Экономическая мысль  Средневековья: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая мысль  Средневековья:



ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ  СРЕДНЕВЕКОВЬЯ:

ЕВРОПА и МУСУЛЬМАНСКИЙ ВОСТОК

 

 

1. Предмет, проблемы методологии и структура курса. Основные этапы ИЭУ

2. Экономическая мысль Древнего Востока и античного общества (Древняя Греция и

Древний Рим).

Экономическая мысль Средневековья: Европа и мусульманский Восток.

4. Меркантилизм – первая самостоятельная экономическая школа.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Костюк В.М. История экономических учений. М., 1998. Введение; тема 1, с. 11 – 19 

Березин И.Краткая история экономической мысли. М., 2000. Введение; гл.1,2,3,4

Белоусов В., Ершова Т. История экономических учений. Р-н-Д, 1999.

                                    Введение; гл.1,2, с. 30 – 39

Гусейнов Р.М., Горбачева Ю.В., Рябцева В.М. История экономических учений. М., 2001.

                                    Предисловие; тема 1, § 1, 2

Сурин А.И. История экономики и экономических учений. М., 1999. Введение; тема 1

Левита Р.Я. История экономических учений (полный курс в кратком изложении).

                М., 2001. гл.1

Агапова И.И. История экономической мысли. М., 1998. Лекция 1; 2 § 1

Ядгаров Я.С. История экономических учений. М., 1998. гл.1, 2

Рындина М.Н., Василевский Е.Г и др. История экономических учений. М., 1983. гл.1, 2

Реуэль А.Л. История экономических учений (от древних мыслителей до К.Маркса и

                Ф.Энгельса). М., 1972. гл. 1,2

Аникин А.В. Юность науки: жизнь и идеи экономистов-мыслителей до Маркса.
                                                                                 М.,1985. гл.1,2

Гукасьян Г.М. Экономическая теория: проблемы "новой экономики". М.,2003. гл.1, § 1,2

Всемирная история экономической мысли в 6-ти томах. М.,1987 – 1997. т.1, гл.1-8, 15,

                                                                                                                                   18-20

Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность). М.,1996. гл.1.2

Афанасьев В.С. Этапы развития буржуазной политэкономии. М.,1985. гл.2.1

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.,1981

Шухов Н.С. Ценность и стоимость в 2-х кн. М.,1994. кн.1, гл.5

Нуреев Р. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. М.,1995. гл.1.3

История экономических учений под ред. В.Автономова. М.,2000. гл.2

Критика буржуазных и реформистских экономических теорий / под ред. Э.Брегеля.

                                                                                                           М., 1969. гл.4

Чанышев А.Н. Аристотель. М., 1987 (серия Мыслители прошлого)

Осиновский И.И. Томас Мор. М., 1985 (серия Мыслители прошлого)

Утопический социализм. Хрестоматия. М., 1982

Предтеча: 350 лет со дня рождения И.Т.Посошкова / под ред. Ю.М.Осипова, Е.С.Зотовой.
                                                                                   М., 2003
 История государства и права зарубежных стран в 2х тт. /под ред. Н.А. Крашенинникова.
                                                                                 М.,2008. Т.1.

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ

 

 

Исторические рамки Средневековья падение Западной Римской      начало эпохи Великих империи                              − географических открытий
  конец 5 в. н.э.              −        вторая половина 15 в.

В этот период складываются европейские народности и образуются централизованные государства.

Феодальная система хозяйства была почти универсальной в истории мировой экономики. У ее истоков в большинстве стран находилась родовая община, а в Западной Европе еще и античное рабство.

 

 

ОСОБЕННОСТИ ФЕОДАЛИЗМА

1. Пути развития • в результате разложения рабовладельческого строя, в ходе которого происходило превращение свободных производителей и рабов в зависимых крестьян и образование крупного феодального   землевладения. Складывается феодальная иерархия и система вассалитета. В тех странах, где эти элементы дополняли и ускоряли друг друга (Северная Франция), наблюдалось быстрое развитие феодализма;   • в результате разложения родовой общины  (Россия, Англия, Польша, Германия, Монголия). При этом замедленное развитие феодализма было характерно для тех стран, где либо  ощущалось сильное влияние античного наследства: сильное           государство, развитые товарно-денежные отношения,           длительное сохранение рабовладения (Византия, Ю.Европа), либо развитие феодализма шло на базе разложения первобытного          строя (Британия, Скандинавские страны, западные и восточные          славяне), а влияние античности было более слабым и          непоследовательным.  Поэтому длительное время сохранялось          свободное крестьянство и пережитки догосударственных форм          управления.

