Тема № 2 каменный и бронзовый век на территории Казахстана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 2 каменный и бронзовый век на территории Казахстана



СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Каменный и бронзовый век на территории Казахстана

3. Раннегосударственные образования І тыс. до н.э.

4. Тюркский каганат и его преемники

5. Тюркские государства и улусы Х-XII вв.

6. Развитие социально-экономических и этнических процессов в Казахстане до монгольского нашествия

7. Казахстан в составе монгольской империи

8. Государства и улусы XIV-XV вв.

9. Предпосылки образования Казахского ханства. Казахское ханство в XV – начале XVIII вв.

10. Образование казахской народности. Этноним «қазақ» (казах). Казахские жузы

11. Казахстан в составе Российской империи

12. Казахстан в годы установления Советской власти

13. Казахстан в период становления и укрепления тоталитарной системы (20-30 гг. ХХ века)

14. Казахстан в годы Второй мировой войны

15. Послевоенное положение Казахстана (1946-1953 гг.)

16. Казахстан в годы «хрущевской декады» (1953-1964 гг.)

17. Казахстан во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг.

18. Казахстан в годы «перестройки»

19. Независимый Казахстан
Тема № 1 Введение

 

Цель лекции – определение и характеристика основных параметров изучения курса истории Казахстана

 

Ключевые слова – этногенез, историческая периодизация, общественно-экономическая формация, исторические источники

 

План лекции

1) Предмет, цели, задачи курса «История Казахстана»

2) Хронология и периодизация истории Казахстана.

3) Археологические и письменные источники. Историография.

4) Методы исследования.

 

Тезисы лекции

1) Предмет, цели, задачи курса «История Казахстана»

История Казахстана - наука, которая в целостном виде изучает исторические события, явления, факты, процессы, выявляет исторические закономерности, имевшие место на территории Казахстана с древнейших времен до наших дней.

Цель курса истории Казахстана - дать объективные исторические знания об основных этапах истории Казахстана с древнейших времен до наших дней, о непрерывности и преемственности этногенеза, становления и развития государственности казахского народа (этногенез – от греческих слов этнос – племя, народ и генез – развитие, означает возникновение какого-либо народа, дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических, антропологических особенностей).

Основные задачи курса истории Казахстана – возрождение исторической памяти народа, формирование национального самосознания и единства, воспитание гражданственности и патриотизма.

 

2) Хронология и периодизация истории Казахстана.

Историческая периодизация – разделение исторических процессов развития на основные, качественно отличающиеся друг от друга периоды истории в соответствии с объективными закономерностями развития общества.

История Казахстана делится на следующие периоды:

1. Древнейший период (2,5 млн. лет до н.э.-VIII в. до н.э.) – от появления человека на территории Казахстана до начала возникновения первых государств

2. Древний период (VII в. до н.э. – V в. н.э.) – появление первых государств на территории Казахстана (саки, усуни, канглы, хунны), их расцвет, кризис, падение

3. Средневековая история Казахстана (V в. н.э. – 30-е гг. XVIII в.)- 1-й этап – домонгольский период – до начала XIII в., 2-й этап – позднее средневековье – до начала присоединения Казахстана к России

4. Новая история Казахстана (30-е гг. XVIII в. – до февраля 1917 г.) – вхождение Казахстана в состав России, колониальный период.

5. Новейшая история Казахстана - 1-й этап – свержение царизма, Октябрь 1917 года, установление советской власти (1917-1920 гг.) до фактического распада СССР (август-декабрь 1991 г.) 2-й этап – провозглашение независимости РК 16 декабря 1991 года и до настоящего времени – становление и развитие РК как суверенного, демократического, правового государства.

Данная периодизация основана на формационном подходе, то есть на разделении истории по общественно-экономическим формациям. Общественно-экономическая формация- это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая).

 

3) Археологические и письменные источники. Историография.

Исторические источники – это все то, что создано руками человека и что несет информацию о различных сторонах жизни общества, его материальной и духовной культуре. Согласно общепринятой классификации исторические источники, в том числе по истории Казахстана, делятся на письменные (старинные книги, летописи, всевозможные документы, художественная и научная литература) и вещественные (материалы археологическиз раскопок). Кроме того, выделяются произведения устного народного творчества и на более поздних этапах истории – кино/фото/фонодокументы.

