Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итоговое сочинение 2021-2022

Поиск

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 2021-2022

               

 ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ?

· Все 11-классники России пишут сочинение в один день;

· испытание проходит на базе неродной школы;

· экзаменуемым на выбор будут предложены 5 тем (по 1 теме на каждое направление); отведенное время – 235 минут (3 часа 55 мин.), но определенному кругу учащихся могут быть предоставлены дополнительные 90 минут;

· экзаменуемому необходимо написать сочинение-рассуждение, объемом от 350 слов;

· сочинение оценивается по системе «зачет / незачет»;

· использование текстов литературных произведений запрещено; разрешено использование орфографического словаря (предоставляется организаторами);

· списывание всего текста или его частей из каких-либо источников недопустимо;

· качественное сочинение может добавить от 1 до 10 баллов к результату ЕГЭ по русскому языку (действует не во всех ВУЗах России).

Как видите, прорабатывая заранее аргументы к предложенным ФИПИ направлениям итогового сочинения, и нацеливаясь не просто на «зачет» а на максимально качественную работу, вы получаете больше возможностей для поступления на бюджет в 2022 году.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

 В 2022 ГОДУ ФИПИ УСТАНОВИЛ ТАКИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВНАИЯ:

 

Критерий Пояснение
1. Соответствие теме Если текст не по теме, по К1 ставят «незачет» и сочинение дальше не проверяют.... 
2. Аргументация Экзаменуемый может привлекать для аргументации любые литературные произведения, а также приводить исторические факты и личный опыт. Минимум 1 аргумент должен быть с опорой на литературное произведение.
3. Композиция и логичность рассуждения Оценивают наличие логической цепочки между тезисом, основной частью и заключением.
4. Качество письменной речи Оценивают речевое оформление, употребление терминов, разнообразие лексики и сложность конструкций.
5. Грамотность По критерию выставят «незачет», если на каждые 100 слов текста в среднем будет приходиться более 5 ошибок (учитываются грамматика, орфография и пунктуация).

 

Для того чтобы за работу 11-классник получил желаемый «зачет» необходимо, сочинение должно отвечать таким основным требованиям:

 

· объем более 250 слов;

·  соответствие заданной теме;

· наличие аргументации с привлечением литературного материала....

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ИТОГОВЫМ СОЧИНЕНИЕМ

ШАГ I. ВЫБОР ТЕМЫ.

1. Задать себе вопросы:

 

— Что от меня требуют предложенные темы? (надо обратить внимание на ключевые слова всех тем)

— На каком материале можно раскрыть данные темы?

— Достаточно ли хорошо знаю (помню) тот материал, который буду брать в качестве аргументов?

 

Выбрать одну из предложенных тем.

При выборе темы надо помнить, что он должен определяться не моими симпатиями (этого писателя люблю, а этого нет), а знанием материала.

Обращение к произведению

  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
  • Тема (...) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и...(имя писателя) в...(название произведения).
  • Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
  • Вспомним героя повести… (автор, название).
  • Обратимся к роману… (автор, название).
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его фрагмента:

  • Автор повествует о…
  • Автор описывает…
  • Поэт показывает…
  • Писатель размышляет о…
  • Писатель обращает наше внимание…
  • Писатель заостряет наше внимание на …
  • Он акцентирует внимание читателя на…
  • Этот поступок героя говорит о...
  • Мы видим, что герой поступил так потому...
  • Автор показывает, к каким последствиям привело...
  • Этому герою/поступку автор противопоставляет...
  • Писатель осуждает…
  • Он ставит нам в пример…
  • Автор подчеркивает…
  • Автор утверждает…

Промежуточный вывод:

  • Писатель считает, что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
  • Мы можем прийти к выводу...

Для заключения

  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Таким образом, мы приходим к выводу: …
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о...! Будем помнить о...!
  • Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • Хочется верить, что…
  • Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что...
  • Заканчивая рассуждение на тему «...», нельзя не сказать, что люди должны…
  • (Цитата)«...,» - писал.... В этих словах выражена мысль о.... Автор текста тоже считает, что.…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «...»? Думаю, надо…

ЧТО ЧИТАЕМ?

1. Н.С. Лесков «Очарованный странник»

2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

3. А.С. Грибоедов «Горе от ума»

4. Н.В. Гоголь «Мёртвые души»

5. М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

6. А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

7. Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

8. И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

9. Л.Н. Толстой «Война и мир»

10. Р. Брэдбери «И грянул гром»

11. Г. Уэллс «Машина-времени»

12. Д. Лондон «Любовь к жизни»

 2.«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» ( достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

