Раздел 1. Войны средневековой Руси ( IX - XIII вв. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Войны средневековой Руси ( IX - XIII вв. )



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Актуальность. Единый государственный экзамен по истории считается одним из самых сложных, но при этом сохраняет популярность среди будущих выпускников школы. Для успешной подготовки недостаточно лишь заучить определённые даты, события и поверхностно знать о деятельности некоторых исторических личностей. В этом деле важен систематический умственный труд. Теоретические знания должны закрепляться практическими навыками, которые вырабатываются при работе с исторической картой. Внешняя политика Российского государства – это не только мирное сотрудничество и взаимодействие со странами, но и большое количество войн. В связи с этим элективный курс «История войн Российского государства» поможет педагогам решить проблему, связанную со знанием военной истории и использованием и работой с историческими картами. В свою очередь историческая карта так же закрепляет и систематизирует знания по терминологии, личностям, датам.

       В действующих федеральных государственных образовательных стандартах основного общего и среднего (полного) общего образования, принятых в 2009 – 2012 гг. одной из основополагающих задач является  овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе.[1] Для решения этой задачи необходимо сделать акцент на отношениях России с другими странами, в частности военные столкновения, анализ которых поможет выявить затруднения в отношениях между странами и вынести уроки для будущих поколений. Само словосочетание «школьный урок истории» исполнено многих смыслов, потому что «сама история и есть учебник важных уроков для нашей жизни». Такое мнение высказал помощник Президента Российской Федерации, Председатель Российского военно-исторического общества, заместитель руководителя рабочей группы Владимир Мединский. По его мнению, историческая память не должна быть «мёртвым грузом, который тянет назад», наоборот, она должна «вдохновлять на будущие свершения». [2] Освоение курса поможет обучающимся не только углубить свои знания, но и найти им практическое применение в жизни.

       Необходимость и значимость введения элективного курса. Историческое образование в старших классах средней школы имеет дифференцированный характер.  В соответствии с запросами школьников, возможностями образовательной организации (учреждения) изучение истории осуществляется на базовом и / или углубленном уровнях.[3] Выбирая гуманитарный профиль, обучающиеся рассчитывают на углубленную подготовку по предметам гуманитарного цикла, в частности по предмету история. Данный элективный курс предназначен для подготовки к сдачи Единого государственного экзамена по истории. В классах общеобразовательного типа курс продуктивно дополнит учебный план по предмету история.

       Анализ типичных ошибок участников ЕГЭ по истории, который проводится федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, показал, что сохраняется проблема со знанием по блоку Внешняя политика Российского государства. Трудности заключаются в том, что будущие выпускники не всегда могут на исторической карте определить сражение, назвать период, когда оно произошло, выделить итоги и последствия.[4] В перечне «трудных вопросов истории России», составленном  на основе предложений учителей истории, присутствуют вопросы внешней политики, которые требуют особого внимания со стороны педагогов и обучающихся. [5]

       Элективный курс «История войн Российского государства» составлен с учетом и на основе:

· Федерального закона «Об образовании»;

· требований Федерального государственного образовательного стандарта;

· положений Историко-культурного стандарта;

· образовательной программы образовательного учреждения;

· содержания образовательных линий Кодификатора ЕГЭ-2021

Цель: расширить и углубить знания учащихся по основным военным сражениям России.

Задачи:

· ознакомление учащихся с военными событиями периода Средневековая Русь – Россия в XX веке;

· формирование навыков работы с исторической картой;

  • определять и объяснять свое отношение к военным  событиям и личностям, давать оценку;
  • развивать умения делать выводы и объяснять последствия военных действий;
  • воспитывать устойчивый интерес к изучению истории Отечества;

       Новизна и своеобразие курса состоит в том, что он является универсальным, помогает при подготовке к сдаче итоговой аттестации по предмету история, предлагая будущим выпускникам одновременно наладить работу с историческим атласом, а так же повторить и изучить ряд других исторических позиций.

       Программа элективного курса рассчитана на его изучение в 10 или 11 классе всех типов образовательных учреждений в течение 1 учебного года и предполагает изучение курса в течение 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения.

