Основы организации управления и взаимодействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы организации управления и взаимодействия



Сущность управления гражданской обороной заключается в постоянной целенаправленной организующей деятельности органов государственной власти руководителей и органов управления гражданской обороны всех уровней, направленной на всестороннюю подготовку и ведение гражданской обороны.

Основными задачами управления гражданской обороной являются:

- в мирное время — обеспечение постоянной готовности органов управления, сил и средств ГО к решению задач в зонах чрезвычайных ситуаций различого характера; разработка и своевременная корректировка планов гражданской обороны на военное время; разработка перспективных и годовых планов по подготовке гражданской обороны и организация их выполнения; организация всесторонней подготовки органов управления, сил ГО и населения по гражданской обороне;

- в угрожаемый период — быстрый и организованный перевод органов управления и сил в соответствующую степень готовности;

- в военное время — организация осуществления планов гражданской обороны с учетом реально сложившейся обстановки; обеспечение и поддержание готовности органов управления, систем связи и оповещения, сил и средств ГО их возможных потерь и ущерба.

Для обеспечения управления гражданской обороной создается соответствующая система управления, включающая в себя органы и пункты управления, системы оповещения и связи, а также автоматизированную информационно-управляющую систему (АИУС-РСЧС), с учетом определенной адаптации ее структуры и задач к условиям военного времени.

Органами управления ГО являются органы государственного управления федерального, регионального, территориального, местного и объектового уровней.

В мирное время непосредственное управление гражданской обороной осуществляют руководители гражданской обороны и органы управления, осуществляющие управление гражданской обороной.

В военное время система управления гражданской обороны организационно базируется на тех же органах управления, но с учетом их перевода на штаты и условия работы военного времени.

Сложность задач, стоящих перед гражданской обороной, и условия, в которых они будут решаться, предъявляют высокие требования к управлению. Важную роль в процессе управления играет информация. Именно на ее основе формируются и реализуются решения, оценивается ее выполнение и организуется взаимодействие.

Информация, используемая в интересах управления ГО, должна обладать:

- максимальной оперативностью, достоверностью и полнотой;

- широтой обзора явлений;

- возможностью оперативного отображения на картах и автоматизированных средствах отображения;

- совместимостью со специальными банками данных, используемых для принятия решения.

Управление может быть успешным, если вся система управления будет находиться в высокой степени готовности, если оно будет устойчивым, непрерывным, твердым, гибким, оперативным и скрытым.

Устойчивость управления — это способность системы сохранять и выполнять свои функции при воздействии соответствующих дестабилизирующих факторов. Она зависит от структуры системы, стойкости к воздействию дестабилизирующих факторов ее звеньев, элементов, их взаимосвязей и интенсивности воздействия дестабилизирующих факторов. Поэтому обеспечение необходимой устойчивости системы управления является постоянной задачей руководителей органов управления всех уровней и звеньев.

В целях обеспечения устойчивости управления гражданской обороной на случай выхода из строя ее основных органов управления заблаговременно в мирное время на всех уровнях и во всех звеньях создается система дублирующих органов управления.

Непрерывность управления предполагает наличие у органа управления возможности получать необходимую информацию и своевременно доводить свои решения до подчиненных и влиять на ход их действий. Она тесно связана и зависит от устойчивости управления.

Оперативность управления — это своевременное реагирование на все изменения обстановки и условий решения поставленных задач. Она предполагает сокращение времени на осуществление всех процессов управления, способность органов управления решать управленческие задачи в сроки, позволяющие подчиненным органам и силам проводить необходимую подготовку к действиям и выполнять поставленные задачи в установленное время или в пределах критического времени, когда задача может быть выполнена с наименьшим ущербом в данной обстановке.

Гибкость управления означает возможность быстрого внесения необходимых корректив в ранее принятое решение или даже отказ от него, если оно перестало отвечать изменившимся условиям обстановки, а также переход к новым способам действий, когда принятые способы не могут привести к достижению поставленной цели. Она предполагает проявление руководителями органов управления инициативы и творчества при выполнении поставленных задач, особенно в критических ситуациях.

