Уо «полоцкий государственный 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уо «полоцкий государственный



УО «ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

О Т Ч Е Т

По технологической практике

учащегося 4 курса П 43 группы

по специальности «Программное обеспечение информационных технологий»

 

Толкач Андрей Александрович

/фамилия, имя, отчество/

 ГУО «Средняя школа № 18 г. Полоцка»

/место прохождения практики: организация, район, область/

 

 

 за период с     7 декабря 2017 г.

по     31 января 2018 г.

 

 

Руководитель практики от организации  Тихомирова Анастасия Сергеевна, инженер-программист

/фамилия, имя, отчество, должность/

 

Руководитель практики от колледжа Смородин Андрей Евгеньевич, преподаватель ЦКИТ

/фамилия, имя, отчество, должность/

 

 Дата сдачи отчета  

 

 Дата защиты

 

 Оценка

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1 РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ОБЩЕЙ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПРАКТИКИ.. 5

1.1 Анализ функций учреждения образования. 5

1.2 Организационная структура учреждения образования. 7

1.3 Изучение нормативной документации учреждения образования. 7

1.4 Изучение должностных инструкций персонала рабочих мест. 7

1.5Изучение структуры сети учреждения образования. 9

1.6 Особенности, имеющихся в учреждении образования информационных систем.. 10

1.7Изучение существующих методов защиты информации. 11

1.8 Изучение организации взаимодействия с глобальными сетями. 11

1.9 Изучение средств организации, уровней и форм электронного документооборота. 11

1.10 Изучение организации регистрации и устранения сбоев и ошибок программного обеспечения и аппаратуры.. 11

2 РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРАКТИКИ 12

2.1 Анализ исходных данных и постановка задачи. 12

2.1.1 Анализ предметной области. 12

2.1.2 Анализ аналогов и прототипов. 14

2.1.3 Анализ функциональной структуры разрабатываемого приложения. 18

2.1.4 Анализ нефункциональных требований. 19

2.1.5 Анализ архитектуры разрабатываемой системы.. 20

2.1.6 Вывод по анализу данных и постановке задачи. 20

2.2 Проектирование программного обеспечения. 21

2.2.1 Обоснование выбора инструментальных средств разработки. 21

2.2.2 Логическая модель данных. 26

2.2.3 Физическая модель данных. 28

2.2.4 Вывод по проектированию программного обеспечения. 30

2.3 Реализация и тестирование. 30

2.3.1 Реализация программного продукта. 30

2.3.2 Тестирование программного продукта. 31

2.3.3 Вывод по реализации и тестированию.. 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 36

ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Диаграмма вариантов использования. 37

ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) Техническое задание. 38

ПРИЛОЖЕНИЕ В (обязательное) Диаграмма IDEF1X.. 41

ПРИЛОЖЕНИЕ Г (обязательное) Руководство оператора. 42

ПРИЛОЖЕНИЕ Д (обязательное) Описание программы.. 47

ПРИЛОЖЕНИЕ Е (обязательное) Программа и методика испытаний. 49

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж (обязательное) Содержание электронного носителя. 55

 


ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе информационные технологии используются во многих сферах деятельности человека, в том числе и в сфере образования.

В школах учителя и руководящий состав тратят много времени на контроль и подсчет успеваемости учащихся, к журналу с оценками имеется довольно широкий доступ. Школы хранят информацию об учениках завершивших обучение на данной ступени образования, эти данные не в электронном виде занимают значительное место. В связи с этим возникает необходимость в автоматизации процесса контроля над успеваемостью, его защите от искажений и ограничения доступа посторонних лиц.

Школа является средним учреждением образования, выполняющим функцию обучения и воспитания подрастающего поколения, дающая определенные навыки в самостоятельной работе учащихся с учебным материалом, освоение базовых знаний и материалов под руководством учителя. На данном этапе развития общества средняя школа ставит перед собой такие основные задачи, как:

- обеспечение базового и среднего образования;

- развитие трудовых умений и навыков с учетом конкретных возможностей каждого ученика в средней школе;

- формирование у обучающихся гражданских и нравственных качеств, соответствующих общечеловеческим ценностям;

- создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ учащимися;

- формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья учащегося.

