Москва
2020
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи учебной дисциплины |
2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы |
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускника) |
4. Объем дисциплины и виды учебной работы |
5. Содержание дисциплины |
5.1. Тематический план для очной формы обучения |
5.2. Тематический план для заочной формы обучения |
5.3. Содержание разделов и тем дисциплины |
5.4. Содержание занятий семинарского типа |
6. Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации |
7. Ресурсное обеспечение |
7.1. Перечень основной и дополнительной литературы, нормативно-правовых актов |
7.2. Перечень информационных технологий и ресурсов сети «Интернет» |
8. Описание материально-технической базы |
1. Цели и задачи учебной дисциплины
Изучение дисциплины «Юридическая техника» является неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки обучающихся по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция.
|
Дисциплина «Юридическая техника» представляет собой неотъемлемую часть современной правовой науки в области техники законотворчества и реализации права. Она является одной из теоретико-методологических дисциплин образовательной программы подготовки магистра. Ее изучение – важнейший этап подготовки юристов высшей квалификации.
Юридическая техника – это система научных и прикладных знаний о методах, средствах, приемах и правилах разработки и изложения правового материала в нормативно правовых актах и индивидуальных юридических актах. Главное практическое назначение юридической техники как учебной дисциплины состоит в том, чтобы сформировать навыки выполнения юридической деятельности. Знание правил и приемов юридической техники систематизирует деятельность юриста, формирует его квалификационные качества. Знание правил и приемов юридической техники является важнейшим условием и средством предупреждения и недопущения юридических ошибок. Без четкого изучения юридической техники, трудно решить научные и практические вопросы, связанные с организацией правотворчества и реализации правовых актов.
Цель изучения учебной дисциплины: сформировать у обучающихся систему знаний основных понятий, правил и приемов юридической техники как синтеза теоретического и прикладного знания, сформировать у обучающихся умения и навыки использования правил юридической техники в юридической практике.
Задачи изучения учебной дисциплины:
во-первых, сформировать у обучающихся представление о современных проблемах правотворческой (законодательной) и правоприменительной техники, юридических конструкциях и требованиях к языку правовых документов;
во-вторых, вооружить обучающихся знанием технико-юридических приемов и способов создания, интерпретации и реализации правовых актов;
в-третьих, выработать у обучающихся способность анализировать действующее законодательство с точки зрения содержащихся в нем юридических конструкций, символов, презумпций, фикций и других приемов юридической техники;
|
в-четвертых, изучить закономерности рациональной деятельности законодателя, творческое применение которых обеспечивает подготовку качественно совершенных и эффективных законов;
в-пятых, обогатить обучающихся необходимыми навыками использования приемов, правил и способов юридической техники в практической деятельности;
в-шестых, вооружить обучающихся навыками ознакомления с юридической практикой;
в-седьмых, изучить правила познавательно-логического и нормативно-структурного формирования правового материала и подготовки текста закона.
2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Юридическая техника» входит в вариативную часть профессионального цикла образовательной программы (блок М2). Дисциплина «Юридическая техника» является одной из учебных дисциплин, устанавливаемых вузом. Ее изучение - важнейший этап подготовки магистров.
Учебная дисциплина реализуется в семестрах согласно учебным планам по формам обучения.
Изучению учебной дисциплины предшествует обязательное изучение следующих дисциплин и практик:
№ п/п | Наименование предшествующих дисциплин, практик | № разделов и тем |
1. | Философия права | темы 1, 2 |
2. | Современные проблемы юридической науки | темы 1, 2 |
3. | Методология и методика научных исследований | раздел 1 |
4. | История политических и правовых учений | все разделы |
5. | Сравнительное правоведение | темы 1, 2 |
Учебная дисциплина обеспечивает в последующем освоение следующих учебных дисциплин и практик:
№ п/п | Наименование последующих дисциплин, практик | № разделов и тем |
1. | Научно-исследовательская практика | раздел 1 |
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
(компетенциями выпускника)
Формируемые компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю),
ОК-3
Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
рефлексивное отношение к уровню собственной интеллектуальной и общекультурнойподготовки, стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, мотивированное совершенствование своего образовательного уровня, соответствующего качествам профессионала юриста, обоснованное упорядочивание и регламентация жизнедеятельности