Скрытое управление есть комплекс мероприятий по сохранению в тайне от противника сведений, используемых в управлении войсками (силами), предприятиями, организациями, объектами. Оно достигается:

- ограничением круга лиц, допущенных к разработке секретных документов и пользованию ими, а также организацией надежного хранения таких документов;

- организацией и осуществлением надежной маскировки и охраны мест размещения органов управления (пунктов управления, командных пунктов), в которых проводятся работы и мероприятия, а также содержатся сведения секретного характера;

- строгим соблюдением установленных правил и режима переписки, переговоров и передачи информации по техническим средствам связи и управления;

- ограничением работы средств связи, излучающих электромагнитную энергию;

- передачей секретных сведений по открытым каналам связи только в зашифрованном (закодированном) виде;

- выполнением специальных мероприятий по противодействию техническим средствам разведки потенциального противника;

- использованием специальных технических и программных средств по недопущению утечки и несанкционированного доступа к секретной информации содержащейся и передаваемой по техническим средствам связи и управления;

- осуществлением постоянного контроля за соблюдением всех мероприятий по скрытности управления.

Управление строится и осуществляется на основе следующих основных принципов:

- единство государственного управления гражданской обороной;

- единоначалие и централизация руководства в сочетании с децентрализацией и представлением подчиненным инициативы в определении путей и способов выполнения поставленных задач;

- твердость и настойчивость в проведении принятых решений и планов в жизнь;

- личная ответственность начальников всех уровней и звеньев за принимаемые решения и результаты выполнения поставленных перед ними задач.

Основными направлениями повышения эффективности и устойчивости системы управления гражданской обороны на военное время являются:

- совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей вопросы создания и совершенствования системы управления ГО на военное время;

- совершенствование системы планирования мероприятий гражданской обороны до объекта включительно;

- разработка и реализация комплекса организационно-технических решений по повышению устойчивости системы управления гражданской обороны (живучести пунктов управления, систем связи и оповещения);

- создание запасных пунктов управления;

- разработка и внедрение во всех уровнях управления программных комплексов информационной поддержки решений руководителей гражданской обороны;

- создание корпоративных цифровых систем связи гражданской обороны по линии запасных пунктов управления на базе волоконно-оптической сети;

- создание мобильных узлов связи в составе подвижных и мобильных пунктов управления и оснащение их средствами спутниковой связи и средствами привязки к опорным узлам связи;

- замена устаревших средств связи, используемых в управлении ГО, а также находящихся на складах длительного хранения, на современные средства связи военного и общего применения;

- использование аппаратных и программных средств закрытия информации, циркулирующей в системе управления ГО;

- создание в составе городских и загородных запасных ПУ защищенных узлов связи;

- обеспечение всех пунктов управления автономными источниками питания.

Решающая роль в организации и осуществлении управления ГО принадлежит руководителю гражданской обороны. Он руководит подчиненными лично и через орган, осуществляющий управление гражданской обороной.

Руководитель гражданской обороны обязан постоянно заботиться о подготовке своего органа, осуществляющего управление гражданской обороной контролировать его работу, своевременно информировать о принимаемых решениях и лично отданных распоряжениях.

Орган, осуществляющий управление гражданской обороной, является основным организатором управления, важнейшей обязанностью которого является твердое проведение в жизнь решений и указаний руководителя ГО и организация непрерывного управления в любых условиях. Работа органа, осуществляющего управление гражданской обороной, заключается в поддержании системы управления в высокой готовности для успешного и своевременного выполнения поставленных задач, в своевременной подготовке и принятии управленческих решений и в обеспечении их выполнения.

В решении этих вопросов ведущая роль принадлежит руководителю органа, осуществляющего управление гражданской обороной. Об основных отданных распоряжениях он докладывает руководителю гражданской обороны. Руководитель органа, осуществляющего управление гражданской обороной, организует работу всех органов управления гражданской обороны соответствующего уровня и несет ответственность за обеспечение непрерывного управления. Он обязан постоянно знать обстановку и быть готовым доложить руководителю ГО выводы из нее и предложения для принятия решения.

Основой управления является решение руководителя ГО, в котором определяются: замысел действий; задачи подчиненным силам и средствам; порядок взаимодействия; организация управления.

Перед принятием решения он должен уяснить задачу и оценить обстановку.