Письменные источники и литературу по истории Казахстана можно условно разделить на несколько групп:

1. Письменные сообщения античных (древнегреческих и древнеримских) авторов – греческий историк Геродот («История греко-персидских войн»), греческий ученый Страбон («География»), римский историк Плиний и др.

2. Китайские династийные хроники, произведения китайских ученых и путешественников Сыма Цяня, Чжань Цяня

3. Ираноязычные (персидские) источники – «Авеста» (свод книг зороастрийской религии), персидские клинописные тексты

4. Древнетюркские источники – особое место занимает первый тюркский летописец Йоллыг-тегин – автор знаменитых надписей в честь Кюль-тегина, Бильге-кагана

5. Сведения по истории средневекового Казахстана содержатся в трудах средневекового арабского историка Ибн-аль–Факиха, записках путешественников Плано Карпини, Марко Поло, Гильома Рубрука

6. Древнерусские летописи – «Слово о полку Игореве», Ипатьевская, Сибирская летописи (по истории кипчакско-кимакских племен)

7. Труды - Мухаммед Хайдара Дулати «Тарих-и-Рашиди», Кадыргали Жалаири «Сборник летописей», Ибн Рузбехана «Записки бухарского гостя» (по истории образования Казахского ханства)

8. Научно-историческая литература дореволюционного, советского, современного периодов

В широком смысле слова историография — это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет, насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа в области истории.

С целью наиболее полного восстановления образа прошлого историки прибегают кпомощи различных наук, которые объединены под общим названием “вспомогательные исторические дисциплины”. К ним относятся: Археология - (от греческого “архайос” - древний и “логос” - наука) наука о древности.

Лингвистика – наука о языках. Палеография – наука, которая изучает всё, что связанно списьменностью, письменами, письмом. Сфрагистика – помогает установить имена царей, датыпоявления документов. Доказывают их подлинность, обнаруживает подделки по печатям на документах. Метрология – наука об измерениях, о единицах измерения. Геральдика – наука о гербах и символах. Вексилогия – наука о флагах. Этнография – наука, изучающая быт народов.

 

4) Методы исследования.

Методология исторической науки (истории) — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания (включая общефилософские, гносеологические и эпистомологические основы, принципы, уровни, виды, этапы и методы исторического познания, а также формы исторических знаний).

Кроме того, методология истории изучает специфику основных теоретико-методологических направлений в исторической науке, различных научных школ. В целом она формирует научно-познавательные предпосылки для проведения конкретно-исторических исследований.

К традиционным специальным историческим методам исследования относятся:

· историко-генетический метод,

· историко-сравнительный метод,

· историко-типологический метод,

· историко-системный метод,

· метод диахронического анализа,

· метод исторической периодизации,

· ретроспективный метод.

Кроме того, в советской историографии активно использовался метод классового анализа.

К нетрадиционным специальным историческим методам относят:

· количественные методы;

· социально-психологические методы;

· лингвистические методы;

· методы семиотики;

· метод искусствоведческого анализа.

Также в историческом исследовании применяются общенаучные методы и специальные методы других гуманитарных наук.

 

Вопросы для контроля:

1. Дать определения предмета, цели, задач курса истории Казахстана

2. Что такое историческая периодизация?

3. На какие основные группы делятся исторические источники по истории Казахстана?

 

Литература:

1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: Очерк -Алматы, 1993

2. Учебное пособие по истории Казахстана с древнейших времен до наших дней - Алматы, 1992

3. История Казахстана: Пособие для студентов (Автор-составитель Г.В.Кан) – Алматы, 1998

4. История Казахстана: Учебное пособие.- Акмола, 1993

5. Кузембайулы А., Абил Е. История Республики Казахстан: Учебное пособие - Алматы, 1998

6. История Казахстана. В 4-х томах - Т.1.-Алматы, 1996.

7. История Казахстана. – Т.2.-Алматы, 1997.

8. История Казахстана – Т.3.-Алматы, 2001.

См. также список основной и дополнительной литературы


Общественное устройство:

· Хан — титул правителя.

· Илак, тегин — правители уделов.

· Отличие от других государств — военное управление было отделено от административного. Военно-административная структура строилась по иерархическому принципу.

· Икта — право сбора налогов, а его обладателя называли — иктадор. Ханы жаловали своим радственникам и приближённым право на получение с населения района или города налогов, до того взимавшихся в пользу государств.