    Главная цель, которая стоит перед школой состоит в подготовке всесторонне образованного и физически развитого учащегося для его дальнейшего совершенствования на следующих ступенях образования. П о отношению к учащимся школа стремится предоставить сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации, повышения статуса образования как фактора развития региона. По отношению к педагогическому коллективу школа создает условия для профессиональной самореализации учителя, социальной защиты и повышения квалификации педагогических работников. По отношению к обществу и государству миссия школы направлена на реализацию программ развития личности, формирующих человека, способного к продуктивной творческой деятельности в различных сферах, а также на формирование личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социальных и культурных ценностей и традиций.

Объектом исследования является учет преподавателей в ГУО «Средняя школа № 18 г. Полоцка им. Евфросинии Полоцкой», данная школа является учреждением, предоставляющим образовательные услуги средней ступени.

Предметом исследования является «Информационная система учета работающих учителей ГУО «Средняя школа № 18 г. Полоцка им. Евфросинии Полоцкой».

Выбранная тема актуальна, так как в большинстве школ на данный момент учет преподавателей осуществляется в бумажном виде и при необходимости собрать информацию об учителе необходимо поднимать большое количество бумаг. Актуальность данной темы обуславливается тем, что при помощи разработанной программы можно будет найти всю необходимую информацию об учителе в одном месте.

Целью разработки данного проекта является создание клиент-серверной «Многопользовательской информационной системы отдела кадров и учителей в  ГУО «Средняя школа № 18 г. Полоцка им. Евфросинии Полоцкой», автоматизирующей деятельность школы для ведения учета информации об учителях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- поиск необходимой информации;

- выявление требований к разрабатываемой информационной системе;

- реализация информационной системы;

- тестирование информационной системы;

- разработка программной документации.

В ходе курсового проектирования большинство задач было решено средствами Delphi 7. Разработанное приложение позволяет упростить работу с отделом кадров в учебном заведении. 


1 РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ОБЩЕЙ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПРАКТИКИ

1.1  Анализ функций учреждения образования

Школа является средним учреждением образования, выполняющим функцию обучения и воспитания подрастающего поколения, дающая определенные навыки в самостоятельной работе учащихся с учебным материалом, освоение базовых знаний и материалов под руководством учителя.

Важнейшей частью образовательного процесса в средней школе является оценка знаний и навыков учащихся. Ученики в обязательном порядке посещают занятия по изучаемым предметам. В процессе оценивания знаний участвуют учителя и завучи, которые оценивают полученные учениками знания и контролируют процесс обучения и выставления оценок.

Секретарь занимается ведением документации и отчетности необходимой для учебного процесса, контролирует правильность их ведения в средней школе, а также распределением педагогической нагрузки на учителей, которая представляет собой назначение учителей ведущих определенный предмет за учебными классами.

В средней школе учитель выполняет следующие должностные обязанности:

-  осуществляет обучение и воспитание учащихся;

-  производит оценку знаний с учетом специфики преподаваемого предмета;

-  способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ;

-  обеспечивает уровень подготовки учащихся соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;

-  обеспечивает охрану жизни и здоровья учащихся в период образовательного процесса.

Каждый учитель может вести один или несколько предметов в средней школе. Учебный процесс организуется в форме урока с целью овладения учащимися изучаемого материала. Предмет, который ведет учитель, посещает заранее определенный расписанием занятий класс. Класс представляет собой относительно постоянный учебный коллектив, а также группу совместно обучающихся людей на определенном этапе обучения и схожей базой знаний. У каждого класса в средней школе есть свой учетный номер, нумерация класса состоит из числа (от 1 до 11), которое отображает год обучения, и буквы, которая отображает в алфавитном порядке количество классов на данном году обучения. Например «1А класс», обозначает, что ученики на данном этапе находятся на первом году обучения и являются первыми по количеству классов в этой учебной параллели среди первых классов данной средней школы.

В средней школе учитель во время урока обучает учащихся и контролирует их знания по своему предмету, оценивая их по специальной шкале оценок. На данный момент в современной белорусской школе введена десятибалльная система оценивания знаний учащихся. Оценка, которую зарабатывает ученик во время урока или домашние задания, выставляется учителем в классный журнал и дневник учащегося. Учителя оценивают знания учащихся по десятибалльной системе (от 1 до 10 баллов), чем более высокий уровень знаний показывает ученик, тем выше его оценка по изучаемому предмету.

