребителя определяется поиском наилучшего соотношения между ценой и качеством. Это несомненно имеет место, однако сводить всю идеологию потребительской функции домашних хозяйств к этому нельзя. На это справедливо указывают представители такого течения в экономической теории как институционализм.

В трудах институционалисты, посвященных анализу сущности и функций домохозяйств значительное место отводится тем отношениям которые формируются в середине домохозяйства при определении цели его создания, целей которые стремятся достичь члены домохозяйства, границы удовлетворения потребностей и тому подобное. При этом одним из ключевых моментов становится то, что в формировании целевой и мотивационной составляющей домохозяйства определяющим фактором становится наличие социальных ценностей уже сложившиеся в обществе. Именно общество через уже сформированы цели, стереотипы и т.д. формирует цель, цели, мотивацию и т.д. конкретного домохозяйства. Несомненно, каждый индивид, или их группа, образуют домохозяйство определенным образом тоже влияют на определение целей, цели и т.д., но все же доминирующим является и система или совокупность социальных ценностей, которая уже сформирована в обществе.

Учитывая рост объемов потребления, которое (по крайней мере в высокоразвитых странах) характеризуется значительной динамикой и формированием в человеческой сообщества мощной потребительской психологии такой подход институцианалистив к рассматриваемой функции является обоснованным и практически значимым. Ведь наращивание потребления напрямую через истощение ресурсов и опосредованно через вред окружающей среде, которое вызывает постоянный рост производства, ведут к обострению общечеловеческих проблем, связанных с угрозой для существования будущих поколений. В этих условиях перед каждым государством встает вопрос о формировании потребностей домашних хозяйств в направлении рационального и экономного использования необходимых для их удовлетворения ресурсов. В этом отношении теоретический вывод о формировании целевой направленности потребительской функции домохозяйств преимущественно под влиянием сложившихся в обществе ценностей, открывает механизм возможного и эффективного воздействия общества и прежде всего в лице ее властных структур на формирование желаемых стереотипов потребительского поведения членов домашних хозяйств.

Наряду с этим следует подчеркнуть и то, что представители институционализма, рассматривая потребительскую функцию домохозяйств, отрицают поведение его членов как оптимизирующее (достижение максимума полезности в потреблении материальных благ и услуг на основе сопоставления качества и цены). Аргумент представителей этого направления в развитии экономической теории состоит в том, что индивид, как представитель домохозяйства, как правило, не может сделать рациональный выбор из-за сложности информации, ее огромные объемы и часто свою некомпетентность в потребительских характеристиках тех товаров и услуг которые он желает получить. Поэтому реальное поведение индивида как члена домашнего хозяйства, не может быть сведена только к рационализму, что определяется оптимальным соотношением цены и качества товаров и услуг, которые он выбирает для удовлетворения своих потребностей. В гораздо большей степени потребительская функция домохозяйств формируется под влиянием целого ряда общественных институтов. Так, в разных странах субъекты этого хозяйства по разному осознают свои потребности в зависимости от совокупности своих представлений, национальных традиций, устоявшихся привычек, менталитета и т. Эти факторы будут достаточно заметно влиять на совокупный спрос домашних хозяйств в разных странах. Так, в отечественной семье приготовление пищи занимает большое место в организации жизнедеятельности домашнего хозяйства. Здесь этот процесс отводится гораздо больше времени, чем в семьях, в большинстве развитых стран Западной Европы. Достаточно заметной будет и разница в структуре спроса. Она имеет место как между домашними хозяйствами разных стран, так и среди этих субъектов в пределах одной страны.

Большое влияние на формирование совокупного спроса домашних хозяйств имеет и общая форма организации общественного производства. Для примера возьмем такой фактор, как уровень территориальной мобильности рабочей силы. Если он высокий, то и спрос домашних хозяйств на транспортные средства будет большим. При этом важное значение имеют также другие факторы. Скажем, в нашем государстве имеет место заметная миграция населения небольших городов и сел в большой город в связи с тем, что все население находит в городе себе работу. Эта так называемая маятниковая миграция, в свою очередь, обусловливает потребность в транспортных средствах, которая может быть удовлетворена как собственными автомобилями, так и общественным транспортом, например, пригородными поездами. А поскольку приобретение и эксплуатация автомобиля в наших условиях требует значительных средств, то это требование в значительной степени удовлетворяется для подавляющей части населения общественным транспортом пригородного сообщения, поскольку он относительно дешевый для потребителя.

В процессе удовлетворения своих потребностей индивид как член домашнего хозяйства, определенную часть денежного эквивалента накапливает, превращая его в сбережения. Они обусловлены тем, что реальные доходы населения, особенно в высокоразвитых странах, растут. Это дает возможность определенную их долю накапливать. Мотивы этого накопления очень разнообразны и индивидуальны, но среди них все же можно выделить наиболее типичные.