 

4) Каракитаи

Каракитаи / каракидани (что значит «чёрные кидани») — ветвь родственного монголам кочевого народа киданей, которая после разгрома государства Ляо чжурчженями в 1125 году откочевала в Среднюю Азию, где заселила Таласскую и Чуйскую долины. Елюй Даши, правитель 16 тысяч киданьских семей, которые жили в Средней Азии до прихода основной группы, ещё в 1124 году принял почётный титул гурхана. Влияние гурханов на жизнь предшествовавшего им государства караханидов было весьма ограничено. Подданные исповедовали как буддизм, так и тенгрианство. По киданьской традиции, не раз во главе государства становились женщины.

К середине XII века каракитаи распространили свою власть на всю Среднюю Азию к югу от Балхаша и к востоку от Ферганской долины. Среди их данников оказались правители Балха, Хотана и Гаочана, а также хорезмшахи. Столицами служили Баласагун, Узген и Кашгар.

В 1211 г. бежавшие под натиском Чингисхана найманы наводнили Среднюю Азию и пленили гурхана, однако уже семь лет спустя Каракитайское государство вошло в состав Монгольской империи. Под властью монголов каракитаи растворились в окружающих племенах. Их традиции и культура были восприняты пришедшими им на смену киргизами, казахами и каракалпаками.

Кидани (ци-дань, кита, хита) упоминаются в письменных источниках с IV в. н. э. как монголоязычные племена. Они обитали к северу от Китая, на территории Маньчжурии и Уссурийского края. В 924 г. обширная территория от Алтая до Тихого океана перешла под эгиду Кидань-ского государства (империю Ляо).

В 1125 г. объединенные силы сунского Китая и Чжурчженского государства положили конец империи Ляо. Часть киданей подчинилась чжурчженям, а другая через земли енисейских кыргызов дошла до р. Эмиль и здесь построила одноименный город. Со времени утверждения их власти над частью Семиречья за западной ветвью киданей, вследствие смешения с тюркоязычным местным населением, закрепляется имя каракитаи.

В 1128 г. баласагунский владетель из династии Караханидов призвал каракитаев пойти против притеснявших его каналов и карлуков. Елюй Даши, заняв Баласагун, устранил караханидского владетеля и основал государство в Жетысу. Затем совершил ряд завоевательных походов, раздвинув границы от Енисея до Таласа. После этого каракитаи покорили канглов, присоединили Восточный Туркестан. В 1137 г. они разбили при Ходженте Махмуд-хана, владетеля Мавераннахра, а в 1141 г. в Катванской степи близ Самарканда — сельджукско-караханидские войска. Каракитаи заняли Бухару и весь центральный Мавераннахр. Особый отряд, направленный в Хорезм, заставил Хорезм-шаха выплачивать им ежегодную дань в размере 3 тыс. золотых динаров. Семиречье, Южный Казахстан, Мавераннахр и Восточный Туркестан вошли в пределы государства каракитаев. Династию Караханидов каракитаи превратили в вассалов.
Глава каракитайского государства носил титул гурхана. Центром его владений оставался Баласагун. В войске поддерживалась высокая дисциплина, в стране введена система подворного обложения — с каждого дома взимали по одному динару. Своим приближенным гурхан не раздавал уделов, так как опасался их усиления и соперничества. Под их непосредственным управлением находились южная часть Жетысу, северо-восточная область Ис-фиджаба, Кульджинский край. Часть Жетысу к северу от Или принадлежала карлукским ханам, в среде которых постоянно присутствовал представитель гурхана. Первый гурхан умер в 1143 г. В 1208 г. к каракитаям бежали вытесненные Чингисханом из Монголии найманы во главе с Кучлуком.

 

5) Найманы и кереиты

Улус найманов. В XII в. конфедерация найманов наряду с кереитами (кереи) и меркитами представляла собой крупное центральноазиатское государственное объединение. Между тем вопрос о происхождении и ранней истории найманов достаточно сложен. Вполне возможно, что они имели смешанный этнический состав, хотя новейшие сведения в научной литературе подтверждают мнение об их тюркоязычности. Полагают, что значение термина «найман» раскрывается с позиции монгольского языка и означает «восемь», по числу племен, входивших в конфедерацию. Упоминаемый в древнетюркских надписях союз племен «секиз-огузов» исследователями отождествляется с найманами. В VIII в. племенное объединение огузов занимало земли от р. Орхон до верхнего Иртыша. Там же впоследствии жили и найманы.