В результате уяснения задачи руководитель ГО должен четко представлять характер и сложность задачи, где и какой объем работ предстоит выполнить, понять замысел вышестоящего органа управления и его требования к организации выполнения поставленной задачи. После уяснения задачи руководитель ГО определяет мероприятия, которые необходимо осуществить немедленно, дает указания руководителю органа, осуществляющего управление гражданской обороной по отдаче предварительных распоряжений подчиненным силам и средствам в целях ориентирования их о предстоящих действиях, об организации разведки и т.п.

При оценке обстановки руководитель ГО должен определить, как различные факторы воздействуют на выполнение задачи, и наметить мероприятия, позволяющие с наибольшей эффективностью использовать благоприятные условия обстановки и до минимума снизить ее отрицательное влияние.

С этой целью он изучает:

- характер и объем предстоящих работ (мероприятий) и условия, в которых они будут выполняться (характер и объем разрушений, повреждений, заражений объектов экономики, материальных средств, поражений людей, животных и др.);

- свои силы и средства (состояние органов управления и систем связи и оповещения, состояние защитных сооружений и их вместимость, состояние сил и учреждений ГО и их возможности, наличие и состояние средств материального и технического обеспечения и др.);

- состояние и характер действий сил и органов, осуществляющих управление гражданской обороной, соседних территориальных и административных образований;

- характер местности, состояние дорог (маршрутов) и их влияние на действия сил и средств ГО;

- гидрометеорологические условия, состояние погоды, времени года и суток.

Важнейшим элементом решения является замысел действия, которым определяются:

- мероприятия, на выполнение которых необходимо сосредоточить основные усилия;

- способы и последовательность выполнения задачи;

- состав сил и средств и порядок их использования.

Последовательность и методы работы по принятию решения зависят от условий обстановки. Во всех звеньях управления они должны быть едиными и обеспечивать своевременное принятие решений, полное и качественное планирование мероприятий и действий, согласованную работу всех органов управления, предоставление подчиненным возможно большего времени для подготовки к выполнению задач, оперативное реагирование на изменение обстановки.

На основании принятого руководителем ГО решения организуется разработка специальных мероприятий по обеспечению выполнения принятого решения и использованию сил и средств.

Все решения руководителей ГО, связанные с подготовкой ГО, и организация их выполнения реализуются в рамках годовых планов основных мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а решения, связанные с ведением ГО в условиях военного времени, реализуются в рамках планов гражданской обороны, разработка которых осуществляется заблаговременно в соответствии с требованиями и положениями соответствующих нормативно-методических документов.

Непосредственно в ходе ведения гражданской обороны ранее разработанный план гражданской обороны может не перерабатываться (не уточняться), а решения руководителя ГО оформляются на его рабочей карте с приложением краткой пояснительной записки, а также на картах руководителя органа, осуществляющего управление гражданской обороной и начальника оперативного управления (отдела, отделения).

О принятых решениях руководитель гражданской обороны докладывает вышестоящий орган управления и информирует соседей.

Решение руководителя гражданской обороны приобретает законную силу только после доведения задач до подчиненных, которые могут иметь форму как письменного, так и устного (с последующим оформлением письменного приказа и передаваться лично, путем вызова подчиненных, по техническим средствам связи или иными способами.

В приказе руководителя гражданской обороны указываются:

- в первом пункте — населенные пункты, объекты, по которым противник нанес удар и краткие выводы из оценки обстановки;

- во втором пункте — задачи сил гражданской обороны, состав привлекамых сил и средств и замысел их действий;

- в третьем пункте — после слова «приказываю» отдельными абзаца обозначенными буквами в алфавитном порядке, ставятся задачи подчиненным;

- в четвертом пункте — время готовности к выполнению задач, порядок предоставления докладов о ходе их выполнения;

- в пятом пункте — места и время развертывания пунктов управления;

- в шестом пункте — заместители и дублирующие органы управления.

Организация взаимодействия

Успешное решение задач гражданской обороны в мирное и военное время может быть достигнуто только объединенными и согласованными усилиями органов управления и сил всех уровней и звеньев, привлекаемых к выполнению этих задач, т.е. через организацию и поддержание их взаимодействия.

Сущность взаимодействия заключается в согласовании намечаемых к проведению мероприятий и действий сил между соответствующими органами управления, подчиненными им силами по целям, задачам, месту (направлениям, районам, участкам, объектам) и времени, а также в оказании им взаимной помощи в интересах наиболее успешного решения возложенных на них задач.