Во-первых, сбережения накапливаются как определенный страховой резерв на случай непредвиденных обстоятельств, как болезнь, безработица, выход на пенсию и т.д. Эта часть доходов, которые аккумулируются в виде сбережений, постоянная и достаточно большая, ибо рынок всегда очень непредсказуем по отношению к человеку и она пытается накопить определенную сумму денег на «черный день».

Во-вторых, часть доходов члены домашнего хозяйства накапливают с целью приобретения товаров длительного пользования (машины, мебель и т.п.), жилья или для отдыха. При высоком уровне удовлетворения потребностей домохозяйств это тоже постоянная и мощная составляющая сбережений.

В-третьих, определенная часть доходов домашнего хозяйства накапливается с целью использования их для увеличения своего дохода за счет покупки акций, облигаций и других ценных бумаг. Эту часть сбережений аккумулируют преимущественно такие элементы небанковских кредитных учреждений, как инвестиционные компании и фонды, трастовые компании и другие учреждения аналогичного характера.

Следует отметить, что средства, которые накапливают домохозяйства по всем перечисленным наиболее типичными мотивами накопления в странах с устоявшейся рыночной системой аккумулируются банковской системой или системой других финансовых учреждений (кредитные союзы, страховые компании и т.д.) и в своей массе выступают чрезвычайно мощным финансовым ресурсом для развития общественного производства.

Для любой страны с рыночной экономикой сбережения населения выступают главным источником кредитных ресурсов банковской системы. В нашем государстве с ее постоянной нехваткой финансовых ресурсов эти накопления домашних хозяйств играют особо важную роль. В случае массового оттока этих средств, например, во время кризиса, под угрозу существование попадают не только отдельные банки, но и вся банковская система страны. Примером может быть мировой финансовый кризис 2008-2009 г одним из проявлений которого стало массовое досрочное отзыва населением своих вкладов в коммерческие банки.

За те ресурсы, которые домашние хозяйства предлагают на рынке как капитал, они получают одну из форм дохода на капитал. Это может быть рента (в случае предложения такого ресурса как земля), прибыль, когда ресурс представлен вещественными формами существования капитала и процент при условии предложения на рынке денежной (стоимостной) форме существования капитала.

Население в своей основной массе не располагает значительным количеством накопленного имущества и особенно недвижимости. Приватизация государственного имущества была осуществлена бывшими партийно-номенклатурной верхушкой и как следствие привела к тому, что почти все население потеряло свои имущественные паи, которые сконцентрировали в своих руках олигархи. В этих условиях доходы домашних хозяйств от имущества очень невелики. Несколько иная ситуация в сельском хозяйстве, где была паи земля, а на продажу земельного пая был введен запрет на пять лет, которая Верховной Радой постоянно продолжалась. Мораторий на продажу земли продлен и на следующий.

Однако хотя общая арендная плата в последние годы заметно увеличилась этот источник доходов домохозяйств имеет и существенные недостатки. Во-первых, это низкий уровень арендной платы. Во-вторых, по-прежнему арендная плата в основном (71,6%) является натуральной, что значительно ограничивает возможности крестьян в ее использовании. В-третьих, цены на продукцию, передается в оплату аренды устанавливает сам производитель, а это ведет к того, что они оказываются существенно выше рыночных. Определенным недостатком является и то, что сроки расчетов по оплате аренды нарушаются. Так, на 01.01.2010. расчеты по арендной плате составили всего 91,6%.

 

 

Раздел 3. Макроэкономика

Тема 15. Государство как субъект экономических отношений

 

В общем смысле экономика представляет собой совокупность общественных отношений по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ. Характерной особенностью этих отношений является практически неограниченное желание субъектов потреблять материальные блага в условиях наличия крайне ограниченного и конечного количества ресурсов для их производства. В результате все участники постоянно находятся перед альтернативой использования одних и тех же ресурсов для производства различных материальных благ.

Постоянный дефицит доступных ресурсов и возникающая из этого необходимость выбора между вариантами их использования являются основными двигателями экономических отношений. Вступая в экономические отношения, субъекты, по сути, вступают в острую конкурентную борьбу за право владеть, пользоваться и распоряжаться, причем желательно одновременно, различными необходимыми им ресурсами. Главным критерием определяющим доступность того или иного ресурса для участника является экономическая стоимость данного ресурса. Основными гарантиями единства принципа формирования этой стоимости для всех участников экономических отношений являются их гражданско-правовое равноправие, равноправие форм собственности, а также предсказуемая, определенная и стабильная правовая среда экономической сферы.

Проблема возникает, когда в экономические отношения вступает государство. Государство объективно не может выступать на равных правах с другими субъектами, а во многих случаях просто не имеет права это себе позволить, даже если захочет.