Соседями найманов на западе были канглы и кыпчаки, обитавшие в верховьях Иртыша, на севере — енисейские кыргызы, на востоке — кереиты, жившие в Восточной Монголии, а на юге — уйгуры, находившиеся, как и большинство народов и племен Центральной Азии, в вассальной зависимости от киданей. Тесные этнополитические и культурные связи отмечались у найманов с окружающими их кочевыми и оседлоземледельческими этносами, в особенности с канглы. Отдельные группы канглы и кыпчаков расселялись во владениях найманов. Мирные отношения сменялись периодами вражды с наиболее сильными и могущественными племенами, объединенными в Улус кереитов. После крушения киданьской державы в 1125 г., на его развалинах в Центральной Азии образовался ряд государственных объединений (улусов), ведущая роль в которых перешла к кереитским ханам.

Улус кереитов. Наиболее ранние сведения о кереитах в письменных источниках относятся к началу Х в. и связываются с племенами центральной группы цзубу. Этнический состав конфедерации кереитов был неоднороден. Он состоял из тюркоязычных и монголоязычных компонентов. На западе от кереитов жили найманы, на севере — 'меркиты, на востоке — татары, на юге — тангуты. Предводители кереитских племен имели две резиденции, северную, в г. Хатун-балык на р. Орхон и южную — севернее излучины р. Хуанхэ. Главная ставка на Орхоне занимала выгодное географическое положение и находилась на важном отрезке торгового пути, поэтому была местом сосредоточения купцов из сопредельных и отдаленных стран, а также различных миссионеров. В 1007 г. кереиты вместе с найманами приняли христианство несторианского толка. Кереиты, очевидно, находились под определенным влиянием уйгурской культуры.
Во второй половине XII в. Улус кереитов при Тогрул-хане занимал земли от верховьев Селенги на севере до Хуанхэ на юге, от Хангайских гор на западе до Халхин-Гола на востоке. Кереиты поддерживали тесные политические и этнокультурные отношения с найманами, канглы, уйгурами, меркитами, монголами, каракитая-ми и тангутами. При пышном дворе Тогрул-хана воспитывались будущие правители и вожди степных племен, в частности Темучин (Чингисхан), Чжамуха, приобщаясь к политической и дипломатической жизни.
 Правитель кереитов Тогрул-хан широко привлекал на службу представителей знати канглы. Отдельные факты наводят на мысль о наличии генетической связи между кереитами и канглы.
Кереиты и найманы находились на одном уровне социально-политического развития. Они оформились в самостоятельные государственные образования — улусы, стоявшие над родоплемен-ными институтами и обнимавшие весь этнос с династийным ханским родом во главе. Каждый улус имел свою территорию. Важные участки его границ охранялись. Ханы имели личные летовки и зимние пастбища. В улусах функционировал аппарат управления, представленный органами управления ханской ставкой, войсками и дружиной.
 Исключительное место в государстве кереитов и найманов занимала ханская ставка (орда), она ведала ханским имуществом и армией. У найманов и кереитов действовало обычное право. В ханствах имело распространение делопроизводство. Документы скреплялись печатью, особенно при сборе налогов и назначении должностных лиц. Должности у элитарной части общества, как обычно, передавались по наследству. Приобщение кереитов и найманов к христианству указывает на достаточно высокий уровень социального и культурного развития. Процесс социальной дифференциации и консолидации родственных племен завершился образованием раннефеодальных государств: Улуса кереитов и Улуса найманов.

К концу XII в. произошло политическое возвышение Темучина, который, разгромив татар, в 1203 г. покорил кереитов, а в 1206 г. одержал победу над найманами. Разгромленные племена найманов во главе с Кучлуком прибыли на Алтай, где соединились с группами кереитов и меркитов.
 В 1209 г. каракитаи в неблагоприятное для них время начали войну с хорезмшахом Мухаммедом. Государство каракитаев оказалось в исключительно трудном положении. В 1210 г. хорезмшах Мухаммед в союзе с самаркандским ханом Усманом напал на каракитайское войско около Таласа. Предводитель каракитаев Таянку был взят в плен и каракитайские войска вынуждены были отступить.
В 1211 г. Кучлук и союзные с ним ханы пленили гурхана и лишили его власти. Через два года последний гурхан Чжилугу скончался. Государство каракитаев перестало существовать. Менее чем вековое существование государства каракитаев не повлияло сколько-нибудь заметно на экономику, общественную жизнь и культуру края.

