Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Великое переселение народов.

Поиск

С конца 4в.н.э племена Восточной Европы оказались вовлечены в крупные миграционные процессы - Великое переселение народов.

Одним из факторов движения народов стало резкое изменение климата в Европе, вызванного сильным похолоданием. Племена, проживающие на побережье Балтийского моря были вынуждены мигрировать на юг, в поисках новой среды обитания и защиты от воинственных кочевых племен готов (германцев).

Передвижения славянских племен стали крупномасштабными во 2 половине 5в.н.э.

В течении 6-7в. славяне заняли обширные пространства в восточной, центральной, юго-восточной Европе:

На западе-  достигли  реки Эльбы;

На севере-  реки Нева и Ладожское озеро;

на юге - весь Балканский полуостров;

На востоке- достигли рек Днепр и Дон.

Такое существенное расширение среды обитания привело в делению праславян на 3 ветви: западных, южных, восточных славян.

ПРАСЛАВЯНЕ

Западные                                                Южные                                       Восточные

- поляки;                                        - болгары;                                          - русские;

- чехи;                                            - сербы;                                              - украинцы;             

- словаки.                                       - хорваты;                                          - белорусы.

                                                       - словенцы;

                                                       - черногорцы;

                                                       - боснийцы.

СОСЕДИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

На севере- скандинавы- это племена, которые в истории будут называть по- разному: викинги, варяги или норманны. Для истории развития восточно- славянских племен более принято название ВАРЯГИ  или НОРМАННЫ.

На северо –западе- балты - предки современных латышей, эстонцев.

На северо- востоке- финно- угорские народы. Это были многочисленные племена марийцев, мордвы, удмуртов, коми, чуди, мери, мещери.

На востоке - хазары.   Хазары, тюрко-язычный народ, уже были объединены в государство Хазарский каганат и представляли первую волну воинственных кочевых племен, живших в непосредственной близости от восточно- славянских племен.

На юге- греки, колонизировавшие побережье Черного моря и основавшие там города- полисы:       

- Ольвия (г.Николаев)

-Херсонес (г.Севастополь)

- Пантикапей (г.Керчь)

- Керкинитида (г.Евпатория)

Это были города – государства (7в.до н.э – 6в.н.э)  

С 6в. н. э. на юге восточные славяне соседствуют с могущественнейшей ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИЕЙ, со столицей в городе ЦАРЬГРАД.

ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН.

Описание жизни восточных славян отходит к знаменитой первой летописи на Руси «Повести временных лет», написанной в 12в. н.э монахом Нестором.

Нестор пишет, что на территории проживания восточных славян в 6 – 9 веках н.э. возникло 12 племенных союзов.

                                  Племенные союзы восточных славян:

1) Поляне - «живущие в поле».

2) Древляне - «живущие в лесах».

3) Волыняне (бужане) - жители района реки Буг.

4) Хорваты.

5) Тиверцы.

6) Уличи – жители  «угла», где река Днепр делает крутой поворот.

7) Северяне.

8) Радимичи- по имени родоначальника Радима.                2 родных

9) Вятичи- по имени родоначальника Вятко.                             брата.

10) Дреговичи - жители болот - «дрягвы».

11) Кривичи – жители «края», «окраины» славянского расселения.

12).Словене  ильменские - живущие в районе озера Ильмень.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЛАСТИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН.

    Во главе племенных союзов князья. «Князь» - слово заимствовано из древненемецкого - означает главу рода, старейшину.

  Князья выполняли:

  -управленческие;

  -военные;

  -судебные;

  -религиозные функции.

   Известна историческая летописная легенда о Кие и его братьях, державших «княженье в полях», который основал «град» и назвал его в свою честь - «Киев».

   Князю помогал СОВЕТ СТАРЕЙШИН – племенная знать, которая занималась гражданскими делами.

  В военных делах князю помогала ДРУЖИНА, отряд профессиональных воинов. Первоначально князь был одним из дружинников и считался самым храбрым и мужественным воином.

Племенные вече - народные собрания, где участвоваловсе население, включая знать.

  Во время войны, в помощь дружине  из населения племенных союзов создавалось народное ополчение.

Таким образом,  триада   князь-совет старейшин –вече становится основой управления этих 12 племенных союзов и называется   «военной демократией».

