Международный юридический институт. Международный юридический институт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международный юридический институт. Международный юридический институт



МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра теории и истории права и государства

УТВЕРЖДАЮ

 


Проректор по учебной и методической работе

 

__________________________С.И. Сильченко

«27»                  декабря                 2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Юридическая техника

УГН: 40.00.00 Юриспруденция

Направление подготовки:

Направленность:

40.04.01 Юриспруденция Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право; Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право;

Квалификация (степень) выпускника:

магистр

Форма обучения:

очная, заочная

Срок обучения (по очной форме):

2 года
Рассмотрена на заседании кафедры, протокол № 4 от 11.12.2013 г.   Обсуждена и рекомендована на заседании УМС, протокол № 55/1 от 19.12.2013 г. Одобрена на заседании Ученого совета, протокол № 8 от 23.12.2013 г.
     

 

                                                                            

   

Москва

 2020

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи учебной дисциплины
2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускника)
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины
5.1. Тематический план для очной формы обучения                                                    
5.2. Тематический план для заочной формы обучения                                                 
5.3. Содержание разделов и тем дисциплины                                                               
5.4. Содержание занятий семинарского типа
6. Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации
7. Ресурсное обеспечение
7.1. Перечень основной и дополнительной литературы, нормативно-правовых актов
7.2. Перечень информационных технологий и ресурсов сети «Интернет»              
8. Описание материально-технической базы                       

 


1. Цели и задачи учебной дисциплины

 

Изучение дисциплины «Юридическая техника» является неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки обучающихся по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция.

Дисциплина «Юридическая техника» представляет собой неотъемлемую часть современной правовой науки в области техники законотворчества и реализации права. Она является одной из теоретико-методологических дисциплин образовательной программы подготовки магистра. Ее изучение – важнейший  этап подготовки юристов высшей квалификации.

Юридическая техника – это система научных и прикладных знаний о методах, средствах, приемах и правилах разработки и изложения правового материала в нормативно правовых актах и индивидуальных юридических актах. Главное практическое назначение юридической техники как учебной дисциплины состоит в том, чтобы сформировать навыки выполнения юридической деятельности. Знание правил и приемов юридической техники систематизирует деятельность юриста, формирует его квалификационные качества. Знание правил и приемов юридической техники является важнейшим условием и средством предупреждения и недопущения юридических ошибок. Без четкого изучения юридической техники, трудно решить научные и практические вопросы, связанные с организацией правотворчества и реализации правовых актов.  

Цель изучения учебной дисциплины: сформировать у обучающихся систему знаний основных понятий, правил и приемов юридической техники как синтеза теоретического и прикладного знания, сформировать у обучающихся умения и навыки использования правил юридической техники в юридической практике.

Задачи изучения учебной дисциплины:

во-первых, сформировать у обучающихся представление о современных проблемах правотворческой (законодательной) и правоприменительной техники, юридических конструкциях и требованиях к языку правовых документов;

во-вторых, вооружить обучающихся знанием технико-юридических приемов и способов создания, интерпретации и реализации правовых актов;

в-третьих, выработать у обучающихся способность анализировать действующее законодательство с точки зрения содержащихся в нем юридических конструкций, символов, презумпций, фикций и других приемов юридической техники;

в-четвертых, изучить закономерности рациональной деятельности законодателя, творческое применение которых обеспечивает подготовку качественно совершенных и эффективных законов;

в-пятых, обогатить обучающихся необходимыми навыками использования приемов, правил и способов юридической техники в практической деятельности;

в-шестых, вооружить обучающихся навыками ознакомления с юридической практикой;

в-седьмых, изучить правила познавательно-логического и нормативно-структурного формирования правового материала и подготовки текста закона.

2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Юридическая техника» входит в вариативную часть  профессионального цикла образовательной программы (блок М2). Дисциплина «Юридическая техника» является одной из учебных дисциплин, устанавливаемых вузом. Ее изучение - важнейший этап подготовки магистров.

Учебная дисциплина реализуется в семестрах согласно учебным планам по формам обучения.

