Особенности использования сил и средств гражданской обороны при ликвидации последствий террористических акций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности использования сил и средств гражданской обороны при ликвидации последствий террористических акций



При совершении крупномасштабных террористических акций объемы работ по ликвидации их последствий могут быть столь значительными, что штатные аварийно-спасательные формирования органов управления по делам ГОЧС будут не в состоянии выполнить их в приемлемые сроки. В связи с этим в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривается привлечение для этих целей сил гражданской обороны.

При организации ликвидации последствий террористических акций с привлечением сил гражданской обороны необходимо учитывать целый ряд особенностей.

Если при планировании мероприятий по ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, к примеру, в результате аварии на радиационно, химически и биологически опасных объектах можно с определенной степенью достоверности заранее спрогнозировать место и характер последствий возможной аварии, определить и подготовить необходимые силы и средства по защите персонала объекта и населения, проживающего в непосредственной близости к нему, то место и характер последствий террористической акции трудно предсказуемы. Она может быть совершена не только непосредственно на вышеуказанных объектах, но и в любом другом месте с массовым пребыванием людей. Это могут быть крупные жилые и административные здания, спортивные и зрелищные сооружения, вокзалы, аэропорты, станции метрополитена и т.п. Поэтому при планировании мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий террористических актов будет больше неопределенности, вариантов действий, которые необходимо тщательно проанализировать для принятия соответствующих мер.

К особенности организации действий сил гражданской обороны в рассматриваемой ситуации также следует отнести то, что эти действия осуществляются в зоне проведения контртеррористической операции, где руководство всеми силами возложено на оперативный штаб по управлению контртеррористической операцией. Руководитель штаба определяет границы зоны проведения этой операции, принимает решение об использовании привлекаемых сил и средств. Поэтому руководитель аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий террористического акта, к выполнению которых привлекаются силы и средства гражданской обороны, должен работать в тесном взаимодействии с оперативным штабом и только с его разрешения вводить в зону необходимые силы и приступать к работам.

Не менее важным является и то, что действия сил гражданской обороны по ликвидации последствий террористических актов будут проводиться в зоне повышенного риска, поэтому мерам безопасности при проведении аварийно-спасательных работ должно быть уделено повышенное внимание.

Особое значение имеет поведение населения в случае возможного проведения террористической акции. От его умения вести себя в этой ситуации, пользоваться простейшими средствами защиты и взаимопомощи будут зависеть количество пострадавших и сроки выполнения работ по ликвидации последствий террористической акции.

Вышеуказанные особенности учитываются при планировании, подготовке и действиях сил гражданской обороны для ликвидации последствий крупномасштабных террористических акций.

Порядок действий должностных лиц по организации привлечения сил гражданской обороны к ликвидации последствий террористических акций определяются соответствующими документами о взаимодействии и разделами плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Важными критериями, по которым должно быть принято решение об использовании сил гражданской обороны, являются результаты оценки комиссией по чрезвычайным ситуациям характера террористической акции, количества пострадавших и объемов предстоящих работ по ликвидации ее последствий, оценка состава и возможностей выполнения имеющимися силами РСЧС работ по ликвидации последствий террористической акции, в том числе с применением средств массового поражения. Если в результате анализа этих данных делается вывод о невозможности выполнения в приемлемые сроки силами штатных подразделений РСЧС первоочередных работ по спасению пострадавших и обеспечению жизнедеятельности населения, то по докладу представителя комиссии по чрезвычайным ситуациям соответствующий руководитель гражданской обороны принимает решение о привлечении дополнительных сил: войск гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований и спасательных служб. При этом решение о выделении войск гражданской обороны дает начальник регионального центра МЧС России.

Для подготовки решения об использовании сил гражданской обороны орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям готовит необходимые исходные данные: результаты разведки зоны проведения контртеррористической операции; примерный объем аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации террористической акции: состав и возможности имеющихся в распоряжении данного органа управления сил и средств РСЧС; предложения о привлечении дополнительных сил и средств, в том числе сил гражданской обороны.

Решение о привлечении соответствующих сил гражданской обороны оформляется приказом. В приказе должны быть поставлены конкретные задачи привлекаемым силам, указаны должностные лица, ответственные за организацию и выполнение возложенных на них задач, пункты сосредоточения сил перед началом выполнения задач, порядок их материально-технического обеспечения, меры по защите личного состава от опасных химических, радиоактивных и биологических веществ.

Организация взаимодействия, разработка соответствующих планов и их периодическое уточнение являются важной и ответственной частью работы органов управления по делам ГОЧС по смягчению последствий возможных террористических акций. Порядок взаимодействия между правоохранительными органами, органами управления по делам ГОЧС, руководством привлекаемых сил гражданской обороны при ликвидации последствий террористических акций определяется заблаговременно и закрепляется подписанием соответствующих положений о взаимодействии. В этих положениях должны быть отражены: правовая основа для разработки планов взаимодействия; перечень задач, решаемых каждой из взаимодействующих сторон; сигналы или команды, по которым вступает в действие положение о взаимодействии; кто осуществляет общее руководство работами по ликвидации последствий террористических акций; порядок связи с оперативным штабом по управлению контртеррористической операцией.