В области знания и понимания (А)
В области интеллектуальных навыков (В)
ОК-5
|
Компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом
способность использовать в практической деятельности всю систему профессиональных умений и навыков, приобретенных в ходе обучения, для решения проблем организации фундаментальных исследований, а также для принятия оптимальных управленческих решений
В области знания и понимания (А)
ПК-1
Способность разрабатывать нормативные правовые акты
способность разрабатывать проекты законов и иные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в различных сферах общественной жизни, адекватно оценивая общественные потребности и руководствуясь правилами нормотворческой техники
В области знания и понимания (А)
В области интеллектуальных навыков (В)
ПК-2
Способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
|
способность обоснованно принимать решения в пределах функций уполномоченных органов и должностных лиц на основе норм материального и процессуального права, обеспечивать использование, исполнение и соблюдение правовых предписаний субъектами права
В области знания и понимания (А)
ПК-7
Способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты
способность на основе знаний смысла правового регулирования, путем профессионального использования приемов, правил и средств интерпретации правового материала квалифицированно осуществлять уяснение и разъяснение содержания нормативных правовых актов
В области знания и понимания (А)
В области интеллектуальных навыков (В)
ПК-8
Способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности
способность на основе знаний правил юридической техники и понимания необходимости обеспечения системности законодательства, осуществлять квалифицированную оценку текстов проектов нормативных правовых актов на предмет соответствия их целям, задачам, предмету и объекту правового регулирования, выявления в них возможных противоречий действующим нормативным правовым актам, выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, а также квалифицированно готовить юридические заключения и давать консультации в рамках своей профессиональной деятельности
|
В области знания и понимания (А)
В области интеллектуальных навыков (В)
ПК-11
Способность квалифицированно проводить научные исследования в области права
способность исследовать явления правовой жизни, используя эвристическую технологию научного мышления, систематизировать объективные знания о правовой действительности
В области знания и понимания (А)
В области интеллектуальных навыков (В)
ПК-12
Способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне
способность обладать устойчивыми теоретическими знаниями и профессиональной методической подготовкой, способствующих преподавать юридические дисциплины и качественно осуществлять педагогическую деятельность
В области знания и понимания (А)
В области интеллектуальных навыков (В)
ПК-13
Способность управлять самостоятельной работой обучающихся
способность создавать условия для самообразования, для формирования у обучающихся умений логически мыслить, самостоятельно анализировать факты, формулировать выводы, обосновывать свои практические действия, а также готовить к непрерывному поиску нового, актуального знания в сфере юриспруденции
В области интеллектуальных навыков (В)
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, всего 144 часов, из них:
Виды учебных занятий |
Всего часов | |
Очная форма обучения | Заочная форма обучения | |
1. Контактная работа (по видам учебных занятий): | 32 | 16 |
Лекции | 4 | 2 |
Практические занятия (из них практические занятия с ИАМ) | 22 (12) | 10 (4) |
Лабораторный практикум | 4 | 2 |
Контроль самостоятельной работы | ||
Консультация | 2 | 2 |
2. Контактная работа по промежуточной аттестации на одного обучающегося | 0,3 | 0,3 |
Форма промежуточной аттестации | Экзамен (26,7) | Экзамен (8,7) |
3. Самостоятельная работа (всего), в т. ч.: | 85 | 119 |
Изучение материалов лекций, подготовка к практическим занятиям; | 13 | 17 |
Решение задач, тестов, ответы на контрольные вопросы; | 12 | 16 |
Работа с нормативными правовыми актами, рекомендованной основной и дополнительной литературой с составлением конспекта; | 11 | 14 |
Подготовка презентации в MS Power Point; | 10 | 15 |
Работа с электронными учебниками (электронно-библиотечная система IPRbooks); | 9 | 14 |
Работа со справочно-правовыми и информационно-правовыми системами («Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс»); | 8 | 14 |
Изучение научно-исследовательских ресурсов сети Интернет; | 7 | 12 |
Подготовка научных докладов и сообщений; | 15 | 17 |
5. Содержание дисциплины
5.1. Тематический план для очной формы обучения
Наименование разделов и тем дисциплины, форма промежуточной аттестации |
Контактная работа, час. |
Контроль | СР |
Всего час. |
Компетенции | ||||||||