 

ЭКОНОМИКА. ЗАНЯТИЯ СЛАВЯН.

Основой хозяйственной деятельности  восточных славян было пашенное земледелие.

                                       Применялось 2 пахотных орудия:

- РАЛО (в южных районах) с переходом к плугу, который глубоко врезал пласт земли и переворачивал его.

- СОХА (на севере), которая проводила неглубокие борозды на земле. Запрягали в соху лошадь, тяжелый плуг тянули  волы.

 

                           Славяне использовали 2 системы земледелия.        

На  севере, в лесной зоне – подсечно- огневая или подсека.                                                                                    

Суть: посев производился после вырубания леса, пеньки и корни деревьев выжигались, а зола использовалась в качестве удобрения.

На юге, в степной зоне – перелог или переложная система.

Суть: после нескольких лет использования земля истощалась, ее оставляли без обработки на 8- 14 лет, для восстановления плодородия и переходили на новый участок.

Основные культуры - пшеница, просо, ячмень, овес.

Зерновые культуры называли - «жито»- жизнь.

Меньшее значение играли:

-скотоводство- разводили крупный рогатый скот, лошадей. (слово «скот»- деньги.)
-охота

-рыболовство

-бортничество- добыча меда диких пчел. («Борть»- место обитания роя  диких пчел.)                                                                                 

 

РЕМЕСЛА:

1) Железоделательное ремесло, обработка металлов. Сырьем служила болотная руда, которая откладывалась на корнях болотных и озерных растений. Уже в 7-9в.н.э.

у славян появляются специальные поселки металлургов.

2 ) Гончарное ремесло - по берегам рек залегали глины хорошего качества, следовательно изготовление кухонной и столовой посуды. Главная форма посуды- горшки с волнистым узором. Их использовали не только как посуду, но и как погребальные урны.

3 ) Ткацкое ремесло - изготовление тканей.

4) Хуже развито ювелирное ремесло из-за отсутствия сырья.

 

ТОРГОВЛЯ.

Развитие  торговли связанно с путями сообщения вокруг крупных речных систем.

Важнейший торговый путь   «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ»:

 - из Варяжского (Балтийского) моря

-  по Неве

-  в Ладожское озеро

-  по реке Волхов

-  в Ильменское озеро

- по реке Ловать к волоковым путям. Волоки   - часть суши, по которой тянули корабль.

-  на Днепр

-  в Черное море

-  далее в столицу Византии Царьград.

 

  Волжский торговый путь:

- из Варяжского (Балтийского) моря

- по Неве

- в Ладожское озеро

- по реке Свирь

- в Онежское озере

- по волоковым путям

- в озеро Белое

- по реке Шексна

- в реке Волга

- в Каспийское море.

Волжский путь – вел в Каспийское море.

 

Предметы экспорта: мех, воск, мед, рабы.

Импорт: предметы роскоши: дорогие ткани, вина, украшения.

 

РЕЛИГИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН:

Язычество- культ предков, поклонения явлениям природы, земледельческие культы. На своей поздней стадии язычество понимали как  многобожие. Функции жрецов у вождей. Языческих храмов не существовало. КАПИЩЕ- святилище, где славяне приносили жертвы. ИДОЛ - скульптурное изображение языческого  божества.

 

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ ЯЗЫЧЕСТВА:

Ранняя стадия развития язычества выражалась в:

1. Фетишизм -     поклонения предметам: камню, дереву (особенно дубу).

2. Оборотничество – вера в превращение человека в животного и наоборот (царевна- лебедь, царевна – лягушка).

3. Тотемизм -    вера в происхождениечеловеческого рода   от какого- либо вида животных. 

                         

Более поздняя стадия развития язычества:

Впоследствии поклонение относится не к самому предмету, а к его духу (демону) в результате начинается новая ступень язычества ПОЛИДЕМОНИЗМ. Поли- много.

Духи обособляются по месту обитания:

-водная стихия- водяные, русалки- духи умерших девушек, иногда утопленниц.

-лес- леший или лесовик.

-в поле, в траве –полевик.

-в жилище- домовой, маленький, горбатый старик.

Поздняя стадия язычества:

Следующий этап ПОЛИТЕИЗМ (многобожие)– вера в богов.

