В Клиническая психология в системе психологических наук. Клиническая и юридическая психологии. Структура юридической психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В Клиническая психология в системе психологических наук. Клиническая и юридическая психологии. Структура юридической психологии.



В Клиническая психология в системе психологических наук. Клиническая и юридическая психологии. Структура юридической психологии.

 Задачи Клинической психологии:

1) Изучение психических факторов, влияющих на развитие болезни.

2) Изучение проявлений психики в их динамике

3) Изучение характера отношений больного человека с окружающей средой

4) Разработка принципов и методов психологического исследования в клинике

5) Создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

 

Юридическая психология:

1) Криминальная психология (изучает психологические особенности становления и развитие противоправной деятельности и возможности ее предупреждения. Некоторые основные факторы способствующих формированию противоправного сознания: отрицательное влияние социального окружения, педагогическая запущенность, отклонения характера)

2) Судебная психология (исследует психологические особенности поведения участников уголовного и гражданского процесса, в т.ч. особенности личности и поведения обвиняемого/потерпевшего)

3) Пенитенциарная психология (изучает проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих особенностей в условиях лагерного и тюремного режимов, особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения малой группы в условиях социальной изоляции, соответствие текущего исправительного законодательства задачам исправления и перевоспитания осужденных)

 

В Задачи патопсихологического исследования в судебно-психиатрической экспертизе.

1) Дифференциальная диагностика. Выделение патопсихологических симптомокомплексов нарушений и особенностей познавательной деятельности.

2) Определение степени выраженности (глубины) нарушений психической деятельности. Данная задача ставится при сомнениях экспертов-психиатров при определении способности больного адекватно понимать значение своих поступков и полноценно их регулировать. Включает также:

- насколько развита познавательная сфера (общий уровень развития): выявление общего уровня развития восприятия, памяти, мышления и т.п.

- общая осведомленность

- обучаемость

- способность ориентироваться в житейских ситуациях

- уровень развития эмоциональной волевой регуляции

Дополнительные задачи:

1) Определение структуры нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности. Выявление качественных особенностей отражательных и регуляторных структур, соотношения их сохранных и нарушенных компонентов важно для экспертного определения способности подэкспертного осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими.

2) Определение установок испытуемых. Прежде всего это симуляции

В Патопсихологическое определение степени выраженности психических расстройств.

Данная задача ставится при сомнениях экспертов-психиатров при определении способности больного адекватно понимать значение своих поступков и полноценно их регулировать. Включает:

- насколько развита познавательная сфера (общий уровень развития): выявление общего уровня развития восприятия, памяти, мышления и т.п.

- общая осведомленность

- обучаемость

- способность ориентироваться в житейских ситуациях

- уровень развития эмоциональной волевой регуляции

Вопросы к психиатру от суда

 

Права и обязанности эксперта:

1) Знакомиться с материалами дела, относящиеся к предмету экспертизы

2) Ходатайствовать о предоставлении дополнительных материалов (характеристики, истории болезни)

3) Участвовать с разрешения судьи или следствия в процессуальных действиях и задавать вопросы.

4) Давать заключения в пределах своей компетенции. В том числе по вопросам, не запрашиваемых, но относящихся к делу.

5) Подавать жалобы на действия судебно-следственных органов, ограничивающих его права.

6) Отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы специальных познаний, в том числе при недостатке материалов.

 

Эксперт не имеет права:

1) Вести переговоры с участниками процесса без ведома следователя и суда.

2) Самостоятельно собирать материал для экспертизы.

3) Проводить исследования без ведома суда. И если это приведет к уничтожению объекта.

4) Давать заведомо ложные заключения

5) Разглашать данные предварительного расследования

6) Уклоняться от явки по вызову следователями или в суд.

 

Ответственность эксперта:

1) Ответственность за дачу заведомо ложного заключения

2) За разглашение данных предварительного следствия

 

Эксперт-психолог обязан:

· явиться по вызову органа, назначившего экспертизу, и в частности на допрос, и дать правдивые показания по поводу проведенного исследования и данного заключения.

· заявить самоотвод при наличии ряда оснований, указанных в законе. Эксперт не может участвовать в рассмотрении дела, если:

1. он является потерпевшим, свидетелем, кем-нибудь из участников дела или их представителем;

2. он является родственником потерпевшего, обвиняемого или их законных представителей, а также родственником обвинителя, защитника или лица, производившего дознание;

3. он находится или находился в служебной или иной зависимости от обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца или ответчика;

4. он участвовал в деле в качестве специалиста;

5. имеются другие обстоятельства, которые дают основание считать, что эксперт лично заинтересован в уголовном деле;

· не разглашать данные предварительного расследования;

· сообщить в письменном виде о невозможности дать заключение, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных психологических познаний или предоставленные материалы недостаточны для дачи заключения. Если в уголовном деле или медицинской документации не хватает данных для составления полного заключения, то психолог-эксперт вначале ходатайствует о предоставлении ему этих дополнительных материалов. И только в том случае, когда его ходатайство остается без удовлетворения, он обосновывает в своем заключении невозможность ответить на поставленные перед ним вопросы.

