Объясните, как «включения» в текст и украшения основной и дополнительных линий влияют на темп развития темы и помогают автору углубить свою мысль и сохранить интерес читателя к тексту. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объясните, как «включения» в текст и украшения основной и дополнительных линий влияют на темп развития темы и помогают автору углубить свою мысль и сохранить интерес читателя к тексту.



 

                                          ТРЕТЬЕ ЗАНЯТИЕ

Сегодня мы поговорим об особенностях заключения в авторском тексте.

В начале заключения должна повториться основная мысль в формулировке более широкой и проблемной, чем это было в начале основной части (или в конце вступления).

Повторив свою основную мысль, автор выбирает тип заключения, чтобы удачно завершить текст в соответствии с его целью (функцией).

Целью (функцией) заключения может быть подведение итогов, оценка сказанного, вывод, обобщение, прогноз и т. д. Вы видите, что эта цель содержательная и прямо говорит о содержательном типе этой части текста.

 

Как реализует автор цель своего заключения?

 

■ в заключении-подытоживании автор напоминает ход своей мысли;

■ в заключении-оценке он перечисляет те проблемы, которые поднимались в тексте;

■ в заключении-обобщении все доводы сводятся к одной мысли общего или проблемного характера; проблемный вопрос в заключении уместен в тех текстах, в которых автор подчеркивает невозможность однозначного решения проблемы;

■ заключение, симметричное вступлению, — это ответ на вопрос, поставленный во вступлении;

■ выход за пределы темы используется в заключении, если автор выходит в более общую проблематику;

■ иногда могут объединяться несколько типов заключений.

 

Обратимся к упражнениям 8 и 9.

Упражнение 8

Прочитайте заключения к тем текстам, вступления к которым мы рассматривали в упр. 1.

I. Я думаю, читатель согласится, что традиция поедания друг друга действительно является стержнем сказочного сюжета.

II. Заключения нет.

 

III. Спустя десять лет он получил тот самый результат, тот знаменитый, конечный, исторический, который осветил весь его путь своим светом.

IV. Вот почему я думаю, друзья, что мы (писатели) способны помочь миру в его раскаленный час.

V. И как в истории стран время от времени наступают моменты, когда ее существование и ее культура висят на волоске, так, наверное, только с большими паузами, происходит и в мировой истории. Быть может, мы уже однажды стояли над пропастью и сумели не сорваться вниз?

VI. Главным, неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы.

2. Отвечают ли эти заключения требованию: «Речь надо энергично начать и еще более энергично закончить?» Почему в одном из текстов нет заключения?

Есть ли в заключениях проблемные расширения основных мыслей? (Ср. заключения со вступлениями из упр 1.)

Определите цель и содержательный тип заключений.

5. Подумайте, не представляют ли вопросы к упражнению схему анализа заключения?

Упражнение 9

1. Прочитайте текст.

Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусами, уносящимися вдаль по безбрежным волнам времени.
Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.

Благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж — луговое среднерусское раздолье, где растут духмяные травы, лазоревые цветы и звучат
нескончаемые песни жаворонков.

Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года.

На рассвете, когда над заречными муромскими лесами играют солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. Текут речные потоки. Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. Сменяются поколения, а лебедь-храм плывет и плывет среди неоглядных просторов. Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами...

Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат-покров, защитив город от врагов.

Празднование Покрова стало на Руси одним из торжественных и любимых крестьянских праздников. Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы, начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая. Кроме того, с
незапамятных языческих времен было распространено почитание Девы Зари, что расстилает по небу свою нетленную розовую фату, прогоняя всякое зло.

Очень хорош Покров на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины. С высокого холма, где стоит храм, открываются луга, с травами и цветами, которые, как ковер, ведут к храму. А в воде, подступающей к холму, отражается храм, как сказочное видение. Храм плавает в подводной глубине.

Там, внизу, в подводном царстве, чуть заметно покачиваются вершины деревьев, овевая, словно опахалами, белопенный храм.

Окончилось жаркое лето, и желтизной вспыхивают леса, по которым крадется осень. Золотистые листья покрывают холм возле Покрова. Печаль родных полей. Столетиями перед храмом умирают цветы и травы, а звериные и человеческие рельефы, стройный каменный пояс, порталы, украшенные резьбой, недвижимо возвышаются над окрестностью.

Покров на Нерли надо увидеть во время дождя, когда огромная туча останавливается словно для того, чтобы полюбоваться храмом. Окрестные воды делаются мутно-зелеными, а строение приобретает задумчивость, словно ожидает кого-то. И с неба на землю опускается осенняя радуга, освещая силуэт храма, делая его почти неосязаемым, нереальным, фантастическим.

Зима обволакивает бахромой деревья, кустарники, и храм растворяется в окружающей белизне. Зимние припорошенные деревья похожи на цветущие вишни. Холодные своды храма по-прежнему полны жизни и чувства.

Храм построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава, которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету. Убитый врагами юноша, возможно, и был похоронен на нерлинском холме или в самом храме. Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей скорбел о сыне и сам выбрал место для храма.

(По Е.Осетрову)

2. Вам предлагается сделать целостный анализ интересной композиции этого текста-описания.
До того, как вы выполните это задание, сделайте следующее:

а) составьте схему текста и убедитесь, что микротемы, непосредственно связанные с основной мыслью и формирующие основную композиционную линию, являются сложными: они состоят из более мелких и простых микротем;.

в) составьте к тексту сложный план и выявите простые микротемы;.

г) дайте анализ простых микротем: вид связи со сложной микротемой, форма и смысл этих связей; как сложные микротемы влияют на темп развития темы;.

д) введите эти дополнения в план анализа композиции текста, который вы собирали в течение нескольких занятий.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.009 с.)