Как разобрать слово по составу , ничего не упустив 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как разобрать слово по составу , ничего не упустив



1. Определить часть речи:

1. Определи, изменяемая или неизменяемая часть речи

а) Если неизменяемая, значит, нет окончания

Шел, поигрывая ключами.

(деепричастие)                              неизменяемые части речи, значит,

Он смотрел на нас грустно          нет окончания.                                                                          

Б) изменяемая (есть окончание)

в) измени форму слова

Выражение его лица было грустн(о). (каково? — кр. прилаг.) грустн(а), грустн(ы), грустен.

1. Выделить приставки и суффиксы (последовательно, одну за другой «снимать» морфемы, определяя их значение):

Убегающ(й) — причастие образовано с помощью формообразующего суффикса –ющ- от глагола убегать (в русском языке образование подобных форм с помощью дан­ного суффикса закономерно: играющий — играть, снимающий — снимать); поэтому выделим суффикс –ющ-. Выделим приставку у-, которая в русском языке имеет одно из значений «направленное действие удаления» (ср.: улетать — летать; убегать — бегать) и глагольный суффикс –а- (находится в инфинитиве перед –ть: трог-а-тъ;: сним-а-тъ).

• Непримиримость — приставки не- (со значением отрицания) и при- (значение «доведение до результативного завершения»); суффиксы –ость- (значение отвлеченно­го признака или состояния); формообразующий (страдательное причастие) –им-.

 

• Мечтательн(ый) — приставок нет, суффиксы –н (значение признака), тель- (значение «название лица, характеризующегося определёнными поступками»), глагольный суффикс –а-.

2. Выделить корень. Помните:

— в корнях слов возможны чередования: друг — друзь(я) — дружб(а) (г/з/ж); расстелить — застила(ю) — постлать (е/и/-);

суффикс –л- выделяется только в глаголах прошедшего времени: любил, лепи­ ла, накопили, кормили. Но в словах люблю, накопление, капля, прилеплю, кормлю и других подобных буква л входит в состав корня.

Как определить способ образования слова и не ошибиться

Помните: чтобы правильно определить способ образования слова, необходимо опре­делить, к какой части речи оно относится, и работать с начальной формой сло­ва, а не с его грамматическим вариантом.

I. Если в слове один корень:

1. Убрать приставку (при наличии в слове двух и более приставок работать только с первой приставкой). Если уже при отсутствии приставки остается целое слово с тем же общим смысловым значением, то способ образования слова — приста­ вочный.

безопасныйопасный (общее смысловое значение — «(не)способный вызвать, причинить горе, какое-либо несчастье»);

соавторавтор (общее смысловое значение — «создатель какого-либо продукта деятельности»);

измельчитьмельчить (общее смысловое значение — «делать мелким»);

непонятныйпонятный (общее смысловое значение — «(не)доступный пони­манию»). НО:

постройкастройка (разное смысловое значение: «постройка» — сооружение; «стройка» — процесс); следовательно, способ образования не приставочный — приме-няю 2-ю позицию алгоритма: постройкапостроить (суффиксальный);

— объявление — явление (разное смысловое значение: «объявление» — конкретная бумага, содержащая определенную информацию; «явление» —отвлеченный процесс); следовательно, способ образования не приставочный — применяю 2-ю позицию алго­ритма: объявлениеобъявлять (суффиксальный).

3. Убрать суффикс (при наличии в слове двух и более суффиксов работать только с последним суффиксом). Если при «снимании» суффикса остается часть слова, к которой можно добавить окончания имени существительного, прилагательного или глагольный суффикс –тъ, то способ образования слова — суффиксальный.

белизна — бел(ый);

поручение — поруч(ить);

уходящийуход(ить).

Помните:

Всегда суффиксальным способом образованы (независимо от наличия приставки, кроме приставки не-) следующие части речи:

— причастия: окруженныйокруж(ить); убегавшийубега(ть); прочитанный — прочита(тъ); жареныйжар(итъ);

— деепричастия: играяигра(ть); прочитавпрочита(ть); прибежав — прибе- жа(ть); отправляясьйаняя(ть)ся;

— наречия, оканчивающиеся на –о, -е, без приставок: медленно — йан(ый); горя­ чо — горяч(й); певучепевуч(й);

— отглагольные существительные (обозначающие предмет как действие): построй­ йпострои(тъ); побелкапобел(ить); уважениеуваж(ать); заклинаниеза клин(ать); испытатель — испыта(ть);

глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида: опаздывать — опоздать; расстреливать — расстрелять; записывать — записать.

 

4. Убрать одновременно первую приставку и последний суффикс — должна остаться часть производного слова. Способ образования — приставочно-суффиксальный.

переносица — нос;

— вчитаться — йа(тъ);

— по-немецкинемецк(й).

 

4) Бессуффиксным способом образуются, как правило, существительные, обознача­ющие действие / признак как предмет, путем «отсечения» суффиксов от производной основы (глагол, прилагательное) или путем добавления нулевого суффикса: отзывотзывать; отборотбирать; вздохвздыхать; приездприезжать; синь — си­ ний; ширь — широкий; взрыввзрывать; подписьподписывать.

II. Если в слове два и более корней:

5. При сложении одна или несколько производящих основ объединяются с помощью

 соединительных морфем:

сложение целых слов: диван-кровать; труднопроходимый; вечнозеленый; юго-запад; пресс-центр;

сложение основ: сенокос (сено + косить); багрово- красный (багровый + крас ный); языкознание (знание язык(а)).

6. Сложносуффиксальный способ образования характеризуется одновременным сложением нескольких основ и суффикса: пятиэтажный (пять + этаж(ей) + н); сено­ косилка (сено + кос(итъ) + к); горнолыжник (горн(ые) + лыж(и) + ник).

Не путать: паровозик (паровоз + -ик-), самолетик (самолет + ик).

4) Сокращение (или аббревиация) нескольких слов или основ, когда образуется но­вое слово, состоящее:

из сокращенных частей слов: зарплата (заработная плата); педуниверситет (педагогический университет); универмаг (универсальный магазин);

начальных букв исходных слов (алфавитное название буквы): БГПУ — [БэГэ- ПэУ] (Барнаульский государственный педагогический университет); НТВ — [эНТэ Вэ] (Независимое телевизионное вещание); МЧС[эМЧээС] (Министерство чрез­ вычайных ситуаций);

начальных звуков исходных слов: ТЮЗ — [т'ус] (Театр юного зрителя); РИА — [р'иа] (Российское информационное агентство); вуз — [вус] (высшее учебное заведе-, ние).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.006 с.)