Изучению учебной дисциплины предшествует обязательное изучение следующих дисциплин и практик:

№ п/п Наименование предшествующих дисциплин, практик № разделов и тем
1. Философия права темы 1, 2
2. Современные проблемы юридической науки темы 1, 2
3. Методология и методика научных исследований раздел 1
4. История политических и правовых учений все разделы
5. Сравнительное правоведение темы 1, 2

Учебная дисциплина обеспечивает в последующем освоение следующих учебных дисциплин и практик:

№ п/п Наименование последующих дисциплин, практик № разделов и тем
1. Научно-исследовательская практика раздел 1

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 (компетенциями выпускника)

 

Формируемые компетенции

Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю),

ОК-3

Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

рефлексивное отношение к уровню собственной интеллектуальной и общекультурнойподготовки, стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, мотивированное совершенствование своего образовательного уровня, соответствующего качествам профессионала юриста, обоснованное упорядочивание и регламентация жизнедеятельности

В области знания и понимания (А)

Знать А1 – знает потенциальные возможности повышения своего интеллектуального и общекультурного уровня, критерии его мотивации; А4 – знает способы и приёмы совершенствования своего интеллектуального и общекультурного уровня; А5 – знает методологию юриспруденции как самостоятельной области юридического познания; различные стили и образы юридического познания; А6 – знает достижения отечественной и зарубежной юридической науки и практики, способствующие интеллектуальному и общекультурному обогащению.

В области интеллектуальных навыков (В)

Уметь В2 – умеет применять полученные знания для понимания закономерностей развития государства и права; для использования в процессе правотворчества и научно-исследовательской работы; В3 – умеет выявлять, изучать и анализировать современные проблемы юридической науки; В4 – умеет планировать и прогнозировать совершенствование уровня своей интеллектуальной и общекультурной компетентности; В5 –   умеет генерировать новые идеи и формировать собственный алгоритм воплощения их в области своего интеллектуального и общекультурного развития;

ОК-5

Компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом

способность использовать в практической деятельности всю систему   профессиональных умений и навыков, приобретенных в ходе обучения,  для  решения проблем организации фундаментальных исследований, а также для принятия оптимальных управленческих решений

В области знания и понимания (А)

Знать А1 – знает методику конструирования практической деятельности исходя из реально приобретенных умений и навыков; А2 – знает понятие и принципы методологии юридической науки; современные представления о научном познании;

ПК-1

Способность разрабатывать нормативные правовые акты

способность разрабатывать проекты законов и иные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в различных сферах общественной жизни, адекватно оценивая общественные потребности и руководствуясь правилами нормотворческой техники

В области знания и понимания (А)

Знать А1 – знает сущность и содержание правотворчества; А2 – знает основные понятия и категории, касающиеся нормотворческой деятельности; А3 – знает природу и содержание актов нормотворческого процесса; А4 – знает особенности рациональной деятельности законодателя, творческое применение которых обеспечивает подготовку качественно совершенных и эффективных законов;

В области интеллектуальных навыков (В)

Уметь В1 - умеет оперировать юридическими понятиями и категориями как средствами нормотворческой деятельности; В2 – умеет   применять правила нормотворческой техники; В3 – умеет  выявлять и решать разнообразные проблемы интерпретационного характера, касающиеся разработки нормативных правовых актов; В5 – умеет   проводить правовую экспертизу нормативных правовых актов;

ПК-2

Способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности

способность обоснованно принимать решения в пределах функций уполномоченных органов и должностных лиц на основе норм материального и процессуального права, обеспечивать использование, исполнение и соблюдение правовых предписаний субъектами права

В области знания и понимания (А)

Знать А1 – знает методологические основы правоприменительной деятельности, ее характерные черты, место в современной правовой действительности; особенности взаимосвязей основных этапов применения права; природу и содержание актов правоприменительного процесса;

ПК-7

Способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты

способность на основе знаний смысла правового регулирования, путем профессионального использования приемов, правил и средств интерпретации правового материала квалифицированно осуществлять уяснение и разъяснение содержания нормативных правовых актов

В области знания и понимания (А)

Знать А1 – знает методологические основы толкования права: сущность толкования норм права, его характерные черты, способы и виды, место в современной правовой действительности; объект; А2 –  знает основные понятия и категории, касающиеся интерпретационной деятельности, формы актов официального толкования; А3 – знает особенности взаимосвязи и взаимодействия основных способов и видов толкования норм права; А4 – знает природу и содержание актов официального толкования как результатов праворазъяснительного процесса;

В области интеллектуальных навыков (В)

Уметь В1 – умеет  применять полученные теоретические знания в области интерпретационной деятельности для осознания смысла и содержания нормативных правовых актов; В2 – умеет  применять грамматический, логический, лексический, историко-политический, специально-юридический способы толкования для уяснения подлинного содержания нормативных правовых актов; В3 – умеет  разъяснять нормативные акты, разграничивать официальное и неофициальное разъяснение (толкование) нормативных актов; В4 – умеет  использовать результаты официального толкования как основу реализации права; В5 – умеет  использовать способы толкования нормативных правовых актов как средство выявления правотворческих ошибок;

