Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Право и организация социального обеспеченияСтр 1 из 9Следующая ⇒
Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения Специальность 40.02.03 Право и судебное администрирование Группы: Ю-238, Ю-239, Ю-240, Ю-243
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ОП.01. Теория государства и права
Составители: Андреев Александр Владимирович, преподаватель правовых дисциплин Суворов Тимофей Валерьевич, преподаватель правовых дисциплин
Екатеринбург, 2021 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….………...…….3 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»………………………...…………………………………….………...4 БАЗОВЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ………………………………………………..……5 ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ……………………………………………………........…15 РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА ………………………………………………...…13 ТЕМА 1.1 ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА………………………………………………..…13 ТЕМА 1.2 ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА……………………….…15 ТЕМА 1.3 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА…………………………………………………16 ТЕМА 1.4 ФОРМА ГОСУДАРСТВА……………………………………………………...17 ТЕМА 1.5 МЕХАНИЗМ (АППАРАТ) ГОСУДАРСТВА…………………………….…19 РАЗДЕЛ 2. ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО……………...………20 ТЕМА 2.1 ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА………20 ТЕМА 2.2 ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО…………………………………………….…..21 ТЕМА 2.3 ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ…………………………………………...…22 РАЗДЕЛ 3. ТЕОРИЯ ПРАВА………………………………………………………………23 ТЕМА 3.1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА И ПРАВОТВОРЧЕСТВО…………………………………………………………………23 ТЕМА 3.2 ТИПЫ ПРАВА И ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ…………………………………………………………………………….…..24 ТЕМА 3.3 СИСТЕМА ПРАВА. НОРМА ПРАВА………………………………………..26 ТЕМА 3.4 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА………………………….28 ТЕМА 3.5 ПРАВООТНОШЕНИЕ…………………………………………………………30 ТЕМА 3.6 ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ……………………………………………….............31 ТЕМА 3.7 ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА. ЗАКОННОСТЬ, ПРАВОПОРЯДОК, ДИСЦИПЛИНА……………………………………………………………..32 ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………………….33
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ………………………………………………35 ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ……………………………………43 ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА………………………………………………...……..45 ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТАМ……………………………………………………….……...46 ВВЕДЕНИЕ «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, Размышляйте, и хотя криво, да сами. Стремление к истине ценнее, дороже уверенного обладания ею» Г.Лессинг Теория государства и права – фундаментальная учебная и научная дисциплина, которая закладывает основы юридического мировоззрения, политической и правовой культуры. Она дает будущему юристу общетеоретические знания, необходимые для освоения других юридических дисциплин, а также для практической работы. Ситуация в современном российском образовании, радикальное изменение его основ, реформирование и содержания, и формы образовательного процесса предполагает переход на принципиально новую систему профессионального обучения, предполагающую сокращение бюджета времени аудиторных занятий и увеличение объема самостоятельной работы студентов. В целом же, болонский процесс определяет переход к англосаксонской парадигме подготовки специалистов, основными принципами которой являются интерактивность, индивидуальность, многоуровневость, максимальная практическая ориентированность и узкопрофильность, формирование установки на непрерывное образование и саморазвитие личности. Конечно, вряд ли традиции российского образования исчезнут, растворятся в инновационном образовательном потоке, скорее всего, будет реализован конвергенционный вариант подготовки бакалавров, специалистов и магистров в тех или иных отраслях знания, но изменение форм и методов обучения, их корректировка с учетом требований современного политико-правового и социально-экономического развития общества неизбежны. Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины «Теория государства и права» подготовлен на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», 40.02.03 Право и судебное администрирование.