Учебный год в средних школах разделяется на четыре четверти, которые представляют собой определенные периоды времени, разделенные между собой каникулами. После окончания школьной четверти подводятся итоги по оцениванию базы знаний каждого из учеников учебного класса по соответствующему предмету. Учителя подсчитывают средний балл каждого учащегося класса средней школы. Средний балл представляет собой сумму оценок выставленных ученику за четверть, разделенных на количество оценок. Данная оценка фиксируется в классном журнале, дневнике ученика и ведомостях за определенный период времени. По каждому классу также фиксируется общий средний балл за четверть по всем предметам. После окончания учебного года по итогам полученных учащимися оценок по предметам за четверти, выставляется итоговая годовая оценка, которая представляет собой сумму всех итоговых четвертных оценок по изученным предметам, разделенных на их количество.

Анализом итоговой успеваемости учеников в средней школе, контролем учебного процесса и знаний, осуществлением контроля успеваемости занимается завуч. Завуч проводит плановые проверки учебных классов, посредством посещения учебных занятий учащихся. По итогам четверти завуч проводит отчетность по итоговым оценкам за данный период времени, подводит итоги по оцениванию знаний учеников в классе, а также оценивает общий уровень знаний в классе по определенным предметам, проводит расчеты суммарного уровня знаний учащихся всей школы. По истечении учебного года завуч проводит отчетность по годовым оценкам, подводит общие итоги по ученикам, отдельным классам и всей школе за прошедший учебный год.

Так же в учебном заведении находится более 70 рабочих компьютеров, в нескольких компьютерных аудиториях. Компьютеры оснащены как стандартными программами такими как Microsoft Office, так и специализированное программное обеспечение, например «География. Учебный курс». Компьютеры нуждаются в постоянном осмотре, который предусматривает:

- обновление ПО;

-  проверка компьютеров на вредоносные программы;

-  чистка компьютеров от программ препятствующих учебному процессу;

- замена при необходимости составляющих компьютера.

1.2 Организационная структура учреждения образования

В организационную структуру учреждения образования входят следующие лица:

- директор;

- заместитель директора по учебной работе;

- заместитель директора по воспитательной работе;

- заместитель директора по административно-хозяйственной работе;

- учителя высшей, первой и второй категории;

- социальный педагог;

- педагоги-психологи;

- дефектологи;

- инженер-программист;

- технический персонал;

- родительский комитет;

- учащиеся школы.

1.3 Изучение нормативной документации учреждения образования

В ходе прохождения практики была изучена следующая нормативная документация: устав учреждения образования, должностные инструкции и правила трудового распорядка, инструктивно-методические письма, перечень административных процедур.

1.4 Изучение должностных инструкций персонала рабочих мест

В ходе прохождения практики была изучена должностная инструкция инженера-программиста. В должностную инструкцию входят следующие пункты: общие положения, должностные обязанности, права, взаимоотношения (связи по должности), оценка работы и ответственность.

Инженер-программист должен знать:

- руководящие нормативные материалы, регламентирующие методы разработки программ, алгоритмов и использования вычислительной техники при обработке информации;

- основные принципы структурного и объектно-ориентированного программирования;

- виды программного обеспечения;

- стандарты программной документации;

- системы счислений, шифров и кодов;

- основные методы, средства и методологии средств программного обеспечения;

- стандартные алгоритмы;

- языки программирования;

- технология автоматизированной обработки информации;

- методы квалификации и кодирования информации;

- формализованные языки программирования;

- виды и порядок оформления технической документации;

- стандарты качества программного обеспечения;

- основные общепринятые технологии в области разработки программных продуктов;

- иностранный язык;

- технико-эксплуатационные характеристики, конструктивные особенности, назначение режима работы оборудования, правила его технической эксплуатации;

- передовой отечественный и зарубежный опыт программирования и использования вычислительной техники;

- основы организации труда и управления;

- основы законодательства о труде;

- правила и нормы организации труда и пожарной безопасности.

