Нормативно-правовое обеспечение организации финансов организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативно-правовое обеспечение организации финансов организации



Нормативно-правовое обеспечение организации финансов организации

Основы организации собственного капитала хозяйствующих субъектов

Организация денежных средств в хозяйствующих субъектах

Финансы хозяйствующих субъектов в рыночных условиях строится на принципах:

хозяйственной самостоятельности;

предполагает, что коммерческая организация самостоятельно определяет свою хозяйственную деятельность, направления вложения денежных средств в целях получения прибыли.
Однако хозяйственная самостоятельность не означает вседозволенности. Рынок предполагает строгий правовой порядок. Государство устанавливает правила предпринимательства и контролирует их соблюдение.

самофинансирования;

означает полную окупаемость затрат на текущую деятельность и на инвестиции за счет собственных средств, а при их недостатке – за счет банковских и коммерческих кредитов. В условиях рыночных отношений убыточность недопустима, самоокупаемость недостаточна, требуется прибыльная работа.

материальной ответственности;

означает четкую систему ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности. За нарушение договорных обязательств, расчетной дисциплины, налогового законодательства организации уплачивают штрафы, пени, неустойки. В случае неэффективной деятельности организация в судебном порядке может быть признана несостоятельной (банкротом).

экономической заинтересованности;

определяется главной целью предпринимательской деятельности ­– получением прибыли. В результатах деятельности организации должны быть заинтересованы в равной степени собственники организации, её работники и государство. Для работников организации должна быть обеспечена достойная оплата труда, а также дополнительное материальное вознаграждение за счет прибыли (в виде премий, вознаграждений по итогам работы за год, доплат за выслугу лет и других стимулирующих выплат), а также за счет выплат процентов по облигациям, дивидендов по акциям, приобретенным работниками организации.

формирования финансовых резервов

обусловлен рискованным характером предпринимательской деятельности. В рыночной экономике последствия многочисленных рисков ложатся непосредственно на хозяйствующие субъекты поэтому они создают финансовые резервы для покрытия возможных резервов.

Организация оборотного капитала

Оборотный капитал — это капитал организации, вложенный в оборотные активы (оборотные средства), возобновляемые с определенной регулярностью для обеспечения текущей деятельности. Оборотный капитал как минимум однократно оборачивается в течение года или одного производственного цикла, если последний превышает год.

Движение оборотных средств организации в процессе операционного цикла проходит четыре основные стадии, последовательно меняя свои формы:

1) На первой стадии денежные средства (включая их субституты в форме краткосрочных финансовых вложений) используются для приобретения товаров, т.е. входящих запасов материальных оборотных средств.

2) На второй стадии входящие запасы материальных оборотных средств в результате непосредственной производственной деятельности превращаются в запасы готовой продукции.

3) На третьей стадии запасы готовой продукции реализуются потребителям и до наступления их оплаты преобразуются в дебиторскую задолженность.

4) На четвертой стадии инкассированная, т.е. оплаченная, дебиторская задолженность вновь преобразуется в денежные средства, часть которых до их производственного востребования может храниться в форме высоколиквидных краткосрочных финансовых вложений.

Финансовые сделки

Финансовые сделки - это всегда соглашения, в которых есть две стороны. А именно тот, кто получает деньги и тот, кто их дает, так называемый, кредитор.

Однако самый главный в финансах,на самом деле, посредник, Это тот, кто помогает соединить кредитора и заемщика.

Именно эта третья сторона очень много чего решает, так, например, от них зависят кредитные ставки и другие условия. И самый обычный пример того, какими бываю посредники - это банки.

Потоки денежных средств

Денежный поток - это движение денежных средств в реальном времени, по сути, денежный поток это разность между суммами поступлений и выплат денежных средств компании за определенный период времени, как за этот промежуток берется финансовый год.В основе управления денежными потоками лежит концепция денежного кругооборота. Например, деньги конвертируются в запасы, дебиторскую задолженность и обратно в деньги, замыкая цикл движения оборотного капитала компании. Когда денежный поток уменьшается или перекрывается полностью, возникает явление неплатежеспособности. Недостаток денежных средств предприятие может ощутить даже в том случае, если формально оно остается прибыльным (например, нарушаются сроки платежей клиентами компании). Именно с этим связаны проблемы доходных, но неликвидных компаний, стоящих на грани банкротства.

