Основные формы и уровни общественного сознания. Нетеоретический уровень как основной источник «миросозерцания» художника. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные формы и уровни общественного сознания. Нетеоретический уровень как основной источник «миросозерцания» художника.



Литературоведение. Тема 3.

 

Основные формы и уровни общественного сознания. Нетеоретический уровень как основной источник «миросозерцания» художника.

Общественное сознание – надындивидуальное, хотя его носители и отдельные индивиды. Это атрибут общества, всеобщее сознание, зафиксированное в языке народа. Это система, но не сумма сознаний всех индивидов. Вырабатывается в процессе общения, усвоения духовного наследия + на него влияют труды великих умов.

 

Деление общественного сознания:

По горизонтали – на формы: Философия, политическое сознание, правовое, этическое, научное, религиозное, эстетическое.

По вертикали – на уровни: Теоретический (высший) и нетеоретический, т.е. обыденное сознание (низший).

 

До теоретического уровня возвышается не всякий человек. Теории влияют на литературу. При этом важна цельность сознания, это залог гармонии. Например, Раскольников, помогающий Мармеладовым и строящий свою теорию – его сознание негармонично, не цельно, т.к. возникает противоречие между обыденным и теоретическим сознанием.

 

Нетеоретический уровень включает:

Обыденное сознание есть первичная форма понимания обществом социального и природного мира, форма, которая имеет объективную обусловленность в самой природе человека.

 

Общественное мнение — субъективная предпосылка социальных действий масс, одно из средств социального контроля. Это явное или скрытое отношение людей к событиям общественной жизни, выражающее их мысли и чувства.

 

Референдум — фундаментальный (при условии его цивилизованного проведения) способ волеизъявления народа.

 

Слухи — это альтернативная форма распространения сообщений. Появляются, когда СМИ не удовлетворяют потребности какой-то группы людей либо даже значительной массы в определенной информации.

 

Объектом эстетического анализа является <...> содержание эстетической деятельности (созерцания), направленной на произведение.

Это содержание мы будем в дальнейшем называть просто эстетическим объектом, в отличие от внешнего произведения, которое допускает и другие подходы, и прежде всего, первично познавательный <...>

 

Взаимоотношения обыденного и теоретического уровней общественного сознания можно уподобить отношениям общественной психологии (частичный аналог обыденного уровня сознания) и идеологии (частичный аналог теоретического уровня сознания).

В общественной психологии представлены разнообразные научные и ненаучные взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и интересы, причудливые образы фантазии и логика здравого смысла.

В идеологии - с позиций определенного класса, партии дается систематизированная оценка социальной действительности.

Пример: идеология – тоталитаризм => общественная психология страха

 

Источник «миросозерцания» художника – обыденное, нетеоретическое, органика и живость. Даже если автор вкладывает в произведение теоретическую основу, обыденное все равно просвечивает.

Основной источник содержания искусства – обыденное сознание (нетеоретический уровень общественного сознания). Не будучи пропущенной через него, теория не будет органичной в произведении, будет сочиненной, головной.

Прекрасное – безобразное

Возвышенное – низменное

Трагическое – комическое

Общечеловеческий характер эстетических категорий – ими пронизано обыденное сознание, в них мы оцениваем и жизненные явления. Вывод: эстетическое шире художественного.

3) Эстетические категории носят объективно-субъективный характер. Нужно духовное усилие, чтобы разгадать значение объекта искусства. Субъект разгадывает объект – только в человеческом сознании колебания волн становятся музыкой. Без субъекта эстетическое таковым не будет, всегда нужен кто-то, кто бы воспринимал объект искусства.

4) Эстетическое чувство – всегда удовольствие, имеющее духовную природу (не грубо физиологическое, не гедонистическое!).

5) Отсутствие прямой связи с утилитарными потребностями приводит к эстетической дистанции. Эстетическое чувство носит спокойный характер. Мы переживаем, смотря, например, трагедию, но не горюем.

 

Чернышевский

Существенное значение искусства - воспроизведение того, чем интересуется человек в действительности.

Поэт или писатель нехотя выносят приговор обществу, именно поэтому искусство становится нравственной деятельностью человека. Человек,в ком умственная деятельность возбуждена вопросами      , порождаемыми наблюдениями жизни, тот обязательно вынесет приговор интересующей его стороне жизни.(так как мыслящий человек не может мыслить над ничтожными вопросами).

Все искусства, подобно живой действительности, действуют прямо на чувства, поэзия действует на фантазию, фантазия у одних людей гораздо впечатлительнее и живее, нежели у других, но вообще должно сказать, что у здорового человека ее образы бледны, слабы в сравнении с воззрениями чувств, потому надобно сказать, что по силе и ясности субъективного впечатления поэзия далеко ниже не только действительности, но и всех других искусств.

«Прекрасным называется полное проявление идеи в отдельном предмете»- Фишер.

Прекрасное есть отдельный, живой предмет, а не отвлечённая мысль. «Прекрасное есть единство идеи и образа, полное слияние идеи с образом»- художественное произведение искусства, прекрасно лишь тогда, когда художнику удалось передать всё, что он хотел. «прекрасное есть жизнь», так как человек любит жизнь, видим такую как хотим. Жизнь видим лишь в предметах, не отвлечённых мыслях.