В должностные обязанности инженера-программиста входит:

- на основе анализа математических моделей, научных, прикладных экономических и других задач, разрабатывает программы, обеспечивающие возможность выполнения средствами вычислительной техники алгоритма и постановленной задачи;

- участвует в выборе языка программирования для описания алгоритмов и структур данных;

- разрабатывает, отлаживает, анализирует и оптимизирует программный код на основе готовых спецификаций;

- интегрирует программные компоненты;

- проводит проверку программ на основе логического анализа;

- определяет совокупность данных, обеспечивающих решения максимального числа требований, включенных в программу, выполняет работу по отладке;

- проводит отладку разработанных программ, корректирует их в процессе стабилизации и сопровождения;

- принимает участие в создании библиотек стандартных программ, в разработке форм документов, подлежащих электронной обработке, в проектировании программ, позволяющих расширить их область применения вычислительной техники;

- выполняет работу по унификации процессов работы программ;

- разрабатывает и внедряет методы автоматизации программирования;

- участвует в проведении экспертизы программного обеспечения: контроль и качество программного кода путем инспекции когда-либо с помощью специальных программ, первичным контролем качеством разрабатываемого программного обеспечений;

- участвует в сопровождении программного обеспечения;

- оказывает помощь специалистам на разных стадиях разработки программного обеспечения при сборе и документировании требований пользователя, разработки спецификаций;

- ведет и предоставляет установленную отчетность

- обязанности по охране труда.

1.5  Изучение структуры сети учреждения образования, сетевого программного обеспечения

При объединении в сеть большего числа компьютеров возникает целый комплекс проблем. В первую очередь необходимо выбрать способ организации физических связей – топологию. Под топологией вычислительной сети понимается конфигурация графа, вершинам которого соответствуют компьютеры сети (иногда и другое оборудование, например концентраторы), а ребрам – физические связи между ними.

Выбор топологии электрических связей существенно влияет на многие характеристики сети. Например, наличие резервных связей повышает надежность сети и делает возможным балансирование загрузки отдельных каналов.

Таким образом, понятие «топология» описывает структуру, образуемую узлами сети и каналами связи, то есть свойства сетей, не зависящие от размера сети.

В месте прохождения практики используется топология звезда активная, представленная на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 – Топология звезда активная

Главное преимущество этой топологии перед общей шиной – существенно большая надежность. Любые неприятности с кабелем касаются лишь того компьютера, к которому этот кабель присоединен, и только неисправность концентратора может вывести из строя всю сеть. Еще одно преимущество этой структуры в том, что никто другой не может влиять на среду передачи. Все периферийные станции могут обмениваться друг с другом только через центральный узел.

1.6 Особенности, имеющихся в учреждении образования информационных систем

В учреждении образования имеются следующие информационные системы:

1) Сетевой программно-технологический комплекс «ПараГраф» – многофункциональная, модульная, развивающаяся система, предназначенная для автоматизации таких важных процессов управления образовательным учреждением, как: 

- подготовку в электронной и печатной формах разнообразных списков и отчетов;

- составление учебных планов и распределение нагрузки;

- автоматический выбор данных с заданными параметрами;

- многофакторный анализ четвертной и годовой успеваемости;

- составление расписания и осуществление замен преподавателей;

- учет пропусков и опозданий;

- учет физического развития и спортивных достижений;

- учет учебных достижений;

- учет состояния здоровья и профилактической работы;

- подготовку данных для тарификационных списков и т.д.

2) Directum 5.1 ­– учет документов об образовании, система электронного документооборота, позволяющая управлять договорами, совещаниями и заседаниями, электронными документами и деловыми процессами.

4) БД Эталон – информационно-правовая система, которая включает в себя законы и постановления РБ, законы и указы, правовые акты.

1.7 Изучение существующих методов защиты информации от несанкционированного доступа

Чтобы получить доступ к учреждению образования необходимо отметиться на вахте. Чтобы получить доступ к беспроводной сети необходимо знать пароль. Чтобы получить физический доступ к компьютеру необходимо присутствие инженера-программиста. Работа на компьютере инженера-программиста происходит под строгим контролем инженера-программиста.

