Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правительство Российской Федерации и система федеральных органов исполнительной власти
Доминирующее значение в системе государственного управления играют органы исполнительной власти (исполнительные и исполнительно-распорядительные органы государственной власти). Исполнительная власть как основная составная часть власти административной – это наиболее традиционная ветвь государственной власти в России. Она последовательно осуществлялась разнообразными и многочисленными административными органами, в начале XIX в. в России сформировалась министерская система. В соответствии со ст. 110 Конституции РФ исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Эта конституционная формулировка нередко объявляется некорректной, так как абсолютизирует положение Правительства в осуществлении исполнительной власти. В соответствии с законодательством отдельные полномочия исполнительной власти осуществляются Президентом России, который, в частности, осуществляет непосредственное руководство рядом федеральных органов исполнительной власти. Исполнительную власть также осуществляют федеральные министерства, службы и агентства, их территориальные органы, а также органы исполнительной власти субъектов РФ. Правительство России является федеральным исполнительным органом общей компетенции, который обладает широкой компетенцией в сферах развития экономики, социально-культурной деятельности, административно-политического строительства, правоохранительной деятельности. Как коллегиальный орган исполнительной власти Правительство состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров (ч. 2 ст. 130 Конституции России). Правительство на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (ч. 1 ст. 115 Конституции РФ). Для решения оперативных вопросов Правительство Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации может образовать Президиум Правительства Российской Федерации. Правовой статус и порядок деятельности Правительства РФ регулируются главой 6 Конституции РФ, федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»[212], федеральными законами, а также значительным количеством подзаконных актов, среди которых особое место занимают указы и распоряжения Президента РФ, постановления и другие акты Правительства РФ, других федеральных органов исполнительной власти.
Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы (таблица 17). Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров. Федеральным законом достаточно подробно регулируется правовой статус членов Правительства. В частности, Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры обязаны при назначении на должность, а впоследствии ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять в налоговые органы РФ сведения о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Налоговые органы направляют эти сведения Президенту РФ и в Федеральное Собрание. Такие сведения могут быть опубликованы. Пребывание в составе Правительства РФ накладывает на его членов определенные ограничения, в частности, они не вправе: - быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и депутатами выборных органов местного самоуправления;
- занимать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления; - заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы; - заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности и т.п. Таблица 17. Руководители Правительства России (с 1990 г.)
Организацию работы Правительства России определяет Регламент[213]. Основные направления деятельности Правительства определяются Председателем Правительства. Председатель Правительства организует работу Правительства, ведет заседания Правительства, систематически проводит совещания с членами Правительства, руководителями федеральных служб и федеральных агентств, органов и организаций при Правительстве, на которых рассматривает ход выполнения программ и планов деятельности Правительства, поручений и указаний Президента Российской Федерации Правительству, принимает решения по оперативным вопросам. Председатель Правительства систематически информирует Президента России о работе Правительства. Заместители Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей) рассматривают конкретные вопросы деятельности Правительства, координируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, обеспечивают исполнение ими решений Президента России и Правительства, участвуют при необходимости в заседаниях коллегий этих органов. Очередные заседания Правительства проводятся по утвержденному плану в определенный день недели, но не реже 1 раза в месяц. Внеочередные заседания Правительства проводятся по решению председателя Правительства.
При Правительстве России создаются координационные и совещательные органы, руководство и координацию деятельности которых ведут председатель, заместители председателя Правительства, отдельные федеральные министры, руководители иных федеральных органов исполнительной власти (советы, в том числе наблюдательные, экспертные и координационные, правительственные комиссии). Для обеспечения деятельности Правительства России и председателя Правительства, а также организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых ими решений сформирован особый государственный орган – Аппарат Правительства России. Одновременно с кандидатурами своих заместителей и федеральных министров Председатель Правительства РФ представляет Президенту также предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. В настоящее время она детально регулируется указом Президента РФ от 21 мая 2012 г.[214] Начиная с 2004 г. в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство России, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства (таблицы 18.1, 18.2)[215].