2. Разноврéменный  переход к феодализму и разная его продолжительность
в различных странах:

     в Западной Европе период феодализма 5 – 17 вв.

     на Руси                                                   9 – 19 вв.

     в некоторых странах Азии и Африки 5 – настоящее время

 

3. Различная степень радикализма при переходе к феодализму:

   в арабских странах долгое время существовала параллельная эксплуатация рабов

 

 

 

Характерные черты феодализма • господство натурального хозяйства;  преобладание аграрного сектора экономики над торговым и ремесленным;   • упрощенная социальная структура общества – 4е класса-сословия:    1) крестьяне    2) горожане-бюргеры (ремесленники и торговцы)  образуют податное сословие, выплачивая основную массу налогов    3) светские феодалы-рыцари ("сражающиеся")    4) церковные феодалы-священнослужители ("молящиеся")  освобождены от уплаты налогов, но должны нести военную службу  занимаются судопроизводством и поддержанием порядка   • общество построено по сословно-корпоративному признаку:   − ремесленные цехи    − городские коммуны    − купеческие гильдии    − монашеские братства и рыцарские ордена Это означало, что люди имели определенные права как члены сословия (духовенство, дворянство, "3е сословие") или корпорации (цехи, гильдии, общины)   • переплетение государственной и церковной власти   • наличие экономических и внеэкономических форм принуждения к труду. Основным распределительным отношением является феодальная    земельная рента в 3х формах: 1) барщина (отработочная)         наиболее архаичная и наименее эффективная, предполагает         сильную степень личной зависимости крестьянина от         землевладельца   2) оброк (продуктовая)   3) денежная         наиболее прогрессивная, предполагает относительно слабую         личную зависимость и основана на перераспределении         дохода   • в политической сфере − феодальная раздробленность: власть феодалов на местах была сильной, а власть короля –   слабой. Западную Европу объединяли христианская религия и    католическая церковь.   • средневековая культура имела религиозную окраску, науки и искусства развивались преимущественно в рамках церкви  

 

СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

• сильное влияние античности (философия Платона, Аристотель);

 

• "светское направление" значительный "практицизм" − множество конкретных хозяйственных советов и рекомендаций, но без теоретического осмысления и обобщения социально-экономических процессов: Кодексы, Правды, Уложения, призванные придать повседневной хозяйственной практике устойчивые правовые нормы, защитить собственность, упорядочить распределительные и перераспределительные отношения, имелись в каждом из сотен раннефеодальных государств Европы • "духовное направление" значительное влияние на экономические представления оказало христианство, а в западном мире – католицизм: работы "отцов церкви", в т.ч. Августина Блаженного, Коран, ереси, учение Ф.Аквинского; М.Лютер, Ж.Кальвин  

• ЭМ средневековья – часть богословия

 

 

НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЕ

(сравнение с античной ЭМ)

Средневековье Античность

Отношение к богатству

стремление к богатству порочно, т.к. мешает поиску царства Божьего и является доказательством отсутствия истинной веры принцип гедонизма: цель жизни – наслаждение; добро определяется как то, что приносит наслаждение, а зло – как то, что влечет за собой страдание (древнегреческая киренская философская школа – Аристипп, 4 в. до н.э. – "киренаики")

Общее

1) на первом месте стояли вопросы сельского хозяйства:

                             вспашка, сев, заготовка сена, уборка урожая;

                             вопросы торговли и промышленности не рассматривались;

                        2) идеализация натурального хозяйства (самообеспеченность

                            всем необходимым)

Различия

• община – основная форма землевладения, единственно отвечающая интересам народных масс; • община как форма землевладения даже не упоминается; господствующая форма – крупное землевладение;
• защищает интересы свободных общинников; • крепостничество – естественное состояние для крестьянства;
• признает королевскую власть, но более важным считает вопрос о местном самоуправлении; • королевская власть – центр экономической и политической жизни; вопросы местного самоуправления игнорируются;
• вопросы организации производства самостоятельно решались крестьянами, хозяйствующими в рамках общины. Регулировались отношения крестьян с общиной и между собой, обеспечивалась защита их интересов • проблема организации феодального хозяйства выходит на первый план