 Считать цивилизацию трагедией может только пещерный человек, так что не совсем ясно, зачем это слово присутствует в формулировке. Если кто-то так думает, то может смело отказываться от смартфона, интернета, туалетной бумаги и других атрибутов цивилизации, которая столь трагична и безысходна. А если серьезно, то в рамках данного направления итогового сочинения 2021-2022 года нужно продемонстрировать знание книг, где речь идет о научном прогрессе и его влиянии на природу, человека, общество, планету, будущее. А их в школьной программе можно пересчитать по пальцам, так что мы опять будем креативить и искать аргументы в других источниках. Конечно, на труды Руссо и Вальтера ссылаться совсем не обязательно. Проблему цивилизации затронул, например, М.А. Булгаков в книгах «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита». Она же поднимается на страницах романа Чернышевского «Что делать?». Интересен взгляд Шолохова на механизацию хозяйства в «Поднятой целине». Если покопаться, можно найти хороший материал и в пределах школьной программы. Но иностранные и отечественные антиутопии тоже нужно включить в свой список. Прослушайте их хотя в виде аудиокниг.

ЧТО ЧИТАЕМ?

1. В. Распутин. «Прощание с Матёрой»

2. Ч. Айтматов «Плаха»

3. А. Платонов «Котлован»

4. А.И. Куприн «Олеся»

5. И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»

6. М. Булгаков «Собачье сердце»

7. М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

8. Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие

9. Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени»

10. М. Замятин «Мы»

 

 3. «Преступление и Наказание — вечная тема» (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

        Это направление итогового сочинения тоже очень конкретное и понятное, благо четко очерчен круг литературы, по которому стоит готовиться. Тематика тоже ясна: в формулировках мы встретим такие понятия, как вина, совесть, правосудие, раскаяние. Мы будем сами судить героев и выносить приговоры в микровыводах. Эти темы, вероятно, будут самыми интересными и живыми, ведь они подразумевают любимое нами противопоставление двух понятий, конфликт сторон. Поэтому так легко составить приблизительный список литературы для этого направления.

Для раскрытия этого направления нам понадобятся такие книги, как «Шинель», «Мертвые души», «Герой нашего времени», «Война и мир», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Тарас Бульба», «Песня про купца Калашникова». Конечно, роман Достоевского «Преступление и наказание» — это тоже наша тема. Но не забудьте и про другие книги, чтобы не стать заложником одного сюжета, где может не оказаться того примера, который нужен. В наших подборках аргументов будут разнообразные примеры, так что не забудьте с ними ознакомиться.

ЧТО ЧИТАЕМ?

1.  Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

2. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

3. Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

4. М. Горький «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»

5. А.Н. Островский «Гроза»

6. А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель»

7. Л. Андреев. «Иуда Искариот»

8. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

 

4. «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для 11-классника).

    Самое расплывчатое и абстрактное направление, в котором может быть все что угодно. Подготовка к нему максимально затруднена тем, что совсем не ясно, что может придти в голову тому, кто придумает по нему темы. Никаких рамок и границ для фантазии здесь нет. Можно поставить какой угодно вопрос, косвенно связанный с искусством и его восприятием. Остается надеяться, что комментарии ФИПИ помогут конкретизировать данное направление и сузить круг поиска. Пока оно кажется максимально провальным.

  «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» — что это может быть? Скорее всего, темы будут об искусстве. Они будут ориентированы на Вас и Ваши пристрастия. Возможно, вопросы будут касаться Ваших личных взглядов на эти сферы: Что читает молодежь? Какие книги о своей эпохе Вы бы посоветовали потомкам? Лучшая отечественная пьеса — какая она? Вот такие формулировки вполне могут быть в рамках такого скользкого направления. Что читать? Лучше обратить внимание на литературу, где поднимается тема искусства: «Портрет», «Анна Каренина», «Тапер», «Гранатовый браслет», «Лес», «На дне», «Господа Головлевы», «Чайка», «Ионыч» и т.д

 

УЧЕБНОГО ГОДА.

§ С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?

§ Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?

§ Как искусство влияет на личность?

§ Способно ли искусство врачевать душевные раны?

§ Магия классической музыки — в чем она заключается?

§ Какой вид искусства Вам ближе и почему?

§ Что лучше: книга или фильм?

§ В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?

§ Как музыка влияет на людей?

§ Может ли кино заменить литературу?

§ Может ли кино заменить театр?

§ В чем разница между спектаклем и фильмом?

§ Может ли творчество помочь человеку найти себя?

§ Чему учит читателя классическая литература?

§ Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?

§ Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»?

§ Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?

§ Может ли книга помочь разобраться в себе?

§ Может ли чтение быть опасным?

§ Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?

§ Какие качества помогает воспитать в себе литература?

§ Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?

§ Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?

§ Верно ли, что музыка — это язык чувств?

§ Почему люди в 21 веке не перестают читать?

§ Могут ли новые технологии заменить искусство?

§ Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка глушит печаль»?

§ Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?

§ Зачем человек слушает музыку?

§ Зачем человек читает книги?

 

ЧТО ЧИТАЕМ?

