Основы ведения гражданской обороны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы ведения гражданской обороны



Глава 5

Основы ведения гражданской обороны

Общие положения

Ведение гражданской обороны в Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или с введением Президентом Российской Федерации военного положения на всей территории России (в отдельных ее местностях) в полном объеме или частично.

Ведение гражданской обороны заключается в практической реализации мер по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, по первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий, обеспечению действий сил и мероприятий гражданской обороны, восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие их.

Правительство Российской Федерации с началом военных действии (введением режима «военного положения») и в ходе реализации плана гражданской обороны и защиты населения осуществляет общее руководство гражданской обороной страны, уточняет порядок восполнения недостающего фонда  защитных сооружений для населения, средств индивидуальной защиты, содержания и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий уточняют, реализуют согласованные с МЧС России планы гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств, проводят мероприятия, направленные на сохранение устойчивого функционирования наиболее важных объектов экономики и выживание населения в военное время.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления соответствующих территорий:

- уточняют и реализуют планы гражданской обороны и защиты населения;

- создают и поддерживают в постоянной готовности к использованию технические системы управления, объекты и силы гражданской обороны;

- в случае необходимости проводят мероприятия по эвакуации в безопасные районы населения, материальных и культурных ценностей, развертыванию лечебных и других учреждений для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

- поддерживают в необходимых количествах запасы материально-технических, медицинских средств и продовольствия.

Организации поддерживают в готовности локальные системы оповещения; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования, запланированные на военное время; осуществляют обучение своего персонала способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий; приводят свои силы в готовность к ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ; поддерживают на установленном уровне в ходе военного конфликта необходимые для ведения гражданской обороны запасы материально-технических, медицинских средств и продовольствия.

 

Содержание и организация перевода гражданской обороны с мирного на военное время

Исходя из роли и места гражданской обороны в общей системе обороны страны, перевод гражданской обороны с мирного на военное время рассматривается как необходимая составная часть перевода страны с мирного на военное время.

Для обеспечения перевода страны с мирного на военное время организуется мобилизационная подготовка.

Под мобилизационной подготовкой в соответствии с Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Военное время — период времени, который наступает с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий и истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не реже их фактического прекращения.

Состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации.

Переход с условий мирного времени к условиям военного времени осуществляется путем проведения мобилизации.

Под мобилизацией в соответствии с Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» понимается: комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации, экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.

Из общего определения мобилизации в Российской Федерации следует, что основное содержание мобилизации заключается в переводе основных функционально-организационных систем (органов государственной власти, органов местного самоуправления, экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации, экономики муниципальных образований, организаций, сил военной организации государства) общей системы обороны страны на организацию и состав, предусмотренные для военного времени и приведение их в состояние, позволяющее выполнять возложенные на них задачи в условиях военного времени.

В соответствии с этим под переводом гражданской обороны с мирного на военное время понимается перевод организационной системы гражданской обороны на структуру и состав военного времени с выполнением запланированных мобилизационных мероприятий гражданской обороны и приведение ее в готовность к выполнению возложенных на нее задач в условиях военного времени. Общая схема перевода гражданской обороны с мирного на военное показана на рис. 5.1.

Термины «перевод гражданской обороны с мирного на военное время» и мобилизация гражданской обороны» являются синонимами.

При организации перевода гражданской обороны с мирного на военное время исходным является состояние системы гражданской обороны к началу перевода ее с мирного на военное время (мобилизации) и средств, необходимых для обеспечения выполнения задач в области гражданской обороны в военное вовремя.

Это состояние определяется задачами, решаемыми в области гражданской обороны в мирное время, и имеющимися возможностями (организационными, материальными, техническими, финансовыми, продовольственными, научными и т.д.).

