от неоромантизма к реализму. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

от неоромантизма к реализму.



1. Литературная ситуация в США в к. XIX – н. ХХ вв.

2. Жизненный и творческий путь Марка Твена.

3. Анализ романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера»:

а) История создания, полемика с автором книг для «воскресных школ» (идейные особенности, образная система).

б) Роман как «гимн детству», ориентация на неоромантизм: особенности художественного пространства романа, типология героев; мастерство психологического анализа, роль юмора.

4. Анализ романа «Приключения Гекльберри Финна»:

а) Углубление реализма, актуальность проблематики. Приемы художественного обобщения.

б) Система образов. Образ Гека Финна. Новаторство Твена в изображении темнокожих невольников.

5. Творчество М. Твена в последние десятилетия: усиление притчевого начала в рассказе «Человек, который совратил Гедлиберг».

 

Художественные тексты

    Твен М. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна. Рассказы: Мои часы. Как я редактировал сельскохозяйственную газету, Журналистика в Теннеси. Похищение белого слона. Человек, который совратил Гедлиберг.

Литература

1. Гайсмар М. Разъяренный радикал // Гайсмар М. Американские современники. – М., 1976.

2. Зверев А.М. Мир Марка Твена. – М., 1985 (законспектировать)

3. Ромм А.С. Марк Твен. – Л., 1977.

4. Старцев А. Марк Твен и Америка. – М., 1985.

 

Занятие № 6

Жизненный и творческий путь Джека Лондона. Эволюция художника

1. Неоромантические тенденции в Северных рассказах. Анализ рассказа «Любовь к жизни».

2. Общая характеристика периода увлечения идеями социализма. Роман «Железная пята». Книга очерков «Люди бездны».

3. Трагедия художника в романе «Мартин Иден». Биографическое начало в романе.

4. Творческий кризис в последние годы жизни. Повторение судьбы Мартина Идена, обращение к массовой литературе («Сердца трех», «Маленькая хозяйка большого дома»).

 

Художественные тексты

       Лондон Дж.. Любовь к жизни. Белое безмолвие. Белый клык. Мартин Иден.

Литература

1. Балтроп Р. Джек Лондон. – М., 1981.

2. Богословский В.Н. Джек Лондон. – М., 1964 (законспектировать).

3. Быков В.М. По следам Джека Лондона. – М., 1983.

4. Стоун И. Моряк в седле. – М., 1987.

 

Занятие № 7

Мастерство Франса-сатирика.

Рассказ «Кренкебиль» и роман-памфлет «Остров пингвинов»

1. Эволюция философских, политических и эстетических взглядов А.Франса. Русские писатели об А. Франсе (Л.Н. Толстой, М. Горький).

2. Рассказ «Кренкебиль»: актуальность проблематики, сатира и ирония.

3. Анализ романа «Остров пингвинов»:

а) Жанровое своеобразие произведения; проблематика.

б) Особенности сюжетно-композиционной организации.

в) Приемы создания сатирической образности (гипербола, гротеск, пародия, парадокс, «масочность»).

4. Традиции предшествующей литературы в творчестве А. Франса.

Художественные тексты

Франс А. Кренкебиль. Остров пингвинов.

Литература

1. Ковалева И.С. Творчество А. Франса в годы перелома. 1889-1895. – Л., 1957.

2. Лиходзиевский С.Н. Анатоль Франс. Очерк творчества. – Ташкент, 1962.

3. Фрид Я. Анатоль Франс и его время. – М., 1975. (законспектировать)

 

Занятие № 8

Поэтика психологической повести в творчестве Г. Джеймса.

1. Общая характеристика творчества Г. Джеймса (темы, проблемы, периодизация). Проблема художественного метода Джеймса.

2. Анализ повести «Дейзи Миллер»:

а) Сравнение двух цивилизаций в повести;

б) Особенности сюжета и композиции;

в) Способы повествования и прием «точки зрения» в повести;

г) Образ Дейзи: в чем самобытность и обаяние главной героини? Что означает ее имя? Есть ли в нем определенный символический смысл? Какой ее видит рассказчик? Опишите ее отношение к Уинтерборну и к итальянцу Джованньолли. В чем смысл ее «вызова» респектабельному обществу? Каким предстает это общество в повести? Каковы его правила и понятия? Как оно подчиняется условностям?

д) Особенности поэтики повести. Мастерство Джеймса как психолога и стилиста.

 

Художественные тексты

Джеймс Г. Дейзи Миллер. Письма Асперна.

Литература

1. Анциферова О.Ю. Повести и рассказы Генри Джеймса. От истоков к свершениям. – Иваново, 1998.

2. Гиленсон Б.А. Генри Джеймс: добровольный экспатриант // История литературы США. – М., 2003.

3. Морозова Т.Л. Художественный мир Генри Джеймса // Романтические традиции американской литературы ХХ века и современность. – М., 1982.

4. Николюкин А.Н. Американские писатели как критики. – М., 2000.

5. Селитрина Т.Л. Проблематика и поэтика романов Г. Джеймса 1890-х гг. – Уфа, 1992.

 

Занятие № 9

Символизм в мировой литературе: к проблеме взаимосвязей

 

Занятие проходит в форме выступления студентов с докладами на темы:

1. Рембо и Сологуб.

2. Верлен и Гиппиус.

3. Малларме и Мережковский.

