Классификации ощущений и рецепторов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификации ощущений и рецепторов.



Существует несколько оснований для классификации ощуще­ний.

1) Одно из самых распространенных – по модальностям, или чувствам.

a. Зрительные ощущения

b. слуховые

c. ощущения вкуса

d. запаха

e. осязание

2) Классификация рецепторов по Вильгельму Вундту:

a. механорецепторы – фиксируют изменение механической энергии, – основа кожной, проприоцептивной, органической, слуховой и вестибулярной чувствительности

b. хеморецепторы обес­печивают вкусовую, обонятельную и органическую чувствитель­ность;

c. фоторецепторы специфичны зрению.

3) Систематическая классификация ощущений Чарльза Шерингтона по анатомическому положению рецепторов:

a. Интероцептивные ощущения, или чувствительность к изменению внутренней среды организма, участвует в поддержание гомеостазиса организма, представлена механо- и хеморецепторами, находящимся на стенках же­лудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, мышц и т. д., на­зываются внутренними рецепторами. Интероцептивные ощущения весьма часто называют органическими.

b. Экстероцептивные ­ – обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения, связывают человека с внешней средой. Всю груп­пу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные, которые вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств (вкусовые, осязательные, температурные, тактильные ощущения) и дистантные ощущения, которые отражают качества объектов, находящихся на некото­ром расстоянии от органов чувств (слуховые, зрительные). Следует отметить, что обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежу­точное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но в то же время молекулы, характеризующие запах предмета, с которыми происхо­дит контакт обонятельного рецептора, несомненно принадлежат данному предме­ту.

c. Проприо­цептивные сигнализируют о положении тела или его частей в пространстве, обеспечивают регуляцию на­ших движений; рецепторный аппарат представляет собой механорецеп­торы мышц, сухожилий, суставов, а также вестибулорецепторы полукружных каналов. Описываемая группа ощущений включает ощущение равно­весия, или статическое ощущение, а также двигательное, или кинестетическое, ощущение.        

4)  Существу­ют ощущения, которые не могут быть связаны с какой-либо определенной модаль­ностью. Такие ощущения называют интермодальными. К ним относится, напри­мер, вибрационная чувствительность, которая связывает тактильно-моторную сферу со слуховой. Ощущение вибрации - это чувствительность к колебаниям, вызываемым дви­жущимся телом. Особое практическое значение вибрационная чувствительность приобретает при поражениях зрения и слуха.

5)  Генетический подход к классификации ощущений, предложенный Х. Хэдом. Два вида чувстыительности:

a. протопатическая (более примитивная, менее дифферен­цированная и локализованная), к которой относятся органические чувства (го­лод, жажда и др.)

b. эпикритическая (более дифференцируемая, объек­тивированная и рациональная), к которой относят основные виды ощущений человека.

6)  Известный отечественный психолог Б. М. Теплов, рассматривая виды ощуще­ний, разделял все рецепторы па две большие группы:

a. экстероцепторы (внешние рецепторы), расположенные на поверхности тела или близко к ней и доступные воздействию внешних раздражителей,

b. интероцепторы (внутренние рецепторы), расположенные в глубине тканей, например мышц, или на поверхности внутрен­них органов. Группу ощущений, названных нами «проприоцептивные ощуще­ния», Б. М. Теплов рассматривал как внутренние ощущения.

7) В рамках вопроса о классификации ощущений необходимо коснуться проблемы синестезий. Синестезиями называют сенсорные феномены: когда ощущения одной модальности появляются под воздействием стимулов другой модальности. Мы часто говорим о «теплых» и «холодных» цветах, «тяжелых» и «легких» запахах и т.п. Классический пример очень яркой синестезии ­– возникновение устойчивых цветовых ощущений под воздействием музыки у композитора А. Н. Скрябина.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.26.178 (0.007 с.)