Тема 1 «социология как наука». Тема 2. Общество как социокультурная система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1 «социология как наука». Тема 2. Общество как социокультурная система



Памятка

для студентов направления 141100 «Энергетическое машиностроение»

(2 семестр)

по изучению дисциплины «СОЦИОЛОГИЯ»

 

Составил Удовиченко Наталья Николаевна                                                  Зав. кафедрой                   А. А. Удоденко

30 июня 2011 года

Цель изучения дисциплины «Социология» - развитие общекультурных компетенций, в соответствии с которыми студент должен быть способен  владеть:

- культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и определять место человека в историческом процессе, политической организации общества, анализировать политические события и тенденции, ответственно участвовать в политической жизни;

- способностью и готовностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм.

 

 Для достижения данной цели студент должен овладеть знаниями, умениями и навыками, определяемыми программой курса «Социология». Социология изучается один семестр.

 

  1. Содержание дисциплины
 

 

 

 

Результаты освоения дисциплины.

Обучающийся должен

Лекции

Практические занятия

СРС

Тема 1 «Социология как наука». Тема 2. Общество как социокультурная система

 – 0,5 ЗЕТ. Форма оценки - тестирование

Социология как наука  –

Часа

1. Становление предмета социологии.

2. Основные законы и категории  социологии.

3. Уровни, структура и отрасли социологической науки.

4. Программа и методы социологических исследований.

Литература: [1]

Общество как социокультурная система –0,5 час

1. Понятие общества как социокультурной системы.

2. Социальные взаимодействия, отношения и институты.

3. Функции культуры в социальной системе.

Литература: [1]

 

1. Социология как наука. Организационно-методическое занятие – 0,5 часа 1. Что такое социология и зачем её надо изучать? 2. Значение социологической культуры. 3. История возникновения социологии. Литература: [1] 2. Общество как социокультурная система. – 0,5 час 1. Понятие общества как социокультурной системы. 2. Социальные взаимодействия, отношения и институты. 3. Функции культуры в социальной системе. Литература: [1]  Тестирование по материалу темы 1. Социология как наука и темы 2. Общество как социокультурная система. Литература: [1]

Подготовка к практическому занятию:

1) прочитать 1 главу учебного пособия В. И. Золотова «Основы социологии»;

2) ответить на контрольные вопросы(стр.41-42);

3) выбрать статью для анализа из списка литературы к первой теме (Задания стр. 6-9).

 

Литература: [1]

Подготовка к практическому занятию – 4 часа

1) прочитать 2 главу учебного пособия;

2) ответить на контрольные вопросы (стр.64-65);

3) выбрать статью для анализа из списка литературы к первой теме (Задания… стр. 10-12).

Литература: [1]

Подготовка к тестированию:

1) прочитать 1-2 главы учебного пособия;

2) ответить на контрольные вопросы (стр.42-42, 64-65);

3) выполнить задания (стр. 6-9, 10-12).

Литература: [1]

Знать:

- объект и предмет социологии как науки, отличие её от других наук, изучающих человеческое общество;

- структуру социологического знания;

- сущность, основные характеристики исходных понятий социологии;

- основные методы социологических исследований;

- трактовки общества как социокультурной системы;

- место, роль и значение культуры в социальной системе общества.

Уметь:

- демонстрировать знание основ и истории дисциплины «Социология»;

- ясно и логично излагать полученные знания по основам социологии;

- критически анализировать метаморфозы общественного сознания в постсоветской России;

- показать динамику изменений ценностей и ориентиры общественного сознания россиян.

Владеть:

- основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки социологической информации.

 

Этносоциология – 0,5 часа

1. Объект, предмет и категории этносоциологии.

2. Этническая структура общества.

3. Национальные отношения в России на современном этапе.

Литература [1]

 

3. Социология личности – 0,5 часа 1. Основные направления, школы и методы изучения личности. 2. Личность и общество. Социальный статус и социальные роли личности. 3. Социализация индивида. Причины девиантного поведения. Литература: [1] Тестирование по теме «Социология личности». Литература: [1]   4. Социально-классовая структура общества – 0,5 часа 1. Социальная стратификация. 2. Особенности социально-классовой структуры современной России.   Литература: [1]     5. Этносоциология – 0,5 часа 1. Объект, предмет и категории этносоциологии. 2. Этническая структура общества. 3. Национальные отношения в России на современном этапе. Литература [1]

Подготовка к практическому занятию – 4 часа

1) прочитать 3 главу;

2) ответить на контрольные во-

просы (стр.94);

3) выполнить задания (стр.13-16)

Литература: [1]

Подготовка к практическому занятию: 4 часа

1) прочитать 4 главу;

2) ответить на контрольные во-

просы (стр.124);

3) выполнить задания (стр.17-19).