1. Л. Андреев. «Иуда Искариот»

2. Д.И. Фонвизин «Недоросль»

3. Юлия Кузнецова «Помощница ангела»

4. И.А. Гончаров «Обломов»

5. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

6. М. Шолохов «Судьба человека»

7. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

8. А. Грин «Алые паруса»

9. М. Горький «На дне»

10. М. Горький «Старуха Изергиль»

11. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

12. А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»

13. А. Н. Толстой «Русский характер»

14. А. С. Грин «Зелёная лампа»

15.  Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

 

 5. «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина» (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

     Точно не выпускнику этого года! Но с данным направлением ему почти что повезло: конкретное, без излишеств и даже на злобу дня. Понятно, какие книги стоит освежить в памяти, какие события упомянуть. Темы будут близки каждому, что интересуется российскими реалиями и их политической оценкой. Молодым людям будет увлекательно высказать свое мнение на этот счет. Правда, увлекаться не стоит, чтобы не выйти за рамки формулировки. Понятно, что здесь мы будем иметь дело с социальной проблематикой: общественные проблемы России, место молодежи в политике, будущее страны — все это будет на экзамене в том или ином виде.

     Какие книги лучше доставать с полок? Кроме репертуара Некрасова (а там подходит почти все), стоит почитать Достоевского, Толстого, Лескова, Горького, Шолохова, Тургенева. Нужны социально-политические произведения, а не любовные линии, так что сосредоточимся на «Войне и мире», «Преступлении и наказании», «Тихом Доне», «Левше», «Отцах и детях». У Лескова, кстати, много небольших, но очень ярких и показательных произведений на эту тему.

 

ЧТО ЧИТАЕМ?

1. Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

2. А.С. Пушкин «Медный всадник»

3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

4. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

5. А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

6. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

7. Л.Н. Толстой «Война и мир»

8. Н.С. Лесков «Очарованный странник»

9. Н.С. Лесков «Левша»

10. Н. В. Гоголь «Ревизор», «Шинель»

11. М. Булгаков «Собачье сердце»

12. М. Горький «На дне»

13. Горький «Старуха Изергиль»

 

 

 

ПЛАН (СТРУКТУРА) ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ 2020-2021

Прежде чем написать сочинение, мы задаемся 3 вопросами:

1. Как писать итоговое сочинение?

2. Какой алгоритм написания сочинения?

3. Какие аргументы, тезисы, цитаты использовать в работе?

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ 2021-2022

               

 ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ?

· Все 11-классники России пишут сочинение в один день;

· испытание проходит на базе неродной школы;

· экзаменуемым на выбор будут предложены 5 тем (по 1 теме на каждое направление); отведенное время – 235 минут (3 часа 55 мин.), но определенному кругу учащихся могут быть предоставлены дополнительные 90 минут;

· экзаменуемому необходимо написать сочинение-рассуждение, объемом от 350 слов;

· сочинение оценивается по системе «зачет / незачет»;

· использование текстов литературных произведений запрещено; разрешено использование орфографического словаря (предоставляется организаторами);

· списывание всего текста или его частей из каких-либо источников недопустимо;

· качественное сочинение может добавить от 1 до 10 баллов к результату ЕГЭ по русскому языку (действует не во всех ВУЗах России).

Как видите, прорабатывая заранее аргументы к предложенным ФИПИ направлениям итогового сочинения, и нацеливаясь не просто на «зачет» а на максимально качественную работу, вы получаете больше возможностей для поступления на бюджет в 2022 году.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

 В 2022 ГОДУ ФИПИ УСТАНОВИЛ ТАКИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВНАИЯ:

 

Критерий Пояснение
1. Соответствие теме Если текст не по теме, по К1 ставят «незачет» и сочинение дальше не проверяют.... 
2. Аргументация Экзаменуемый может привлекать для аргументации любые литературные произведения, а также приводить исторические факты и личный опыт. Минимум 1 аргумент должен быть с опорой на литературное произведение.
3. Композиция и логичность рассуждения Оценивают наличие логической цепочки между тезисом, основной частью и заключением.
4. Качество письменной речи Оценивают речевое оформление, употребление терминов, разнообразие лексики и сложность конструкций.
5. Грамотность По критерию выставят «незачет», если на каждые 100 слов текста в среднем будет приходиться более 5 ошибок (учитываются грамматика, орфография и пунктуация).

 

Для того чтобы за работу 11-классник получил желаемый «зачет» необходимо, сочинение должно отвечать таким основным требованиям:

 

· объем более 250 слов;

·  соответствие заданной теме;

· наличие аргументации с привлечением литературного материала....

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ИТОГОВЫМ СОЧИНЕНИЕМ

ШАГ I. ВЫБОР ТЕМЫ.

1. Задать себе вопросы:

 

— Что от меня требуют предложенные темы? (надо обратить внимание на ключевые слова всех тем)

— На каком материале можно раскрыть данные темы?

— Достаточно ли хорошо знаю (помню) тот материал, который буду брать в качестве аргументов?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.145 (0.009 с.)