Таблица 18.1 Федеральные органы исполнительной власти, подведомственные Президенту Российской Федерации[216]
Таблица 18.2. Федеральные органы исполнительной власти, подведомственные Правительству Российской Федерации
Внутренняя структура федеральных министерств различна: у министра, как правило, один (реже – несколько) первый заместитель, несколько обычных заместителей, включая заместителя-статс-секретаря, отвечающего за взаимодействие министерства с другими государственными органами; министерство состоит из департаментов, главных управлений, управлений, отделов; некоторые федеральные министерства имеют свои представительства за пределами территории России, а также территориальные органы. Несмотря на общую тенденцию к унификации статуса федеральных министерств, наблюдаемую с 2003 г., внутренняя структура остается более консервативной. Например, у министра внутренних дел России: - два первых заместителя, один из которых является главнокомандующим внутренними войсками МВД России; - один заместитель министра – статс-секретарь; - четыре обычных заместителя министра (в том числе руководитель Следственного департамента МВД России). У министра обороны России: - два первых заместителя, один из которых является начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации; - один заместитель министра – статс-секретарь; - семь обычных заместителей министра (в том числе один – руководитель Аппарата Министерства обороны России). У министра природных ресурсов и экологии: - один первый заместитель министра; - четыре обычных заместителя министра, в том числе двое одновременно совмещают эту должность с должностями руководителей Федерального агентства по недропользованию и Федерального агентства лесного хозяйства. У министра транспорта России: - один заместитель министра – статс-секретарь; - шесть обычных заместителя министра.
Таким образом, на федеральном уровне произошло чёткое разделение функций органов исполнительной власти в зависимости от их организационно-правовых форм. Однако правоприменительная практика не всегда согласуется с нормативно установленной системой федеральных органов исполнительной власти. Общие правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации их полномочий и взаимодействия этих органов, в том числе правила организации и взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами, установлены постановлениями Правительства РФ «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти»[217] и «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»[218]. Структура и штатное расписание центрального аппарата федерального органа исполнительной власти утверждаются руководителем федерального органа исполнительной власти в пределах фонда оплаты труда и численности (без персонала по охране и обслуживанию зданий), установленных Президентом Российской Федерации или Правительством, с учетом реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений. Структура и штатное расписание аппарата территориального органа федерального органа исполнительной власти утверждаются руководителем территориального органа в пределах установленного фонда оплаты труда и численности (без персонала по охране и обслуживанию зданий) на основе утвержденной схемы размещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти с учетом реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений. Федеральные органы исполнительной власти организуют в порядке и сроки, устанавливаемые Правительством, разработку административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, которые определяют административные процедуры, обеспечивающие осуществление функций федерального органа исполнительной власти, эффективную работу его структурных подразделений и должностных лиц, реализацию прав граждан[219]. Нормативные правовые акты издаются федеральным органом исполнительной власти в виде приказа или в ином установленном законодательством Российской Федерации виде в соответствии с утверждаемыми Правительством правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации[220]. Подготовку и согласование проекта нормативного правового акта осуществляет уполномоченное структурное подразделение федерального органа исполнительной власти с привлечением при необходимости специалистов научных и иных организаций. Проекты нормативных правовых актов до их подписания подлежат обязательному согласованию с юридической службой федерального органа исполнительной власти. Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти подписываются руководителем федерального органа исполнительной власти (лицом, исполняющим его обязанности). При федеральном органе исполнительной власти образуются координационные и совещательные органы, также формируются ведомственные и межведомственные рабочие группы для обсуждения проектов нормативных правовых актов, выработки предложений по формированию государственной политики в установленной сфере. Также в федеральном органе исполнительной власти может быть образована коллегия как постоянно действующий совещательный орган при руководителе соответствующего органа. Коллегия образуется и возглавляется руководителем федерального органа исполнительной власти. В целях представления интересов Российской Федерации в зарубежном государстве, создания благоприятного имиджа государства, организации предоставления государственных услуг за пределами территории России могут быть образованы представительства федеральных органов исполнительной власти (МИД, МВД, Россотрудничество и т.п.). Для реализации компетенции федерального органа исполнительной власти образуются территориальные органы. В зависимости от компетенции органа исполнительной власти территориальные органы могут быть созданы на уровне федерального округа, нескольких субъектов Российской Федерации, экономического района, одного субъекта Российской Федерации, межрайонном уровне в пределах субъекта Российской Федерации, в пределах административно-территориальной единицы высшего уровня в субъекте Российской Федерации (район, город).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.033 с.) |