 

6) Кипчаки

Кыпчакское ханство(каз. Қыпшақ хандығы) — раннее государство, на территории современного Казахстана. В ХI в. на территории Казахстана появляется новое мощное государство кочевых тюркоязычных племён — Кыпчакское, которое стало прямым преемником Кимакского. В первый период политической истории кыпчаки выступали совместно с кимаками, активно действуя в составе кимакского союза племён в борьбе за новые пастбища. К концу X века в степях Казахстана меняется политическая обстановка. Здесь исчезает этническое имя «кимак». Постепенно политическая власть переходит к кыпчакам. В начале XI в. они вплотную продвигаются к северо-восточным границам Хорезма, вытесняя огузов из низовьев Сырдарьи, и заставляют их переселяться в Среднюю Азию и степи Северного Причерноморья. К середине XI в. кыпчакам подчинялась почти вся обширная территория Казахстана, за исключением Жетысу. Восточная граница их остаётся на Ертисе (Иртыше), западные пределы достигают Едиля, на юге — района реки Талас, а северной границей служили леса Западной Сибири. В этот период вся казахская степь называется Кыпчакской Степью или «Дешт-и-Кыпчак».

В начале XI века кыпчаки переходят Едиль и за короткое время подчиняют себе многочисленные западнокангарские племена долины рек Тен и Узеу. К началу XII века земли, занятые кыпчаками, разделяются на два крупных объединения. Кыпчаки, обитавшие к западу от Едиля, объединились в конфедерацию во главе с ханами из рода токсаба. Она разделялась на области тенских кыпчаков, от Едиля на востоке до Кавказских предгорий на юге и Тена — на северо-западе, и области узеуских кыпчаков, известных также как половцы и куманы, располагавшихся в степях Северного Причерноморья (Поле Половецком) от Тена на востоке до низовий Дуная и Карпаты на западе. Во главе этих образований стояли ханы династий Шарукана и Боняк хана.

Кыпчаки, жившие на территории Казахстана, образовали более централизованное государство, во главе которого стояли ханы из рода ельбори. Легенды называют основателем этого государства Абар хана (XI в.). Кроме верховного хана кыпчакские роды имели своих ханов. В аристократическую верхушку входили также тарханы, беки, баскаки.

В XI—XII веках восточно-кыпчакское государство разделялось на два крыла. Правое крыло, занимавшее торгайские степи, бассейны рек Жем, Жаик, Едиль, а также полуостров Мангыстау, возглавлялось ханами ельбори. Здесь же, в районе Торгая и располагалась ставка верховного хана. Левое крыло занимали земли Центрального и Восточного Казахстана, от Сырдарьи до Иртыша и Есиля. Столицей был город Сыгнак, во главе которого стояли ханы из племени кайы-уран.

В конце XII в. кыпчаки переживают период кризиса. Сыгнакское владение, воевавшее на два фронта — против каракиданей в Жетысу и Хорезма — на Сырдарье, вынуждено было пойти на союз с последним и постепенно попадает под его зависимость. В 1182 г. хан Алп-Кара Уран направил хорезмшаху посольство во главе со своим сыном Кадыр-Бугу ханом, который заключил союз с Хорезмом против каракиданей. Поход, состоявшийся летом того же года, закончился победой и кыпчаки освободили от каракиданей город Тараз с окрестностями. Однако вскоре союзники стали враждовать между собой ив 1195 г. хорезмшах Текеш выступил в поход против Кадыр-Бугу хана. В начале кыпчаки отступили, но воины-урани, составлявшие основную часть гвардии хорезмшаха, известили хана кыпчаков о своём намерении перейти на его сторону. Ободренный хан победил хорезмшаха, которому с трудом удалось спастись.