Л | ПЗ | ПЗ с ИАМ | Лаб. | Сем. | Сем. с ИАМ | Консультация | КСР | ПА на одного обучающегося | |||||
Тема 1. Юридическая техника как учебная дисциплина | 2 | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
| 13 | 16 | ОК-3; |
ПК-11 | |||||||||||||
ПК-12 | |||||||||||||
Тема 2. Понятие и виды юридической техники
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
| 11 | 16 | ОК-3; | |
ОК-5; | |||||||||||||
ПК-11 | |||||||||||||
Тема 3. Приемы юридической техники
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
| 14 | 18 | ОК-3; | |
ПК-11 | |||||||||||||
ПК-12 | |||||||||||||
ПК-13 | |||||||||||||
Тема 4. Язык правовых документов | 2 | 4 |
|
|
|
|
|
|
|
| 11 | 16 | ОК-3; |
ПК-11 | |||||||||||||
Тема 5. Понятие и содержание правотворческой техники |
| 4 |
|
|
|
|
|
|
| 12 | 17 | ОК-3; | |
ПК-1; | |||||||||||||
ПК-8; | |||||||||||||
ПК-11 | |||||||||||||
ПК-12 | |||||||||||||
ПК-13 | |||||||||||||
Тема 6. Правореализационная юридическая техника |
|
| 4 |
|
|
|
|
|
| 12 | 16 | ОК-3; | |
ОК-5; | |||||||||||||
ПК-2; | |||||||||||||
ПК-11 | |||||||||||||
Тема 7. Толкование как вид юридической деятельности | 4 |
|
|
|
|
|
|
|
| 12 | 18 | ОК-3; | |
ПК-1; | |||||||||||||
ПК-7 | |||||||||||||
ПК-11 | |||||||||||||
Консультация | 2 | ||||||||||||
Экзамен | 0,3 | 26,7 | 27 | ||||||||||
Всего по дисциплине: | 4 | 10 | 12 | 4 | 2 | 0,3 | 26,7 | 85 | 144 |
5.2. Тематический план для заочной формы обучения
Наименование разделов и тем дисциплины, форма промежуточной аттестации |
Контактная работа, час. |
Контроль | СР |
Всего час. |
Компетенции | ||||||||
Л | ПЗ | ПЗ с ИАМ | Лаб | Сем. | Сем. с ИАМ | Консультация | КСР | Промежуточная аттестация | |||||
Тема 1. Юридическая техника как учебная дисциплина | 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 15 | 16 | ОК-3; |
ПК-11 | |||||||||||||
ПК-12 | |||||||||||||
Тема 2. Понятие и виды юридической техники | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
| 13 | 16 | ОК-3; | |
ОК-5; | |||||||||||||
ПК-11 | |||||||||||||
Тема 3. Приемы юридической техники
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
| 16 | 18 | ОК-3; | |
ПК-11 | |||||||||||||
ПК-12 | |||||||||||||
ПК-13 | |||||||||||||
Тема 4. Язык правовых документов | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
| 14 | 16 | ОК-3; | |
ПК-11 | |||||||||||||
Тема 5. Понятие и содержание правотворческой техники |
| 2 |
|
|
|
|
|
|
| 15 | 17 | ОК-3; | |
ПК-1; | |||||||||||||
ПК-8; | |||||||||||||
ПК-11 | |||||||||||||
ПК-12 | |||||||||||||
ПК-13 | |||||||||||||
Тема 6. Правореализационная юридическая техника |
|
| 2 |
|
|
|
|
|
| 14 | 16 | ОК-3; | |
ОК-5; | |||||||||||||
ПК-2; | |||||||||||||
ПК-11 | |||||||||||||
Тема 7. Толкование как вид юридической деятельности | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
| 14 | 18 | ОК-3; | |
ПК-1; | |||||||||||||
ПК-7 | |||||||||||||
ПК-11 | |||||||||||||
Консультация | 2 | ||||||||||||
Экзамен | 0,3 | 8,7 | 18 | 27 | |||||||||
Всего по дисциплине: | 2 | 6 | 4 | 2 | 2 | 0,3 | 8,7 | 119 | 144 |
5.3. Содержание разделов и тем дисциплины
Тема 1. Юридическая техника как учебная дисциплина
Предмет юридической техники. Место теории юридической техники в системе юридических наук. Общая теория юридической техники и отраслевые теории юридической техники. Методология юридической техники (общенаучные, логические, лингвистические, технические и другие методы). Методы научного исследования правого материала, касающегося юридической техники. Способы и средства научных исследований в сфере юридической техники, ее понятийный и категориальный аппарат. Технология формулирования выводов научных результатов на различных этапах исследования проблем юридической техники.
Структура и содержание курса «Юридическая техника». Принципы и методы разработки научно-методического обеспечения дисциплины «Юридическая техника». Значение юридической техники для юриста.
Содержание занятий семинарского типа
Вопросы к обсуждению:
1.Предмет юридической техники как учебной дисциплины.
2.Место теории юридической техники в системе юридических наук.
3.Общая теория юридической техники и отраслевые теории юридической техники.
4.Методология юридической техники (общенаучные, логические, лингвистические, технические и другие методы).
5.Структура курса «Юридическая техника».
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему: «Значение юридической техники для юриста».
Номера задани й: по выбору преподавателя.
Мозговой штурм.
Цель –формирование у студента умений и практических навыков: умение формулировать мысли, выявление точек зрения студентов на понятие и виды юридической техники.
Работа в малых группах.
Вопросы к обсуждению:
1.Теоретико-методологическая проблема определения понятия юридической техники.
2.Современные концепции юридической техники.
3.Юридическая техника и юридическая технология.
4.Понятие и виды юридических документов. Значение юридических документов.
5.Теория юридической техники и общая теория права.