ПК-8

Способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности

способность на основе знаний правил юридической техники и понимания необходимости обеспечения системности законодательства, осуществлять квалифицированную оценку текстов проектов нормативных правовых актов на предмет соответствия их целям, задачам, предмету и объекту правового регулирования, выявления в них возможных противоречий действующим нормативным правовым актам, выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, а также квалифицированно готовить юридические заключения и давать консультации в рамках своей профессиональной деятельности

В области знания и понимания (А)

Знать  А1 – знает правила юридической техники, обеспечивающие правотворческую деятельность; А2 – знает требования руководящих документов предъявляемые к проектам нормативных правовых актов; А3 – знает  сущность, содержание средства и методы осуществления юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов;

В области интеллектуальных навыков (В)

Уметь В1 – умеет оценивать соответствие акта правовым принципам, требованиям юридической техники, в том числе наличие необходимых реквизитов, правильность использования правовых категорий;

ПК-11

Способность квалифицированно проводить научные исследования в области права

способность исследовать явления правовой жизни, используя эвристическую технологию научного мышления, систематизировать объективные знания о правовой действительности

В области знания и понимания (А)

Знать А1 – знает методы научного исследования правого материала; А2 – знает способы и средства научных исследований в соответствующей области права, ее понятийный и категориальный аппарат; А3 – знает технологию формулирования выводов научных результатов на различных этапах исследования;

В области интеллектуальных навыков (В)

Уметь В2 – умеет анализировать и оценивать современные научные достижения в области права, учитывать их при подготовке предложений по теме магистерской диссертации;

ПК-12

Способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне

способность обладать устойчивыми теоретическими знаниями и профессиональной методической подготовкой, способствующих преподавать юридические дисциплины и качественно осуществлять педагогическую деятельность

В области знания и понимания (А)

Знать А3 – знает содержание дисциплин по своему профилю подготовки; А4 – знает принципы и методы разработки научно-методического обеспечения дисциплин (модулей) и основных образовательных программ высшего образования;

В области интеллектуальных навыков (В)

Уметь В4 – умеет активизировать познавательную и практическую деятельность студентов на основе методов и средств интенсификации обучения; применять различные дидактические методы обучения и логические средства, раскрывающие тему учебной дисциплины;

ПК-13

Способность управлять самостоятельной работой обучающихся

способность создавать условия для самообразования, для формирования у обучающихся умений логически мыслить, самостоятельно анализировать факты, формулировать выводы, обосновывать свои практические действия, а также готовить к непрерывному поиску нового, актуального знания в сфере юриспруденции

В области интеллектуальных навыков (В)

Уметь В2 – умеет  квалифицированно проводить рефлексивный анализ процесса обучения и оценивает результат.

 

                 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, всего 144 часов, из них:

                            Виды учебных занятий

Всего часов

Очная форма обучения Заочная форма обучения
1. Контактная работа (по видам учебных занятий): 32 16
Лекции 4 2
Практические занятия (из них практические занятия с ИАМ) 22 (12) 10 (4)
Лабораторный практикум 4 2
Контроль самостоятельной работы    
Консультация 2 2
2. Контактная работа по промежуточной аттестации на одного обучающегося 0,3 0,3
Форма промежуточной аттестации Экзамен (26,7) Экзамен (8,7)
3. Самостоятельная работа (всего), в т. ч.: 85 119
Изучение материалов лекций, подготовка к практическим занятиям; 13 17
Решение задач, тестов, ответы на контрольные вопросы; 12 16
Работа с нормативными правовыми актами, рекомендованной основной и дополнительной литературой с составлением конспекта; 11 14
Подготовка презентации в MS Power Point; 10 15
Работа с электронными учебниками (электронно-библиотечная система IPRbooks); 9 14
Работа со справочно-правовыми и информационно-правовыми системами («Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс»); 8 14
Изучение научно-исследовательских ресурсов сети Интернет; 7 12
Подготовка научных докладов и сообщений; 15 17

 

 

5. Содержание дисциплины

5.1. Тематический план для очной формы обучения

Наименование разделов

и тем дисциплины, форма промежуточной аттестации

Контактная работа, час.

Контроль

СР

Всего час.