Боги:

Перун – бог грозы, молнии, грома. Главное языческое божество.

Велес (Волос) - бог скота, торговли, богатства. Покровитель скотоводов, купцов, дружинников.

Ярила – бог плодородия.

Купала- бог летнего травоцветения.

Дажьбог – бог солнца.

Стрибог – бог ветра, вьюги.

Мокошь –земная супруга Перуна, богиня плодородия, воды, потом покровительница женской судьбы.

Симаргл – священный крылатый пес.

Сварог – бог огня. Покойника сжигали на погребальных кострах.

СЛАВЯНСКИЕ ПРАЗДНИКИ:

Непосредственно связаны с язычеством.

Новый год и святки.

  Главный зимний праздник – праздник начала земледельческого года – Новый год.

После принятия христианства праздник совпал с Рождеством и святками, которые следовали за рождеством.

Праздник – 12 дней. По древним верованиям в эти дни определялась судьба будущего урожая. Праздник сопровождался гаданиями, колядованиями.

«Колядка» - песенка- благопожелание, исполняемая ряжеными, облаченными в звериные шкуры, изображавших нечистую силу, животных, олицетворявших плодородие: козу, коня.

На святках гадали о будущем урожая и о судьбе. Девушки пытались узнать имя своего «суженого»- будущего мужа.

 

Масленица.

Самым веселым весенним праздником считалась масленица – дохристианский праздник, праздник проводов зимы и встречи весны.

Название в честь древнего обрядового блюда – масленого блина.

Блины- поминальная обрядовая пища восточных славян.

Масленица – сопровождалась обильными пиршествами и гулянками, обязательно наряжали чучело –его воздвигали в центре гуляний, а в конце праздника сжигали. Вместе с чучелом – масленицей сгорала и зима.

Последний день Масленицы- прощенное воскресенье.

 

Ивана Купала.

День летнего солнцестояния 22 июня (7 июля).

В самую короткую ночь устраивались гуляния с купаниями и прыжками через костер.

Этот день близок дню Иоанна Крестителя – в восточнославянских традициях Иван Купала. Церковь запрещала праздновать Купалу: народные праздники считались «бесовскими игрищами».

 

Праздник жатвы.

 Главный осенний праздник. Во время окончания жатвы особенно почитался последний сноп. Считалось, что в нем воплощается плодородие. Этот сноп хранили до нового урожая.

 

Свадьба.

Жизнь человека и жизнь природы неразрывно связанны в представлениях славян, в результате каждый праздник включает обряды гаданий о будущей жизни человека, свадьбе или грядущей смерти.

Главным семейным праздником было СВАДЬБА.

Нестор описывает разные брачные обычаи у племен восточных славян:

Поляне – обычаи «кроткие и тихие», они не похищают невест, ждут когда невесту приведут, платят за нее выкуп.

Древляне, вятичи, радимичи, северяне   - жили «звериным образом», умыкали себе невест, у них не было браков, они сходились на игрища между селами, пели «бесовские» песни, имели по 2-3 жены. Похищение невесты – древняя форма брака. Невесту брали из чужого рода,  слово «невеста» - «неведомая», «неизвестная».

 

Переговоры о заключении брака сватовство (отсюда слово «свадьба») велись сватами со стороны жениха. За невесту требовался выкуп у родителей. 

Нестор и церковь осуждали обычаи славян, писали, что браки заключаются у воды, а вместо венчания обходили дерево. Дома жениха и невесту осыпали зерном, чтобы семья жила богато, угощали на пиру караваем. После смерти мужа многие древние авторы описывают обычай самоубийства вдовы на могиле мужа.

Погребальные обряды.

Славяне – язычники сжигали своих мертвых.

Нестор рассказывает, что по умершему устраивали тризну – поминки с различными ритуальными действиями, в том числе боевыми. Затем сооружали большую кладку из дров, возлагали на кладку умершего и сжигали, собирали останки, складывали их в небольшой сосуд – урну.

У славян существовали представления о загробном мире, поэтому сжигали человека, считая, что это самый короткий путь к загробному миру.

Мертвецы, не похороненные по правилам (не сожженные) делались опасными: они становились упырями. Приходилось раскапывать упыря и сжигать его.

Поминать предков считалось обязательным условием.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.138 (0.007 с.)