Однако вражда между Кадыр Бугу ханом и племянником Алп-Дерек иналом ослабила кыпчаков и в 1200 г. Алп-Дерек, ставший новым ханом, признает себя вассалом Хорезма. После победы хорезмшаха над каракиданями Алп-Дерек получил в управление все земли по среднему и нижнему течению Сырдарьи. В 1210 г. он перенёс столицу в Отрар и стал править от имени хорезмшаха, приняв титул Гайыр хана. Встревоженный вестью о победах монголов, хорезмшах Мухаммед отправил своих послов в Монголию. Вслед за этим в Хорезм прибыло ответное посольство с предложениями о мире. Следовавший за посольством торговый караван, остановился в Отраре, Кайыр хан Алып-Дерек, заподозрил купцов в шпионаже и приказал казнить их. Разгневанный Чингисхан потребовал выдачи Кайыр хана, но хорезмшах, боясь гнева кыпчакской знати, отказался. Более того, Мухаммед приказал казнить послов, чего монголы простить не могли. Осада Отрара продолжалась почти пять месяцев. Кайыр хан зная, что монголы не пощадят его, защищался отчаянно. Предательство одного из военачальников по имени Караджа, ускорило падение Отрара. Выйдя ночью из городских ворот, он сдался монголам. Через эти же ворота осаждающие ворвались в город. Часть войск и жители заперлись в крепости и продолжали обороняться. Только через месяц монголы смогли взять цитадель. Все её защитники были убиты, крепость разрушена, Кайыр хан казнен, а стены Отрара срыты.

Отряды Джучи, совершавшие походы по Сырдарье, весной 1220 г. подошли к Сыгнаку. Осада его продолжалась семь дней, после чего монголы ворвались в город и разрушили все его крепостные сооружения. За короткий срок монголам подчинились Узген, Барчынлыкент и Джент. Узнав о смерти Мухаммеда, монголы через Кавказ направились в Дешт-и-Кыпчак, где столкнулись с яростным сопротивлением западно-кыпчакских племен. Кыпчаки и объединённое войско русских княжеств встретились с монголами на реке Калке в мае 1223 г. Из-за несогласованности действий и разногласий между князьями союзники потерпели поражение. Однако монголы не стали продвигаться вглубь Руси и повернули назад, на соединение с основными силами.

Кыпчаки были не только кочевниками-скотоводами, но и городскими жителями. В их владениях располагался ряд крупных городов: Сыгнак, Джент, Барчынлыкент — на Сырдарье, Канглыкент — на Иргызе, Саксин — в низовьях реки Едиль, Таматархан (Тмутаракань русских летописей) — на Таманском полуострове и Шарухан — недалеко от современного Харькова. Кроме того, кыпчаки составляли значительный процент населения Ясы, Отрара, Ургенча и крымских городов.

Историческая справка. В европейских и византийских источниках кыпчаки упоминаются как куманы, в русских источниках как половцы. Как этническая группа сложились в Центральном и Восточном Казахстане в VIII веке. Кочевавшие здесь племена кангаров, карлуков, кимаков и киргизов в середине VIII в. были объединены под властью сиров-кыпчаков, пришедших с Алтая. Они дали своё имя возникшему объединению племён, которое стало называться кипчакским.

Термин «кюеше» или «цзюеше», упомянутый в 201 г. до н. э., воспринимается многими исследователями-кыпчаковедами как первое упоминание кыпчаков в письменных источниках.

Однако более достоверное упоминание их под именем «кибчак» — в надписи на так называемом Селенгинском камне (759 г.) «кыпчак», «кыфчак» — в сочинениях мусульманских авторов: Ибн-Хордадбеха и Гардизи (IX в.), Махмуда Кашгари (XI в.), Ибн-Асира (XIII в.), Рашид ад-Дина, ал-Омари, Ибн-Халдуна (XIV в.) и других. Русские летописи (XI—XIII вв.) называют их половцами и сорочинами, венгерские — палоцами и кунами, византийские источники и западноевропейские путешественники (Рубрук — ХIII в. и др.) — команами (куманами).


Владение Тайбуги

Согласно традиционной версии, идущей от Г. Ф. Миллера, земли будущего ханства первоначально входили в Тайбугинский юрт, основанный в 1220 году и управлявшийся наследниками Тайбуги. В отличие от прочих улусов Золотой Орды, Тайбугинский юрт обладал самоуправлением Однако затем в результате последовательной деятельности ханов Тохтамыша, Абу-л-хайра и Ибака тайбугины были отстранены от власти, что привело к сложным политическим коллизиям 1495—1563 годов.

Против этой версии говорит то, что Тайбугинский юрт упоминается в том числе уже в период существования Сибирского ханства, то есть они существовали как минимум одновременно. Кроме того, Тайбугинский юрт обнаруживается и в составе Ногайской Орды, где с 1584 года возникла должность тайбуги. В связи с этим ряд современных историков считает, что Тайбугинский юрт был не административно-географическим, а кланово-родовым образованием, существовавшим параллельно с Сибирским ханством.