При этом:

- органы, осуществляющие руководство гражданской обороной, в мирное проводят мобилизационную подготовку к переходу на условия военного времени (мобилизации) и к военному времени;

- органы управления по делам ГО и ЧС, как органы управления гражданской обороной, в мирное время осуществляют свои функции по обеспечению выполнения полномочий и обязанностей в области гражданской обороны руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по подготовке гражданской обороны к переводу с мирного на военное время и к выполнению задач в области гражданской обороны в военное время;

 

 

 

Рис. 5.1. Общая схема перевода гражданской обороны с мирного на военное время

 

- силы гражданской обороны в мирное время находятся в организационно-штатной структуре и составе, определенном для мирного времени и осуществляют повседневную деятельность по выполнению возложенных на них в этот период задач по боевой и мобилизационной подготовке к выполнению задач в военное время;

- средства гражданской обороны — функциональные технические системы, объекты гражданской обороны и запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, создаваемые в целях гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, – в мирное время указанными органами и организациями содержатся в сохранности и поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию для перевода гражданской обороны с мирного на военное время и выполнения установленных задач в военное время.

Для всех элементов системы гражданской обороны — органов руководства и управления, сил и средств гражданской обороны, — в мирное время является обязательным привлечение их к выполнению задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Конечной целью перевода гражданской обороны с мирного на военное время является приведение ее в состояние, позволяющее выполнять в военное время задачи в области гражданской обороны по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Выполнение указанных задач осуществляется путем ведения гражданской обороны, под которым понимается практическая реализация мер по защите населения, материальных и культурных ценностей, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий, обеспечению действий сил и выполнения мероприятий гражданской обороны, восстановлению и поддержанию порядка в пострадавших районах в военное время.

Конкретное содержание задач при ведении гражданской обороны определяется:

- характером и объемом объектов защиты;

- характером, уровнем и объемом опасностей для объектов защиты;

- возможными последствиями воздействия опасностей для объектов защиты.

 К началу перевода гражданской обороны с мирного на военное время характер и объем опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и их последствия для населения, материальных и культурных ценностей определяются на основании прогнозирования (или иным возможным способом) для всех уровней системы гражданской обороны — федерального, регионального, территориального, местного и объектового.

На основании указанного прогноза определяются конкретные объемы и содержание задач всех структурных элементов системы гражданской обороны (органов руководства и управления, сил) по приведенным основным направлениям ведения гражданской обороны. В свою очередь на основе указанного определения содержания и объемов задач должен быть определен и подготовлен комплекс (система) необходимых сил (войск гражданской обороны, нештатных формирований, привлекаемых сил) и средств (функциональных технических систем, объектов и материально-технических и других средств) гражданской обороны, необходимых для ведения гражданской обороны на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях системы гражданской обороны. Также должна быть проведена вся оперативная подготовка к их применению и использованию при ведении гражданской обороны.

С учетом изложенного определяется требуемое состояние системы гражданской обороны после перевода с мирного на военное время как состояние, обеспечивающее ведение гражданской обороны в военное время.

При этом следует иметь в виду, что ведение гражданской обороны может осуществляться в условиях войн различного характера. Очевидно, что объем мероприятий по защите населения в условиях ракетно-ядерной войны намного больше, чем при вооруженных конфликтах с применением обычных средств поражения.

Исходя из анализа возможного развития вооруженных конфликтов, можно сделать вывод о том, что в первую очередь следует обеспечить готовность гражданской обороны к действиям в войне с обычными средствами поражения и последовательно продолжать усилия по дальнейшему повышению готовности (рис. 5.2.). То есть, процесс обеспечения наращивания возможностей по защите населения, материальных и культурных ценностей носит непрерывный, непрекращающийся характер.

В общем случае требуемое состояние системы гражданской обороны после перевода с мирного на военное время может быть охарактеризовано следующим образом:

- органы руководства гражданской обороной подготовлены к функционированию в условиях военного времени — их аппараты переведены на структуру и состав военного времени, их личный состав, места размещения и системы управления защищены от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и подготовлены к руководству с органами управления и силами гражданской обороны;

- органы управления гражданской обороной подготовлены и функционируют в военное время — переведены на структуру, состав и режим работы военного времени, оснащены положенными средствами и подготовлены к управлению подчиненными в пределах их полномочий; функциональные системы и объекты, обеспечивающие их деятельность, приведены в состояние готовности к функционированию в условиях военного времени; личный состав, места размещения, находящиеся в их ведении средства защищены от опасностей,возникающих при ведении военных действий;

 

 

Рис. 5.2. Последовательность приведения в готовность системы ГО

 

- силы гражданской обороны находятся в состоянии готовности к ведению гражданской обороны в военное время — переведены на штаты военного времени, укомплектованы подготовленным личным составом, оснащены необходимой техникой иимуществом, обеспечены материально-техническими средствами и предметами довольствия, необходимыми для обеспечения их действий при выполнении поставленных задач;