6.Особенности юридической техники в разных правовых системах современности.
7.Понятие и структура юридической техники.
8.Виды юридической техники. Юридическая техника и законодательная техника.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему: «Юридическая ответственность за нарушение правил документооборота».
Номера задани й: по выбору преподавателя.
Мозговой штурм.
Цель –формирование у студента умений и практических навыков: умение формулировать мысли, выявление точек зрения студентов на приемы юридической техники.
Работа в малых группах.
А.Вопросы к обсуждению:
1.Понятие и признаки юридической конструкции (Анализ документов)
2.Правила построения юридических конструкций. Классификация юридических конструкций (Анализ документов)
3.Роль и значение юридических конструкций в законотворчестве (Анализ документов)
4.Правовые презумпции и правовые фикции как приемы юридической техники. Виды презумпций и фикций в праве. Место презумпций и фикций в действующем законодательстве (Анализ документов)
5.Юридические символы: понятие, виды. Место юридических символов в правовом регулировании общественных отношений (Анализ документов)
Б.Ролевая игра по теме «Юридические конструкции как элемент методики преподавания правовой науки» предполагает передачу функций преподавателя одному из обучаемых с целью формирования умений активизировать познавательную и практическую деятельность студентов на основе методов и средств интенсификации обучения; применения различных дидактических методов обучения и логических средства, раскрывающих тему учебной дисциплины, а также квалифицированно проводить рефлексивный анализ процесса обучения и оценивать результат.
Номера задани й: по выбору преподавателя.
Вопросы к обсуждению:
1.Требования, предъявляемые к стилю языка правовых актов. Особенности языковых приемов формулирования норм права.
2.Использование правил грамматики при изложении юридических предписаний в нормативных правовых актах.
3.Юридические термины. Проблема единообразия терминов в действующем законодательстве.
4. Технико-юридическая проблема возможности заимствования терминологии. Неюридические термины как элементы правовых текстов. Иностранная юридическая терминология и национальное законодательство.
5. Роль и значение норм-дефиниций в языке правовых документов. Технико-юридическая проблема унификации понятий, используемых в правовых актах. Правовые нормы-принципы.
Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Профессионализмы, арго и жаргонизмы в текстах юридических документов: причины употребления, допустимые случаи использования».
Номера задани й: по выбору преподавателя.
Практическое занятие с ИАМ по теме 5: «Понятие и содержание правотворческой техники»
Цель и задачи: рассмотреть основные проблемы правотворческой техники на современном этапе, приобретение навыков повышения интеллектуальной и общекультурной компетентности с использованием различных способов, приёмов, средств и коммуникативных инструментов.
Мозговой штурм.
Цель –формирование у студента умений и практических навыков: умение формулировать мысли, выявление точек зрения студентов на содержание правотворческой техники; приобретение навыков использования правил познавательно-логического и нормативно-структурного формирования правового материала и подготовки текста закона; навыков анализа действующего законодательства, с точки зрения, содержащихся в нем юридических конструкций, символов, презумпций, фикций и других приемов юридической техники.
Работа в малых группах.
А. Вопросы к обсуждению:
1.Понятие и виды правотворчества. Требования к правотворческой процедуре.
2.Подходы к пониманию законодательства. Концепция закона как технико-юридический прием правотворчества. Провести анализ проекта нормативного правового акта с целью правильности использования в нем юридических понятий и категорий как средств нормотворческой деятельности в соответствующей сфере правового регулирования (по предложению преподавателя).
3.Правовое регулирование законодательной деятельности в России.
4.Требования, предъявляемые к законодательству. Технико-юридические особенности законодательной деятельности в федеративном государстве.
5. Используя знания правил нормотворческой техники, определить ошибки в проекте закона (по предложению преподавателя).
6.Экспертиза проектов нормативно-правовых актов. Провести правовую экспертизу проекта нормативного правового акта (по предложению преподавателя).
Б.Ролевая игра по теме «Законодательные коллизии: понятие, природа и виды. Коллизионные нормы» предполагает передачу функций преподавателя одному из обучаемых с целью формирования навыков использования современных образовательных технологий, в том числе, интерактивных и дистанционных форм и методов обучения студентов; а также квалифицированно проводить рефлексивный анализ процесса обучения и оценивает результат
Номера задани й: по выбору преподавателя.
Вопросы к обсуждению:
1.Понятие толкования, его структура, объективные и субъективные причины. По предложению преподавателя выявлять и решать проблемы интерпретационного характера, анализируя проект нормативного правового акта.
2.Структура интерпретационной технологии.
3.Способы толкования нормативных актов. Использовать грамматический, логический, лексический, историко-политический, специально-юридический способы толкования для уяснения подлинного содержания, предложенного преподавателем, проекта нормативного правового акта.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.239 с.)