Системный подход.

   Проблема нормы и патологии решается с помощью трех элементов: 1) через установление количественных изменений (измерительный подход), 2) через социальную оценку (оценочный подход), либо 3) через установление различий в системно-структурной организации психических процессов (объяснительный подход- КАК?).  

   В свою очередь, системно-структурный подход в судебно-психологической экспертизе раскрывается посредством ряда методологических принципов:

· Уровневый анализ поведения и деятельности.

Конечная цель судебно-психологического исследования - анализ регуляции поведения и деятельности подэкспертного лица (обвиняемого, свидетеля, потерпевшего) -требует системного рассмотрения иерархической структуры регуляции поведения и деятельности. В любом случае при экспертном исследовании психолог должен уметь выделять интересующий его уровень поведения, деятельности, личности, объясняющий действия подэкспертного лица и, соответственно, имеющий значение для уголовного дела, для целенаправленного аналитического и экспериментального изучения.

· Взаимодействие личностных и ситуационных факторов

Объектом исследования эксперта-психолога является психическая деятельность подэкспертного лица в юридически значимых ситуациях. В судебной экспертизе в преобладающем большинстве случаев следственные органы и суд интересуют не особенности психики человека вообще, а их функционирование в конкретных ситуациях. Это требует от эксперта обязательного учета влияния на психическую деятельность не только личностных факторов, но и различных ситуационных переменных.

При анализе ситуационных факторов необходимо учитывать, каким именно образом они могут оказывать влияние на поведение и интересующие судебно-следственные органы способности человека к осуществлению той или иной деятельности.

· Единство сознания и деятельности

Сознание - это отношение к миру со знанием его объективных закономерностей, включающее в себя категорию активности и охватывающее эмоционально-ценностный аспект, соотнесение своих действий с нравственно-этическими ценностями и правовыми нормами, отражение смысловой оценки последствий своих действий, т.е. оно является высшим регулятором деятельности. Важно учитывать, что если способность к адекватному осознанию себя и окружающего в интересующей следствие или суд ситуации нарушена, то нарушена бывает и произвольная регуляция своих действий, поскольку действие всегда реализует цель - а цель является осознанным образом предвосхищаемого результата действия. Но если структуры сознания в рассматриваемой ситуации сохранны, необходимо отдельно анализировать звено регуляции поведения или деятельности, которое может быть расстроено и при полном осознании своих действий.

· Принцип развития

В каждой отдельной экспертизе без глубокого исследования "психологической биографии" человека невозможно провести полноценное экспертное исследование. Изучение психики подэкспертного лица в его динамике позволяет понять становление его ценностных ориентации, мотивационного строения личности, его характера и темперамента, дает возможность выявить уровень развития и особенности отдельных психических процессов - смыслового восприятия, памяти, внимания, мышления и т.п.

В то же время чрезвычайно важно учитывать и "микродинамику" психической деятельности в конкретно разворачивающейся ситуации.

 

Конфиденциальность

 

Эксперт-психолог должен помнить, что единственный адресат такого рода информации - орган, назначивший экспертизу. Включенность деятельности психолога, проводящего судебную экспертизу, в работу судебно-следственных органов, таким образом, не делает все сведения об испытуемом абсолютно закрытыми, но определяет границы конфиденциальности.

 

В Виды аффекта.

Аффект – сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, который полностью захватывает психику человека (ярость, гнев, ужас и др.)

Аффект в судебной психологии:

· Возникает в ответ на психотравмирующее воздействие

· Развивается субъективно внезапно и имеет трехфазную структуру динамики

· На высоте развития резко ограничивает способность к осознанно-волевой регуляции поведения

 

Кумулятивный аффект:

Основное отличие от классического физиологического аффекта состоит в том, что первая фаза обычно растянута по времени (от нескольких дней до месяцев и даже лет), в течение которого развивается более или менее длительная психотравмирующая ситуация, протрагированная психогения, обусловливающая кумуляцию, накопление эмоционального напряжения у обвиняемого. Аффективный взрыв может наступить и по незначительному («реальному» или «условному») поводу, по типу «последней капли». Вторая и третья фазы кумулятивного и физиологического аффекта принципиально не отличаются.