1.8 Изучение организации взаимодействия с глобальными сетями

В учреждении образования имеется свой сайт, который администрируется инженером-программистом. На сайте имеется форма обратной связи с администрацией школы. Информация между администрацией и учителями передается через электронную почту.

1.9 Изучение средств организации, уровней и форм электронного документооборота

Для изучения средств организации, уровней и форм электронного документооборота используется программа Directum 5.1, также электронная почта и сайт школы.

1.10  Изучение организации регистрации и устранения сбоев и ошибок программного обеспечения и аппаратуры

Для организации регистрации боев и ошибок программного обеспечения и аппаратуры используется журнал регистрации сбоев. Устранение сбоев и ошибок программного обеспечения и аппаратуры производится в рабочее время инженера программиста.


2 РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРАКТИКИ

2.1 Анализ исходных данных и постановка задачи

2.1.1 Анализ предметной области

Темой проекта по технологической практике является клиентская часть клиент-серверной информационной системы «Отдел кадров школы», предназначенной для анализа работающих учителей ГУО «Средняя школа № 18 г. Полоцка».

В рамках технологической практики необходимо разработать клиентскую часть клиент-серверной информационной системы «Отдел кадров школы», которая позволит вести учет учителей в школе.

Школа является учреждением образования, выполняющим функцию обучения и воспитания подрастающего поколения. Основными задачами школы являются:

- обеспечение базового и среднего образования;

- развитие трудовых умений и навыков с учетом конкретных возможностей каждого ученика, школы;

- формирование у обучающихся гражданских и нравственных качеств, соответствующих общечеловеческим ценностям;

- улучшение организации коррекционной работы по формированию навыков социально-адаптивного поведения учащихся, имеющих отклонения в психофизическом развитии, а также затруднения в обучении;

- внедрение в педагогическую практику принципов инклюзивного подхода в экспериментальных классах в рамках реализации республиканского проекта «Апробация модели инклюзивного обучения в учреждениях образования».

Школа создает оптимальные условия для решения следующих задач:

- коррекционно-развивающего разноуровневого обучения учащихся на основе дифференцированного подхода;

- развития механизмов у учащихся продуктивного общения;

- освоения учащимися моделей коммуникативного поведения, позволяющих решить проблему социальной интеграции каждого воспитанника в своевременное общество.

Важнейшим предметом образовательного процесса в школе является оценка знаний и навыков учащихся по предметам. Учителя оценивают знания учащихся по десятибалльной системе. Оценка, поставленная педагогом, заносится не только в классный журнал, но и в дневник ученика.

Учитель выполняет следующие должностные обязанности:

- осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета;

- способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ;

- обеспечивает уровень подготовки обучающихся соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;

- систематически повышает свою профессиональную квалификацию;

- осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими);

- обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

    В школе занятия проходят в форме уроков. Урок – это форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемого материала (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Школьный урок длится 45 минут.

    Предмет, который ведет учитель, посещает заранее определенный расписанием занятий класс. Класс представляет собой группу совместно обучающихся учащихся на определенном этапе обучения и схожей базой знаний. У каждого класса в школе есть свой номер, нумерация класса состоит из цифры (от 1 до 11), которые отображают год обучения, и буквой, которая отображает в алфавитном порядке количество классов в этом учебном году. Учитель на уроке обучает учеников и контролирует их знания по своему предмету, оценивая их  по специальной шкале. Оценка, которую зарабатывает ученик, выставляется педагогом в классный журнал и дневник учащегося. По истечении школьной четверти, подводятся итоги по базе знании каждого ученика по соответствующему предмету. Учителя подсчитывают средний балл каждого из учащихся, на базе оценок выставленных ученику за пройденную четверть и выставляют его в школьный дневник и классный журнал. По каждому ученику также фиксируется общий средний балл за четверть по всем предметам. Аналогичные действия проходят по истечении учебного года, только средний балл за предмет считается по оценкам за пройденные четверти.

    Основными данными, которые необходимо собрать и обработать, является информация об оценках, выставляемых учителями в классный журнал, информацию об учениках класса, учителях и предметах.