Литература: [1]

Подготовка материалов для контрольной работы (реферата) – 8 часов

1) выбрать из содержания курса номер темы для контрольной работы (реферата). Выбор – по последней цифре зачетки;

2) в указанной теме просмотреть список тем докладов, рефератов и выбрать любой вариант.

3) в предложенном списке литературы произвести отбор источников по выбранной теме.

Литература: [1]

Подготовка к практическому занятию – 4 часа

1) прочитать 5 главу;

2) ответить на контрольные во-

просы (стр.144);

3) выполнить задания (стр.20-22).

Литература: [1]

 

Знать:

- методы изучения личности и общества;

- основные типы личностей;

- разницу между социальным статусом и социальной ролью личности;

- пути социализации личности.

Уметь:

- правильно определить свои статусы и социальные роли;

- выделить особенности социализации индивида в современной России;

- выделить причины девиантного поведения.

Владеть:

- навыками определения своих статусных позиций и социальных ролей в новой России.

- правилами оценки поведения личности  на соответствие их нормам поведения в современной России.

 

4. Знать:

- теоретические аспекты социальной стратификации и социальной мобильности;

- особенности социально-классовой и национальной структуры российского общества, динамику её изменения;

Уметь:

- выявлять основные социальные и национальные группы в стратификационной структуре общества;

- определять свое место в обществе;

- стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства.

Владеть:

- способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

 

 


  Тема 6. «Социальные конфликты и способы их разрешения».

Форма оценки – тестирование

Подготовка к практическому занятию: 4 часа

1) прочитать 6 главу;

2) ответить на контрольные вопросы (с.167);

3) выполнить задания (с. 23-25).

Литература: [1]

Сбор материалов для контрольной работы (реферата): - 8 часов

1) просмотреть отобранные статьи и материалы;

2) сделать выборку материалов по теме контр. работы (реферата);

 3) составить план и обосновать актуальность выбранной темы, раскрыть ее основные проблемы.

Литература: [1]

Подготовка к практическому занятию – 4 часа

1) прочитать главу 7.

 2) ответить на контрольные вопросы (с.193);

3) выполнить задания (с. 26-28).

Литература: [1]

8. Написание контрольной работы (реферата) и подготовка её к защите – 8 часов

1) обработать собранный материал и оформить текст в соответствии с требованиями к письменным работам.

Подготовка к итоговому тестированию: – 12 часов

Литература: [1]

Знать: - теорию конфликта; - приемы снятия психологической напряженности и предотвращения конфликтов в межличностном общении. - методы изучения политики социологами; - методы изучения политического поведения избирателей; - социальные изменения в современном обществе; - особенности модернизации современной России; - концептуальные истоки глобализации и место России в мировом сообществе. Уметь: - определять закономерности и особенности социальных процессов; - оценивать новую информацию и интерпретации о социальных процессах современного общества; - применять полученные знания и компетенции в социальных отношениях; - Владеть: - культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (Э, ПРС); - способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (Э); - готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ПРС); - способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и определять место человека в историческом процессе, политической организации общества, анализировать политические события и тенденции, ответственно участвовать в политической жизни (Э); - стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации (ПРС); - способностью и готовностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (Э, ПРС).
             

 

Литература и учебно-методические материалы

Основная литература

  1. Золотов В. И. Основы социологии: учебное пособие / В. И. Золотов; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2006. - 236 с.; 2009. – 167 с. / Пособию присвоен гриф СибРУМЦ/ - 51 экз.
  2. Добреньков В. И. Социология: учебник / В.И. Добреньков. - М.:ИНФРА-М, 2008. 623 с. – 10 экз.
  3. Фролов С. С. Социология: учеб. для вузов / С. С. Фролов. – М.: Гардарики, 2007. – 343 с. – 18 экз.