Аффект на фоне алкогольного опьянения:

Влияние алкогольной интоксикации на динамику аффекта обычно можно проследить на первой стадии развития эмоциональной реакции - состояние опьянения обусловливает изменения субъективного восприятия и осмысления ситуации (в частности, она может восприниматься как более угрожающая) и изменения регуляции поведения (появляется ригидность, сужающая возможность выбора возможных вариантов поведения), что является одним из условий, облегчающих возникновение аффекта. Вторая и третья фазы протекают как и при физиологическом аффекте. Средняя и особенно тяжелая степень алкогольного опьянения у обвиняемого практически исключают квалификацию аффекта, так как его поведение детерминируется уже расстройствами психических процессов под влиянием алкоголя.

Юридическое значение

 

    Свидетелем в уголовном процессе может выступать любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу за исключением лиц, указанных в законе (ст. 72 УПК РСФСР).

    В частности, ограничением выступает неспособность свидетеля правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и в последующем их воспроизводить, давать о них показания (п. 2 ч. 2 ст. 72 УПК РСФСР). Указанная неспособность может быть обусловлена, в числе других причин, и особенностями психической деятельности. Судебно-психологическая экспертиза назначается в соответствии с п. 3 ст. 79 УПК РСФСР «для определения психического... состояния свидетеля или потерпевшего в случаях, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания».

    Если речь идет об исследовании степени психических нарушений у с видетелей, лишающих их способности давать показания, назначается судебно-психиатрическая экспертиза. Эксперты-психиатры устанавливают психопатологические факторы, обусловливающие грубые расстройства восприятия, памяти, мышления и речи у подэкспертных, что не дает возможность суду и следственным органам использовать их в качестве свидетеля по делу.

    В то же время способность давать показания может быть нарушена в силу и непатологических особенностей психики, в первую очередь связанных с фактором интеллектуального и личностного развития. Эти случаи входят в компетенцию судебно-психологической экспертизы, и объектом ее преимущественно выступают особенности психической деятельности малолетних и несовершеннолетних потерпевших и свидетелей.

 

Субъектом данного вида КСППЭ выступают потерпевшие, свидетели, обвиняемые и подозреваемые, в отношении которых у судебно-следственных органов возникают сомнения в их способности давать показания по рассматриваемому уголовному делу, вне зависимости от того, являются ли данные лица психически здоровыми, обнаруживают ли различные аномалии или страдают психическими заболеваниями.

Предметом КСППЭ является способность правильно воспринимать обстоятельства правонарушения и давать о них показания и актуальная возможность её реализации в конкретный юридически значимый момент.

После оценки психического состояния и уровня развития перед экспертами встает вопрос об определении потенциальной способности подэкспертного правильно давать показания.

Способность давать показания разделяется на: способность правильно воспринимать обстоятельства правонарушения и способность их правильно воспроизводить. Способность воспроизводить воспринятую информацию в первую очередь зависит от того, что и как было воспринято. Способность правильно воспроизводить события, полнота и точность отражения фактов действительности зависят от глубины их осмысленности при восприятии, понимании их сущности. На способность воспроизводить события оказывает влияние сформированность механизмов запоминания, удержания и воспроизведения информации, особенности, связанные с её переработкой и хранением, уровень развития речи, мышления и другие индивидуально-психологические свойства подэкспертного.

Внешняя, фактическая сторона воспринимаемых событий – восприятие событий на уровне чувственного отражения, т.е. восприятие предметов, их сочетаний, действий обвиняемого, окружающих и своих собственных, а также их последовательность и др.

Внутренняя, содержательная сторона – понимание объективного (культурно-социального) значения происходящего события, оценивание его как такового уже в момент происшествия.

Три фактора, определяющие ограничение способности детей и подростков давать показания: возрастной (например, несформированность долговременной памяти в дошкольном возрасте), личностный (например, зависимость от взрослых, внушаемость) и ситуационный (например, сложности в содержательном понимании криминальных действий сексуального характера).

 

Юридическое значение

Юридическое значение судебно-психологической экспертизы способности потерпевших понимать характер и значение совершаемых с ними насильственных сексуальных действий или оказывать сопротивление виновному определяется необходимостью определения беспомощного состояния судебно-следственными органами.

К предмету судебно-психологической экспертизы не относится физическая беспомощность, наступающая в силу физических недостатков, бессознательного состояния, некоторых соматических заболеваний и т.п.

    В случаях, когда беспомощное состояние является следствием психического расстройства (хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного временного болезненного состояния психики), назначается судебно-психиатрическая экспертиза, которая решает экспертные вопросы, исследуя и медицинский, и юридический критерии. В тех же случаях, когда беспомощное состояние потерпевших обусловлено психологическими факторами, не относящимися к психической патологии, проводится судебно-психологическая экспертиза, которая исследует исключительно юридический критерий беспомощного состояния.