УМК включает программу учебной дисциплины, учебную литературу по дисциплине, методические указания для преподавателей и студентов, вопросы и практические задания для проведения контроля знаний студентов и итоговой аттестации, правила контроля знаний по данной дисциплине, а также информационное сопровождение курса. Предмет курса – общие закономерности и особенности возникновения, развития и функционирования правовых систем и государств, присущие им типологические черты, проявляющиеся на различных этапах развития. Интегрируя разноуровневые знания, теория государства и права формирует методологическую основу современной юриспруденции и правосознание юристов как профессионалов, осуществляющих правовое регулирование. Задачи преподавания курса определяются его предметом и методами, актуальностью проблем в сфере правового регулирования и государственного строительства, спецификой преподавания и усвоения курса студентами-юристами. Цели освоения дисциплины: формирование первых, основополагающих знаний, умений, навыков и компетенций у студентов в области выбранного профиля подготовки – Право и организация социального обеспечения, Право и судебное администрирование. Задачи: 1) теоретический компонент: - знать содержание основных правовых терминов и определений, их значение и применение для современного права; - получить базовые представления о целях и задачах теории государства и права, роли юриста в современном обществе и его функциях; - понимать значение теории государства и права в системе других правовых дисциплин и отраслей права; - изучить основные понятия и разделы теории государства и права; 2) познавательный компонент: - владеть информацией об основных этапах развития теории государства и права; - уметь трактовать государственно-правовые понятия и приводить примеры их применения; - получить базовые навыки исследования норм и отраслей права, нормативно-правовых актов; 3) практический компонент: - знать основные государственно-правовые понятия и термины; - определять виды норм права и правоотношений; - исследовать структуру правовой нормы, выделять ее составные части - приобретать навыки дискуссии по основным проблемам государственно-правового регулирования. УМК предназначен для студентов юридического отделения государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Уральский политехнический колледж – Межрегиональный центр компетенций», обучающихся по программе подготовки специалиста среднего звена, а также преподавателей, осуществляющих преподавание данной дисциплины. Базовыми учебниками для изучения дисциплины являются: Алексеев С. С. Общая теория права. М.: Проспект, 2011. – Режим доступа: http://www.book.ru/book/900114; Перевалов В. Д. Теория государства и права. М.: Юрайт, 2013; Теория государства и права / Отв. ред. В. Д. Перевалов. М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. – Режим доступа: http://znanium.com. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА» Юрист / специалист по судебному администрированию (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы. Юрист / специалист по судебному администрированию (базовой подготовки) должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности: ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты. В результате изучения дисциплины «Теория государства и права» студент должен: Уметь: применять теоретические положения при изучении специальных юридических дисциплин; оперировать юридическими понятиями и категориями; применять на практике нормы различных отраслей права; Знать: закономерности возникновения и функционирования государства и права; основы правового государства; основные типы современных правовых систем; понятие, типы и формы государства и права; роль государства в политической системе общества; систему права Российской Федерации и ее элементы; формы реализации права; понятие и виды правоотношений; виды правонарушений и юридической ответственности; БАЗОВЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: 1. Теория государства и права (как учебная дисциплина) — это учебная дисциплина, призванная на основе научных данных о государстве и праве разработать и изложить в системном виде понятия, принципы и ценности юриспруденции. 2. Наука — сфера человеческой деятельности, функциями которой являются выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. 3. Теория государства и права (как наука) — это обобщающая политико-правовая наука, характеризующая основы государства и права, раскрывающая их сущность, закономерности развития, взаимодействия и назначение в обществе. 4. Предмет теории государства и права – это наиболее общие и основные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений. 5. Функции теории государства и права — это направления теоретической деятельности, отражающие общее и специфическое значение данной науки. 6. Методология юридической науки — относительно самостоятельная область юриспруденции, в рамках которой рассматриваются принципы и методы юридических исследований.