 

 

На экономическую политику франкских королей сильное влияние оказывала церковь, обязывавшая прихожан платить десятину в ее пользу. Это нашло отражение в законодательстве Карла Великого (Саксонский капитулярий, последняя четверть 8 в.). Обязанность каждого платить церковную десятину обосновывалась необходимостью всех христиан без изъятия "возвращать Господу часть того, что Он каждому дал". На протяжении всего средневековья церковь вела лицемерную борьбу против ростовщичества, что также получило законодательное оформление в виде запретительных законов.  
Особенностью ЭМ Испании и Италии  в период раннего средневековья был вопрос об отношении к формам эксплуатации, унаследованных от Римской империи, в частности, к колонату. Государственные и церковные  деятели этих государств рассматривали колонат как форму крепостной зависимости, вполне отвечающей интересам земельных собственников. Однако отношение к колонату в период раннего средневековья изменилось по сравнению с античностью: • римские юристы связывали колонат с податной системой государства.      Поэтому колоны могут быть проданы только вместе с земельным участком;   • в период раннего средневековья  владельцам имений разрешалось продавать,      дарить или уступать колонов без земельного участка. С точки зрения      господствующего класса колонат ничем не отличался от других форм феодальной      зависимости.  
Развитие феодальных отношений в Англии происходило медленнее, чем во Франции, Испании и Италии. Англосаксонские королевства не унаследовали римские формы эксплуатации, вследствие чего община оказалась здесь более устойчивой.  

 

Раннее христианство, зародившееся в Римской империи и окончательно оформившиеся в I в. н.э. как религия угнетенных народных масс, давало соответствующие трактовки социальным отношениям.
• экономические идеи раннего христианства носили ярко выраженный эгалитарный (уравнительный) и антисобственнический характер; • очень сильным является идеал нищеты, отречение от земной жизни. Поэтому накопление богатства в любой форме, особенно в денежной, осуждается; • любой труд, умственный и особенно физический, признается одинаково почетным  и трактуется как обязанность человека перед Богом. Поэтому распределение должно осуществляться по труду: "Кто не работает, да не ест", "Каждый получит награду по своему труду" (Первое послание Павла к коринфянам. (I кор., 3:8); • торговля и ростовщичество трактуются как неправедные занятия,   а торговая прибыль и процент – грех.
Впоследствии в раннем христианстве стали нарастать консервативные тенденции, меняются акценты. Внимание верующих направляется на обличение соперничающей религии – иудаизма и осуждение многочисленных сект и философских течений
Усиливается признание и оправдание существовавших социальных порядков – рабства, неравенства, накопления богатства: • деньги – зло, но благотворительность может оправдать их наличие; • собственность  трактуется как вверенная Богом в управление (как в Ветхом Завете),   посягательства на нее рассматриваются как покушение на божественный порядок; • неравенство – часть божественного замысла. Каждый социальный слой (сословие) имеет свое предназначение перед Богом и должен ему следовать, за что воздастся в "ином мире", где все равны перед Богом.

 

  Экономические взгляды Средневековья  вошли в богословские трактаты и канонические толкования религиозных текстов, а из них – в проповеди и сознание людей.

В результате неприязненное отношение к богатству и обогащению обрело авторитет и образность евангельской притчи, согласно которой "легче верблюду пролезть в игольное ушко, нежели богатому обрести царствие небесное", а образ Иисуса Христа, изгоняющего менял и торговцев из храма, стал назидательным примером отношения к этим профессиям.
Образный ряд новозаветных притч дополнялся и закреплялся аргументами богословов.

Так, знаменитый Иоанн Златоуст (347 – 407), виднейший представитель восточного христианства конца IV – начала V вв., в своей полемике против накопительства подчеркивал относительность богатства: источник всего зла – это избыток и желание иметь больше, чем мы нуждаемся. В другом месте он пояснял, что не тот богат, кто окружен всяческими владениями, но тот, кто не нуждается во многом; не тот беден, у кого нет ничего, но тот, кому много требуется.

Вместе с тем высказывания "отцов Церкви" против богатства не были проповедьюуравнительности. Напротив, их беспокойство вызывало все, что нарушало или хотя бы несло в себе угрозу нарушения сложившегося порядка вещей. Разделение людей на богатых и бедных, свободных и подневольных было частью этого порядка и само по себе не подвергалось сомнению. Речь шла лишь о сглаживании социальных контрастов, противодействии наиболее острым антагонизмам. Это выражалось в характерных оговорках, придававших экономической доктрине "отцов церкви" более гибкий и практичный характер.