В случае экспертного вывода о том, что потерпевшая по делу об изнасиловании не была способна понимать характер и значение совершаемых с ней действий либо оказывать сопротивление, судебно-следственные органы вправе сделать вывод о ее беспомощном состоянии в криминальной ситуации, и, при условии доказанности того факта, что преступник действовал, сознавая беспомощность потерпевшей или потерпевшего, может квалифицировать ч. 1 ст. 131 или ч. 1 ст. 132 УК РФ, которые предусматривают лишение свободы на срок от трех до шести лет.

 

В качестве необходимых компонентов сохранности способности потерпевших к пониманию характера и значения совершаемых с ними действий выделяются:

· специфический жизненный опыт потерпевшей, включающий прежде всего осведомленность в области сексуальных отношений, регуляции половой жизни;

· осознание уже на ранних стадиях развития криминальной ситуации сексуальную направленность действий преступника;

· адекватная морально-этическая, нравственная оценка происходящих событий, сформированность способности к пониманию социального значения совершаемых с нею действий.

Уровни и стадии понимания:

· понимание внешней стороны юридически значимых событий (времени, места происшедшего, внешности преступника, последовательности его действий и т.п.);

· понимание внутреннего содержания этих событий (понимание биологического значения половых отношений, основанное на информированности в вопросах пола);

· понимание их социального значения (способность осмыслить моральное, нравственное значение преступления, его последствия для чести и достоинства и т.п.). Автор справедливо указывает, что понимание социального значения не сводится к формальным знаниям об отношении акта изнасилования к этическим ценностям, оно должно быть основано на глубоком личностно-смысловом понимании подобных действий.

 

Сохранность способности потерпевшей понимать сексуальную направленность и социальное значение совершаемых с нею насильственных действий зависит от многих психологических факторов:

1. Уровень психического развития подэкспертной. Недостаточность интеллектуального и личностного развития потерпевшей приводит к нарушениям понимания на разных уровнях.

2. Эмоциональное состояние потерпевшей в криминальной ситуации. Особый психотравмирующий характер посягательств на честь и достоинство потерпевших может вызывать у них различные аффективные состояния, в частности - аффект страха. Характерными свойствами аффективных состояний являются специфическое частичное сужение сознания и дезорганизация полноценной волевой регуляции поведения. Частичное сужение сознания у потерпевшей, сопровождаемое фрагментарностью восприятия, резко снижает возможность осознания происходящего, понимания смысла собственных поступков и поведения преступника, что обусловливает ее неспособность понимать характер и значение совершаемых действий виновного.

Судебно-экспертное заключение о неспособности потерпевшей понимать характер и значение совершаемых с нею насильственных действий преступника неизбежно приводит к выводу и о том, что потерпевшая не могла оказывать сопротивление виновному, поскольку оказание активного сопротивления является целенаправленным действием, возможным только при адекватном осознании всех связей и отношений криминальной ситуации.

Нарушения способности потерпевшей оказывать сопротивление зависят прежде всего от структуры ее индивидуально-психологических особенностей. Чаще всего в судебно-психологической практике встречается пассивно-подчиняемый тип поведения потерпевших [5, б], когда они без сопротивления, беспрекословно выполняют все требования насильника, подчиняются его указаниям. Для этих подэкспертных характерны такие черты личности, как внушаемость, подчиняемость, нерешительность, мнительность, робость, доверчивость, эмоциональная неустойчивость. Такой характерный комплекс личностных особенностей обусловливает в криминальной ситуации развитие состояния эмоциональной напряженности с дезорганизацией психической деятельности, снижением прогностических возможностей, пассивностью поведения.

 

в Клиническая психология в системе психологических наук. Клиническая и юридическая психологии. Структура юридической психологии.

 Задачи Клинической психологии:

1) Изучение психических факторов, влияющих на развитие болезни.

2) Изучение проявлений психики в их динамике

3) Изучение характера отношений больного человека с окружающей средой

4) Разработка принципов и методов психологического исследования в клинике

5) Создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

 

Юридическая психология:

1) Криминальная психология (изучает психологические особенности становления и развитие противоправной деятельности и возможности ее предупреждения. Некоторые основные факторы способствующих формированию противоправного сознания: отрицательное влияние социального окружения, педагогическая запущенность, отклонения характера)

2) Судебная психология (исследует психологические особенности поведения участников уголовного и гражданского процесса, в т.ч. особенности личности и поведения обвиняемого/потерпевшего)

3) Пенитенциарная психология (изучает проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих особенностей в условиях лагерного и тюремного режимов, особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения малой группы в условиях социальной изоляции, соответствие текущего исправительного законодательства задачам исправления и перевоспитания осужденных)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.067 с.)