Программа спецкурса «Основы комплексного анализа текста» для 11 класса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа спецкурса «Основы комплексного анализа текста» для 11 класса



Программа спецкурса «Основы комплексного анализа текста» для 11 класса

Составлено на основе Федерального компонента Государственного Образовательного стандарта среднего общего образования

Реализуется на уровне среднего общего образования, в11 классе

Количество часов по программе: 34 часа

Составитель: учителя русского языка и литературы Дивейкина О.О., Шаронова О.В.

Срок реализации: 1 год

Год составления: 2016


 

Программа спецкурса «Основы комплексного анализа текста» для 11 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного курса «Основы комплексного анализа текста» предлагается учащимся 10-х классов, она направлена на углубление и расширение знаний и умений по базовому предмету русский язык, развитие специфических способов деятельности: анализа (интерпретации) текста и написания рецензии на него.

Основная цель элективного курса – повышение уровня изучения русского языка как базового предмета и подготовка учащихся к итоговой аттестации за курс полной средней школы в форме ЕГЭ.

Содержание курса направлено на подготовку школьников к самому сложному заданию ЕГЭ – заданию типа С (анализ текста и рецензия на него).

 

                            ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

- Формировать коммуникативно-речевую компетентность.

- Совершенствовать умение анализировать текст в единстве его содержания, формы и авторских целеустановок и умение создавать свою собственную творческую работу (рецензию) на этот текст.

Программа элективного курса не дублирует программу учебного предмета «русский язык» по развитию речи, а углубляет знания учащихся.

Программа имеет как теоретическую, так и конкретно-практическую направленность. Ведущим компонентом курса наряду с научными знаниями являются способы деятельности. В связи с этим основное учебное время отводится на овладение умениями – анализировать текст и писать рецензию. Существенное внимание также уделяется развитию общеязыковых умений и навыков Все это, по нашему мнению, позволяет подготовить учащихся к успешной сдаче итогового экзамена.

Логика изложения курса линейная, что объясняется приближением к профильному уровню изучения.материала, его последовательным усложнением с опорой на полученные ранее знания и сформированные умения. Углубление программы осуществляется за счет привлечения разных форм заданий и рассмотрения ряда алгоритмов их выполнения.

Спецификой курса является овладение общими и специальными способами деятельности (определение темы и основной мысли текста, приемов логического развития тезиса, установление смысловых связей между частями текста, осознание и формулирование проблемы, определение путей ее решения и т.д.).

Формы организации занятий определяются структурой и содержанием курса: лекции,

 практикумы,

 работа с таблицами,

 написание творческих работ.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

- Овладение общими и специальными способами деятельности, связанными с комплексным анализом текста и написанием рецензии.

- Повышение уровня языковой эрудиции и компетенции.

- Развитие творческих способностей учащихся.

- Повышение качества обученности по русскому языку.

 

 

Содержание курса

Введение. Цели и задачи элективного курса.

Как справиться с самым сложным заданием ЕГЭ – заданием типа С.

 

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ.

Цель, с которой текст создавался. Сфера употребления текста. Адресат. Яэыковые и стилистические особенности.

Подстили научной речи: научно-учебный и научно-популярный.

 

СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ.

Описание. Цель описания-помочь всмотреться в предмет. Композиция описания основана на параллельных связях частей текста.

Повествование. Цель – рассазать о важном, интересном, показать героев, события в развитии во времени. Логическая последовательность. Композиция соотнесена со временем. В основе композиции - цепная связь частей текста.

Рассуждение. Цель рассуждения - рассмотреть, свойства предметов и явлений, обосновать их причинно-следственные взаимоотношения. В рассуждении обязательны – тезис, доводы, иллюстрации, вывод. Вывод расширяет тезис, то есть формулирует проблему. Связь между частями текста – параллельная, цепная.

Ведущий тип речи.

 

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА-РАССУЖДЕНИЕ.

Тема и основная мысль (тезис). Тезис должен быть ясным, поэтому он часто формулируется как простое двусоставное предложение. Подлежащее называет тему текста, а сказуемое – то «новое», что по этой теме будет говориться.

Доказательства (доводы) – новые грани основной мысли. Иллюстрации..

Дедуктивный и индуктивный методы доказательства.