Классификация денежных потоков:

o По масштабам обслуживания хозяйственного процесса:
- По предприятию в целом;
- По отдельным структурным подразделениям;
- По отдельным хозяйственным операциям.

o По видам хозяйственной деятельности:

- По операционной деятельности (производственной, основной);
- По инвестиционной деятельности;
- По финансовой деятельности
o По направлению движения денежных средств:

- Положительный денежный поток – приток денежных средств;
- Отрицательный денежный поток – отток денежных средств

o По методу исчисления объемов:

- Валовой денежный поток – вся совокупность поступивших и израсходованных средств;
- Чистый денежный поток – разница между положительными и отрицательными денежными потоками в рассматриваемом периоде. Является важнейшим результатом деятельности, во многом определяющим финансовое равновесие и темпы возрастания его рыночной стоимости (Чистый денежный поток = Положительный денежный поток - Отрицательный денежный поток).

o По уровню достаточности:

- Избыточный – денежный поток, при котором поступления денежных средств существенно превышают реальную потребность предприятия в целенаправленном их расходовании;
- Дефицитный – денежный поток, при котором поступление денежных средств значительно ниже реальных потребностей предприятия в целенаправленном их расходовании.

o По методу оценки во времени:

- Настоящий;
- Будущий.

o По непрерывности формирования в рассматриваемом периоде:

- Дискретный – поступление или расходование денежных средств, связанных с осуществлением единичных хозяйственных операций предприятия в рассматриваемом периоде времени;
- Регулярный - поступление или расходование денежных средств по отдельным хозяйственным операциям, которые в рассматриваемом периоде времени, осуществляются постоянно по отдельным интервалам этого периода.

o По стабильности временных интервалов:

- С равномерными временными интервалами в рамках рассматриваемого периода – аннуитет (проценты по кредиту 15-го числа);
- С неравномерными временными интервалами в рамках рассматриваемого периода (лизинговые выплаты).

Оперативный бюджет

Оперативный бюджет показывает планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции предприятия. В процессе его подготовки прогнозируемые объемы продаж и производства трансформируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого из действующих подразделений предприятия. Оперативный бюджет включает в себя бюджетный (прогнозный) отчет о прибылях и убытках, который в свою очередь формируется на основе таких бюджетов, как бюджет продаж (бюджет доходов), производственный бюджет (с детализацией в отдельных бюджетах по всем основным элементам производственных затрат), бюджет товарно-материальных запасов и бюджеты коммерческих и общих и административных расходов.

а) бюджет продаж.

План продаж определяется высшим руководством на основе исследований отдела маркетинга. Бюджет объема продаж и его товарная структура, предопределяя уровень и общий характер всей деятельности предприятия, оказывают воздействие на большинство других бюджетов, которые по существу исходят из информации, определенной в бюджете продаж. К факторам, влияющим на прогноз объема продаж, следует отнести:

- объем продаж предшествующих периодов;

- производственные мощности;

- зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, уровня личных доходов и т.д.;

- относительная прибыльность продукции;

- изучение рынка, рекламная компания;

- ценовая политика, качество продукции;

- конкуренция;

- сезонные колебания;

- долгосрочные тенденции продаж для различных товаров.

Надежность прогноза продаж повышается в результате использования комбинаций экспертных и статистических методов:

- функциональный метод — информация о прогнозах стекается от руководителей отделов к ответственному за точность прогноза объема продаж и за составление бюджета продаж (недостаток — высокая степень субъективности оценок);

- статистические методы — трендовый, корреляционный, регрессионный и другие виды анализа, которые позволяют сделать прогноз на основе существующих тенденций развития, но не позволяют предвидеть возможные качественные изменения;

- групповое принятие решений.

б) бюджет коммерческих расходов.

В этом бюджете детализируются все предполагаемые расходы, связанные со сбытом продукции и услуг в будущем периоде. За разработку, а затем исполнение бюджета коммерческих расходов может нести ответственность отдел продаж. Расчет коммерческих расходов должен соотноситься с объемом продаж. Не следует ожидать увеличения объема продаж, одновременно планируя уменьшение финансирования мероприятий, направленных на стимулирование сбыта. Большинство затрат на сбыт продукции планируется в процентном отношении к объему продаж, исключение могут составлять арендные платежи за складские помещения. Величина планируемого процента зависит от жизненного цикла продукции.