2.1.2 Анализ аналогов и прототипов

Аналогами и прототипами информационной системы «Учет успеваемости учащихся» послужили следующие программные средства:

1.  Программное средство «Отклик учителя» представляет собой приложение, рассчитанное на формирование стандартных отчетов по учебным периодам.

К преимуществам данного программного средства можно отнести следующее:

- формирование отчета по оценкам за четверть или год;

- формирование отчета по оценкам за год;

- подсчет процентов и итогов по выставленным оценкам;

- экспорт отчета в Microsoft Office Excel.

К недостаткам данного программного средства можно отнести следующее:

- отсутствие просмотра общей статистики оценок по классу;

- отсутствие просмотра общей статистики оценок по школе;

- возможность просмотра данных только за один учебный год;

- отсутствие аутентификации в системе, у каждого пользователя одинаковый уровень доступа к данным;

- отсутствует возможность просмотра количества каждой из оценок у учеников школы;

- отсутствие сведений об учителях.

Главное окно программы «Отклик учителя» приведено на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 – Главное окно программы «Отклик учителя»

2. Программное средство «Школа» – это программа для завуча, позволяет вести электронную базу данных школы, которая хранит данные об учителях, расписании, кабинетах, классах, учениках и их оценках по стандартным периодам (оценки по четвертям и годовая оценка).

Преимущества программы «Школа»:

- формирование списков оценок по четвертям;

- автоматический расчет годовой оценки;

- удобный поиск по любым данным, возможность выбора класса, периода обучения и класса;

- автоматический расчет количества учеников;

- указывается количество контрольных работ, сданных учеником;

- вывод количества учеников по классам;

- вывод статистики успеваемости учеников.

Недостатки программы «Школа»:

- отсутствие отчета по оценкам одного ученика;

- отсутствие аутентификации в системе, у каждого пользователя одинаковый уровень доступа к данным;

- неудобный интерфейс, программа сложная для освоения пользователю заранее не прошедшему обучение по программе.

Окно поиска по расписанию, с возможностью выбора дня, класса, номера урока, предмета, преподавателя и кабинета, в программе «Школа» приведено на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 – Поиск по расписанию в программе «Школа»

        Главное окно программы «Школа», на котором представлены такие пункты меню, как редактирование данных, поиск по заданным критериям, отчет по работе школы, справка о количестве учеников, приведено на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 – Главное окно в программе «Школа»

        Форма редактирования оценок в программе «Школа» приведена на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4 – Форма оценки в программе «Школа»

3.  Программное средство «Учет в школе» предназначено для автоматизации учета в школах. Программа обеспечит решение задач данной предметной области:  ведение учета учащихся, ведение расписания уроков, учет в школьной библиотеке, учет оборудования по классам.

Преимущества программы «Учет в школе»:

- ведение учета классов, учащихся, учителей, родителей, оборудования;

- присутствует система напоминаний: сообщение об актуальных задачах, заданных пользователям в указанный срок.

Недостатки программы «Учет в школе»:

- отсутствие возможности просмотра и выставления оценок;

- отсутствие разделения прав доступа.

Окно учета учащихся в программе «Учет в школе» приведено на рисунке 2.5.

Рисунок 2.5 – Окно учета учащихся в программе «Учет в школе»

      Окно ведения учета учителей в программе «Учет в школе» приведено на рисунке 2.6.

Рисунок 2.6 – Окно учета учителей в программе «Учет в школе»

      Изучив программные средства аналогичной тематики, можно сделать вывод, что большинство систем схожи, многие из них имеют удобный и простой интерфейс, несложный и лаконичный дизайн, вследствие чего на обучение персонала для работы в этой системе будет затрачено меньше времени. К преимуществам подобных систем можно отнести то, что они могут вести учет учителей, учеников и оценок, подсчитывать итоговые оценки за четверть и год. Из недостатков рассмотренных программных средства можно выделить то, что почти все из них не имеют разграничения прав доступа и вывода отчетов по ученикам, вследствие чего данная система будет актуальна среди школ, которые нуждаются в автоматизации учета выставляемых оценок.

2.1.3 Анализ функциональной структуры разрабатываемого приложения

Для определения функциональной структуры информационной системы «Учет успеваемости учащихся» была разработана диаграмма вариантов использования.