Формулировка нравственной проблемы.

Метафорическая форма основной мысли.

 

ПРИЕМЫ ЛОГИЧЕСКОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ ОСНОВНОЙ МЫСЛИ.

Логическая схема текста-рассуждения.

Смысловые связи между основной мыслью, доводами, иллюстрациями и выводами. Смысловая целостность текста.

 

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СВЯЗНОСТЬ ТЕКСТА.

Микротема и абзац.

Виды связи: цепная, параллельная, смешанная.

Межфразовые смысловые связи.

Средства выражения межфразовых смысловых связей: слова одной тематической группы, однокоренные слова, лексический повтор, синонимы, антонимы, союзы, местоименная замена, набор видовременных форм глагола, вводные слова, синтаксический параллелизм, числительные, вопросительные и неполные предложения, анафора, эпифора.

Речевые клише.

 

      КОМПОЗИЦИЯ ТЕКСТА.

Вступление. Основная часть. Заключение.

 

Приемы, помогающие сделать вступление энергичным.

Типичные цели (функции) вступления.

Линейно выстроенное содержание основной части.

Смена микротем, обеспечивающая динамизм и напряжение в тексте.

Антитеза, перечисление, градация – приемы смены микротем.

Добавочные композиционные линии: фоновая линия, авторское отступление.

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА, ОФОРМЛЯЮЩИЕ ОПИСАНИЕ И РАССУЖДЕНИЕ.

Общие средства выразительности. Специальные средства выразительности.

 

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

Лингвистический, риторический и стилистический аспекты.

Понимание авторского замысла.

План комплексного анализа текста.

 

НАПИСАНИЕ РЕЦЕНЗИИ.

Оценка прочитанного произведения.

Этапы работы над рецензией.

Композиционное решение текста рецензии.

Личностная позиция рецензента.

Требования, предъявляемые к рецензии.

Схема целостного анализа рецензии.

                            

                             УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы Кол-во часов Виды учебной деятельности
  1.     2     3   4.   5.   6.   7.   8.     9.   10   11   12.     13.   14.   15.   16.     17.     18.     19.     20     21. 22.   23.   24.   Введение. Цели и задачи курса. Как справиться с самым сложным заданием ЕГЭ – заданием типа С   ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ. Цель стиля. Сфера употребления. Языковые и стилистические особенности.   Подстили научной речи: научно- учебный и научно-популярный.   СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ. Описание. Повествование.   Рассуждение.   Ведущий тип речи.     ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА- РАССУЖДЕНИЯ.   Тема и основная мысль (тезис).   Доказательства и иллюстрации.     Формулировка нравственной проблемы.   Метафорическая форма основной мысли.   ПРИЕМЫ ЛОГИЧЕСКОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ ОСНОВНОЙ МЫСЛИ (ТЕЗИСА).   Логическая схема текста-рассуждения.   Смысловая целостность текста.     ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СВЯЗНОСТЬ ТЕКСТА.   Микротема и абзац. Виды связи.   Средства выражения межфразовых связей.     КОМПОЗИЦИЯ ТЕКСТА.   Вступление. Функция вступления.   Линейно выстроенное содержание основной части.   Приемы смены микротем. Добавочные композиционные линии.     ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА, ОФОРМЛЯЮЩИЕ ОПИСАНИЕ И РАССУЖДЕНИЕ.   Общие и специальные средства выразительности.     КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.   Лингвистический, риторический и стилистический аспекты.   Понимание авторского замысла.     НАПИСАНИЕ РЕЦЕНЗИИ.   Оценка прочитанного произведения. Этапы работы над рецензией.   Композиционное решение рецензии.   Личностная позиция рецензента.   Заключительное занятие. Обзор лучших работ.   1   4 ч. 2     2     3 ч. 1   1   1     4 ч.     1   1   1     1   4 ч     2   2     4 ч   1   3   3 ч   1   1     1         2 ч   2   4 ч.     2     2     4 ч.       2     1   1   1   34 ч.     Беседа. Рекомендации.     Лекция. Практикум. Составление таблицы. Беседа. Практикум.     Самостоятельная работа с текстом Практикум.   Групповая работа с текстом.   Лекция с элементами беседы. Работа со схемами. Практикум.   Работа с текстом.     Работа со схемами.   Практикум.     Практикум.   Лекция. Практикум. Самостоятельная работа.     Лекция с элементами беседы. Практикум. Практикум.     Исследование. Творческая работа.   Практикум.     Групповая работа.     Беседа. Практикум.     Составление плана.     Практикум.   Беседа. Практикум.