в) производственный бюджет.

После установления планируемого объема продаж в натуральном выражении определяется количество единиц продукции или услуг, которые необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и необходимый уровень запасов. На основе информации о желаемом уровне запасов готовой продукции на конец периода, о наличии продукции на начало бюджетного периода и о количестве единиц продаж разрабатывается производственный график. Необходимый объем выпуска продукции определяется как предполагаемый запас готовой продукции на конец периода плюс объем продаж за данный период и минус запас готовой продукции на начало периода.

г) бюджет закупки/использования материалов.

В этом бюджете определяются сроки закупки, виды и количества сырья, материалов и полуфабрикатов, которые необходимо приобрести для удовлетворения производственных планов. Использование материалов определяется производственным бюджетом и предполагаемыми изменениями в уровне материальных запасов. Умножая количество единиц материалов на оценочные закупочные цены на эти материалы, получают бюджет закупки материалов.

д) бюджет трудовых затрат.

Этот бюджет определяет необходимое рабочее время в часах, требуемое для выполнения запланированного объема производства, которое рассчитывается умножением количества единиц продукции или услуг на норму затрат труда в часах на единицу. В этом же документе определяются затраты труда в денежном выражении умножением необходимого рабочего времени на соответствующие часовые ставки оплаты труда. Если к моменту составления бюджета накопилась значительная кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть график ее погашения.

е) бюджет общепроизводственных расходов.

Этот бюджет представляет собой детализированный план предполагаемых производственных затрат, отличных от прямых затрат материалов и прямых затрат труда, которые должны быть понесены для выполнения производственного плана в будущем периоде. Этот бюджет имеет две цели:

- интегрировать все бюджеты общепроизводственных расходов, разработанных руководителями по производству и его обслуживанию и

- аккумулируя эту информацию, вычислить нормативы этих расходов на предстоящий учетный период для распределения их в будущем периоде на отдельные виды продукции или другие объекты калькулирования затрат.

ж) бюджет общих и административных расходов.

Представляет собой детализированный план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредственно связанных с производством и сбытом, и необходимых для поддержания деятельности в целом по предприятию в будущем периоде. Разработка этого бюджета необходима для обеспечения информации, которая требуется для подготовки бюджета денежных средств, а также для целей контроля этих расходов. Эта информация также необходима для определения финансового результата деятельности предприятия в планируемом периоде. Большинство элементов этого бюджета составляют постоянные затраты.

з) прогнозный отчет о прибылях и убытках.

На основе подготовленных периодических бюджетов необходимо разработать прогноз себестоимости реализованной продукции, используя данные бюджетов использования материалов, затрат труда и общепроизводственных расходов. Информация о доходах берется из бюджета продаж. Используя данные об ожидаемых доходах и себестоимости реализованной продукции и добавив информацию из бюджетов коммерческих затрат и общих и административных расходов можно подготовить прогнозный отчет о прибылях и убытках. Следует отметить, что составление именно этого отчета является последним шагом при подготовке оперативного бюджета.

Составление смет.

Согласно Постановлению Госстроя Российской Федерации от 8 апреля 2002 года №16 «О мерах по завершению перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве» с 1 сентября 2003 года разрабатываемая сметная документация должна формироваться на основе сметно-нормативной базы ценообразования 2001 года, составленной в уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года.

Общие положения порядка перехода на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве сообщены Постановлением Госстроя Российской Федерации от 5 марта 2004 года №15/1 «Об утверждении и введении в действие методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации».

Госстрой Российской Федерации установил, что переходящие объекты могут быть закончены по сметно-нормативной документации, составленной в базе 1984 года. Индексация старой базы выйдет из употребления тогда, когда будет закрыта последняя смета переходящего объекта.

Стоимость работ в сметах указывается в двух уровнях цен:

· в базисном уровне, исходя из действующих сметных норм и цен;

· в текущем (прогнозном) уровне, основываясь на ценах, которые сложились к моменту составления сметы, или предполагаются ко времени строительства. Рассчитывая стоимость работ в текущих ценах, можно брать за основу базисные цены и умножать их на коэффициент, который учитывает удорожание материалов, рост заработной платы и так далее.

Методические указания применяются для определения начальной (стартовой) цены строительной продукции при разработке тендерной документации для проведения конкурсов по размещению подрядов на выполнение работ и оказание услуг в строительстве и договорных цен на строительную продукцию, устанавливаемых на основе переговоров с подрядчиками.