- функциональные, технические и иные системы подготовлены (развернуты) в необходимом объеме (количестве), находятся в технически исправном состоянии, обслуживающий их личный состав подготовлен для обеспечения функционирования этих систем в требуемом режиме в условиях военного времени; объекты гражданской обороны подготовлены (созданы) в необходимом количестве, находятся в состоянии, удовлетворяющем предъявляемым к ним требованиям, их функционирование (содержание) обеспечено необходимым количеством обслуживающего персонала; материально-технические, продовольственные и иные средства, используемые в целях гражданской обороны, накоплены (созданы) в объемах, необходимых для обеспечения ведения гражданской обороны в военное время и создания необходимых резервов этих средств.

Рассмотрение начального периода (объявление мобилизации, т.е. начало перевода с мирного на военное время) и конечного (момент окончания указанного перевода) определяет исходные данные, цели, содержание и объем мероприятий по переводу гражданской обороны с мирного на военное время.

Планирование перевода гражданской обороны с мирного на военное время

Организация перевода гражданской обороны с мирного на военное время осуществляется в мирное время и заключается в планировании организации и проведения конкретных мероприятий, подлежащих осуществлению в период перевода.

Разработанные в мирное время планы перевода после начала мобилизации впериод самого перевода корректируются в соответствии со складывающейся обстановкой.

В указанных планах отражаются:

- целевая направленность, состав и содержание проводимых мероприятий;

- конкретные исполнители мероприятий;

- сроки выполнения мероприятий;

- средства, необходимые для выполнения мероприятий;

- источники и способы получения различных видов средств, необходимых для выполнения мероприятий;

- показатели оценки и способ контроля выполнения мероприятий.

Исходными данными для планирования перевода гражданской обороны с мирного на военное время являются:

- прогноз характера военной угрозы, уровня опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и возможных последствий этих опасностей для населения, материальных и культурных ценностей;

- объем и характер задач, решаемых при ведении гражданской обороны в военное время;

- требуемый наряд сил и средств для ведения гражданской обороны в соответствии с установленными (принятыми) принципами защиты населения, материальных и культурных ценностей, районированием территории в зависимости от уровня опасностей и важности (значимости) объектов защиты, приоритетами и масштабами использования различных способов защиты (использование защитных сооружений, эвакуация и т.д.); оперативно-тактическими взглядами на развертывание группировок сил и на их использование при ведении гражданской обороны в военное время; технологиями проведения обходимых работ (аварийно-спасательные, другие неотложные работы и т.д. и возможностями войск гражданской обороны, нештатных формирований аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;

- организационно-штатная структура на военное время органов управления гражданской обороны (МЧС России, региональных центров МЧС России органов управления по делам ГОЧС, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций), определяющих деятельность функциональных систем и объектов гражданской обороны, войск и аварийно-спасательных формирований;

- требуемое количество личного состава, материально-технических и иных средств, необходимых для оснащения в соответствии со штатами военного времени, и обеспечение их функционирования при выполнении задач по ведению гражданской обороны в военное время;

- текущее состояние системы гражданской обороны, ее обеспеченность личным составом и материально-техническими и иными средствами, находящимися в распоряжении органов управления, в войсках гражданской обороны и аварийно-спасательных формированиях в процессе их повседневной деятельности и в различного вида запасах;

- существующие источники пополнения до требуемого уровня гражданской обороны личным составом — призыв по мобилизации в войска гражданской обороны, приписывание работников организаций к нештатным формированиям гражданской обороны на период мобилизации и на военное время;

- существующие и возможные источники пополнения до требуемого уровня системы гражданской обороны в функциональных технических системах, объектах гражданской обороны, материально-технических  и иных средствах — накопление физических видов запасов, подготовка и создание в порядке перевода гражданской обороны с мирного на военное время;

- установленный порядок планирования перевода гражданской обороны с мирного на военное время и принятые формы плановых документов.

Перевод гражданской обороны с мирного на военное время в рамках общих планов гражданской обороны.

Планирование перевода гражданской обороны с мирного на военное время осуществляется на всех уровнях системы гражданской обороны.