4. Рильке и Цветаева.

Литература

1. Белый А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. Ст. и прим. Л.А. Сугай. – М.: Республика, 1994.

2. Энциклопедия символизма: Живопись, графика, скульптура. Литература. Музыка / Ж.Кассу, П. Брюнель, Ф. Клодон и др.; Науч. ред. и авт послесл. В.М. Толмачев; Пер. с фр. – М.: Республика, 1999.

 

 

Список работ для обязательного конспектирования:

 

1. Золя Э. Экспериментальный роман (обязательно). Натурализм. Романисты-натуралисты. Натурализм в театре (1 статью на выбор).

2. Кучборская Е.П. Реализм Эмиля Золя. – М.,1973. – С.227-284.

3. Реизов Б. Золя // Реизов Б. Французский роман ХIХ века. – М., 1977.

4. Хейберг Х. Генрик Ибсен. – М.,1983. – С. 158 – 198.

5. Ромм А.С. Б.Шоу. – М., 1965.

6. Зверев А.М. Мир Марка Твена. – М., 1985.

7. Богословский В.Н. Джек Лондон. – М., 1964.

8. Уайльд О. Упадок лжи.

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

а) основная литература

1. История зарубежной литературы конца XIX – начала ХХ века: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений в 2 т. Т.1 / В. М. Толмачев, А. Ю. Зиновьева, Г. К. Косиков; под ред. Толмачева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 304 с.

2. История зарубежной литературы конца XIX – начала ХХ века: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений в 2 т. Т.2 / В. М. Толмачев, А. Ю. Зиновьева, Д. А. Иванов; под ред. Толмачева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 400 с.

3. Гиленсон Б. А. История зарубежной литературы конца XIX - начала ХХ вв.: учеб. пособие для студентов филологич. фак. высш. пед. учеб. заведений / Б. А. Гиленсон. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 480 с.

4. Гиленсон Б. А. История зарубежной литературы конца XIX - начала ХХ вв.: практикум: учеб. пособие для студентов филологич. фак. высш. пед. учеб. заведений / Б. А. Гиленсон. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 224 с.

5. Зарубежная литература ХХ века: практические занятия / под ред. И.В. Кабановой. – М.: Флинта: Наука, 2007.

б) дополнительная литература

1. Андреев, Л.Г. и др. История французской литературы / Л.Г. Андреев. – М., 1987.

2. Михальская, Н.П. История английской литературы. – М., 2006.

3. Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв. – М.,1987.

4. Каре Ж.-М. Жизнь и приключения Жана-Артюра Рембо. – М., 2009.

5. Евнина Е.М. Западноевропейский реализм на рубеже Х1Х-ХХ веков. - М., 1965.

6. Емельянников С. «Ругон-Маккары» Э. Золя. – М., 1965.

7. Пузиков А. Эмиль Золя. М., 1969.

8. Данилин Ю. Мопассан. – М.,1961.

9. Вульфович Т.Л. Творчество Мопассана. – М.,1962.

10. Лану А. Мопассан. – М., 1971.

11. Фроловская О. Мопассан – новеллист. – Кишинев, 1979.

12. Обломиевский Д. Французский символизм. – М.,1973.

13. Березина А.Г. Поэзия и проза молодго Рильке. – Л., 1985.

14. Фрид Я.В. Эмиль Верхарн. – М., 1985.

15. Андреев Л.Г. Сто лет бельгийской литературы. – М.,1967.

16. Владимирова М.М. Романный цикл Э.Золя «Ругон-Маккары». – Саратов, 1984.

17. Фрид Я. Анатоль Франс и его время. – М.,1975.

18. Балахонов В.В. Ромен Роллан и его время. – Л., 1968.

19. Шах-Азизова Т.В. Чехов и западноевропейская драма его времени. – М.,1966.

20. Храповицкая Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. – М.,1979.

21. Шкунаева И.Д. Ранний театр Мориса Метерлинка //Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. – М., 1973.

22. Урнов М.В. На рубеже веков. – М.,1970.

23. Балашов П.С. Писатели-реалисты ХХ века на Западе. – М., 1984.

24. Балашов П.С. Художественный мир Б. Шоу. – М., 1982.

25. Ромм А.С. Бернард Шоу. – М., 1965.

26. Образцова А.Г. Драматургический метод Шоу. – М., 1965.

27. Образцова А.Г. Бернард Шоу и русская художественная культура на рубеже XIX и ХХ веков. – М., 1992.

28. Уолтер А. Традиция и мечта. – М., 1970.

29. Венедиктова Т.Д. Обретение голоса: американская национальная поэтическая традиция. – М., 1994.

30. Боброва М. М. Твен. Очерк творчества. – М.,1962.

31. Ромм А.С. Марк Твен. – М., 1977.

32. Богословский В.Н. Джек Лондон. – М., 1964.

33. Кагарлицкий Ю. Герберт Уэльс. Вглядываясь в грядущее. – М., 1989.

34. Федоров А. Творчество Т.Манна. – М.,1960.

35. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе. – М., 1986.

36. Кашкин И.А. Для читателя-современника. – М., 1968.

37. Дьяконова Н.Я. Стивенсон и английская литература XIX века. – Л., 1984.

38. История немецкой литературы. – Т.4. – М.,1968.

39. История польской литературы. – М.,1968.

40. История французской литературы. – Т. 3. –М., 1963.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.019 с.)