Методические указания согласованы с Минфином Российской Федерации и Минэкономразвития Российской Федерации.

Рис. 1. Схема формирования финансового результата в отечественной практике

Рис. 2. Схема формирования финансового результата по МСФО

Рассматривая процесс формирования финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта, целесообразно рассмотреть порядок налогообложения в российской практике.

Налоговые платежи играют важную роль в управлении прибылью до налогообложения организации, определяя не только размеры этой прибыли, но и способы достижения главной цели управления ею — обеспечение повышения уровня благосостояния собственников в текущем и перспективном периоде.

В механизме формирования прибыли до налогообложения организации важно учитывать источники уплаты налогов, сборов и иных налоговых платежей (таблица 1).

Таблица 1.

Взаимное страхование

Взаимное страхование — это некоммерческая форма организации страхового фонда, обеспечивающая страховую защиту имущественных интересов членов своего общества.

В организационном отношении это означает разложение убытков при наступлении страхового случая у отдельных участников на всех членов общества.

С юридических позиций каждый член общества взаимного страхования является одновременно и страховщиком, и страхователем. Документом, удостоверяющим право на владение капиталом общества, на его доход и страховую защиту, служит полис.

Сущность финансового риска

Финансовая деятельность предприятия во всех ее формах сопряжена с многочисленными рисками, степень влияния которых на результаты этой деятельности и уровень финансовой безопасности существенно возрастает с переходом к рыночной экономике. Риски, сопровождающие эту деятельность и генерирующие различные финансовые угрозы, выделяются в особую группу финансовых рисков, играющих наиболее значимую роль в общем «портфеле рисков» предприятия.

Финансовые риски отражают следующие основные характеристики: экономическая природа, объективность проявления, действие в условиях выбора, альтернативность выбора, целенаправленное действие, вероятность достижения цели, неопределенность последствий, ожидаемая благоприятность последствий, динамичность уровня, субъективность оценки.

Рассмотренные основные сущностные характеристики финансового риска позволяют сформулировать его следующим образом: финансовый риск компании представляет собой результат выбора его собственниками или менеджерами альтернативного финансового решения, направленного на достижение желаемого целевого результата финансовой деятельности при вероятности причинения экономического ущерба (финансовых потерь) в силу неопределенности условий его реализации.

Финансовые риски характеризуются большим многообразием и в целях подготовки и реализации эффективных управленческих решений требуют определенной классификации. В составе основных классификационных признаков финансовых рисков предлагается выделить следующие:

  1. Вид финансовых рисков.
  2. Характеризуемый объект оценки риска (отдельной финансовой операции, виды финансовой деятельности, финансовая деятельность в целом).
  3. Совокупность исследуемых инструментов (индивидуальный, портфельный).
  4. Комплексность риска (простой, сложный).
  5. Источник возникновения риска (внешний, внутренний).
  6. Характер возможных финансовых последствий риска (только эконом. потери, упущен. выгода, и те и другие потери).
  7. Характер проявления риска во времени (постоянный, временный).
  8. Уровень вероятности реализации риска (низкий уровень, средний, высокий, с неопределяемым уровнем).
  9. Уровень возможных финансовых потерь по риску (допустимые, критические, катастрофические финансовые риски).
  10. Возможность предвидения риска (прогнозируемые, непрогнозируемые).
  11. Возможность страхования риска (страхуемые, не страхуемые).

Учет резервного капитала

В процессе своей деятельности в условиях предпринимательского риска и нестабильности хозяйственных отношений организации могут создавать соответствующие резервы. Такие резервы различаются не только своим назначением (покрытие рисков, предстоящих расходов, уточнение оценки отдельных объектов бухгалтерского учета и др.), но и источниками их образования, различающимися в зависимости от назначения и периода действия резервов.

