Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Постмодернизм как мифология и мифология модернизма.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Эпоха модернизма определяется многими исследователями как тотально мифологическая, что позволяет говорить о неомифологизации культуры. Взамен принципа партиципации (сопричастности миру и происходящему), характерного для мифологического сознания, ХХ век предлагает принцип имманентной включенности ("вчувствования") человека в процесс истории, сформулированный В. Дильтеем ("человек не имеет истории, он сам есть история"). "Вчувствование" - и есть альтернативный искусственно моделируемый "взгляд изнутри", который для первобытного мифологического мышления был естественным и единственно возможным. Наконец, в модернизме речь идет уже не просто об использовании (или даже переосмыслении на современный лад) бродячих мифологических образов и сюжетов, не о стилизации, но и уподоблении текста мифу по самой своей структуре, языку, хронотопу (произведения модернистов могут быть восприняты не в хронологическом, а в пространственном измерении, в застывший момент времени). Создается своего рода вневременной метадискурс общеевропейского культурного поля, в котором мифологические образы присутствуют не одну тысячу лет. Такой в высшей степени органический синтез мы находим в лучших произведениях модернизма: "Улиссе" Дж. Джойса, "Волшебной горе" и "Иосифе и его братьях" Т. Манна, "Замке" Ф. Кафки, "Игре в бисер" Г. Гессе и др. Эпоха постмодерна ознаменована переходом к постисторическому мышлению: рушатся исторические связи, идет отказ от традиций и иерархии ценностей, от оценок и сравнений с прошлым. На смену идеям целостности, иерархичной структурности, центрированности и гармоничной упорядоченности мира приходит установка на восприятие мира в качестве хаоса (хаосмоса), формируются неканонические стратегии дискурсивных практик ("невозможный глоссарий", "еретический дискурс"): "мир становится одновременно фактичным, хаотичным и разнородным" (Ф. Джеймисон), "мы живем, без специальных разметок и изначальных координат, в мириадах затерянных событий" (М. Фуко) "мир потерял свой стержень... мир превратился в хаос" (Ж. Делёз, Ф. Гваттари) и др. Сама культура постмодерна приобретает аръергардный характер: устав не только опережать реальность, но даже идти в ногу с ней, культура плетется в хвосте, относясь к происходящему не более как к историческому мусору. Происходит уничтожение истории во имя мифологии, ибо история имеет дело с несущественным, со случайным, с эксцессом, а мифология - с закономерным, устойчивым, постоянным (Ю.М. Лотман). Первичная реальность (исторические факты) вытесняются вторичной "семиотической" реальностью, реальностью текста, реальностью вымысла (как отмечает У. Эко, тот факт, что Скарлетт О'Хара жила в Таре, поддается проверке легче, чем факт высадки американцев на Луну). Вновь как и в мифологическую эпоху в постмодернистском дискурсе невозможно четко противопоставить мир действительный и иллюзорный, а героев - однозначно отнести к выдуманным или историческим персонажам (Марко Поло и Кубла Хан у И. Кальвино, Иешуа у М. Булгакова, Чапаев у В. Пелевина, хазары у М. Павича, Кинбот у В. Набокова). Однако в отличие от мифологического сознания, не различавшего вымысел и реальность, постисторическое мышление выдает иллюзию за реальность, сон за явь, обман за правду. Чувственно-конкретные образы, свойственные мифу, вытесняются симулякрами - "пустыми знаками", не отражающими реальность, а маскирующими ее отсутствие. Мифологический по своей природе механизм снятия оппозиций (между жизнью и смертью, вечным и преходящим, вымыслом и правдой) оборачивается умышленным искажением тех или иных событий и фактов, т.е. фальсификацией реальности ее дублем. Литературных персонажей постмодернистских романов, воплощающих принцип фальсификации (Кинбот В. Набокова, Хулио Хуренито И. Эренбурга, Баудолино И. Кальвино), равно как и ангажированных историографов, согласно концепции А.Т. Фоменко, можно рассматривать как своего рода "мифопорождающие машины" (У. Эко), а историю в целом - как цепь сплошных фальсификаций и подтасовок, являющихся "востребованными", потому что фальсификаторы возвещают ту ложь, которую ждут и которая необходима для спокойствия всех. Отсюда напрашивается и главный вывод из принципа фальсификации: исторической лжи не существует, потому что история - не то что было, а то, что рассказывается и тем самым создает для развития человечества опору и прецедент (в постиндустриальном обществе т.н. реальный мир формирует информация).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.79.165 (0.005 с.) |