Срок реализации рабочей программы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Срок реализации рабочей программы.



Рабочая программа педагога-психолога разработана на 2020-2021 учебный год.

Ожидаемые результаты реализации программы.

Дети:

Уменьшение числа детей с трудной адаптацией к условиям ДОУ; динамика психического, интеллектуального развития у детей с трудностями освоения ООП; устранение или ослабление недостатков в эмоционально-личностной и поведенческой сфере; развитие умения взаимодействовать со сверстниками, разрешать конфликты.

К 5 годам ребёнок:

ü вступает в контакт со взрослым и детьми;

ü называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей;

ü собирает предметную разрезную картинку из 4-х ровных частей с незначительной помощью взрослого;

ü знает и активно использует в словаре названия основных цветов – красный, жёлтый, зелёный, синий;

ü знает и активно использует в словаре названия геометрических фигур – круг, квадрат, треугольник;

ü различает по величине до 5 предметов, обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи” и названия предметов, обобщённых в данных понятиях;

ü зрительно запоминает и воспроизводит 4-5 картинок;

ü выделяет один из 4-х предметов с грубой дифференциацией, объясняет свой выбор.

К 6 годам ребёнок:

ü вступает в контакт со взрослым и детьми;

ü называет свои имя, фамилию, возраст, имена родителей, домашний адрес и телефон;

ü собирает предметную разрезную картинку из 4-х и более ровных частей без помощи взрослого;

ü собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета;

ü знает и активно использует в словаре названия основных, нейтральных цветов и их оттенков – красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, голубой, розовый, оранжевый;

ü знает и активно использует в словаре названия геометрических фигур – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;

ü знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “домашние и дикие животные”, “части суток”, “времена года”;

ü зрительно запоминает и воспроизводит 5 и более картинок;

ü выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор.

К 7 годам ребёнок:

ü вступает в контакт со взрослым и детьми;

ü называет свои имя, фамилию, возраст, имена и отчества родителей, где и кем работают, домашний адрес и телефон;

ü собирает предметную разрезную картинку из 6-ти ровных частей без помощи взрослого;

ü собирает из частей целое, может назвать составляющие части предмета;

ü знает и активно использует в словаре названия основных, нейтральных цветов и их оттенков – красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный, серый, коричневый, голубой, розовый, оранжевый и т.д.;

ü знает и активно использует в словаре названия геометрических фигур – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, трапеция;

ü различает по величине до 10 предметов;

ü знает и использует в речи обобщающие понятия “игрушки”, “фрукты”, “овощи”, “мебель”, “обувь”, “посуда”, “одежда”, “цветы”, “ягоды”, “деревья”, “транспорт”, “домашние и дикие животные”, “домашние и дикие птицы”, “части суток”, “времена года”, “месяцы года”, “дни недели”;

ü запоминает и воспроизводит на слух 8-10 слов;

ü выделяет один из 4-х предметов с грубой и тонкой дифференциацией, объясняет свой выбор.


II. Содержательный раздел

2.1. Направления психолого-педагогической деятельности:

Рабочая программа определяет направления деятельности педагога-психолога:

Психологическая диагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Данное направление включает разные виды и методы психодиагностик в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Диагностика уровня адаптации к условиям ДОУ детей проводится в сентябре и мае. Осуществляется данное обследование методом наблюдения за детьми в режимных моментах и разных видах деятельности. По результатам диагностики заполняются протоколы наблюдения на каждого ребёнка.

Психодиагностическое обследование психического и эмоционально-волевого развития детей старшего дошкольного возраста проводится в течение учебного года. Диагностика проводится по познавательным процессам, и включает в себя ряд заданий, которые объединены в группы, в зависимости от возраста испытуемого. По результатам обследования на каждого ребёнка заполняется диагностическая карта, общие результаты каждой группы фиксируются в сводной таблице.

Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению проводится в сентябре, мае с целью определения уровня готовности к усвоению школьной программы детей подготовительной группы. Обследование осуществляется комплексной методикой Павлова, Руденко. Результаты диагностики фиксируются в диагностических картах и сводной таблице.

Углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов проводится с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса. Данное обследование проводится по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям. Методами диагностики служат проективные методики, беседа, интервью, наблюдение. Углубленная диагностика также проводится для детей с ОВЗ с целью: получение ребенком квалифицированной помощи психолога, направленной на индивидуальное развитие для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме; социально-психологическое содействие семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проводится:

Ø Обследование детей 3-4 лет для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.

Ø Диагностика воспитанников 4-5 лет и 5-6 лет с целью определения уровня психического развития детей для организации и координации работы в данных группах.

Ø Диагностика воспитанников в рамках медико-психолого-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ.

Ø Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей подготовительной группы (6-7 лет).

Дополнительно:

По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

 

Зона компетенции педагога-психолога в диагностическом обследовании

Педагог-психолог осуществляет:

· Психологическую диагностику познавательных процессов детей

· Психологическую диагностику личностных качеств.

· Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.

Профессиональная компетентность педагога-психолога при проведении мониторинга в ДОУ может распространяться на следующие па­раметры диагностирования:

Младший возраст (3-4 года):

ü сенсорное развитие;

ü игра;

ü развитие пространственных представ­лений;

ü рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш и т. д.);

ü поведение (взаимоотношения со взрослыми и сверстни­ками).

Средний возраст (4-5 лет):

ü слуховое восприятие (различение неречевых шумов);

ü зрительное восприятие (узнавание черно-белых изоб­ражений);

ü пространственные представления (конструирование);

ü мелкая моторика;

ü связная речь (умение выразить свою мысль);

ü развитие мышления;

ü анализ продуктивной деятельности (рисунок, аппликация, словотворчество и т. д.);

ü игра – уровень игры, преобладающий вид общения;

ü социальные навыки – общение со взрослыми и сверст­никами.

Старший возраст (5-6 лет):

ü слуховое внимание;

ü общая моторика, ловкость, выносливость, разноимен­ные движения;

ü развитие графической деятельности;

ü латеральные предпочтения;

ü мыслительная деятельность;

ü игровая деятельность;

ü анализ продуктов деятельности;

ü коммуникативные навыки.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет):

ü зрительно-моторная координация;

ü переключение движений;

ü выделение 4-го лишнего, простые аналогии;

ü составление сюжетного рассказа по серии картин;

ü установление причинно-следственных связей;

ü ориентировка на листе бумаги.

Психопрофилактика.

Цель: предупреждение дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде) возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса, просветительская деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологом стоит задача – содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

Для этого предусмотрено:

Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

– анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания педагога-психолога;

– групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

– информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

Дополнительно:

– Отслеживание динамики социально-личностного развития детей.

– Динамика развития, успешная адаптация и реабилитация ребенка с ОВЗ в социуме.

– Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.

– Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.

Коррекционная и развивающая работа.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психологического развития.

Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом приоритетного направления – познавательное и речевое развитие, с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка.

В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.

Объектом коррекционно-развивающей работы являются проблемы в познавательной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом. 

Эта работа провидится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы. В случае трудностей в коррекции в рамках ДОУ ребенок направляется на консультацию к специалистам городской психолого-медико-педагогической комиссии на основании решения медико-психолого-педагогического консилиума ДОУ. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций медико-психолого-педагогической службы.

Обязательно:

ü Наблюдение за детьми в период адаптации.

ü Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с детьми средних, старших и подготовительной групп, с целью формирования предпосылок учебной деятельности, коррекции и развития познавательной сферы (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года).

ü Выстраивание индивидуальной траектории (индивидуальный план) развития ребенка в процессе обучения.

ü Психокоррекционная работа с детьми с ОВЗ по индивидуальным программам.

ü Развивающая работа в рамках психологической готовности к школьному обучению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 33; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.04 с.)