Кроме уставного капитала в коммерческих организациях может создаваться резервный капитал (резервный фонд), как мера дополнительной ответственности собственников перед кредиторами организации. Необходимость его создания обусловлена возможными потерями от предпринимательского риска, покрытия убытков текущего года, погашения облигаций и т.п. Порядок формирования, размер и особенности использования резервного капитала (фонда) зависят от организационно-правовой формы собственности хозяйствующего субъекта и устанавливаются федеральными законами, регламентирующими деятельность коммерческих организаций. Вне зависимости от организационно-правовой формы собственности резервный капитал (резервный фонд) формируется за счет нераспределенной прибыли организации. Поскольку резервный капитал извлекается из прибыли, оставшейся после уплаты налога на прибыль, актуальность образования данного вида капитала в настоящее время снизилась. В обязательном порядке резервный фонд должен создаваться в акционерных общества, унитарных предприятиях и производственных сельскохозяйственных кооперативах.

В акционерных обществах размер резервного фонда предусматривается уставом, но не может быть меньше 5% от уставного капитала. Резервный фонд акционерного общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им установленного размера. Сумма ежегодных отчислений также предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5% от чистой прибыли. Резервный фонд акционерного общества предназначен для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств. На другие цели резервный фонд использоваться не может.

В производственном сельскохозяйственном кооперативе также в обязательном порядке формируется резервный фонд, который остается неделимым и размер которого должен составлять не менее 10% от паевого фонда кооператива. Порядок формирования резервного фонда устанавливается уставом кооператива.

Бухгалтерский учет резервного капитала (резервного фонда) ведется на пассивном балансовом счете 82 «Резервный капитал». Отчисления в резервный капитал из прибьши отражаются по кредиту счета 82 «Резервный капитал» в корреспонденции с дебетом счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Направление средств резервного капитала на покрытие убытков организации отражается:

Д-т 82 «Резервный капитал»
К-т 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» — на суммы покрываемого убытка за отчетный год.

Погашение облигаций и выкуп акций акционерного общества при недостаточности или отсутствии иных средств отражаются проводками:

Д-т 82 «Резервный капитал»
К-т 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» — резервный капитал направлен на погашение краткосрочных облигаций акционерного общества;

Д-т 82 «Резервный капитал»
К-т 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» — резервный капитал направлен на погашение долгосрочных облигаций акционерного общества.

 

Учет добавочного капитала

Добавочный капитал организации представляет собой часть собственного капитала и является общей собственностью всех участников организации, не разделенной на доли.

Добавочный капитал организации может формироваться за счет: увеличения стоимости основных средств в результате переоценки (с учетом дооценки сумм начисленной амортизации); эмиссионного дохода, полученного от превышения стоимости размещения акций над их номинальной стоимостью; суммы курсовых разниц, возникающих при формировании уставного капитала в иностранной валюте; суммы целевого финансирования, направленной некоммерческой организацией на финансирование капитальных расходов.

Суммы образованного добавочного капитала, как правило, обычно не списываются. Использование добавочного капитала возможно в следующих случаях:

  • погашение сумм снижения стоимости основных средств в результате переоценки;
  • увеличение нераспределенной прибыли при списании объектов основных средств, подвергавшихся дооценке; увеличение уставного капитала;
  • распределения сумм между учредителями организации (в части использования эмиссионного дохода).

Для обобщения информации о добавочном капитале используется пассивный синтетический счет 83 «Добавочный капитал». По кредиту счета 83 «Добавочный капитал» учитывается увеличение капитала, а по дебету данного счета отражается расходование средств добавочного капитала по вышеуказанным направлениям. Аналитический учет по счету 83 «Добавочный капитал» должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить формирование информации по источникам образования и направлениям использования средств.

Увеличение стоимости основных средств в результате их переоценки отражается следующими проводками:

Д-т 01 «Основные средства»
К-т 83 «Добавочный капитал» — на сумму дооценки основного средства;

Д-т 83 «Добавочный капитал»
К-т 02 «Амортизация основных средств» — на сумму увеличения начисленной амортизации при проведении переоценки основных средств.

Сумма уценки основного средства в результате переоценки в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» списывается с добавочного капитала только в части суммы ранее произведенной дооценки данного объекта основных средств и отражается в учете проводками:

Д-т 83 «Добавочный капитал»
К-т 01 «Основные средства» — уменьшение стоимости основного средства, отнесенное за счет уменьшения добавочного капитала на сумму ранее произведенной дооценки;

Д-т 02 «Амортизация основных средств»
К-т 83 «Добавочный капитал» — уменьшение начисленной амортизации при уценке основного средства в части суммы, ранее учтенной в добавочном капитале.

