Процесс вхождения Калмыкии в состав России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс вхождения Калмыкии в состав России



Исследование истории вхождения Калмыкии в состав России имеет свою актуальность по нескольким причинам. Во-первых, интересна тема онтогенеза народов той территории, на которой началось формирование будущей Калмыкии, движение генофонда на другие территории и их последующая ассимилиция в бассейне Нижней Волги и далее до Предкавказья. Во-вторых, переселение ойратов на Запад в конце XV в. рассматривается внаучных источниках как последний этап переселения народов, что, безусловно, формирует интерес к данному процессу. И, в-третьих, переселение исследуемой народности важно для последующего теоретического и культурологического анализа изменений и тенденций ассимиляции этносов.

По мнению В.Ш. Бембеева вхождение Калмыкии в состав России было вызвано целым рядом причин[1]:

· постоянные конфликты восточномонгольских и казахских феодалов с ойратскими феодалами;

· раздробленность ойратской народности;

· потребность в пастбищных территориях;

· сложившиеся дружелюбные торговые взаимоотношения с «москвитянами»[2].

По мнению И.Я. Златкина основными причинами (факторами) передвижения раннекалмыкских народностей были[3]:

 

Рис. 1 – Причины передвижения раннекалмыкских народностей

 

Другие ученые признавали в качестве причин переселения экспансию[4], внешнее давление со стороны восточных монголов и киргиз-кайсаков, внутренние противоречия между ханствами, видение в русских союзников (некоторые из ханств)[5].

В результате воздействия всех этих причин ойратские кочевники стали торговать и активно взаимодействовать с русскими княжествами. Так, в 1607 году немногочисленные группы ойраткалмыков во главе с дербетскими тайшами Ичинеем и Узенем просили князя принять их в русское подданство[6], после у них появилось право торговать вдоль рек Иртыш и Омь. В этот же период активно процветает посольские обмены между ойрат-калмыками и русскими[7].

В 1771 году, после упразднения Волжского-Калмыцкого казачьего войска (в некоторых официальных документах именуемого «Калмыцким ханством»), состоялся неудачный военный поход части казаков под предводительством верховного атамана с берегов Волги в Семиречье. На тот момент земли Алтай-Тянь-Шаньского региона, включая Семиречье, были оккупированы Китаем.

Численность военной группы составляла более 100 тыс. всадников. Правительство в Петербурге изначально выступало против этой инициативы, так как Волжское войско на протяжении всей истории своего существования было не только надежным союзником и поставщиком боеспособных конных войск, но и неисчерпаемым «донором» для пополнения русского населения. Но, несмотря на протесты и противодействие Петербурга, к границам Китая все же удалось уйти самой боеспособной и мобильной части армии калмыцкого атамана. Остальная часть войска, а также почти все гражданское население и семьи воинов остались в России. Там же пребывало и хозяйственное население, представленное китайскими трудовыми мигрантами и их потомками, которые с давних времен состояли в личной зависимости от верховных правителей казаков. Трудовая миграция из Китая на эти земли и в целом во владения Центральной орды оставалась обычным явлением и поощрялась атаманами всегда, так как сами свободные казаки не облагались налогами и не выполняли для родовых князей никаких хозяйственных повинностей, а несли исключительно военную службу.

Уже в XIX веке свободные казаки бывшего Калмыцкого войска (более 2 млн человек), освободившись от присяги своему верховному атаману, почти поголовно приняли православие и стали русскими. Они остались проживать на своих исконных землях от Терека до Самары и от Эмбы до Дона, но теперь эти территории не принадлежали казачьему Волжскому-Калмыцкому войску, а вошли в состав новообразованных губерний Российской империи. Их жители вместе с православной верой приняли имя «русские», наделялись землей согласно царским указам и по большей части записывались в податное население империи.

Лишь небольшая группа монголоидного населения не смогла воспользоваться предоставленными свободами; эти люди остались в крепостной зависимости, но уже не от верховного атамана, а от тех знатных казачьих князей, которые не пожелали принимать православие, а жаждали сохранить свои былые привилегии, материальное положение и зависимое от них население. Им было что терять и за что держаться. Это желание совпало с потребностью российской столицы в ясачном населении, которое ранее своим трудом обеспечивало только калмыцкого атамана и его приближенных, а теперь могло послужить и петербургскому правительству.

Оставшихся в России «в наследство» от калмыцкого верховного атамана ясачных подданных числом более 100 тыс. человек назвали прежним именем их князей – «калмыки».

То, что казаки привели с собой лично зависимых от них работников китайского происхождения, которые расово отличались от своих владельцев, во вновь сложившееся Волжское войско, вполне естественно. И вот почему: казаки представляли собой не народ в обычном понимании этого слова, а армию. Все их автономные войска со времен Стального Императора в своей структуре обязательно имели хозяйственные отряды, которые формировались в основном из китайского населения. Эта традиция сохранялась на протяжении столетий. Тем же армейским уставом Стального Императора были четко регламентированы все права, обязанности и взаимоотношения между командным составом, рядовыми воинами и рабочими отрядами. Последние включали в свой состав целые семьи и вербовались на пожизненной основе. Их дети были обязаны выполнять те же функции, что и родители. Этническое смешение (будь то браки или иная, незаконная связь между казаками и хозяйственным населением) каралось смертью. Этот устав действовал и в Волжском-Калмыцком и Джунгарском войсках вплоть до второй половины XVIII века, когда они прекратили свое существование.

Как уже было сказано ранее, свободные европеоидные казаки были вольны покидать своего родового князя и атамана и переходить под прямое управление российского императора, для чего им было достаточно лишь принять православие. Лично зависимое население китайского происхождения не имело такого права и оставалось с атаманом или с назначенными им князьями. Для них и для нескольких сотен знатных семей-родов, не пожелавших принимать православную веру, была выделена небольшая Калмыцкая область в составе Астраханской губернии. И хотя расово и генетически монголоидные хозяйственные работники отличались от своих князей, в процессе длительного совместного проживания они окончательно усвоили культуру и традиции казаков. Это население Калмыцкой области естественным образом приняло имя «калмыков» и стало считать себя «калмыцким народом». А перешедшие в русское состояние казаки, напротив, перестали называть себя «калмык» и «ойрат» («арий»), оставляя за собой только имена «русский» или «казак».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.114 (0.005 с.)