 

Борьба с пожарами

Масштабность и сложность обстановки в очагах поражения определяют характер организации борьбы с пожарами, которые неизбежно возникнут при применении противником современных средств поражения (ССП).

Организация борьбы с пожарами в военное время имеет свои особенности по сравнению с тушением пожаров в мирное время. Эти особенности связаны с тем, что в течение сравнительно короткого промежутка времени, т.е. нескольких часов, в результате применения ССП, на значительной территории возникнет большое число пожаров.

Вероятность возникновения большого количества пожаров в очагах поражения дает основание утверждать, что противопожарная служба будет не в состоянии бороться со всеми пожарами, так как требуемое на тушение количество сил и средств будет намного больше фактически имеющегося. Поэтому необходимо из общей массы пожаров для тушения выбрать те, которые будут влиять на успех решения основных задач ГО. Отсюда следует, что усилия противопожарной службы должны быть направлены, прежде всего, на:

- противопожарное обеспечение маршрутов ввода сил гражданской обороны через участки сплошных пожаров;

- противопожарное обеспечение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ;

- тушение пожаров на объектах особой важности;

- локализацию сплошных пожаров вблизи особо важных объектов;

- локализацию и тушение пожаров в жилой застройке с целью предупреждения образования сплошных пожаров и огневых штормов.

Основным видом действий по тушению пожаров является прекращение горения. Горение веществ и материалов может быть прекращено следующим способом:

- охлаждением водой, растворами смачивателей, углекислотой и другими огнетушащими веществами, которые отнимают часть тепла, идущую на продолжение горения;

- изоляция зоны горения пенами, порошками, песком, покрывалами и другими средствами, прекращающими поступление горючих веществ или воздуха в зону горения;

- разбавлением реагирующих в процессе горения веществ водяным паром, углекислым газом, азотом и другими не поддерживающими горение газами;

- химическим торможением реакции горения углеводородами (бромэтил, фреоны).

Выбор способов и приемов прекращения горения зависит от условий и обстановки на пожаре, а также от наличия тех или иных технических средств подачи огнетушащих веществ. Например, для тушения развившихся наружных пожаров твердых материалов применяется охлаждение, для тушения жидкости, в резервуарах — изоляция. Способы разбавления и химического торможения используются при тушении небольших пожаров. В отдельных случаях для прекращения горения применяют сочетание перечисленных способов. При этом один из них является основным. Действия по ограничению распространения горения называются локализацией пожара.

Основными приемами ограничения распространения горения на пожарах являются: использование огнетушащих средств; создание заграждений; создание разрывов; изменение газообмена.

На основе анализа закономерностей развития и тушения пожаров разрабатываются наиболее целесообразные действия противопожарных сил по борьбе с ними. В эти действия включаются все мероприятия по организации и подготовке тушения пожаров и управлению противопожарными силами. Действия противопожарных сил, а также способы, приемы и последовательность их выполнения зависят от обстановки на пожаре.

Под обстановкой на пожаре понимается совокупность на определенный момент времени данных о параметрах пожара (площадь пожара, зона задымления и тепловое излучение, скорость распространения горения, температура среды в зоне действий подразделений и т.п.), его расположении, наличии угрозы людям, наличии электроустановок под напряжением, возможности обрушения конструкций, взрыва, отравления, о климатических условиях, количестве сил и средств тушения пожара, наличии и расположении водоисточников.

Организация тушения пожара — это способность в короткое время оценить обстановку, спрогнозировать возможное дальнейшее развитие пожара и на этой основе выработать решение — план тушения, обеспечив управление подразделениями.

Пожары в зданиях и сооружениях характеризуются быстрым повышением температуры, задымлением помещений, распространением огня скрытыми путями и потерей конструкциями несущей способности. При этом:

- закрытые оконные проемы в задымленном или горящем здании свидетельствуют о том, что в нем нет людей или они находятся в бессознательном состоянии;

- сильное пламя, выбиваемое из оконных проемов — признак интенсивного горения сгораемой начинки зданий;

- резкое падение высоты пламени из оконных проемов — признак обрушения ограждающих конструкций или выгорания дверных полотнищ, за которыми может последовать еще большее обрушение;

- отсутствие выбросов пламени из окон — признак быстрого распространения огня по внутренним конструкциям, по пустотам и горючей загрузке, при котором создается опасность отрезания огнем путей эвакуации;

- большое количество густого дыма, выбрасываемого из оконных проемов, — признак горения при недостатке кислорода в воздухе.