Компетенции

Л ПЗ ПЗ с ИАМ Лаб. Сем. Сем. с ИАМ Консультация КСР ПА на одного обучающегося

Тема 1. Юридическая техника как учебная дисциплина

2

2

 

 

 

 

 

 

 

 

13

16

ОК-3;
ПК-11
ПК-12

Тема 2. Понятие и виды юридической техники

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

11

16

ОК-3;
ОК-5;
ПК-11

Тема 3. Приемы юридической техники

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

14

18

ОК-3;
ПК-11
ПК-12
ПК-13

Тема 4. Язык правовых документов

2

4

 

 

 

 

 

 

 

 

11

16

ОК-3;
ПК-11

Тема 5. Понятие и содержание правотворческой техники

 

4

 

 

 

 

 

 

 

12

17

ОК-3;
ПК-1;
ПК-8;
ПК-11
ПК-12
ПК-13

Тема 6. Правореализационная юридическая техника

 

 

4

 

 

 

 

 

 

12

16

ОК-3;
ОК-5;
ПК-2;
ПК-11

Тема 7. Толкование как вид юридической деятельности

4

 

 

 

 

 

 

 

 

12

18

ОК-3;
ПК-1;
ПК-7
ПК-11
Консультация             2          
Экзамен                 0,3 26,7   27  
Всего по дисциплине: 4 10 12 4     2   0,3 26,7 85 144  

                

 

5.2. Тематический план для заочной формы обучения

Наименование разделов

и тем дисциплины, форма промежуточной аттестации

Контактная работа, час.

Контроль

СР

Всего час.

Компетенции

Л ПЗ ПЗ с ИАМ Лаб Сем. Сем. с ИАМ Консультация КСР Промежуточная аттестация

Тема 1. Юридическая техника как учебная дисциплина

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

16

ОК-3;
ПК-11
ПК-12

Тема 2. Понятие и виды юридической техники

2

 

 

 

 

 

 

 

 

13

16

ОК-3;
ОК-5;
ПК-11

Тема 3. Приемы юридической техники

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

16

18

ОК-3;
ПК-11
ПК-12
ПК-13

Тема 4. Язык правовых документов

2

 

 

 

 

 

 

 

 

14

16

ОК-3;
ПК-11

Тема 5. Понятие и содержание правотворческой техники

 

2

 

 

 

 

 

 

 

15

17

ОК-3;
ПК-1;
ПК-8;
ПК-11
ПК-12
ПК-13

Тема 6. Правореализационная юридическая техника

 

 

2

 

 

 

 

 

 

14

16

ОК-3;
ОК-5;
ПК-2;
ПК-11

Тема 7. Толкование как вид юридической деятельности

2

 

 

 

 

 

 

 

 

14

18

ОК-3;
ПК-1;
ПК-7
ПК-11
Консультация             2          
Экзамен                 0,3 8,7 18 27  
Всего по дисциплине: 2 6 4 2     2   0,3 8,7 119 144  

 

5.3. Содержание разделов и тем дисциплины

Тема 1. Юридическая техника как учебная дисциплина

Предмет юридической техники. Место теории юридической техники в системе юридических наук. Общая теория юридической техники и отраслевые теории юридической техники. Методология юридической техники (общенаучные, логические, лингвистические, технические и другие методы). Методы научного исследования правого материала, касающегося юридической техники. Способы и средства научных исследований в сфере юридической техники, ее понятийный и категориальный аппарат. Технология формулирования выводов научных результатов на различных этапах исследования проблем юридической техники.

Структура и содержание курса «Юридическая техника». Принципы и методы разработки научно-методического обеспечения дисциплины «Юридическая техника». Значение юридической техники для юриста.

 

Содержание занятий семинарского типа

Вопросы к обсуждению:

1.Предмет юридической техники как учебной дисциплины.

2.Место теории юридической техники в системе юридических наук.

3.Общая теория юридической техники и отраслевые теории юридической техники.

4.Методология юридической техники (общенаучные, логические, лингвистические, технические и другие методы).

5.Структура курса «Юридическая техника».

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему: «Значение юридической техники для юриста».

Номера задани й: по выбору преподавателя.

Мозговой штурм.

Цель –формирование у студента умений и практических навыков: умение формулировать мысли, выявление точек зрения студентов на понятие и виды юридической техники.

Работа в малых группах.

Вопросы к обсуждению:

1.Теоретико-методологическая проблема определения понятия юридической техники.

2.Современные концепции юридической техники.

3.Юридическая техника и юридическая технология.

4.Понятие и виды юридических документов. Значение юридических документов.

5.Теория юридической техники и общая теория права.

6.Особенности юридической техники в разных правовых системах современности.

7.Понятие и структура юридической техники.

8.Виды юридической техники. Юридическая техника и законодательная техника.

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему: «Юридическая ответственность за нарушение правил документооборота».

Номера задани й: по выбору преподавателя.                    