 В то же время большое внимание уделялось условиям, позволявшим отделить праведное богатство от неправедного, прежде всего условий приобретения богатства и способов его использования. Так, жесткой критике подвергалась практика придерживания товаров в расчете на последующий рост цен. Василий Великий (ок.330 – 379), еще один видный идеолог восточного христианства, призывал богатых людей, чтобы они не ждали нехватки хлеба, чтобы открыть свои амбары, не наживали золота на голоде и не пользовались всеобщей нищетой для умножения богатства.

Особенно показательна позиция "отцов Церкви" в отношении использованиябогатства. Следуя аристотелевской традиции, они осуждали тех, кто копит богатство, в противовес тем, кто его расходует на необходимые для жизни блага и на пожертвования нуждающимся. Порицая накопительство, "отцы Церкви" не делали исключения и для накоплений производительных, направляемых на расширение производства. Современный экономист склонен видеть в этой позиции явное заблуждение, т.к. для него накопления, инвестиции – главный источник прогресса.

Однако традиционное общество не было нацелено на прогресс, и тому были свои причины.  Накопление – это всегда вычет из текущего потребления, поэтому в бедном обществе приоритетность потребления – это дополнительный шанс на выживание всего сообщества, а приоритетность накопления – это установка на улучшение жизни для немногих с риском для выживания сообщества в целом. Вплоть до XVI в. христианские мыслители были единодушны в защите ценностей традиционного общества, в т.ч.
в осуждении накопительства.  Бережливость стала восприниматься как значимая добродетель лишь с наступлением новой эпохи, когда угрозы выживанию рода (сообщества) стали утрачивать былую неотвратимость и система общественных ценностей становилась все более индивидуалистичной.

 

 

Важную роль в процессе идеологической трансформации сыграла патристика – трактаты основоположников, "отцов церкви" (2 – 8 вв.): в православии – Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов в католицизме – Ориген, Августин Блаженный (354 -430 гг.) Методологически патристика имела нормативный характер. В модифицированном виде экономическая идеология католической церкви в целом на тот момент отражала интересы феодалов, купечества, специфические мотивы самойЦеркви, претендовавшей на социальные привилегии.  

 

     Модифицированным вариантом раннего христианства является 

Свод канонического права, составленный болонским монахом Грацианом

в середине 12 в.

 

общая собственностьидеал для всех, выполняющих нормы церковного права.
  Но частная собственность необходима как наказание за "людское жестокосердие";
• человек должен воспринимать собственность как блага, за распоряжение которыми он
ответит перед Богом;
• единственный источник богатства – это земля (впоследствии эта мысль будет основой
учения физиократов), которая отдает свои плоды тому, кто приложит к ней свой труд.
Поэтому  достойными христианина занятиями являются земледелие и ремесло;
негативное отношение к торговле и ростовщичеству.

 

Каноническое право разрабатывалось церковными учеными (церковными юристами и интерпретаторами церковного права) в течение 12 – 14 вв. Этих авторов принято называть канонистами. Они исходили из указаний "отцов церкви" и Аристотеля,

а поздние канонисты учитывали мнение Фомы Аквинского.

Аквинат итальянский монах, аристократ по происхождению, 18 июля 1323 г. был канонизирован. Богословско-философская система Аквината является официальной философией Ватикана

 

Во времена классического средневековья  христианская религия стала господствующей, христианами были не только бедные, но и богатые.
Поэтому раннехристианские каноны были не очень удобны.
В учении Ф.Аквинского содержится систематизация и развитие идей канонического права.