Основные усилия привлекаемых сил гражданской обороны должны направляться на решение специфических задач, возникающих в результате террористических акций, в том числе с применением средств массового поражения.

Такими задачами могут быть:

- разведка зоны контртеррористической операции на наличие в ней признаков применения опасных химических и радиоактивных веществ, а также биологических поражающих агентов;

- оказание квалифицированной медицинской помощи пострадавшим в результате возможного применения террористами средств массового поражения;

- санитарная обработка людей, дегазация, дезактивация и дезинфекция одежды, обуви, средств индивидуальной защиты;

- дегазация и дезактивация территории, техники и транспорта;

- сбор, уничтожение и захоронение химически и радиационно опасных

отходов.

Состав сил для действий по ликвидации последствий террористических акций, в том числе с применением средств массового поражения, должен быть немногочисленным, преимущественно штатным и комплектоваться на добровольной основе в виде небольших специализированных подразделений для первоочередных действий в очагах поражения.

Они должны быть хорошо обучены действиям в зонах заражения (загрязнения) опасными химическими и радиоактивными веществами, биологически поражающими агентами; оснащены современными средствами индивидуальной защиты, разведки и контроля; быть высоко мобильными и способными вести специализированную разведку, специальную и санитарную обработку, спасательные и другие неотложные работы в очагах заражения (загрязнения).

Учитывая, что крупномасштабные террористические акции с использованием средств массового поражения носят единичный характер, подготовка сил гражданской обороны должна проводиться дифференцированно. Войска гражданской обороны необходимо готовить в первую очередь для ликвидации последствий террористических акций с применением радиоактивных, химически и биологически опасных веществ. Для ликвидации последствий террористических акций, связанных со взрывом жилых домов или административных зданий, приводимых к сильным разрушениям и массовым пожарам, наряду с использованием штатных поисково-спасательных формирований, частей подразделений ГПС МЧС России возможно привлечение объектовых нештатных аварийно-спасательных формирований, создаваемых в соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» и внесенных в него изменений.

Основополагающим вопросом в связи с возрастанием угроз терроризма является профессиональная подготовка личного состава сил гражданской обороны, участвующих в ликвидации последствий террористических акций.

При этом основной упор должен быть сделан на практическую подготовку органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС для действий в сложных условиях, вызванных террористическими акциями, особенно с применением средств массового поражения, включая взаимодействие со структурами МВД России и ФСБ России, нейтрализующими террористов. С этой целью необходимо регулярно проводить командно-штабные учения и тренировки с отработкой всего перечня вопросов, связанных с предупреждением и ликвидацией последствий крупномасштабных террористических акций, обращая первоочередное внимание на организацию взаимодействия со всеми участвующими структурами.

Подготовка сил гражданской обороны, участвующих в ликвидации последствий террористических акций с применением средств массового поражения, должна осуществляться в соответствии с действующими нормативно-методическими документами. При этом особое внимание обращается на получение твердых навыков в работе с приборами радиационной, химической и биологической разведки и контроля, умение пользоваться индивидуальными средствами защиты, самостоятельно определять предельно допустимые сроки нахождения на зараженных участках и своевременно проводить смену работающих в обстановке высокого нервного напряжения для отдыха, повышение психологической устойчивости личного состава сил гражданской обороны к действиям в экстремальных условиях.

Рассмотрим в качестве примера организацию действий органов управления и сил гражданской обороны при ликвидации последствий террористических акций, сопровождаемых разрушением жилых общественных и производственных зданий. Тем более, как показывает анализ совершенных террористических акций, взрывы вышеуказанных зданий являются сегодня наиболее распространенным видом терроризма, а порядок организации действий по предупреждению и ликвидации последствий вполне может быть применим и при проявлениях других видов терроризма, безусловно, с учетом характера и специфики этих террористических акций.

Особенности ликвидации последствий подобных акций зависят от масштабов возникающих при этом чрезвычайных ситуаций. Наиболее характерными условиями обстановки террористических акций, сопровождающихся взрывами, являются сильные разрушения и массовые пожары, в результате чего могут быть большие человеческие жертвы.

