Рассмотрение дела судом надзорной инстанции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассмотрение дела судом надзорной инстанции



В качестве судов надзорной инстанции действуют:

1) президиумы верховных судов республик, краевых, области их судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов;

2) Судебная коллегия по гражданским делам Верховно­го Суда РФ,

3) Президиум Верховного Суда РФ.

Судебная коллегия Верховного Суда РФ в порядке над­зора рассматривает дела в составе трех постоянных судей. Заседания президиумов судов правомочны при наличии большинства членов президиума. Прокурор участвует в судебно-надзорном рассмотрении дел, если он является лицом, участвующим в деле.

Рассмотрение дела в надзорной инстанции в основном проходит так же, как и заседание кассационной инстан­ции. В судебном заседании принимают участие лица, уча­ствующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и законные интересы непосредственно затрагивают­ся обжалуемым судебным постановлением.

В подготовительной части заседания председательст­вующий выясняет, кто из лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, явился в заседание, объявляет со­став суда, после чего решается вопрос об отводах. Затем приглашенным в заседание лицам разъясняются их права и обязанности. Далее суд обсуждают поступившие ходатай­ства и заявления присутствующих в судебном заседании.

Вторая часть заседания — рассмотрение материалов де­ла — начинается докладом судьи. Дело, рассматриваемое в порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда. В Судебной коллегии по гражданским делам Верхов­ного Суда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ де­ло докладывается одним из судей коллегии. Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных поста­новлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения суда о возбу­ждении надзорного производства. Судьи могут задать во­просы докладчику.

Лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие жалобу, прокурор, если они явились в су­дебные заседание, вправе дать объяснения по делу. Пер­вым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу, или прокурор, подавший представление.

По результатам рассмотрения дела суд надзорной ин­станции выносит определение. При рассмотрении дела в порядке надзора все вопросы решаются большинством го­лосов. При равном количестве голосов, поданных за пере­смотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, надзорная жалоба или представление прокурора считают­ся отклоненными. О вынесенном судом надзорной инстан­ции определении сообщается лицам, участвующим в деле.

Полномочия суда надзорной инстанции. Суд, рассмот­рев дело в порядке надзора, вправе:

1) оставить судебное постановление суда первой, вто­рой или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения;

2) отменить судебное постановление суда первой, вто­рой или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;

3) отменить судебное постановление суда первой, вто­рой или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по Делу;

4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;

5) отменить либо изменить судебное постановление су­да первой, второй или надзорной инстанции и принять но­вое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

Как видно, полномочия суда надзорной инстанций в основном сходны с полномочиями суда второй инстанции. Различие сводится к тому, что надзорная инстанция может направить дело на новое кассационное рассмотрение, а также оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу решений, определений или постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права (ст. 387 ГПК). Существенность нарушения норм процессуального права суд надзорной инстанции устанавлива­ет по правилам ст. 364 ГПК, в которой указаны случаи та­ких нарушении, которые влекут безусловную отмену судебных постановлений независимо от доводов жалобы или представления; другие нарушения норм процессуаль­ною права признаются существенными и влекут отмену судебных постановлений при условии, что они привели или могли привести к неправильному разрешению дела (п. 24, 25 названного постановления).

Нарушение норм материального права суд надзорной инстанции устанавливает по правилам ст. 363 ГПК. Суще­ственность этих нарушений оценивается и признается су­дом надзорной инстанции по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств и значимости последствий этих нарушений для лица, в отношении которого они допуще­ны (нарушения его прав, свобод или охраняемых законом интересов).

В отличие от кассационной инстанции указания выше­стоящего суда о толковании закона являются обязатель­ными для суда, вновь рассматривающего дело (ч. 2 ст. 390 ГПК).


Лекция 25



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 25; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.006 с.)