Владение Шибана / Шейбана

Другая версия гласит, что территория ханства традиционно входила во владения потомков Шибана, пятого сына Джучи и внука Чингисхана. Первоначально здесь существовал улус Шибана, столицей которого отдельные учёные (Ш. Марджани) считают Кашлык. После смерти Шибана в 1280 году улус был присоединён к улусу Орда-Ежена, но прежние владения, по-видимому, всё равно остались за шибанидами.

В 1359 году в Золотой Орде начинается Великая замятня, в которой шибаниды принимают самое деятельное участие. Впрочем, впервые название «Тюмень» упоминается в русских летописях в связи с представителем рода тукатимуридов ханом Тохтамышем, когда под 1408 годом летописец записал:

Провинциальный статус Тюмени надолго был прерван шибанидом Абу-л-хайром, сделавшим Чинги-Туру столицей основанного им Узбекского ханства. В этом качестве город пробыл с 1428 года по 1446 год (всего 18 лет). В это же время впервые упоминается «вилайет Чинги-Тура», в который хан Абу-л-хайр назначал управляющих (даругов). «Чингиз-наме» и «Нусрат-наме» упоминают о том, что тюменским ханам в этот период подчинялась Казань.

Тюменское ханство при Ибак хане

Тюменское ханство как самостоятельное государство возникло в XIV веке, до этого же оно входило под названием «Ибирь» в состав Золотой Орды. Оно располагалось в среднем течении Тобола и междуречье его притоков Тавды и Туры. В результате продолжительной борьбы между правителями Белой Орды, шейбанидами и тайбугинами, представлявшими местную знать, власть в государстве захватил шейбанид Ибак. При братьях Ибаке и Мамуке, которые с 1480 года осмелились вести борьбу за трон Большой Орды, Тюменское ханство достигло своего наибольшего влияния. В 1495 году Ибак был убит тайбугином Махметом, перенёсшим столицу ханства в укреплённый городок Сибирь (Кашлык), ставший столицей нового Сибирского ханства. Земли Тюменского ханства вошли в Сибирское ханство в начале XVI века. В 1555 году тайбугинский хан Едигер признал вассальную зависимость от Царства Русского.

Однако в 1563 год власть захватил внук Ибака шибанид хан Кучум. Он казнил соправителей братьев Едигера и Бекбулата. Хан Кучум перестал платить дань Москве, однако в 1571 году прислал полный ясак в 1 000 соболей. В 1572 году он полностью порвал даннические отношения. В 1573 году Кучум отправил своего племянника Махметкула с дружиной с разведательными целями за пределы ханства. Махмут Кули дошел до Перми, потревожив владения Строгановых. Кучум прилагал немалые усилия для укрепления роли ислама в Сибири.

В 1582 году, 26 октября атаман Ермак овладел Кашлыком и начал присоединение Сибирского ханства к России. Вскоре на территории Сибирского ханства были построены русские крепости Тюмень, Тобольск, Берёзов, Обдорск и др. Кучум откочевал на юг и оказывал сопротивление русским отрядам до 1598 года. 20 апреля 1598 года он был разбит тарским воеводой Андреем Воейковым на берегу р. Обь и бежал в Ногайскую Орду, где был убит. Внук Кучума — Арслан Алеевич, взятый в плен в 1598 году, жил в Касимове и в 1614 году был провозглашён касимовским ханом.

Сибирское ханство было многонациональным политическим объединением. Во главе государства стоял хан, который избирался аристократической верхушкой — беками, мурзами, тарханами. Государственное устройство носило полувоенный характер. В управлении ханством хану помогал его визирь — карача и советники. Сибирские ханы мало вмешивались в дела улусов, управлявшихся знатными мурзами и беками. Во время войны мурзы вместе со своими отрядами принимали участие в походах, так как были заинтересованы в военной добыче, являвшейся важным источником доходов татарских феодалов. В состав феодальной знати также вошла небольшая часть феодализирующейся верхушки остяков и вогулов (манси). Остальное нетатарское население (остяки, вогулы, югра и самоеды) находилось в подчинённом положении, что создавало внутренние противоречия в ханстве и ослабляло его могущество.