 

Основные работы

 О правлении государей  Сумма теологии  Сумма философии
Способ изложения

1) выдвигает положение

2) доводы "за" и доводы "против", взятые из Библии, трудов

                                                     "отцов церкви", Аристотеля

3) свои аргументы и выводы (заключение)

 

Позже такой метод был назван схоластическим

 

     

 

Разделение труда

умственный и физический труд равноценны и не должны влиять на положение человека в обществе деление людей по профессиям и сословиям обусловлено божественным провидением и склонностями людей

Богатство

• труд людей создает богатство в виде материальных благ, золота и серебра. Нетрудовое их накопление ("искусственное богатство") является грехом; • осуждение частной собственности и богатства как причины раздора и вражды между людьми золото и серебро рассматриваются как источник приумножения частной собственности и "умеренного богатства"

Обмен

осуществляется по принципу пропорциональности и является актом свободного волеизъявления людей не всегда обеспечивает равенство извлекаемой пользы, т.к. в результате случается, что вещь "поступает на пользу одному и в ущерб другому"

"справедливая цена"

ценность товара должна устанавливаться в соответствии с трудовыми и материальными затратами его производства должна не только возмещать затраты по производству товара, но и обеспечивать потребление в соответствии с социальным статусом участников обмена

Деньги

искусственный прием для облегчения и ускорения меновых сделок на рынке благодаря "внутренней ценности" монеты искусственный прием в торговле; ценность денег устанавливается по усмотрению государя (номиналистическая теория денег)

Гг.

крестьянское восстание в Северной Италии под руководством Дольчино. Выдвигались требования: • утверждение общности имущества, • призыв к истреблению духовенства и богачей, • провозглашение грядущего "царства Божьего" царством социальной справедливости
1358 г. (май)

крестьянское восстание во Франции ("Жакерия") возглавлял Гильом Каль.

Оно сопровождалось избиением дворян, разгромом их замков, сожжением документов, в которых фиксировались повинности сервов и вилланов

1381 г.

крестьянское восстание в Англии под руководством Уота Тайлера.

Примечательно, что было выдвинуто 2е программы антифеодального характера. Майл-Эндская программа, представленная королю Ричарду II, предусматривала отмену крепостничества, барщины, введения свободной торговли и амнистирование повстанцев. Смитфильдская программа (более радикальная) была выдвинута крестьянами Кента и не ставила задачи ликвидации крепостничества, т.к. они были лично свободными.

  Она включала следующие требования:

• секуляризация церковных земель и их раздел среди прихожан;

• возвращение крестьянам общинных угодий, захваченных сеньорами;

• уравнение всех сословий в правах;

• отмена "рабочего законодательства"

Идеологом движения был проповедник Джон Болл, осуждавший крепостничество и привилегии лордов и выступавший за общность имущества. Доказывая бесполезность дворянства, Джон Болл задавал слушателям знаменитый вопрос: "Когда Адам пахал и Ева пряла, где был дворянин?"

1419 – 1437

крестьянские волнения в Чехии ("гусистское движение"):

многолетняя борьба чешского народа против феодальных отношений началась с выступления выдающегося представителя чешской Реформации магистра Пражского университета Яна Гуса (1371 – 1415):

• резкая критика злоупотреблений церкви,

• возвращение к принципам раннего христианства,

• осуждение торговли и ростовщичества.

Казнь Я.Гуса 6.07.1415 г. вызвала возмущение и всеобщий взрыв недовольства в Чехии, вылившееся в широкое антифеодальное и народно-освободительное движение. С самого начала в гусистском движении образовались 2а крыла с различными экономическим взглядами:

1) умеренное (чашники): мелкие дворяне и бюргеры отстаивали главным образом необходимость секуляризации церковных земель, создания дешевой чешской церкви;

2) радикальное (табориты), выступавшие за ликвидацию феодальной частной собственности на землю, крепостничества, установление равенства и свободы людей, против власти церкви и светских феодалов.

Поводом для начала крестьянских волнений послужило "правило мертвой руки": имущество умерших крестьян переходило к их господам; феодал забирал не только землю, но также и дом, и скот.

 

     

 

1524 – 1525 крестьянская война в Германии Наиболее радикальная программа  − "Статейное письмо", в котором провозглашалась конечная цель восстания – перестройка общественных отношений на началах социальной справедливости (автор – Т.Мюнцер)  Менее радикальной  была программа "12 статей", предусматривавшая ликвидацию крепостничества, но допускавшая сохранение феодального землевладения и повинностей крестьян. В целом эта программа оставляла незыблемым феодальный строй с некоторым смягчением тягот феодальной эксплуатации крестьян. Еще более умеренной была бюргерская "Гельброннская программа", составленная Венделем Гиплером. Она предусматривала секуляризацию церковной собственности, освобождение крестьян от феодальных повинностей за выкуп, равный 20-кратной величине ренты, отмену всех внутренних таможенных пошлин. В конечном счете эти меры вели к превращению феодальной земельной собственности в буржуазную. В программе выдвигались требования, ограничивавшие размер капитала, занятого в торговле, в чем было заинтересовано бюргерство; сохранялись сословные привилегии рыцарства.  