Диаграмма вариантов использования описывает взаимоотношения и зависимости между группами вариантов использования и действующими лицами, участвующими в процессе. Варианты использования предназначены в первую очередь для определения функциональных требований к системе и управляют всем процессом разработки. Все основные виды деятельности, такие как анализ и проектирование, выполняются на основе вариантов использования.

 Диаграмма вариантов использования состоит из актеров, для которых система производит действие и действия, которое описывает то, что актер хочет получить от системы.

Для данной информационной системы учета итоговой успеваемости учащихся ГУО «Средняя школа № 18 г. Полоцка» была построена диаграмма вариантов использования UML, которая представлена в ПРИЛОЖЕНИИ А.

Из разработанной диаграммы следует, что с данной информационной системой смогут работать три типа пользователей: Начальник отдела кадров, Секретарь и Завуч. Каждый из перечисленных пользователей обладает своими правами доступа к информации.

В разрабатываемой информационной системе Начальник отдела кадров сможет выполнять следующие действия:

-  формирование списка учителей работающих в школе, добавление, редактирование, удаление учителя;

- выбор категории;

- выбор предмета преподавания;

- В разрабатываемой информационной системе пользователь Секретарь сможет выполнять следующие действия:

- формирование педагогической нагрузки.

- формирование графика работы учителей.

- В разрабатываемой информационной системе Завуч сможет выполнять следующие действия:

- просмотра всей необходимой информации об учителях;

-  формирование отчетов, включая выбор вида отчета и возможность его экспорта в MS Excel 2007.

2.1.4 Анализ нефункциональных требований

Нефункциональные требования, описывают, как должна работать система и какими свойствами или характеристиками она должна обладать. Нефункциональные требования определяют системные свойства, такие как производительность, удобство сопровождения, расширяемость, надежность, средовые факторы эксплуатации.

При проектировании информационной системы были рассмотрены следующие требования: доступность (атрибут качества, определяющий время непрерывной работы приложения), надежность (описывает поведение приложения в нештатных ситуациях), к времени хранения данных, к удобству использования, безопасности, производительности и ограничения (системные характеристики, при которых приложение должно эффективно выполнять возложенные на него задачи).

Требования к доступности для информационной системы «Учет успеваемости учащихся» следующие:

- время непрерывной работы информационной системы неограниченно.

Требования к надежности:

- возможность сохранения данных;

- создание резервной копии базы данных.

Требования к времени хранения данных:

- база данных используется в качестве постоянного хранилища данных;

- продолжительность хранения данных не ограничена.

Требования к удобству использования:

- информационная система будет обладать простым и интуитивно понятным интерфейсом.

Требования к безопасности:

- разграничение прав доступа;

- возможность работы будет распределена между четырьмя типами пользователей: администратор, секретарь, учитель и завуч.

Требования к производительности:

- одновременная работа с системой до 100 пользователей.

Требования к аппаратной части для информационной системы «Учет успеваемости учащихся» следующие:

1) Для сервера базы данных:

- 2 CPU Cores;

- 1 GB RAM.

Данные системные требования приведены в соответствии c минимальными системными требованиями MSSQL.

2) Для клиентской части системы:

- Intel Celeron CPU 1.70 GHz;

- 512 MB RAM.

Данные системные требования приведены в соответствии с техническими характеристиками компьютеров в школе.

2.1.5 Анализ архитектуры разрабатываемой системы

Среди сетевых архитектур информационных систем различают файл-серверную и клиент-серверную архитектуру.  Клиент-серверная система характеризуется наличием двух взаимодействующих самостоятельных процессов – клиента и сервера, которые, могут выполняться на разных компьютерах и обмениваясь данными по сети. Клиент-серверная архитектура подразделяется на двухзвенную и трехзвенную (многозвенную). Для проектирования информационной системы была выбрана клиент-серверная двухзвенная архитектура, так как она обеспечивает высокую производительность при многопользовательской работе, в ней присутствует механизм транзакций, снижается стоимость клиентского приложения, также сервер не вызывает сторонние сетевые приложения и не обращается к сторонним ресурсам для выполнения какой-либо части запроса, сервер отвечает на клиентские запросы напрямую и в полном объеме, при этом используя только собственные ресурсы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.182 с.)