Включенность клиента в процесс консультирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Включенность клиента в процесс консультирования.



Имеется в виду то, что клиент во время приема должен чувство­вать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоцио­нально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для этого необходимо следить за тем, чтобы:

■ развитие разговора выглядело для клиента логичным и по­нятным;

■ клиенту было интересно.

Ю.Е. Алешина (1994) в свое время сформулировала еще один принцип - анонимность. Имеется в виду, что любая ин­формация, сообщенная клиентом психологу, не может быть пе­редана без согласия клиента ни в какие общественные или госу­дарственные организации, частным лицам, в том числе родст­венникам и друзьям. Однако за последнее время выяснилось, что это правило может иметь исключения. Психолог в ряде слу­чаев должен иметь право разглашать информацию, получен­ную от клиента, например, в случае угрозы жизни и здоровью кого-либо. Подробнее мы обсудим этот вопрос в следующем разделе.

 

 

                                 2.Этапы консультативного процесса.

Слово «этап» обозначает отдельный момент, стадию в разви­тии чего-либо. В представлениях различных авторов об этапах психологического консультирования много общего, однако на­блюдаются и некоторые различия, связанные в основном с под­робностью и логичностью, полнотой изложения. Излишняя полнота, однако, не всегда является достоинством, поскольку затеняет основную мысль, логику автора. Этапы психологиче­ского консультирования описывали и разбирали Ю.Е. Алеши­на (1999, 1993), Г.С. Абрамова (2001), П.П. Горностай и СВ. Васьковская (1995), Р.-А.Б. Кочюнас (1999) и многие другие. С нашей точки зрения наиболее оптимальное изложе­ние можно найти в работах Ю.Е. Алешиной. В нашем описа­нии этапов психологического консультирования мы взяли за основу модель Ю.Е. Алешиной, модифицировав и расширив ее, сделав более логичной и понятной.

Процесс консультативной беседы можно условно разделить на четыре этапа:

Этап 1. Знакомство с клиентом и начало беседы Длительность данного этапа 5-10 мин при средней продол­жительности одной консультативной беседы 45 мин -1ч 10 мин. На протяжении этого этапа психолог-консультант вы­полняет следующие действия:

v Можно встать навстречу клиенту или встретить его в две­рях кабинета, что будет восприниматься клиентом как де­монстрация доброжелательности и заинтересованности.

v Желательно подбадривать клиента словами типа «Прохо­дите, пожалуйста», «Усаживайтесь поудобнее».

v После первых минут контакта с клиентом рекомендуется предоставить ему паузу 45-60 с, чтобы он мог собраться с мыслями и оглядеться.

v После паузы желательно начать собственно знакомство. Можно сказать клиенту: «Давайте познакомимся. Как мне вас называть?» После этого необходимо представиться кли­енту. Представляться лучине всего так, как представился клиент. Можно обсудить, удобно ли будет клиенту, если его будут называть таким образом.

v Как пишет Р.-А.Б. Кочюнас (1999), клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс кон­сультирования вполне осознанно, поэтому до начала процесса консультирования психолог-консультант обя­зан предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования, а именно: об основных целях консультирования, о своей квалификации, об оп­лате за консультирование, о приблизительной продол­жительности консультирования, о целесообразности консультирования в данной ситуации, о риске времен­ного ухудшения состояния клиента в процессе консуль­тирования, о границах конфиденциальности. Часть этой информации предоставляется по запросу клиента, чтобы не испугать его до начала консультирования по­током информации. Но некоторые вопросы, например вопрос об оплате, психологу-консультанту целесообраз­но поднять самому. Не следует вселять в клиента надеж­ду на помощь, которую психолог не в силах оказать. Ре­зультатом этой части беседы должно стать осознанное решение клиента о вступлении в процесс консультиро­вания. Это обычно хорошо видно как на вербальном, так и невербальном уровнях.

v Важно заранее согласовать с клиентом возможности ау­дио- и видеозаписи, наблюдения через зеркало односто­роннего видения, присутствие на консультации других лиц (стажеров, студентов). Без согласия клиента это ис­ключается.

v Важно не позволять клиенту использовать консультанта в своих целях, далеких от консультирования. Не следует соглашаться звонить куда-либо по просьбе клиента, пи­сать письма, приглашать на консультацию, т. е. не делать ничего такого, что можно было бы обозначить как вмеша­тельство психолога-консультанта по просьбе клиента в ча­стную жизнь других людей.

v После решения всех перечисленных выше вопросов мож­но переходить к распросу клиента, что будет означать на­чало второго этапа психологического консультирования. Важно иметь заранее заготовленную фразу, которая по­зволяла бы осуществлять этот переход, чтобы не расте­ряться неожиданно под впечатлениями первого знаком­ства с клиентом, не попасть в ситуацию, когда не знаешь с чего начать. Пример такой стандартной фразы: «Что вас привело ко мне?» С произнесения этой фразы начина­ется следующий этап психологического консультирова­ния.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.11.34 (0.006 с.)