 

Особое влияние на ЭМ позднего средневековья оказали взгляды идеологов Реформации

Мартина Лютера (1483 – 1546) и Жана Кальвина (1509 – 1564), ставшие основой протестантизма.

 

Реформация (от лат. reformatio — преобразование, исправление)

широкое, сложное по социальному содержанию и составу участников общественно-политическое и идеологическое движение 16 в., принявшее религиозную форму борьбы против католического учения и церкви и имевшее в своей основе антифеодальный характер; охватило большинство стран Западной и Центральной Европы.

 

Предшественники

Реформации

профессор Оксфордского Университета Джон Уиклиф (1320-1384), профессор Пражского Университета Ян Гус (1371-1415) и его сподвижник Иероним Пражский; гуманисты эпохи Возрождения, выступившие с критикой средневекового миросозерцания и утверждением принципов буржуазного индивидуализма: Рудольф Агрикола (1444-1485), Эразм Роттердамский (1469-1536), Генрих Бебель (1472-1518) и др.
     

 

В реформационном движении приняли участие разные классы и социальные группировки, вкладывавшие в критику католической церкви различное содержание.

Бюргерско-буржуазное  направление

наиболее отчётливо выражено в учениях М.Лютера,
У. Цвингли и особенно Ж. Кальвина. Требование упразднения сложной церковной иерархии, пышного католического культа, почитания икон, святых, ликвидации большого числа религиозных праздников было у них по существу требованием создания "дешевой" церкви, более соответствовавшей интересам буржуазной бережливости.

Народное направление

выражало интересы крестьянства и городского плебейства. Для народных масс начало борьбы против католической церкви послужило сигналом к выступлению против самих устоев феодального строя. Наиболее радикальные
из идеологов народной Р., обращаясь к Библии и требуя восстановления раннехристианского равенства членов религиозных общин, отрицая церковную иерархию, церковное землевладение, делали выводы о необходимости упразднения всех духовных и светских властей, установления социального равенства и общности имущества. Р. понималась ими в духе грядущего социального и политического переворота в интересах трудового народа, установления восставшим народом "царства божия на земле" как строя социальной справедливости. Идеи народной Р. играли большую роль в повсеместно развернувшейся антифеодальной борьбе народных масс. К течениям народной Р. принадлежали анабаптисты (в 1834-1835 гг. организовали Мюнстерскую коммуну, павшую после 14-месячной осады), крупнейшим идеологом и деятелем народной Р. был
Т. Мюнцер

 

Королевско-княжеское,

или реформация "верхов"

в ряде стран реформационное движение было использовано феодальным классом для укрепления экономического и политического влияния королевской власти (скандинавские страны, Англия) или отдельных князей (Германия). Проведение Р. "сверху" сопровождалось секуляризацией церковных земель в пользу светской власти; ей всецело были подчинены здесь вновь созданные, отколовшиеся от католицизма церкви. Наконец, в некоторых странах (например, во Франции) Р. была использована частью феодальной знати в целях борьбы с королевским абсолютизмом.
     

 

        

 

 

Центром и исходным пунктом реформационного движения явилась Германия.
 Здесь одной из главных задач антифеодальной революции было преодоление феодальной раздробленности, установление государственного единства, и в этих условиях выступление против церкви, которая беспрепятственно эксплуатировала в пользу папства раздробленную страну и сделалась объектом всеобщей ненависти, приобретало особое значение. Выступление 31 октября 1517 г. М. Лютера в саксонском г. Виттенберге
с 95 тезисами
против торговли папскими индульгенциями послужило сигналом к началу широкого общественного движения. М Лютер утверждал, что церковь и духовенство
не являются посредником между человеком и Богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена. Основное положение, выдвинутое М. Лютером, гласило, что человек достигает «спасения души» (или «оправдания») не через церковь и её обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом в Священном Писании (Библии), категорически отвергая Священное предание (постановления церкви и папские декреты) как недостоверное. Впоследствии М.Лютер и его последователи логически пришли
к отрицанию церковной иерархии, культа святых, церковного богатства и монашества, что способствовало подчинению духовной власти светской, упрощению церковной догматики и богослужения и объективно оправдывало секуляризацию церковных земель.    



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.074 с.)