7. Методы юридической науки — это применяемые в исследовательской деятельности юристов средства и способы получения объективных знаний о государстве и праве. 8. Общество — это исторически сложившаяся совокупность людей на определенной территории, характеризующаяся многообразием отношений и целостностью организации жизни. 9. Социальное управление — целенаправленное воздействие на людей и их объединения для достижения определенных результатов. 10. Социальная власть — это система отношений подчинения одних людей воле и действиям других. 11. Общественно-экономическая формация –исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства. 12. Община - объединение людей по кровному родству и по ведению общего хозяйства. 13. Род - объединение людей, основанное на кровном родстве, общности имущества и труда. 14. Цивилизация - объединение родственных и близких культур. 15. Государство — это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе. 16. Правовое государство - организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения и свобод человека и гражданина, а также для правового ограничения государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. 17. Власть - это способность одного субъекта подчинять себе другого субъекта и навязывать ему свою волю в своих собственных интересах или в интересах других лиц. 18. Публичная власть — власть, не совпадающая с обществом, представляющая его интересы и выступающая от его имени. 19. Государственная власть — это система отношений господства и подчинения, воплощенная в государственно-правовых институтах. 20. Государственный суверенитет — это политико-правовое свойство государства, выражающее верховенство и независимость государственной власти. 21. Государственное управление — целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы для выполнения стоящих перед обществом задач и функций. 22. Правовое государственное принуждение — это принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах. 23. Легитимность государственной власти — это степень доверия и поддержки ее населением страны, готовность ей подчиняться. 24. Легальная государственная власть — это власть, которая официально провозглашается, правомерно устанавливается и функционирует в режиме законности. 25. Принцип разделения властей — это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляется гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства. 26. Законодательная власть - реализуется избранными народом представительными органами, призванными вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов.
27. Исполнительная власть - реализуется назначаемыми либо избираемыми исполнительно-распорядительными органами власти, призванными реализовать принятые законы и осуществлять оперативно-хозяйственную деятельность. 28. Судебная власть - реализуется судами, выступающими в качестве единственного арбитра в спорах о праве. 29. Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность, цели и задачи государства. 30. Механизм государства — это специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. 31. Государственный орган — это первичная структурная часть механизма (аппарата) государства, участвующая в осуществлении функций государства и наделенная властными полномочиями. 32. Компетенция — это строго определенный объем государственно-властных полномочий государственного органа. 33. Форма государства — это организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима. 34. Форма правления — это способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании. 35. Абсолютная монархия - разновидность монархической формы правления, для которой характерна неограниченная (абсолютно вся) государственная власть, принадлежащая одному лицу - монарху. 36. Дуалистическая монархия - разновидность ограниченной монархии, при которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально и фактически сохраняет широкие властные полномочия (особенно в сфере исполнительной власти), что ставит его в центр всей политической системы данного общества. 37. Ограниченная (конституционная) монархия - разновидность монархической формы правления, для которой характерно конституционное ограничение полномочий монарха во всех сферах государственной власти. 38. Республика — это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. 39. Парламентская республика - разновидность республиканской формы правления, характеризующаяся тем, что парламент является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним правительство и избирает (непосредственно или же в составе особой коллегии выборщиков) президента, являющегося главой государства, но не являющегося главой исполнительной власти. 40. Президентская республика - разновидность республиканской формы государственного правления, в которой верховная власть принадлежит главе государства - президенту, избираемому всенародным голосованием (либо парламентом или же особым институтом) и выступающему субъектом координации всех ветвей государственной власти в системе разделения властей. 41. Форма государственного устройства — это территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. 42. Симметричная федерация - федерация, субъекты которой занимают равное правовое положение по отношению к федеральной власти, при этом они могут иметь разный правовой статус. 43. Унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета (здесь существует единая система высших органов и единая система законодательства).