 В  ходе изучения курса актуализируется ранее изученный материал, систематизируются знания, полученные на уроке. Курс предусматривает активную самостоятельную работу по выяснению причин войн, хода военных действий и  их результатов. Практические занятия курса рассчитаны на работу с контурной картой, работу с картой-экзаменатором, самостоятельное составление таймлайн и хронологических таблиц по ходу военных действий, отображение участников изучаемой войны.

Формы контроля знаний обучающихся:

· устный контроль знаний исторической карты, требующий описание военного сражения по заданному плану;

· письменное тестирование по модели КИМ ЕГЭ;

· проверка самостоятельной работы с таймлайн, майндмэп, хронологическими таблицами;

· контроль знаний основных дат, личностей, терминов;

 

       Методы и формы работы:

· лекции по теме;

· беседы по проблемным вопросам;

· работа с исторической картой атласа;

· практические занятия: работа с контурной картой;

· анализ альтернативных ситуаций;

· работа с контрольно- измерительными материалами;

· составление хронологических таблиц;

· составление таймлайн (линий времени);

· составление майндмэп (интеллект-карт);

· индивидуальная работа, работа в парах и группах;

 

           Предполагаемые результаты:

· овладение знаниями по основным военным сражениям;

· умение работать с исторической картой атласа и контурной картой;

· овладение навыками самостоятельной работы по поиску информации;

· умение осмыслять особенность исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

· критически анализировать причины, ход и последствия военных действий;

· устанавливать причинно-следственные связи между военными событиями и их последствиями для будущих явлений;

· формулировать собственную позицию по происходящим событиям в ходе военных действий;

· давать оценку действиям исторических личностей во время сражений и войн;

· развитие навыков аналитического и критического мышления;

· умение систематизировать полученные знания (составлять хронологические таблицы, схемы и т.д.);

· активизация поисковой деятельности;

· стимул учащихся к дальнейшему изучению истории.

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Тема 1. Общая характеристика особенности Единого государственного экзамена по истории. Знакомство с демонстрационной версией ЕГЭ, с заданиями 13,14,15,16 – Работа с исторической картой.

 

РАЗДЕЛ 3. РОССИЯ В XVII в.

РАЗДЕЛ 7. ВОЙНЫ XX ВЕКА.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

П/п

Тема

Кол-во часов

Форма организации занятий

Форма контроля

Всего Тео рия Прак тика
1 Вводное занятие. Общая характеристика особенности Единого государственного экзамена по истории. 1 1   Ознакомительная беседа Фронтальная беседа

РАЗДЕЛ 3. РОССИЯ В XVII в.

 

10 Внешняя политика России при первых Романовых. 1 1   Информационная лекция, работа с исторической картой. Составление хронологической таблицы
11 Южное направление внешней политики России в XVII в 1 1   Информационная лекция, работа с исторической картой. Фронтальный опрос
12 Тренинг по Разделу 3. 1   1 Тренинг по выполнению заданий № 13,14,15,16, по данному содержательному блоку ЕГЭ Тестовые задания, фронтальный опрос

РАЗДЕЛ 7. ВОЙНЫ XX ВЕКА.

24 Русско-японская война 1904-1905 гг. 1 1   Информационная лекция, работа с исторической картой. Составление таймлайн
25 Участие России в Первой мировой войне. 2 1 1 Информационная лекция, работа с исторической картой. Работа с историческим источником «Из Манифеста российского императора» Контурная карта, выступление учащихся
26 Вторая мировая война. Великая Отечественная война. 2 1 1 Информационная лекция, работа с исторической картой. Работа с историческим источником Фронтальный опрос, выступления учащихся, работа с исторической картой у доски
27 Тренинг по разделу 7. Итоговый контроль. 1   1 Тренинг по выполнению заданий № 13,14,15,16, 24 по данному содержательному блоку ЕГЭ Тестовые задания
28 Итого 34 20 14    

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

С ЗАДАНИЯМИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Закон РФ «Об образовании».

Федеральный государственный стандарт общего образования.

Историко-культурный стандарт. [Электронный ресурс]

Артасов И.А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 по истории. – М.: 2020.

Баиов А.К. История русского военного искусства. – М.: Альфа-книга, 2020. – 1115 с.

Беляев Н.И. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. – М.: ВЕЧЕ, 2019. – 512 с.

Гусев Н.С. Русско-турецкая война: русский и болгарский взгляд. – М.: Яуза, 2017. – 512 с.