Наибольшие трудности при организации тушения пожаров возникают на нефтеперерабатывающих и химических предприятиях со взрывоопасной технологией производства.

Пожары на открытой местности характеризуются открытым горением с пламенем большого размера, излучающим мощные тепловые потоки, перебросом горящих частиц и головней на значительное расстояние, распространением фронта пожара по открытым сгораемым поверхностям и задымлением больших площадей в основном по направлению ветра.

При открытых пожарах во время сильного ветра возможно возникновение новых очагов пожара от искр и горящих головней, обрушение под действием ветра конструкций, особо поврежденных огнем, или свободно стоящих зданий, окружение огнем работающего личного состава формирований и преграждение огнем путей отхода.

В целях получения данных о пожарной обстановке дляпринятия решения о выполнении работ по локализации и тушению пожара производится пожарная разведка.

Для проведения пожарной разведки заблаговременно назначаются и готовятся разведывательные группы и отделения из состава военизированных подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России.

Разведывательные группы, как правило, состоят из одного—двух пожарных отделений на пожарных автомобилях повышенной проходимости, а для проведения пожарной разведки внутри зданий — из трех и более человек.

При необходимости ведения разведки одновременно на нескольких направлениях высылается несколько разведывательных групп (отделений). Пожарные разведывательные группы ведут непрерывную разведку до полного завершения работ по локализации и тушению пожара.

Для ведения разведки выбираются наиболее удобные и кратчайшие пути продвижения и максимально используются сведения лиц, хорошо знающих конструктивные особенности, планировку горящих зданий, сооружений и оборудования, а также другие особенности объекта. О результатах разведки командир разведывательной группы представляет донесение по радио или через связного начальнику, выславшему группу.

Для тушения крупных и массовых пожаров территория (район), где выполняют задачи несколько подразделений пожаротушения, разбивается на боевые участки (по числу привлекаемых подразделений пожаротушения).

Границы этих участков определяются руководством подразделений имогут создаваться по этажам, противопожарным преградам, периметру здания, отдельным зонам пожара.

Завершающим этапом оценки обстановки является определение основного направления действий сил и средств пожаротушения на данный момент с учетом возможного изменения обстановки. Основное направление на пожаре — это место, где действия подразделений пожаротушения обеспечат успех пожаротушения.

Исходя из оценки сложившейся обстановки и с учетом имеющихся сил и средств, принимается решение о тушении пожара. Основанием для выбора способов тушения пожара служат:

- характеристика горящих веществ и условия, в которых протекает процесс горения;

- доступность зон горения, необходимость выполнения вспомогательных работ, обеспечивающих успех пожаротушения;

- наличие в распоряжении руководителя личного состава огнетушащих веществ, материалов и средств, которые могут быть использованы для тушения пожаров.

Принятие решения о тушении пожара завершается планированием и постановкой задач подчиненным на выполнение работ. Руководитель тушения пожара лично ставит задачу на боевое развертывание, указывает цель, характер и способ действий.

В процессе боевого развертывания в действиях противопожарных сил и средств в зависимости от обстановки на пожаре различают три этапа: подготовку к развертыванию; предварительное развертывание; полное развертывание.

Исходя из обстановки, тушение пожаров производится прежде всего на тех объектах, которые получили слабые или средние разрушения, т.е. меньше других пострадали от воздействия современных средств поражения противника и после ликвидации пожара могут быть частично или полностью восстановлены.

В ходе борьбы с пожарами на маршрутах ввода сил гражданской обороны формирования противопожарной службы работают в тесном взаимодействии с инженерными, медицинскими и другими формированиями гражданской обороны. Продвижение личного состава сил ГО через зону сплошного пожара производится после полной локализации горения, когда достигнуто снижение тепловой радиации и задымления, и личный состав может преодолеть этот проход без средств защиты от теплового воздействия.

При выполнении работ по тушению пожаров в местах проведения спасательных работ личный состав противопожарной службы вместе с другими формированиями принимает участие в розыске и спасении пострадавших. Противопожарное обеспечение спасательных работ ведется непрерывно до полного их завершения. Смена подразделений и формирований производится без прекращения работ путем организации двухсменного варианта работ личного состава. При изменениях обстановки в ходе тушения пожара, вызывающих необходимость перегруппировки сил и средств пожаротушения, руководитель обязан немедленно уточнить ранее принятое решение и привести его в исполнение.