       

 

 


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 36»

 

 

«Рассмотрено»   Руководитель МО  русского языка  и литературы _____________Купченко И.Г.   Протокол  от «____» ___________2016 г.   № ___   «Согласовано»   Заместитель директора по УВР ____________Бочкарева Л.Н.     «____»_____________2016г   «Утверждено»   Директор МБОУ «Гимназия № 36» _____________Земерова А.Г.   Приказ  от «___»_____________2016г.  № ____ ___  

 

Календарно-тематическое планирование спецкурса «Основы комплексного анализа текста» для 11 класса

Составлено на основе Федерального компонента Государственного Образовательного стандарта среднего общего образования

Реализуется на уровне среднего общего образования, в 11 классе

Учитель: Шаронова О.В.

Сроки реализации: 2016-2017учебный год


 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ спецкурса «Основы комплексного анализа текста» для 11 класса

 

Название темы Кол-во часов Виды учебной деятельности По плану По факту
  1.   2-3   4-5     6   7   8      9     10   11     12     13-14   15-16     17     18-20     21     22.     23.   24-25.     26-27     28-29   30-31     32.     33   34   Введение. Цели и задачи курса. Как справиться с самым сложным заданием ЕГЭ – заданием типа С   ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ. Цель стиля. Сфера употребления. Языковые и стилистические особенности.   Подстили научной речи: научно- учебный и научно-популярный.   СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ. Описание. Повествование.   Рассуждение.   Ведущий тип речи.     ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА- РАССУЖДЕНИЯ.   Тема и основная мысль (тезис).   Доказательства и иллюстрации.     Формулировка нравственной проблемы.   Метафорическая форма основной мысли.   ПРИЕМЫ ЛОГИЧЕСКОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ ОСНОВНОЙ МЫСЛИ (ТЕЗИСА). Логическая схема текста-рассуждения.   Смысловая целостность текста.     ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СВЯЗНОСТЬ ТЕКСТА.   Микротема и абзац. Виды связи.   Средства выражения межфразовых связей.     КОМПОЗИЦИЯ ТЕКСТА. Вступление. Функция вступления.   Линейно выстроенное содержание основной части.   Приемы смены микротем. Добавочные композиционные линии.     ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА, ОФОРМЛЯЮЩИЕ ОПИСАНИЕ И РАССУЖДЕНИЕ. Общие и специальные средства выразительности.     КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА. Лингвистический, риторический и стилистический аспекты.     Понимание авторского замысла.     НАПИСАНИЕ РЕЦЕНЗИИ.   Оценка прочитанного произведения. Этапы работы над рецензией.   Композиционное решение рецензии.   Личностная позиция рецензента.   Заключительное занятие. Обзор лучших работ. 1          4 ч.   2     2           3 ч.     1   1   1     4 ч.       1       1        1     1     4 ч      2   2     4 ч       1       3   3 ч 1        1     1         2 ч    2   4 ч.   2           2         4 ч.       2     1   1           1       Беседа. Рекомендации.     Лекция. Практикум. Составление таблицы.   Беседа. Практикум.     Самостоятельная работа с текстом Практикум.   Групповая работа с текстом.   Лекция с элементами беседы.   Работа со схемами.   Практикум.     Работа с текстом.     Работа со схемами.   Практикум.     Практикум.     Лекция. Практикум. Самостоятельная работа.   Лекция с элементами беседы. Практикум.   Практикум.     Исследование. Творческая работа.   Лекция Практикум.     Групповая работа.     Беседа. Практикум.     Составление плана.     Практикум.   Беседа. Практикум.    

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Борисова И.Н., Купина Н.А., Матвеева Т.В. Основы стилистики, культуры речи и риторики. Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. Екатеринбург., 1995.

 

2. Капинос В.И., Гостеева Ю.А. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Варианты контрольных измерительных материалов. Министерство образования РФ – М.: центр тестирования Минобразования России, 2002.