44. Конфедерация - форма союза (объединения) государств при сохранении их государственного суверенитета, независимости и международной правосубъектности, с созданием объединенных органов для координации действий. 45. Политический режим — это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил. 46. Авторитаризм - один из видов политического режима, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом, классом, партией, элитной группой и т.д. при минимальном участии народа и для которого характерны бюрократически-командные методы управления обществом. 47. Политическая система общества — это система взаимодействующих объединений людей, отражающих интересы и волю социальных классов, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство. 48. Гражданство — это устойчивая правовая связь человека и государства, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности. 49. Физическое лицо - индивид, выступающий в правоотношениях носителем субъективных прав и юридических обязанностей. 50. Юридическое лицо - это организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. 51. Иностранный гражданин - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства; 52. Лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства; 53. Право — это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений. 54. Естественное право — это социально-правовые притязания, содержание которых обусловлено природой человека и общества. 55. Объективное право – система установленных и охраняемых от нарушений государством общеобязательных правил поведения. 56. Субъективное право – это право отдельного субъекта, вид и мера его возможного поведения. 57. Принципы права — это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. 58. Функции права — это основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей. 59. Охранительная функция права – государство с помощью норм права защищает от посягательств права и свободы и законные интересы человека и гражданина и устанавливает меры ответственности за общественно опасные деяния. 60. Регулятивная функция права – с помощью норм права обеспечивается общий порядок в экономических, торговых, семейных и других отношениях. 61. Правопонимание — это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права и его оценку. 62. Правосознание — это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. 63. Правовая культура — это качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов и правосознания. 64. Правовой нигилизм — это отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений. 65. Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. 66. Социальные нормы — это правила взаимодействия в обществе, возникающие в процессе его исторического развития и направленные на организацию общественных отношений. 67. Мораль — это система принципов и норм поведения, складывающаяся в общественном сознании на основе идеалов добра и зла. 68. Обычаи — это общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и вошедшие в привычку людей. 69. Правовая семья — совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. 70. Корпоративные нормы — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах и распространяющиеся на его членов. 71. Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств. 72. Предмет правового регулирования — это общественные отношения, которые могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и требуют правового регламентирования. 73. Императивный метод правового регулирования — способ правового воздействия, связанный с властными предписаниями, субординацией, основанный на запретах, обязанностях, наказании. 74. Диспозитивный метод правового регулирования — разновидность правового воздействия, основанная на дозволениях, связанная с равноправием сторон, координацией их действий. 75. Правовой режим — это специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов. 76. Механизм правового регулирования — это система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. 77. Источник права — это форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государства в целях регламентации общественного порядка. 78. Нормативный договор (как источник права) — это соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон. 79. Нормативный правовой акт — это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы. 80. Правотворчество — это деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене нормативно-правовых актов и юридических норм. 81. Законодательный процесс — это урегулированный нормами права порядок разработки, обсуждения проектов нормативно-правовых актов (законов) и принятия нормативно-правовых актов (законов) высшим органом государственной власти. 82. Законотворчество – один из видов правотворчества, которым занимаются представительные (законодательные) органы государственной власти, избираемые населением и обладающие правом от имени народа принимать акты высшей юридической силы – законы. 83. Закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. 84. Систематизация законодательства — это целенаправленная работа по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. 85. Инкорпорация — вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. 86. Кодификация — вид систематизации, который предполагает переработку норм права по содержанию и его систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе. 87. Консолидация — разновидность систематизации законодательства, объединение нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. 88. Юридическая техника — это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности. 89. Норма права — это общеобязательное формально-определенное правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений. 90. Нормативность — признак права, выражающий собой в концентрированном виде всеобщность, обязательность, непрерывность и территориальную общность действия правовых предписаний. 91. Системность – существование права в виде упорядоченной, внутренне согласованной системы норм. 92. Формальная определенность – принципы и предписания права всегда содержат определенное указание относительно границ правомерности поведения их адресатов и находят закрепления в том или ином источнике права. 93. Общеобязательность – правило поведения, содержащиеся в норме права, распространяется на всех, кто вступает в сферу действия нормы. 94. Запрещающие нормы – правовые нормы, устанавливающие запреты на совершение определенных действий под угрозой наказания. 95. Управомочивающие нормы – правовые нормы, предоставляющие субъектам определенные права или возможности совершать положительные действия. 