Иоанн Грозный. Петр Великий. Меншиков. Потемкин. Демидовы: Биогр. повествования/ Сост., общ. ред. И вступ.статья Н.Ф.Болдырева. – 2-е изд. – Челябинск: «Урал LTD», 1997. – 525 с.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей/Н.И.Костомаров. – М.:Эксмо, 2009. – 360 с.

Курукин И.В. Романовы/Игорь Курукин. – 4-е изд. – М.: Молодая гвардия, 2017. – 510 с.

Мартин Кристофер. Русско-японская война. 1904-1905. – М.: Центрполиграф,2003. – 220 с.

Немирович-Данченко В.И. Скобеев. Личные воспоминания и впечатления в двух частях/ Василий Иванович Немирович-Данченко. – М.: «Захаров», 2015. – 360 с.

Олейников А.В. Русская и советская кавалерия. Русско-японская, Первая мировая, Гражданская война. – М.: Эксмо, 2021. - 608 с.

Пазин Р.В. История. ЕГЭ. Картографический практикум: тетрадь-тренажер. 10-11-е классы: учебное пособие/ Р.В.Пазин, П.А.Ушаков. – Ростов н/Дону: Легион, 2017. – 224 с. – (ЕГЭ).

Попов А.Н. Отечественная война 1812 года. Том 3. Изгнание Наполеона из России. – М.: Мишувшее, 2010. – 514 с.

Потапов Н.И. Великая Отечественная война. 1941-1945. Документальные драмы. – М.: ИД Сказочная дорога, 2013.-272 с.

Тарас А.Е. Войны Московской Руси с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой в XIV-XVII вв. – М.: Харвест, 2018. – 800 с.

Троицкий Н.А. Лекции по русской истории XIX века. Краткий курс. Учебное пособие для средних школ, гимназий, лицеев, вузов. – Саратов: Издательство «Слово», 1994. – 272 с.

Шишов А.В. 100 великих сражений эпохи Наполеона. – М.: ВЕЧЕ, 2020. – 432 с.

 


[1] ФГОС

[2] https://historyrussia.org/sobytiya/

[3] Историко-культурный стандарт. [Электронный ресурс] https://www.kommersant.ru/docs/2013/standart.pdf

[4] Артасов И.А. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 по истории. – М.: 2020. С.5

[5] Историко-культурный стандарт. [Электронный ресурс] https://www.kommersant.ru/docs/2013/standart.pdf

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Актуальность. Единый государственный экзамен по истории считается одним из самых сложных, но при этом сохраняет популярность среди будущих выпускников школы. Для успешной подготовки недостаточно лишь заучить определённые даты, события и поверхностно знать о деятельности некоторых исторических личностей. В этом деле важен систематический умственный труд. Теоретические знания должны закрепляться практическими навыками, которые вырабатываются при работе с исторической картой. Внешняя политика Российского государства – это не только мирное сотрудничество и взаимодействие со странами, но и большое количество войн. В связи с этим элективный курс «История войн Российского государства» поможет педагогам решить проблему, связанную со знанием военной истории и использованием и работой с историческими картами. В свою очередь историческая карта так же закрепляет и систематизирует знания по терминологии, личностям, датам.

       В действующих федеральных государственных образовательных стандартах основного общего и среднего (полного) общего образования, принятых в 2009 – 2012 гг. одной из основополагающих задач является  овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе.[1] Для решения этой задачи необходимо сделать акцент на отношениях России с другими странами, в частности военные столкновения, анализ которых поможет выявить затруднения в отношениях между странами и вынести уроки для будущих поколений. Само словосочетание «школьный урок истории» исполнено многих смыслов, потому что «сама история и есть учебник важных уроков для нашей жизни». Такое мнение высказал помощник Президента Российской Федерации, Председатель Российского военно-исторического общества, заместитель руководителя рабочей группы Владимир Мединский. По его мнению, историческая память не должна быть «мёртвым грузом, который тянет назад», наоборот, она должна «вдохновлять на будущие свершения». [2] Освоение курса поможет обучающимся не только углубить свои знания, но и найти им практическое применение в жизни.