 

3. Капинос В.И., Львова С.И., Пучкова Л.И. и др. Единый государственный экзамен 2002. Коктрольные измерительные материалы. Русский язык. Министерство образования РФ. 2-е изд. М., Просвещение, 2003.

 

4. Лион П.Е., Лохова Н.М. Литература для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. Учебное пособие. 3-е изд. Стереотип. М.,Дрофа, 2001.

 

5. Лосева Л.М. Как строится текст. Пособие для учителей. Под ред. Солганика Г.Я.,. М., Просвещение, 1980.

 

6. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. 3-е изд. М.. Флинта. Наука., 2001.

 

7. Михальская А.К. Основы риторики. 10 – 11 кл. М., Дрофа, 2001.

 

8. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 кл. М., дрофа, 2001.

 

9. Пахнова Т.М. Русский язык: сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс средней школы. 11 кл.. М., дрофа, 2001.

 

10. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. СПб., Институт образования взрослых совместно с «Тускарора», 1994.

 

11. Францмиа Е.К. Изложение с элементами сочинения: 5-9 кл. Книга для

учителя. М., Просвещение, 2001.

 

12. Мартынова Л.А. Подготовка к экзаменационному изложению в 9 классе. Практические рекомендации. М., Айрис Пресс, 2005.

 

13. Руссова Н.Ю. Технология написания сочинения. М., Айрис Пресс, 2007.

 

14.  Пахнова Т.М.Русский язык. Комплексная работа с текстом. Дидактические материалы. М., Айрис Пресс, 2006.

 

15.  Степанова Л.С. Система работы с текстом. М., Вербум-М, 2005.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К СПЕЦКУРСУ – образцы КИМов для проверки знаний

Конспект занятия элективного курса «Основы комплексного анализа текста» по теме «Композиция научного, публицистического и художественного текстов».

Цели:  -научить анализировать композицию завершенного текста;

-совершенствовать умение композиционно грамотно строить текст собственной работы;

-повышение уровня языковой эрудиции и компетентности;

-развитие творческих способностей.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

Несколько уроков мы будем работать по теме «Композиция научного, публицистического и художественного текста».

Вспомните, пожалуйста, что такое композиция текста и какие функции она выполняет?

Вы правы, композиция текста – это его построение.

Композиция текста выполняет две функции: с ее помощью автор доносит свою мысль и содержание текста до адресата и сохраняет эмоциональный интерес этого адресата к тексту. Автор так выстраивает композицию текста, чтобы она помогла ему общаться с читателем. Обычно текст состоит из трех композиционных частей: вступления, основной части и заключения.

Сегодняшнее занятие посвящено вступлению.

Вступление должно быть лаконичным и в то же время интересным, энергичным, умело подводящим к основной мысли (тезису) текста.

 

Какие приемы помогают автору сделать вступление энергичным?

 

Вот несколько советов.

 

1. Тема текста предъявляется обычно именно во вступлении (во 2-м или 3-м предложении). Основная мысль часто предъявляется в конце вступления.

2. Вступление должно быть четким по своей цели (функции), и в соответствии с этой целью автор выстраивает содержание вступления.

 

У вступления есть определенные функции

Типичные цели (функции) вступления в научном, публицистическом и художественном текстах:

■ дать общие сведения об обсуждаемой теме, назвать известное и спорное в ней;

■ наметить логику развития основной мысли в тексте, дать характеристику порядка обсуждения проблем;

■ создать у читателя состояние напряженного ожидания (заинтриговать его);

■ вызвать у читателя определенное чувство, эмоционально настроить его.

 

Предлагаю рассмотреть все на практике.

Упражнение 1

1. Прочитайте вступления к текстам.

a) Я хотел бы поговорить о сказках. Приходилось ли нам замечать, что их герои без устали поедают друг друга? Поедание — вот стержень, вокруг которого закручен сказочный сюжет. Давайте задумаемся на мгновение: что случилось бы со сказками, если бы знаменитые персонажи вдруг разом
потеряли бы аппетит?

