Любила Русь колокольный звон. Уже в первой половине четырнадцатого века колокола делали в москве и новгороде. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Любила Русь колокольный звон. Уже в первой половине четырнадцатого века колокола делали в москве и новгороде.



Церковные колокола, звучавшие на десятки вёрст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом. Многие века колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, придавал торжественность весёлым праздникам и гуляниям.

Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества. Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. Пушечных дел мастера лили обычно крупные колокола, а колокольники (была и такая специальность), как правило, отливали мелкие звоны. Литьё колоколов считалось почётным делом. Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела.

С колоколами были связаны самые различные поверья. Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. Надо было выдумать что-нибудь совершенно невероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу. Считалось, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.

Было дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе. Тот, кто услышит ночью звон, должен ждать для себя величайшего несчастья.

О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток. Колокол был, например, для деревенских жителей своего рода часами, возвещавшими о начале дня. Поэтому в ходу была поговорка: «Первый звон – пропадай мой сон, другой звон – земной поклон, третий звон – из дому вон».

На берегах озера Неро, между Москвой и Ярославлем, стоит Ростов Великий. Этому небольшому городу перевалило за тысячу лет. Здесь чувствуешь себя так, словно перенёсся в эпоху былинных богатырей. Ростовский архитектурный ансамбль сложился в пору, когда здешним митрополитом стал энергичный деятель Иона Сысоевич, выходец из крестьян, одарённый могучей волей, честолюбивый, много повидавший на своём веку, начитанный, обладавший художественным вкусом. Иона Сысоевич затеял в Ростове огромное строительство.

Возникла необходимость в новом звоне, который настраивал бы слушателей на торжественный лад. Мастер Фрол Терентьев создал гигантский колокол – настоящий музыкальный инструмент, отличавшийся бодрой, радостной звуковой окраской.

Каждый заметный колокол в Ростове имеет своё имя: Большой Сысой, Лебедь, Голодарь, Красный... Более мелкие колокола безымянны. У каждого колокола – свои переливы, у каждого звона – своё назначение.

Народная музыка привлекала в Ростов людей со всей России. В середине прошлого века священнослужитель и знаток акустики Аристарх Израилев сделал нотную запись ростовских звонов.

(402 слова)                                                                                       По Е. Осетрову

 

Творческое задание

 

Напишите подробное изложение.

Опишите впечатление, которое произвело на вас звучание колокола или органа, фортепиано или скрипки, включив в описание краткий пересказ художественного произведения, где упоминается один из этих музыкальных инструментов.

Образец ответа

Однажды я присутствовала на концерте в Донецкой филармонии. До сих пор не могу забыть игру на скрипке молоденького скрипача с огромными синими глазами...

Когда он вышел на сцену и ударил смычком по струнам, как будто яркие лучи солнца заполнили все вокруг, чудесные птицы, разговаривая с цветами, запели нежные песни; затем я услышала шум ветра, который сменился небольшими каплями дождя, и, наконец, молнии разорвали шум в клочья... Скрипач закончил играть – зал взорвался шквалом аплодисментов. Я тоже была восхищена игрой виртуоза и задумалась о чудодейственной силе музыкального искусства.

Герой произведения А.П. Чехова “Скрипка Ротшильда” благодаря музыке обретает известность и признание в последние дни своей жизни. Песня любима и понятна всем, потому что передает людям самое сокровенное. Его музыка – это символ души, которая при помощи любимой скрипки раскрывается всем. Передав скрипку Ротшильду, освободившись от предрассудков, Яков обретает житейскую мудрость и душевное спокойствие. Сочиняя мелодию и передавая ее вместе со скрипкой, как наследство, он оставляет память о себе, тем самым подтверждая идею бессмертия человеческой души.

Слово

Или

Однажды я присутствовала на концерте в Донецкой филармонии. До сих пор не могу забыть игру на скрипке молоденького скрипача с огромными синими глазами...

Когда он вышел на сцену и ударил смычком по струнам, как будто яркие лучи солнца заполнили все вокруг, чудесные птицы, разговаривая с цветами, запели нежные песни; затем я услышала шум ветра, который сменился небольшими каплями дождя, и, наконец, молнии разорвали зал в клочья... Скрипач закончил играть - зал взорвался шквалом аплодисментов. Я тоже была восхищена игрой виртуоза и впервые задумалась о чудодейственной силе музыкального искусства.

Я вспомнила, что игра на скрипке (особенно виртуозная, связанная с изощренной техникой левой руки) раскрывает в человеке творческие способности и ускоряет протекающие в мозгу процессы. Неслучайно мой любимый литературный герой Шерлок Холмс, обдумывая непростое решение задачи, играл на скрипке... Доктор Ватсон, герой рассказа Конан Дойла «Этюд в багровых тонах», пишет: «Вечерами, положив скрипку на колени, он откидывался на спинку кресла, закрывал глаза и небрежно водил смычком по струнам. Иногда раздавались звучные, печальные аккорды. Другой раз неслись звуки, в которых слышалось неистовое веселье. Очевидно, они соответствовали его настроению, но то ли звуки рождали это настроение, то ли они сами были порождением каких-то причудливых мыслей или просто прихоти, этого я никак не мог понять».

Слов

 

 

 

Текст 18

 

КОЛЮЧЕЕ СЕМЕЙСТВО

 

В развилинах ветвей, в дуплах и на пнях в тропических лесах, на бескрайних просторах травянистых саванн и в засушливых пустынях, на голых неприступных скалах и у самого берега моря произрастает великое множество кактусов. Сравнивая их, даже не верится, что все они принадлежат к одному и тому же биологическому семейству.

Название «кактус» происходит от греческого слова, которым в древней Элладе называли какие-то колючие растения. Карл Линней впервые употребил его для обозначения группы ранее неизвестных растений, завезённых в Европу из Америки.

Среди пяти тысяч видов кактусов, известных в настоящее время ботаникам, встречаются стройные могучие великаны, более чем на двадцать метров взметнувшие многогранные колонны своих стволов, едва заметные шарики с длинными острыми колючками, круглые лепёшки, вырастающие друг из друга в разных направлениях, длинные ветвистые лианы, похожие на спутанные космы седых волос, и ребристые шары, достигающие более метра в диаметре. Различны форма стеблей, строение и окраска цветков кактусов. Но все они способны запасать влагу в тканях своих листьев, веток, колючек.

Мощные, толстые, крепкие корни кактусов играют огромную роль в приспособлении этих растений к жизни в пустыне. Они закрепляют кактусы в почве, не дают упасть во время сильных ураганов, запасают в себе органические вещества, всасывают воду и растворённые в ней минеральные соли. Правда, основной «ловчей сетью» для воды являются не эти могучие корни-канаты, которые всё-таки недостаточно длинны, чтобы добраться до глубоко залегающих подземных вод. Влага, выпадающая в виде капелек росы, улавливается поверхностными корнями кактусов, расходящимися вширь на четыре-пять метров. Однако удерживать воду для поддержания жизнедеятельности боковые корни не могут. На помощь им приходит надземная часть кактуса, в первую очередь листья-колючки. Колючки, как конденсаторы влаги, создают вокруг тела кактуса своеобразную микроклиматическую зону с повышенной влажностью. В последние годы исследованиями учёных установлено, что сами колючки способны поглощать дождевые капли и влагу непосредственно из воздуха и являются своего рода миниатюрными биологическими насосами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.005 с.)