Высокое содержание окиси углерода, повышенная температура окружающей среды в завалах ограничивает время работы смен до 30—45минут. Продолжительность работы людей может быть увеличена, если их обеспечить изолирующими противогазами и теплоотражательными костюмами.

Пожары строений, сооружений, лесов, развившиеся от применения зажигательных средств, тушатся приемами и способами, применяемыми в обычных условиях.

Обязанности должностных лиц

(руководителя работ, начальника оперативного штаба и т.д.)

Для осуществления мероприятий по защите населения и проведения аварийно-спасательных работ руководитель гражданской обороны должен:

- поддерживать непрерывную связь с вышестоящим органом, осуществляющим управление гражданской обороной, подчиненными и взаимодействующими органами управления;

- оперативно добывать, собирать, анализировать, обобщать и оценивать данные обстановки;

- в любое время располагать данными о ходе осуществления намеченных мероприятий и действиях сил в ходе проведения спасательных и других неотложных работ;

- контролировать выполнение отданных распоряжений по обеспечению действий сил;

- своевременно докладывать в вышестоящие органы управления об обстановке, принятых (уточненных) решениях, поставленных подчиненным силам задачах и их выполнении;

- поддерживать взаимодействие между органами управления (силами);

- восстанавливать резерв сил и средств;

- принимать меры по восполнению потерь и утрат, понесенных подчиненными силами в ходе проведения спасательных и других неотложных работ: обеспечивать непрерывность управления подчиненными органами управления и силами;

- вести учет потерь населения, личного состава и техники формирований гражданской обороны.

К исходу каждых текущих суток соответствующим руководителем гражданской обороны подводятся итоги ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, обобщаются поступившие данные обстановки и подготавливаются предложения для принятия решения на последующие действия сил. Предложения могут разрабатываться в виде текстуальных и графических документов, оформляемых на топографических картах крупного масштаба с приложением необходимых расчетов и проектов распоряжений органам управления (силам).

Для руководства спасательными и другими неотложными работами при руководителе ГО наряду с органом, осуществляющим управление гражданской обороной, могут создаваться временные органы управления: оперативные штабы и группы. В случае привлечения к спасательным и другим неотложным работам значительных по составу войсковых сил для управления их действиями создается оперативная группа военного округа, от которого выделяются эти силы.

Орган управления по делам ГОЧС, являясь основным органом управления спасательными и другими неотложными работами, координирует деятельность созданных временных органов управления и, в соответствии с решением соответствующего руководителя гражданской обороны, поддерживает их взаимодействие при совместном выполнении задач.

Орган управления по делам ГОЧСна основе оценки создавшейся обстановки, состава и возможностей имеющихся сил и средств, а также с учетом предложений служб и структурных органов управления разрабатывает предложения по решению руководителя ГО по организации защиты населения и проведению спасательных и других неотложных работ.

Предложения по решению включают:

- краткие выводы из оценки создавшейся обстановки;

- объем предстоящих спасательных и других неотложных работ и целесообразная очередность их проведения;

- состав имеющихся сил и предложения по их распределению по участкам (районам) и объектам работ;

- задачи созданным группировкам сил (соединениям, частям, подразделениям, формированиям), службам, структурным органам управления;

- порядок обеспечения проводимых мероприятий и действия сил;

- порядок поддержания взаимодействия;

- организацию управления мероприятиями и действиями сил при проведении спасательных и других неотложных работ.

Руководитель ГО уясняет указания вышестоящего руководства и объем предстоящих задач по защите населения, проведению спасательных и других неотложных работ. При уяснении задач он продумывает основные цели предстоящих действий, промежуточные задачи, которые необходимо выполнить для их достижения, оценивает задачи ведомственных органов управления старшего звена, соседних республик (краев, областей, районов) и условия взаимодействия с ними.

На основе уяснения задач проводится расчет времени, определяются метод работы и порядок проведения мероприятий и организации работ, осуществляется ориентирование подчиненных органов управления о предстоящих действиях.

После уяснения предс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.099 с.)