 

б) «Все, о Люцилий, не наше, а чужое, только время наша собственность. Природа предоставила в наше владение только эту вечно текущую и непостоянную вещь, которую, вдобавок, может отнять у нас всякий, кто этого захочет...Люди решительно ни во что не ценят чужого времени, хотя оно единственная вещь, которую нельзя возвратить обратно при всем желании». Так писал Сенека в самом начале нашей эры, в 50-м голу от Рождества Христова.

 

в) Фарадей был одним из героев моего детства. Я прочел книжку о том, как он мальчиком работал подмастерьем и по ночам сидел над растрепанными томами, которые приносили переплетать заказчики. Жизнь его начиналась трудно и далеко от славы и науки. Она не требовала для подражания ничего, кроме увлеченности и бедности. Я тоже хотел стать великим ученым. Тем более что у Фарадея все выглядело как нельзя более просто. Лишь потом я начал кое-что понимать в жизни этого человека, с виду весьма монотонной.

 

г) Достоевский загадочно обронил однажды: «Мир спасет красота». Что это? Мне долго казалось — просто фраза. Как бы это возможно? Когда в кровожадной истории, кого и от чего спасала красота? Облагораживала, возвышала — да, но кого спасала?

 

д) От будущего обычно ждут или очень много хорошего, или очень много плохого, или наступления рая на земле, или конца света.

Конец света кажется, конечно, более реальной перспективой, — не тот, что свалится на нас сам по себе откуда-то извне, будь то космическая катастрофа или второе пришествие, а тот, что постепенно подготавливается нашими усилиями.

 

е) Одно из самых очаровательных воспоминаний детства — это наслаждение, которое я испытывал, когда наша учительница читала вслух на уроке «Капитанскую дочку». Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.

2. Определите цели, с которыми авторы создавали эти вступления. Есть ли совмещение целей?

3. Отвечают ли вступления требованиям лаконичности, энергичности?

4. Как авторы работают с предъявлением темы, «поместилась» ли
в какое-либо из вступлений основная мысль текста?

Хочется напомнить, что основная мысль текста-рассуждения при дедуктивном способе выстраивания аргументов (доводов и примеров) должна предъявляться либо в конце вступления, либо в начале основной части.

Обратимся еще к одному упражнению.

Упражнение 2

Упражнение 3

ВТОРОЕ ЗАНЯТИЕ

Упражнение 4

Все ли микротемы «одной величины» в каждом тексте? Чем отличается в этом аспекте второй текст от первого? Почему в первом тексте автор подчеркивает соразмерность микротем, а автор второго текста — их несоразмерность? Как эта характеристика второго текста сочетается (или вступает в противоречие) с логичной сменой микротем? Оцените мастерство каждого из авторов в сохранении вашего интереса к тексту.

Повторите на материале этих текстов тему «Межфразовые связи в тексте». Найдите эти связи между основной мыслью и микротемами, между микротемами, внутри микротем, определите их значение (содержание), средства связи. Найдите закономерности в накоплении информации, которую дает анализ содержания межфразовых связей.

Достаточно спокойный темп развития темы может «усыпить», утомить читателя. Чтобы этого не произошло,автор научно-популярного, публицистического и художественного текста украшает смену микротем. Он использует для этого противопоставление, контраст содержания микротем (иначе это называется антитезой), подчеркнутое перечисление однотипных по содержанию и объему микротем, кроме того, автор может так расположить микротемы, что каждая последующая усиливает или ослабляет смысл предыдущей микротемы (это называют градацией).
Антитеза, перечисление и градация, использованные в композиции текста, делают текст красивым, эстетически привлекательным для читателя.

Микротемы, сменяясь в основной части текста, могут составлять не одну, а несколько композиционных линий:

■ основную линию, которая определяется ведущим типом речи;

■ фоновую линию, включающую предысторию событий, различные сведения справочного типа, пояснения и т. п.;

■ линию авторских отступлений: размышлений, пояснений, ассоциаций и т. п.
Включение «добавочных» композиционных линий в основную часть разнообразит темп развития темы, то замедляя, то ускоряя его. Эта смена темпа всегда эмоционально привлекательна для читателя. Добавочная информация, присутствующая в фоновой линии и в авторских отступлениях, может сделать текст авторитетным и информативным.

 

Упражнение 5

1 Прочитайте текст.