Эти обстоятельства и определяют действия органов управления и сил гражданской обороны по предупреждению и смягчению последствий террористических акций, каковыми являются:

- разработка и осуществление мероприятий по антитеррористической защите населения;

- постоянный анализ и прогноз опасностей, связанных с терроризмом, принятие эффективных мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, вызванных террористической деятельностью;

- уточнение перечня объектов и систем жизнеобеспечения, наиболее вероятных для проведения на них террористических акций;

- разработка на этих объектах мероприятий по предотвращению несанкционированного проникновения посторонних лиц и прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций на них в случае террористических акций;

- подготовка специальных разведывательных групп для обнаружения и идентификации опасных веществ, наиболее вероятных при террористических акциях;

- определение перечня и подготовка специальных мероприятий для обнаружения и обезвреживания средств совершения технологических террористических акций;

- анализ опыта работы формирований по ликвидации чрезвычайных ситуаций с целью недопущения нарушений требований безопасности при проведении аварийно-спасательных работ;

- поддержание в готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий террористических акций;

- внедрение системы страхования ответственности за причинение вреда гражданам, в том числе и от аварий в результате террористических акций.

Рекомендуемый порядок работы по ликвидации последствий террористических акций, связанных со взрывами, предусматривает:

- создание и развертывание пунктов управления оперативными группами с обеспечением надежной связи как между привлекаемыми к работам силами, так и с вышестоящими структурами;

- четкое разграничение полномочий и функций различных органов управления при выполнении аварийно-спасательных работ;

- организацию непрерывного взаимодействия всех сил, участвующих в ликвидации последствий террористических акций;

- разведку зоны чрезвычайной ситуации, вызванной террористической акцией (наличие признаков применения средств массового поражения, степень повреждения зданий, характер, масштабы и структура завалов; состояние территории и маршрутов выдвижения сил и средств; определение границ зоны; возможное число пострадавших и характер их поражения и др.);

- определение возможности привлекаемых к работам сил и средств и потребности в подразделениях различных типов;

- распределение зон ответственности за командирами спасательных подразделений, организация трехсменной круглосуточной работы привлекаемых сил;

- письменные доклады руководителей соответствующих коммунальных служб руководителю работ по ликвидации чрезвычайной ситуации об отключении источников электроснабжения, распределительных газовых сетей и водопровода от аварийного объекта;

- ввод привлекаемых сил гражданской обороны в зону чрезвычайной ситуации и непосредственная разборка завалов, извлечение из-под обломков погибших и пострадавших;

- оцепление зоны проведения спасательных работ;

- подготовку к наступлению темного времени суток основных и резервных источников освещения мест работы спасателей;

- обеспечение спасателей горячим питанием, чаем, питьевой водой удобными местами отдыха;

- организацию работы с родственниками пострадавших, по оказанию и учету погибших и пострадавших, открытие пунктов приема ценностей и другого имущества граждан, извлекаемого из завалов, их регистрация и надежная охрана;

- организацию непрерывной работы группы следователей МВД России и ФСБ России, дежурства сотрудников паспортного стола, справочной службы электриков, сантехников и других специалистов коммунальных служб.

- эвакуацию пострадавших и материальных ценностей.

Изложенный порядок действий сил гражданской обороны в определенной степени можно принять за стандартный. Различие в действиях сил при различных видах террористических акций кроется в основном в специфике технологии проведения аварийно-спасательных работ и других мер по защите населения. Таковыми при рассматриваемой выше террористической акции со взрывами являются первоочередные технологические операции, связанные с разблокированием пострадавших из завалов, укрепление неустойчивых конструкций на месте работ, извлечение крупногабаритных обломков в теле завала, подбор и извлечение из завалов мелких обломков и вынос их в отвал, извлечение пострадавших из завалов и вынос их на пункт сбора.

К подобным специфическим мерам по ликвидации последствий террористических акций, сопровождающихся радиоактивным загрязнением территорий и объектов, следует отнести установление и поддержание на радиационно опасном объекте режима радиационной безопасности, который обеспечивается установлением особого порядка доступа в зону аварии, зонированием района аварии, проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ с последующим сбором источников излучения, обрушения, демонтажа и вывоза загрязненных фрагментов зданий, сооружений и технологического оборудования, осуществлением радиационного контроля в зонах и на выходе в «чистую зону», организацией дозиметрического контроля и ведением учета доз облучения персонала и коллективных доз облучения населения, обеспечением спецодеждой и средствами индивидуальной защиты персонала, участников ликвидации последствий акции, населения, осуществлением дезактивационных работ, организацией обращения с радиоактивными отходами.

При террористических акциях с применением биологических поражающих агентов к специфическим мерам, принимаемым в ходе ликвидации последствий данной акции, является проведение комплекса режимных, ограничительных и медицинских мероприятий в зависимости от эпидемиологических особенностей инфекции и сложившейся эпидемической и биологической обстановки. Свои особенности организация действий сил гражданской обороны по ликвидации последствий террористических акций имеет место и при других видах подобных акций.

Более подробно вопросы планирования, подготовки и организации действий сил гражданской обороны по ликвидации последствий террористических акций изложены в Методических рекомендациях МЧС России «Применение сил и средств гражданской обороны при предупреждении и ликвидации последствий возможных крупномасштабных террористических акций на территории Российской Федерации» (2003 год).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.029 с.)