96. Регулятивные нормы – это правовые нормы, предоставляющие участнику общественных отношений права и возлагающие на них обязанности. 97. Обязывающие нормы – правовые нормы, предписывающие субъектам совершить определенные действия. 98. Охранительные нормы – это правовые нормы, устанавливающие и регламентирующие меры юридической ответственности и другие принудительные меры защиты субъективных прав. 99. Относительно определенные нормы – правовые нормы, не содержащие всех указаний возможных действий адресата и допускающие возможность вариантов их реализации с учетом конкретных обстоятельств. 100. Оперативные нормы – правовые нормы, направленные на отмену актов, их распространение на новые отношения и т.п. 101. Императивные нормы – правовые нормы, устанавливающие четкое правило поведения и не допускающие никаких отступлений от него. 102. Диспозитивные нормы – правовые нормы, допускающие варианты поведения адресата норм по соглашению с другим субъектом правоотношения. 103. Гипотеза – это элемент нормы права, который указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. 104. Диспозиция – это элемент нормы права, содержащий само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. 105. Санкция – это элемент нормы права, который указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции. 106. Отсылочный способ изложения элементов правовой нормы – вместо одного или нескольких элементов норма содержит отсылку к другим нормам, закрепленным в том же правовом акте. 107. Бланкетный способ изложения элементов правовой нормы – норма не содержит конкретной отсылки к другим нормам, но ее отдельные элементы формулируются в каких-либо специальных правилах и это просматривается по тексту бланкетной нормы. 108. Прямой способ изложения элементов правовой нормы – все содержание нормы со всеми ее элементами дается непосредственно в данной статье акта. 109. Правоотношение — это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством. 110. Субъективное право — это предусмотренная в норме права мера возможного поведения. 111. Юридическая обязанность — это предусмотренная в норме права мера необходимого поведения. 112. Правосубъектность — это предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений. 113. Правоспособность — это предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности. 114. Дееспособность — предусмотренная нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. 115. Деликтоспособность — предусмотренная нормами права способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. 116. Объект правоотношения — это реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности. 117. Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие в соответствии с действием юридических норм возникновение, изменение или прекращение правоотношений. 118. Реализация права — это осуществление требований юридических норм в поведении людей. 119. Исполнение права - форма реализации права, связанная с выполнением активных обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны. 120. Использование права - форма реализации права, связанная с осуществлением субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определенного блага, пользы, ценности. 121. Применение права — это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу. 122. Акты применения права — это правовые акты компетентного органа или должностного лица, изданные на основании установленных фактов и норм права, определяющие права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц. 123. Пробел в законодательстве — это отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования. 124. Аналогия закона — это применение к не урегулированному в конкретной норме спорному отношению нормы права, регулирующей сходные отношения. 125. Аналогия права — это применение к не урегулированному в конкретной норме спорному отношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал и смысла законодательства. 126. Толкование права — это интеллектуально-волевая деятельность субъектов права по выяснению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования. 127. Способы толкования — это совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания правовых актов. 128. Интерпретационные акты — это правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования. 129. Правомерное поведение — это общественно необходимое, желательное или социально допустимое, волевое действие дееспособного субъекта, соответствующее требованиям норм права. 130. Правонарушение — общественно вредное, противоправное, виновное действие дееспособного субъекта, влекущее юридическую ответственность. 131. Состав правонарушения — это совокупность субъективных и объективных признаков, необходимых и достаточных для характеристики деяния как правонарушения. 132. Юридическая ответственность — применение к правонарушителю мер государственного принуждения, выражающихся для него в лишениях, предусмотренных санкцией юридических норм. 133. Законность — это общественно-политический режим, суть которого со-стоит в осуществлении предписаний правовых норм в общественной жизни, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц. 134. Гарантии законности — это объективные условия, субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. 135. Общественный порядок — это состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов. 136. Правопорядок — это состояние упорядоченности общественных отношений, образовавшееся в результате практической реализации правовых норм. 137. Преступление — виновно совершенное, противоправное, общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания. 138. Система права — внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. 139. Институт права — это обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. 140. Отрасль права — это обособленная совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. 141. Система законодательства — это совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права. 142. Правовая система — это целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями. 143. Тип государства и права — это модель, или идеальный, выраженный в понятии, образ государства и права, в котором объединяются общие и существенные черты определенной группы государственно-правовых явлений. 144. Права человека — это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни. 145. Права гражданина — это совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых актах государства, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития человека, общества и государства.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.12 с.) |