Татары, населявшие ханство, вели полукочевой образ жизни. Они занимались скотоводством, разводили лошадей и овец. Несмотря на это, в пойме Тобола и Иртыша существовали небольшие очаги земледелия. В оседлых поселениях развивалась домашняя промышленность: гончарное производство, ткачество, плавка и обработка металлов.[8] Административными и военными центрами были городки Кызыл-Тура (Усть-Ишим), Касим-Тура, Явлу-Тура (Ялуторовск), Тонтур (ныне с. Вознесенка Венгеровского района Новосибирской области и др.

В ханстве получили развитие феодальные отношения. Владельцы улусов обладали богатствами в виде пастбищ, скота и рабов. к низшему слою общества принадлежали «чёрные» улусные люди. Они ежегодно платили подати владельцам улусов, а также несли военную службу в их отрядах. Сибирские ханы силой подчинили себе ханты-мансийские племена на Урале, в низовьях Иртыша и Оби, заставив их платить им дань (ясак). Хану Кучуму удалось покорить также барабинцев и соседние им племена, а также некоторые башкирские племена.

Помимо татарских отрядов, в войске Сибирского ханства во время походов принимали участие воины подчинённых ханству местных племён. Численность сибирского войска оценить сложно, однако известно, что во время битвы на Абалацком озере царевич Маметкул командовал тумэном — соединением, теоретически состоявшем из 10 000 воинов. Вооружённые силы ханства были разрозненны, в связи с чем Кучум при вторжении русских войск так и не сумел собрать их в единый кулак. Сам Кучум имел в своём распоряжении ногайскую гвардию. Большинство татарских князей имели собственные укреплённые городки с находившимися там гарнизонами. На поле боя татарские воины использовали традиционную для кочевников тактику маневрирования и засыпания противника стрелами в конном строю. Татарские воины также умели сражаться и пешими. Важную роль в военном искусстве сибирских татар играла разведка, благодаря которой татарские войска могли устраивать засады и неожиданные нападения на противника.

Комплекс вооружения татарских воинов состоял из луков со стрелами, являвшихся их основным оружием, копий, дротиков, сабель, палашей, кинжалов и боевых топоров. В качестве защитного вооружения воинам служили кольчуги, шлемы и панцири. Помимо холодного оружия, татарские воины использовали также и артиллерию

 

 

Вопросы для контроля:

1. Какое из вышеобозначенных средневековых государств располагалось на территории юго-восточного Казахстана и Киргизии?

2. Какое из вышеобозначенных средневековых государств известно в истории как ханство Абулхаира?

3. Какое из вышеобозначенных средневековых государств известно в истории как Мангытский юрт?

Литература

1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: Очерк -Алматы, 1993

2. Учебное пособие по истории Казахстана с древнейших времен до наших дней - Алматы, 1992

3. История Казахстана: Пособие для студентов (Автор-составитель Г.В.Кан) – Алматы, 1998

4. История Казахстана: Учебное пособие.- Акмола, 1993

5. Кузембайулы А., Абил Е. История Республики Казахстан: Учебное пособие - Алматы, 1998

6. История Казахстана. В 4-х томах - Т.1.-Алматы, 1996.

7. История Казахстана. – Т.2.-Алматы, 1997.

8. История Казахстана – Т.3.-Алматы, 2001.

См. также список основной и дополнительной литературы

МОДУЛЬ 1

Тема № 9 Предпосылки образования Казахского ханства. Казахское ханство в XV – начале XVIII вв.

Цель лекции – рассмотреть основные аспекты истории Казахского ханства в XV – начале XVIII вв.

 

Ключевые слова – Казахское ханство, ак суйек, кара суйек, торе, жуз

 

План лекции

1. Предпосылки образования Казахского ханства.

2. Образование и усиление казахского ханства.

3. Взаимоотношения казахов с соседними государствами. Казахско-китайские взаимоотношения.

4. Освободительная война казахского народа против жунгарских захватчиков.

 

Тезисы лекции

1. Предпосылки образования Казахского ханства.

Образование государств Ак-Орда, ханства Абулхаира, Могулистана, Ногайской Орды стало значительным этапом в развитии государственности казахской народности, а наряду с ней и других народов, формировавшихся на территории этих государств. Оно способствовало развитию хозяйства в регионе, укреплению хозяйственных связей между кочевым и полукочевым скотоводческим и оседло-земледельческим населением. Благодаря этому происходило активное общение этнических групп, близких по языку, материальн



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.106 с.)