Мозговой штурм.

Цель –формирование у студента умений и практических навыков: умение формулировать мысли, выявление точек зрения студентов на приемы юридической техники.

Работа в малых группах.

А.Вопросы к обсуждению:

1.Понятие и признаки юридической конструкции (Анализ документов)

2.Правила построения юридических конструкций. Классификация юридических конструкций (Анализ документов) 

3.Роль и значение юридических конструкций в законотворчестве (Анализ документов)

4.Правовые презумпции и правовые фикции как приемы юридической техники. Виды презумпций и фикций в праве. Место презумпций и фикций в действующем законодательстве (Анализ документов)

5.Юридические символы: понятие, виды. Место юридических символов в правовом регулировании общественных отношений (Анализ документов)

Б.Ролевая игра по теме «Юридические конструкции как элемент методики преподавания правовой науки» предполагает передачу функций преподавателя одному из обучаемых с целью формирования умений активизировать познавательную и практическую деятельность студентов на основе методов и средств интенсификации обучения; применения различных дидактических методов обучения и логических средства, раскрывающих тему учебной дисциплины, а также квалифицированно проводить рефлексивный анализ процесса обучения и оценивать результат.

Номера задани й: по выбору преподавателя.

 

Вопросы к обсуждению:

1.Требования, предъявляемые к стилю языка правовых актов. Особенности языковых приемов формулирования норм права.

2.Использование правил грамматики при изложении юридических предписаний в нормативных правовых актах.

3.Юридические термины. Проблема единообразия терминов в действующем законодательстве.

4. Технико-юридическая проблема возможности заимствования терминологии. Неюридические термины как элементы правовых текстов. Иностранная юридическая терминология и национальное законодательство.

5. Роль и значение норм-дефиниций в языке правовых документов. Технико-юридическая проблема унификации понятий, используемых в правовых актах. Правовые нормы-принципы.     

Задания для самостоятельной работы: подготовить доклад на тему «Профессионализмы, арго и жаргонизмы в текстах юридических документов: причины употребления, допустимые случаи использования».

Номера задани й: по выбору преподавателя.

 

Практическое занятие с ИАМ по теме 5: «Понятие и содержание правотворческой техники»

Цель и задачи: рассмотреть основные проблемы правотворческой техники на современном этапе, приобретение  навыков повышения интеллектуальной и общекультурной компетентности с использованием различных способов, приёмов, средств и коммуникативных инструментов.

Мозговой штурм.

Цель –формирование у студента умений и практических навыков: умение формулировать мысли, выявление точек зрения студентов на содержание правотворческой техники; приобретение  навыков использования правил познавательно-логического и нормативно-структурного формирования правового материала и подготовки текста закона; навыков анализа действующего законодательства, с точки зрения, содержащихся в нем юридических конструкций, символов, презумпций, фикций и других приемов юридической техники. 

Работа в малых группах.

А. Вопросы к обсуждению:

1.Понятие и виды правотворчества. Требования к правотворческой процедуре.

2.Подходы к пониманию законодательства. Концепция закона как технико-юридический прием правотворчества. Провести анализ проекта нормативного правового акта  с целью правильности использования в нем юридических понятий и категорий как средств нормотворческой деятельности в соответствующей сфере правового регулирования (по предложению преподавателя).  

3.Правовое регулирование законодательной деятельности в России. 

4.Требования, предъявляемые к законодательству. Технико-юридические особенности законодательной деятельности в федеративном государстве.

5. Используя знания правил нормотворческой техники, определить ошибки в проекте закона (по предложению преподавателя).

6.Экспертиза проектов нормативно-правовых актов. Провести правовую экспертизу проекта нормативного правового акта  (по предложению преподавателя).

Б.Ролевая игра по теме «Законодательные коллизии: понятие, природа и виды. Коллизионные нормы»  предполагает передачу функций преподавателя одному из обучаемых с целью формирования навыков использования современных образовательных технологий, в том числе, интерактивных и дистанционных форм и методов обучения студентов; а также квалифицированно проводить рефлексивный анализ процесса обучения и оценивает результат

Номера задани й: по выбору преподавателя.

Вопросы к обсуждению:

1.Понятие толкования, его структура, объективные и субъективные причины. По предложению преподавателя выявлять и решать проблемы интерпретационного характера, анализируя проект нормативного правового акта.

2.Структура интерпретационной технологии.

3.Способы толкования нормативных актов. Использовать грамматический, логический, лексический, историко-политический, специально-юридический способы толкования для уяснения подлинного содержания, предложенного преподавателем, проекта нормативного правового акта.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.239 с.)