       Необходимость и значимость введения элективного курса. Историческое образование в старших классах средней школы имеет дифференцированный характер.  В соответствии с запросами школьников, возможностями образовательной организации (учреждения) изучение истории осуществляется на базовом и / или углубленном уровнях.[3] Выбирая гуманитарный профиль, обучающиеся рассчитывают на углубленную подготовку по предметам гуманитарного цикла, в частности по предмету история. Данный элективный курс предназначен для подготовки к сдачи Единого государственного экзамена по истории. В классах общеобразовательного типа курс продуктивно дополнит учебный план по предмету история.

       Анализ типичных ошибок участников ЕГЭ по истории, который проводится федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, показал, что сохраняется проблема со знанием по блоку Внешняя политика Российского государства. Трудности заключаются в том, что будущие выпускники не всегда могут на исторической карте определить сражение, назвать период, когда оно произошло, выделить итоги и последствия.[4] В перечне «трудных вопросов истории России», составленном  на основе предложений учителей истории, присутствуют вопросы внешней политики, которые требуют особого внимания со стороны педагогов и обучающихся. [5]

       Элективный курс «История войн Российского государства» составлен с учетом и на основе:

· Федерального закона «Об образовании»;

· требований Федерального государственного образовательного стандарта;

· положений Историко-культурного стандарта;

· образовательной программы образовательного учреждения;

· содержания образовательных линий Кодификатора ЕГЭ-2021

Цель: расширить и углубить знания учащихся по основным военным сражениям России.

Задачи:

· ознакомление учащихся с военными событиями периода Средневековая Русь – Россия в XX веке;

· формирование навыков работы с исторической картой;

       Новизна и своеобразие курса состоит в том, что он является универсальным, помогает при подготовке к сдаче итоговой аттестации по предмету история, предлагая будущим выпускникам одновременно наладить работу с историческим атласом, а так же повторить и изучить ряд других исторических позиций.

       Программа элективного курса рассчитана на его изучение в 10 или 11 классе всех типов образовательных учреждений в течение 1 учебного года и предполагает изучение курса в течение 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Тематика и характер курса предопределяют следующие особенности его изучения.

 В  ходе изучения курса актуализируется ранее изученный материал, систематизируются знания, полученные на уроке. Курс предусматривает активную самостоятельную работу по выяснению причин войн, хода военных действий и  их результатов. Практические занятия курса рассчитаны на работу с контурной картой, работу с картой-экзаменатором, самостоятельное составление таймлайн и хронологических таблиц по ходу военных действий, отображение участников изучаемой войны.

Формы контроля знаний обучающихся:

· устный контроль знаний исторической карты, требующий описание военного сражения по заданному плану;

· письменное тестирование по модели КИМ ЕГЭ;

· проверка самостоятельной работы с таймлайн, майндмэп, хронологическими таблицами;

· контроль знаний основных дат, личностей, терминов;

 

       Методы и формы работы:

· лекции по теме;

· беседы по проблемным вопросам;

· работа с исторической картой атласа;

· практические занятия: работа с контурной картой;

· анализ альтернативных ситуаций;

· работа с контрольно- измерительными материалами;

· составление хронологических таблиц;

· составление таймлайн (линий времени);

· составление майндмэп (интеллект-карт);

· индивидуальная работа, работа в парах и группах;

 

           Предполагаемые результаты:

· овладение знаниями по основным военным сражениям;

· умение работать с исторической картой атласа и контурной картой;

· овладение навыками самостоятельной работы по поиску информации;

· умение осмыслять особенность исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

· критически анализировать причины, ход и последствия военных действий;

· устанавливать причинно-следственные связи между военными событиями и их последствиями для будущих явлений;

· формулировать собственную позицию по происходящим событиям в ходе военных действий;

· давать оценку действиям исторических личностей во время сражений и войн;

· развитие навыков аналитического и критического мышления;

· умение систематизировать полученные знания (составлять хронологические таблицы, схемы и т.д.);

· активизация поисковой деятельности;

· стимул учащихся к дальнейшему изучению истории.

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Тема 1. Общая характеристика особенности Единого государственного экзамена по истории. Знакомство с демонстрационной версией ЕГЭ, с заданиями 13,14,15,16 – Работа с исторической картой.

 

РАЗДЕЛ 1. ВОЙНЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ (IX - XIII вв.)



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.085 с.)