Как любой другой участник экономических отношений, государство не способно существовать и выполнять свои функции, не имея надежной экономической основы. Но в отличие от других участников:

1. Функции государства сколь многочисленны, столь и разнообразны. Они затрагивают практически все стороны жизни общества и выходят далеко за пределы экономической сферы. Для остальных участников экономика является преимущественной, а для большинства – единственной сферой их деятельности.

2. Государство не способно произвольно сокращать или полностью прекращать выполнение большинства своих функций. Соответственно государство намного более чувствительно к ухудшению экономической ситуации, поскольку крайне ограниченно в возможностях даже временно ограничить свои расходы в ответ на резкое сокращение доходов.

3. Государство не имеет права на банкротство. Банкротство любого другого участника в среднесрочной перспективе всегда имеет положительный результат, так как ранее неэффективно используемые ресурсы перераспределяются между другими, более эффективными собственниками. При банкротстве государства не возникает ничего, кроме хаоса и анархии.

Таким образом, государство, являясь активным субъектом экономических отношений, часто в своих действиях вынужденно руководствоваться критериями неэкономического характера, что значительно снижает эффективность используемых государством ресурсов и зачастую формирует отрицательную экономическую стоимость. Другими словами, государство часто вынуждено действовать себе в убыток. Но постоянно действуя в убыток, государство рано или поздно полностью использует имеющуюся у него экономическую базу и обанкротится, чего оно никак не может допустить. Соответственно, преследуя общественные интересы, государство обязано компенсировать неэффективность своей экономической деятельности за счет других субъектов, в первую очередь активно используя свои возможности правового воздействия.

Государство, как источник публичной власти устанавливает правовые нормы для всех экономических субъектов. Но если для всех остальных участников экономических отношений изменение существующей правовой системы находится за пределами их возможностей, то для себя государство может произвольно менять правила в зависимости от ситуации, что собственно оно и делает, в том числе проводя свою фискальную политику.

Государство является организацией экономической, политической и идеологической власти в обществе, с помощью которой обеспечивается его целостность и безопасность, осуществляется исполнение общечеловеческих и классовых социально-экономических функций.

Государство представляет собой особую политическую организацию, которая с помощью политических и экономических инструментов и системы, различных мер влияет на экономику и стремится к социальной стабильности в обществе, т. е. оно является силой, которая выросла из общества и постепенно стала над обществом для регулирования отношений между классами, социальными слоями, нациями, народностями и самим государством.

Экономика как система общественных отношений развивается вместе с появлением государства, которое является наивысшей формой организации человеческого общежития и одновременно наиболее весомым властным субъектом, о чем свидетельствует объемы государственной собственности и его соответствующие место в институциональной системе общества.

Государство создает условия для человеческой деятельности, удовлетворения потребностей людей в соответствии с общечеловеческими и моральными ценностями, одобренными общественными нормами, правилами и обычаями.

В основу политического регулирования государства положены не только социально-экономические интересы общественных групп, а и экономические отношения в соответствии с которыми государство может благоприятствовать развитию экономики в целом либо сдерживать ее.

Функции государства по поддержанию рыночного механизма состоят в следующем: обеспечение правовой базы рыночной экономики (защита прав собственности, предпринимательства, налогообложения, кредитной сферы и др.) и защита вот конкуренции (антимонопольная деятельность, защита прав потребителя).

Функции государства по усилению рыночного механизма выражаются:

а) в перераспределительной политике. Перераспределение доходов в обществе реализуется через трансфертные платежи (бедным, безработным) и модификацию цен (гарантированные цены фермерам, минимум заработной платы). Корректируя распределение ресурсов через налоговую систему, государство способствует развитию общественных благ (строительство школ, больниц), экологической защите, превращая затраты на загрязнение окружающей среды во внутренние издержки самых предприятий (химических, например);

б) в макроэкономическом регулировании экономики с целью ее стабилизации. С помощью бюджетных и кредитных рычагов государство осуществляет контроль за уровнем занятости, инфляции, стимулирует экономический рост; в) в проведении эффективной внешнеэкономической политики. Государство как сознательный субъект должно осуществлять свои функции осторожно, чтобы в рыночном механизме не было сбоев. Оно должно постоянно контролировать результаты регулирования и своевременно принимать меры для погашения негативных последствий.

Государственное регулирование — это воздействие государства на хозяйствующие субъекты для достижения определенных социально-экономических целей путем установления правовых норм и организации правил их поведения в процессе длительной стратегической целью государственного регулирования является сохранение и умножение национального богатства в интересах живущих и будущего поколения граждан страны.

Такими целями государственного регулирования экономики выступают:

1) обеспечение экономической безопасности страны;

2) повышение благосостояния всего населения и борьба с бедностью;

3) поддержка непрерывного технико-технологического прогресса производства;

4) достижение сбалансированности роста экономики и денежной стабильности в стране;

5) повышение конкурентоспособности продукции;

6) производство продукции товаров и услуг для общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.049 с.)