Когда началась война с Турцией, русское командование закупило несколько тысяч верблюдов. У Даля был свой верблюд. Обыкновенный живой верблюд с горбами, с тяжелыми мягкими лапами, с грустными глазами, теплой мордой и презрительно поджатыми губами.

Далев верблюд был дороже золотого. Мягко ступая, важно задирая голову, таскал он по военным дорогам не пустую поклажу, а десять лет жизни Даля. Верблюд был нагружен словами.

Тетрадок и записных книжек во время кампании прибавилось столько, что тесен стал заслуженный чемодан. Дальпаковал слова в тюки, навьючивал на верблюда. Товарищи шутили: «Ну, Владимир Иванович, теперь пиши, не стесняйся. Эта скотинка, говорят, и двадцать пудов выдержит».

Доктор Морни прицепил к Далеву тюку свой кларнет. Денщик Алексей, хоть и северный мужик, однако, привязался к неведомому зверю, управлялся с ним не хуже, чем с лошадью. Подружился с верблюдом приставший пес. Так и двигались через Балканы: впереди, в повозке, Даль и де Морни, за ними — Степан в телеге с хозяйственной утварью, следом Алексей на верблюде; замыкал шествие пес—весело махая хвостом, как флагом.

Верблюд пропал во время короткой стычки, за два дня перехода до Адрианополя.

Даль перевязывал раненых и возвратился в обоз, где все смешалось в минуты внезапного боя. Он не нашел ни Алексея, ни верблюда. Бедный пес лежал с простреленной головой.

Степан путано объяснял, что очень испугался, залез под телегу и не видел ничего.

Даль признавался потом, что осиротел с утратой своих записок. «Осиротел» — тяжелое слово. Так говорят, когда теряют близких.

Может, и хорошо, что пропали тогда Далевы записки.
Утрата подсказала Далю, что не увлечением они были, а призванием. Понял, что без них ему в жизни не обойтись.

Еще лучше, что через неделю казаки привели в Адрианополь отбитого у врага верблюда.

Туркам не понадобились десять лет жизни Даля. Упакованные в тюки, они мирно покоились возле мохнатых горбов. Де Морни быстро отвязал свой кларнет, загудел марш. А Даль вдруг изнемог: обнял верблюда за шею, прижался лбом к пыльной и жаркой его шерсти, да так и стоял, ослабев.

Говорят: мал сокол, да на руке носить — велик верблюд, да воду возить. Любимей золотого царского сокола был этот дикий двугорбый водовоз для Даля.

Поджав губы, верблюд печально смотрел на Даля. Не сразу спохватились, что Алексей-то не вернулся. Даль кинулся к казакам — нет, не видели.

Затерялся северный мужик в турецких землях. Навсегда. Не иначе, голову сложил.

Теперь передвигались так: впереди — де Морни с кларнетом, за ним — Степан с провизией и котлом, позади -
Даль с верблюдом.

А где-то за ближним поворотом, таясь, поджидала уже гибель доктора де Морни, боевого друга. Нет счета потерям...

Даль глаз не спускал с верблюда. Цену узнаешь, как потеряешь.

(Л. Булатов, В. Порудоминский)

Посмотрите, какими «включениями» в текст дополняется, перебивается вами основная сюжетная (композиционная) линия: найдите предыстории героев, сведения справочного характера, прогнозы событий, авторские размышления и оценки. Сколько микротем вы находите в каждом включении?

Найдите в этих размышлениях и оценках градацию, перечисление. Почему они нужны автору? Как они помогают «усилить» основную мысль текста и вывести вас, читателей, на понимание проблемы текста (Истинный ученый есть прежде всего великая личность)?

5. Составьте план основной части. Сколько микротем в основной композиционной линии? Какие средства межфразовых связей использованы в тексте при их связях и в связях этих микротем с основной мыслью? Каково содержание (значение) этих связей?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Упражнение 8

Упражнение 9

1. Прочитайте текст.

Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусами, уносящимися вдаль по безбрежным волнам времени.
Иногда прославленную белокаменную церковь под Владимиром уподобляют лучистой безмолвной звезде, уплывающей в бесконечность мироздания.