Важнейшей задачей организации взаимодействия является определение взаимоотношений между собой в процессе выполнения задач не подчиненных друг другу органов управления и сил ГО.

Организация взаимодействия осуществляется руководителями гражданской обороны и соответствующими органами управления, осуществляющими управление гражданской обороной. При этом взаимодействие организуется, прежде всего, в интересах тех органов управления и сил, которые на данном этапе выполняют главную, определяющую задачу. В угрожаемый период взаимодействие между органами, осуществляющими управление гражданской обороной, органами государственной власти по управлению экономикой, а также органами военного командования, должно быть подчинено созданию необходимых условий длямобилизационного развертывания войск и экономики страны, а при проведении спасательных работ — обеспечению действий сил, участвующих в этих работах.

Порядок организации взаимодействия предусматривает:

- определение перечня задач взаимодействующих органов;

- определение сроков совместных действий и их последовательности;

- определение районов (направлений) совместных действий и сосредоточения основных сил и средств;

- определение состава сил и средств;

- разработку планов взаимодействия;

- практическую отработку вопросов взаимодействия;

- порядок доставки сил и средств в зону чрезвычайной ситуации;

- порядок использования маршрутов выдвижения;

- порядок, время и место прохождения барьерных рубежей;

- порядок преодоления полос (участков) оперативного оборудования местности, а также места встречи и порядок сопровождения сил и средств МЧС России при нахождении в полосах действий войск;

- порядок организации и обеспечения охраны сил и средств сторон, задействованных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций;

- порядок подвоза (вывоза) материальных ценностей и эвакуации военнослужащих, местного населения из зоны ЧС и районов военных действий;

- состав и порядок представления необходимой информации нижестоящих органов вышестоящим; обеспечение связи, взаимодействия, взаимного оповещения иобмена информацией.

При этом организация взаимодействия сторон в военное время будет иметь следующие особенности:

- перевод вооруженных сил, экономики государства на военное положение;

 - задействование сил и средств войск гражданской обороны для решения задач гражданской обороны;

- возможное воздействие противника на силы и средства, принимающие участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера в резуътате применения современных средств вооруженной борьбы, диверсионных действий.

Важным способом организации взаимодействия является разработка специальных планов взаимодействия на всех уровнях управления гражданской обороны.

Ряд вопросов взаимодействия при разработке (корректировании) планов гражданской обороны решаются в рабочем порядке совместной их проработкой соответствующими органами управления и выработкой согласованных решений. Таким способом могут решаться, например, вопросы, связанные с использованием воинских частей и подразделений, выделенных для выполнения задач гражданской обороны в порядке взаимодействия, определения порядка управления формированиями гражданской обороны при выполнении ими задач в интересах военного командования и др. При этом любые планы или решения, связанные с организацией взаимодействия не подчиненных друг другу органов управления и сил, требуют обязательного согласования этими органами.

Важнейшее место в деятельности всех органов управления как в мирное так и в военное время должны занимать контроль и проверка исполнения.

Контроль и проверка исполнения должны осуществляться целенаправленно и систематически, охватывать все стороны деятельности подчиненных органов по выполнению поставленных перед ними задач. При этом в первую очередь проверяется состояние дел на тех участках и осуществление тех мероприятий, от которых, прежде всего, зависит успешное выполнение поставленных задач. При всех обстоятельствах особое внимание должно уделяться проверке состояния системы оповещения, организации боевого (оперативного дежурства, состояния пунктов управления, боевой и мобилизационной готовности органов управления, сил и средств ГО, а также наличия и состояния средств коллективной и индивидуальной защиты населения.

Методы и способы контроля могут быть разнообразными (по документам проверка по каналам связи, по докладам подчиненных и т.п.). При этом основными методами и способами контроля исполнения и оказания практической помощи являются целевые проверки, которые могут иметь комплексный, частный, контрольный или итоговый характер.

Особое значение имеет организация контроля и проверки исполнения в военное время. Она осуществляется с целью обеспечения своевременного доведения задач, соответствия принятых подчиненными решений замыслу старшего начальника и поставленным задачам, своевременного приведения в готовность сил ГО и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.046 с.)