 

Дополнительная литература

  1. Горшков М. К. Российская социология: между обществом и властью (неюбилейные тезисы в связи с юбилеем) /М. К. Горшков // СОЦИС. – 2011. - № 5. – С. 19-22.
  2. Жуков В. И. Россия в глобальной системе социальных координат: социологический анализ и прогноз / В. И. Жуков // СОЦИС.- 2008. - № 10. – С. 29-39; № 12. – С. 3-13.
  3. Масловский М. В. Социология политики: классические и современные теории: учебное пособие / М. В. Масловский. – М.:Новый учебник, 2004. – 174 с. - 41 экз.
  4. Осипов Г. В. Возрождение социологии в России. Как это было на самом деле / Г. В. Осипов // СОЦИС. - 2008. – № 6. - С. 5-21; № 7. – С. 4-17.
  5. Осипов Г. В. Отечественная социология: история и современность / Г. В. Осипов  // СОЦИС.  – 2009. - № 3. – С. 8-14.
  6. Российская идентичность в социологическом измерении: (аналитический доклад) // ПОЛИС. – 2008. - № 2. – С. 81-104.
  7. Российская повседневность в условиях кризиса: взгляд социологов: (аналитический доклад) // ПОЛИС. – 2009. - № 5. – С. 3-22.
  8. Самыгин П. С. Девиантное поведение молодежи / П. С. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 440 с. – 26 экз.

График контроля

Модуль Контрольное испытание Время проведения Вес в итоговом рейтинге Примечания
1 Тестирование №1 1 неделя 0,25  
2 Тестирование №2 2 неделя 0,25  
3 Зачётное тестирование   0,5  

 

 

Примечания

1. Первое контрольное тестирование проводится на первом практическом занятии, второе – на втором занятии.

2. Контрольное тестирование, текущий рейтинг (аттестации) и итоговый рейтинг студента рассчитывается по 100-бальной шкале.

3. Зачёт выставляется по положительным (не ниже 25 баллов) результатам каждого из трёх (два - текущих и один – итоговый) контрольных тестирований.

4. При нескольких попытках сдачи контрольных испытаний в зачёт студенту по каждому из них идёт среднеарифметическая от суммы баллов за каждую попытку.

5. Для успешного освоения дисциплины «Социология» студент обязан посещать и активно работать на каждом лекционном и практическом занятии.

Итоговый рейтинг с учётом посещаемости занятий рассчитывается по формуле: 100 баллов Х 0,9 + баллы за посещаемость (50%<П≤60% = 2 балла; 60%<П≤70% = балла; 70%<П≤80% = 6 баллов; 80%<П≤90% = 8 баллов; 90%<П = 10 баллов).

6. Студент имеет возможность поднять свой семестровый рейтинг по дисциплине.

За написание и защиту реферативной работы добавляются к семестровому рейтингу следующие баллы: «отличный» реферат повышает семестровый рейтинг на 10 баллов, «хороший» - на 6 баллов, «удовлетворительный» - на 2 балла.

 

Памятка

для студентов направления 141100 «Энергетическое машиностроение»

(2 семестр)

по изучению дисциплины «СОЦИОЛОГИЯ»

 

Составил Удовиченко Наталья Николаевна                                                  Зав. кафедрой                   А. А. Удоденко

30 июня 2011 года

Цель изучения дисциплины «Социология» - развитие общекультурных компетенций, в соответствии с которыми студент должен быть способен  владеть:

- культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и определять место человека в историческом процессе, политической организации общества, анализировать политические события и тенденции, ответственно участвовать в политической жизни;

- способностью и готовностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм.

 

 Для достижения данной цели студент должен овладеть знаниями, умениями и навыками, определяемыми программой курса «Социология». Социология изучается один семестр.

 

  1. Содержание дисциплины
 

 

 

 

Результаты освоения дисциплины.

Обучающийся должен

Лекции

Практические занятия

СРС

Тема 1 «Социология как наука». Тема 2. Общество как социокультурная система

 – 0,5 ЗЕТ. Форма оценки - тестирование

Социология как наука  –

Часа

1. Становление предмета социологии.

2. Основные законы и категории  социологии.

3. Уровни, структура и отрасли социологической науки.

4. Программа и методы социологических исследований.

Литература: [1]



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.055 с.)