Благородные пропорции белого храма, отражающегося свыше восьми веков в водах, точно и естественно вписываются в окружающий пейзаж — луговое среднерусское раздолье, где растут духмяные травы, лазоревые цветы и звучат
нескончаемые песни жаворонков.

Трудно сказать, когда Покровом на Нерли лучше всего любоваться. Недвижимый белый камень удивительным и таинственным образом перекликается с временами года.

На рассвете, когда над заречными муромскими лесами играют солнечные лучи, от всплесков светотени древние стены словно колеблются, светлея час от часу. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь. Текут речные потоки. Дни и ночи, месяцы и годы, столетия уносит река жизни. Сменяются поколения, а лебедь-храм плывет и плывет среди неоглядных просторов. Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами...

Храм посвящается Покрову Богородицы, которая, по старинному поверью, держала в руках плат-покров, защитив город от врагов.

Празднование Покрова стало на Руси одним из торжественных и любимых крестьянских праздников. Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы, начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая. Кроме того, с
незапамятных языческих времен было распространено почитание Девы Зари, что расстилает по небу свою нетленную розовую фату, прогоняя всякое зло.

Очень хорош Покров на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины. С высокого холма, где стоит храм, открываются луга, с травами и цветами, которые, как ковер, ведут к храму. А в воде, подступающей к холму, отражается храм, как сказочное видение. Храм плавает в подводной глубине.

Там, внизу, в подводном царстве, чуть заметно покачиваются вершины деревьев, овевая, словно опахалами, белопенный храм.

Окончилось жаркое лето, и желтизной вспыхивают леса, по которым крадется осень. Золотистые листья покрывают холм возле Покрова. Печаль родных полей. Столетиями перед храмом умирают цветы и травы, а звериные и человеческие рельефы, стройный каменный пояс, порталы, украшенные резьбой, недвижимо возвышаются над окрестностью.

Покров на Нерли надо увидеть во время дождя, когда огромная туча останавливается словно для того, чтобы полюбоваться храмом. Окрестные воды делаются мутно-зелеными, а строение приобретает задумчивость, словно ожидает кого-то. И с неба на землю опускается осенняя радуга, освещая силуэт храма, делая его почти неосязаемым, нереальным, фантастическим.

Зима обволакивает бахромой деревья, кустарники, и храм растворяется в окружающей белизне. Зимние припорошенные деревья похожи на цветущие вишни. Холодные своды храма по-прежнему полны жизни и чувства.

Храм построен в честь погибшего в лютой сечи семнадцатилетнего сына Андрея Боголюбского, юного Изяслава, которого народное предание называет вишенкой, срубленной в цвету. Убитый врагами юноша, возможно, и был похоронен на нерлинском холме или в самом храме. Возвратившись из победоносного похода против волжских булгар, Андрей скорбел о сыне и сам выбрал место для храма.

(По Е.Осетрову)

2. Вам предлагается сделать целостный анализ интересной композиции этого текста-описания.
До того, как вы выполните это задание, сделайте следующее:

а) составьте схему текста и убедитесь, что микротемы, непосредственно связанные с основной мыслью и формирующие основную композиционную линию, являются сложными: они состоят из более мелких и простых микротем;.

в) составьте к тексту сложный план и выявите простые микротемы;.

г) дайте анализ простых микротем: вид связи со сложной микротемой, форма и смысл этих связей; как сложные микротемы влияют на темп развития темы;.

д) введите эти дополнения в план анализа композиции текста, который вы собирали в течение нескольких занятий.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Упражнение 10

1. Перечитайте текст упр. 9

2. Отметьте средства выразительности, использованные в этом тексте.

3. С какой целью они использованы? Как они помогают автору обозначить проблему, которая его волнует, и заинтересовать ею читателя?

Составьте небольшое связное рассуждение об особенностях использования средств выразительности в научно-популярном тексте на материале этого текста.

 

Упражнение 14

Программа спецкурса «Основы комплексного анализа текста» для 11 класса

Составлено на основе Федерального компонента Государственного Образовательного стандарта среднего общего образования

Реализуется на уровне среднего общего образования, в11 классе

Количество часов по программе: 34 часа

Составитель: учителя русского языка и литературы Дивейкина О.О., Шаронова О.В.

Срок реализации: 1 год

Год составления: 2016


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.116 с.)