Распространённые и нераспространённые предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распространённые и нераспространённые предложения



Обращения

Однородные члены

обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения)

Уточняющие и поясняющие члены

Вставные конструкции

Вводные слова и предложения

Прямая речь

Косвенная речь

Диалог


Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление можно на примере.... предложения текста.

Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении №....

Справедливость этого вывода можно доказать на примере... предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как....

В подтверждение собственных выводов приведу пример, демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление, из... предложения прочитанного мною текста.

Рассмотрим... предложение. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как.... Это подтверждает наш вывод о том, что....

Что такое лексические и грамматические явления? 1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Универсальные лексические категории

Омонимы

Синонимы

Антонимы

Паронимы

Лексика активного и пассивного запаса

Общеупотребительная лексика

Диалектизмы

Профессионализмы


Жаргонизмы

Арго

Эмоционально окрашенные слова

Архаизмы

Историзмы

Неологизмы

Заимствованные слова

Старославянизмы

Традиционно-поэтические слова

Народно-поэтические слова

Разговорная лексика

Просторечные слова

Книжная лексика

термины

Фразеологизмы

Крылатые слова

Эмоционально-экспрессивная лексика

Тропы

Метафора

Метонимия

Ирония

Гипербола

Олицетворение

Сравнение

Синекдоха


Сложносочинённые предложения сложноподчинённые предложения бессоюзные предложения

Синтаксические средства художественной изобразительности

Риторические восклицания

Риторический вопрос

Риторическое обращение

Параллелизм

Анафра

Эпифора

Инверсия

Эллипсис

Умолчание

Смещение синтаксических конструкций

Присоединительные конструкции

Парцелляция

Многосоюзие

Бессоюзие

Градация

7. Как приводить примеры, иллюстрирующие лексические и грамматические явления?

Данные примеры взяты из текста ДЕМО-2012.


Образец 1

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38) эмоционально- экспрессивную лексику ("трус несчастный") и разговорные слова ("пикни", "устроим"), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово "пожалуйста" употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон.

Образец 2

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Так, Б.Васильев, рассказывая своим читателям сюжет о сборе материала для школьного музея героев военных лет, показывает, что для него в этом сюжете важны чувства и переживания действующих лиц. Это и передаёт лексика: эпитеты «нескрываемое недоверие» (предложение №12), «вызывающая агрессия» (предложение №24), метафора «вынули из души».

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Так, разговор подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два вопросительных предложения (№ 20, 24), зато очень много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении - № 26, 31, 32. Из-за этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём-то даже угрожающая.


Образец 3

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Например, в предложении 1 автор использует слово с эмоционально-экспрессивной окраской * бабуля \ Оно выражает ласковое отношение внучки Тани к своей бабушке.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Однако в предложении существительное "бабуля4 ещё является обращением. Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой. Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью.

Образец 4

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Описывая действия детей, автор активно использует разговорную лексику: "пошушукались" (предложение № 12), "вклинилась в разговор" (предложение № 24), "оборвала" (предложение № 37). Этим писатель хотел обратить внимание читателей на коварные намерения детей.

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Беседу детей и Анны Федотовны писатель оформил в виде диалога (предложения 3 - 33). Использование этого грамматического явления помогло Б.Васильеву более точно воспроизвести живую речь, характеризующую героев.

Образец 5

Пример, иллюстрирующий ЛЕКСИЧЕСКИЕ явления: Давайте сравним, как относятся к письмам погибшего солдата его мать Анна Федотовна и школьники. Для этого обратимся к предложениям № 17 и 19. Для Анны Федотовны письма сына - это "бесценные листочки", то есть самое дорогое, что есть у неё в жизни. Чтобы усилить значимость писем в жизни пожилой женщины, автор употребляет эпитет "бесценные" и слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом "листочки". Для детей же чужие письма - это просто "документы". Данное слово свойственно прежде всего официально-деловому стилю. Таким образом писатель



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.009 с.)