«Возвышенное есть то,что гораздо больше всего, с чем сравнивается нами (гораздо сильнее, превосходящий)». Страсть – возвышенное явление, сильнее наших расчётов и побуждений.

Комичное противоположено прекрасному,а не возвышенному. Прекрасное может быть в трёх параметрах: в действии (природа), в фантазиях и в искусстве.

Плеханов

  Слово выражает как мысли так и чувства в живых образах. Слово не отделимо от искусства. Искусство, когда человек под влиянием окружающей среды вспоминает мысли и чувства и предаёт им образное выражение. Искусство общественное явление. Людям свойственно чувство прекрасного, то есть у них есть способность испытывать эстетическое удовольствие под влиянием вещей или явлений. Но какие именно вещи и явления доставляют им такое удовольствие, это зависит от условий, под влиянием которых они воспитываются, живут и действуют. Природа человека делает то, что у него не могут быть эстетические вкусы и понятия. Окружающие его условия определяют собой переход этой возможности в действительность.

Искусство- отражение жизни. Польза познается рассудком. Красота – созерцательной способностью. Расчёт. Инстинкт. Главная черта эстетического наслаждения- его непосредственность, но польза всё-таки лежит в основе, если бы её не было,то предмет не казался бы прекрасным. Не всё то, что полезно человеку,нравственно. Но нравственное значение может приобрести для него только то, что полезно для его жизни и развития: не человек для нравственности, а нравственность для человека.

Особенности художественного творчества всякой данной эпохи всегда находятся в самой тесной причинной связи с тем общественным настроением, которое в нём выражается. Первый акт материалистической критики не только не устраняет надобности во втором акте, но предполагает его, как своё необходимое дополнение.

Поэтические произведения всегда что-нибудь рассказывают, так как всегда что-нибудь выражают. Поэт – образы, публицист- логические выводы. Не может быть художественного произведения, лишенного идейного содержания. Достоинство произведений искусства определяется высотой выражаемого им настроения. Искусство есть одно из средств духовного общения между людьми. Творение поэтов и художников напрямую зависит от эпохи, какая социальная жизнь такое и искусство.

В произведениях искусства и в литературных вкусах времени выражается общественная психология, а в психологии общества, разделённого на классы, многое остаётся для нас непонятным и парадоксальным, если мы будем продолжать игнорировать взаимное отношение классов и взаимную классовую борьбу.

 

                                                              

Литературоведение. Тема 3.

 

Основные формы и уровни общественного сознания. Нетеоретический уровень как основной источник «миросозерцания» художника.

Общественное сознание – надындивидуальное, хотя его носители и отдельные индивиды. Это атрибут общества, всеобщее сознание, зафиксированное в языке народа. Это система, но не сумма сознаний всех индивидов. Вырабатывается в процессе общения, усвоения духовного наследия + на него влияют труды великих умов.

 

Деление общественного сознания:

По горизонтали – на формы: Философия, политическое сознание, правовое, этическое, научное, религиозное, эстетическое.

По вертикали – на уровни: Теоретический (высший) и нетеоретический, т.е. обыденное сознание (низший).

 

До теоретического уровня возвышается не всякий человек. Теории влияют на литературу. При этом важна цельность сознания, это залог гармонии. Например, Раскольников, помогающий Мармеладовым и строящий свою теорию – его сознание негармонично, не цельно, т.к. возникает противоречие между обыденным и теоретическим сознанием.

 

Нетеоретический уровень включает:

Обыденное сознание есть первичная форма понимания обществом социального и природного мира, форма, которая имеет объективную обусловленность в самой природе человека.

 

Общественное мнение — субъективная предпосылка социальных действий масс, одно из средств социального контроля. Это явное или скрытое отношение людей к событиям общественной жизни, выражающее их мысли и чувства.

 

Референдум — фундаментальный (при условии его цивилизованного проведения) способ волеизъявления народа.

 

Слухи — это альтернативная форма распространения сообщений. Появляются, когда СМИ не удовлетворяют потребности какой-то группы людей либо даже значительной массы в определенной информации.

 

Объектом эстетического анализа является <...> содержание эстетической деятельности (созерцания), направленной на произведение.

Это содержание мы будем в дальнейшем называть просто эстетическим объектом, в отличие от внешнего произведения, которое допускает и другие подходы, и прежде всего, первично познавательный <...>

 

Взаимоотношения обыденного и теоретического уровней общественного сознания можно уподобить отношениям общественной психологии (частичный аналог обыденного уровня сознания) и идеологии (частичный аналог теоретического уровня сознания).

В общественной психологии представлены разнообразные научные и ненаучные взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и интересы, причудливые образы фантазии и логика здравого смысла.

В идеологии - с позиций определенного класса, партии дается систематизированная оценка социальной действительности.

Пример: идеология – тоталитаризм => общественная психология страха

 

Источник «миросозерцания» художника – обыденное, нетеоретическое, органика и живость. Даже если автор вкладывает в произведение теоретическую основу, обыденное все равно просвечивает.

Основной источник содержания искусства – обыденное сознание (нетеоретический уровень общественного сознания). Не будучи пропущенной через него, теория не будет органичной в произведении, будет сочиненной, головной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.026 с.)