Не отнесенная за счет добавочного капитала сумма уценки объекта основных средств или сумма уценки объекта, по которому Анее не производилась дооценка, списывается на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Увеличение добавочного капитала в акционерных обществах за счет эмиссионного дохода, образующегося при продаже акций по цене выше их номинала, в бухгалтерском учете отражается:

Д-т 75 «Расчеты с учредителями»
К-т 83 «Добавочный капитал» — на сумму превышения цены размещения над номинальной стоимостью акций.

Если суммы добавочного капитала, образованные за счет эмиссионного дохода, распределяются между учредителями, то в учете делается запись:

Д-т 83 «Добавочный капитал»
К-т 75 «Расчеты с учредителями» — уменьшение добавочного капитала на сумму, распределяемую между учредителями.

При формировании уставного капитала в иностранной валюте и проведении переоценки задолженности иностранного учредителя в соответствии с ПБУ 3/2000 возникающая курсовая разница относится на добавочный капитал организации и отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

Д-т 75 «Расчеты с учредителями»
К-т 83 «Добавочный капитал» — на сумму положительной курсовой разницы;

Д-т 83 «Добавочный капитал»
К-т 75 «Расчеты с учредителями» — на сумму отрицательной курсовой разницы.

В некоммерческих организациях средства целевого финансирования, фактически использованные на приобретение основных средств, относятся на увеличение добавочного капитала:

Д-т 86 «Целевое финансирование»
К-т 83 «Добавочный капитал» — на сумму фактически использованных инвестиционных средств.

При списании объекта основных средств с учета по любым основаниям (продажа, ликвидация в связи с физическим или моральным износом, чрезвычайными обстоятельствами) суммы дооценки, учтенные на добавочном капитале, относятся на нераспределенную прибыль организации и отражаются в бухгалтерском учете проводками:

Д-т 83 «Добавочный капитал»
К-т 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» — уменьшение добавочного капитала на сумму дооценки списанного с учета объекта основных средств.

В законодательно определенных случаях суммы добавочного капитала могут быть направлены на увеличение уставного капитала. В учете данная операция отражается:

Д-т 83 «Добавочный капитал»
К-т 80 «Уставный капитал» — на сумму увеличения уставного капитала за счет средств добавочного капитала.

Финансовый бюджет

Финансовый бюджет это план, в котором отражаются пред­полагаемые источники финансовых средств и направления их использо­вания. Финансовый бюджет включает в себя бюджеты капитальных за­трат и денежных средств организации и подготовленные на их основе совместно с прогнозным отчетом о прибылях и убытках прогнозные бух­галтерский баланс и отчет о финансовом положении.

БЮДЖЕТ КАПИТАЛЬНЫХ ЗАТРАТ. Определение направлений капи­тальных вложений и получение инвестиционных ресурсов для них явля­ется комплексной задачей всего управленческого учета. Проблема со­стоит в том, чтобы решить, какие долгосрочные активы приобрести или построить на основе выбранного критерия, что связано с определением рентабельности инвестиций. Информация, касающаяся долгосрочных капиталовложений, влияет на смету (бюджет) наличности, затрагивая вопросы выплаты процентов за кредиты, прогнозный отчет о прибылях и убытках, прогнозный бухгалтерский баланс, изменяя сальдо на счетах основных средств и других долгосрочных активов. Следовательно, все решения по капитальным расходам должны планироваться и включаться в общий бюджет.

Все текущие бюджеты тесно взаимосвязаны. Прогноз продаж — первый шаг в процессе составления бюджета. За ним может быть подготовлен бюджет расходов по продаже (коммерческих расходов). От прог­ноза продаж также зависит производственный бюджет, на основе кото­рого разрабатывается бюджет закупки/использования материалов, бюд­жеты трудовых затрат и общепроизводственных расходов.

Общий бюджет

В большинстве случаев планы общих и административных расхо­дов и капитальных вложений принимаются на высших уровнях управ­ления. Однако значительная часть такой информации может быть об­работана на уровне подразделений организации и включена в перио­дические бюджеты.

ПРОГНОЗНЫЙ ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ. На основе подго­товленных периодических бюджетов главный менеджер или директор по составлению бюджетов может начать разрабатывать прогноз себестои­мости реализованной продукции согласно данным бюджетов использо­вания материалов, трудовых затрат и общепроизводственных расходов. Информация о доходах берется из бюджета продаж. Используя данные об ожидаемых доходах и себестоимости реализованной продукции и до­бавив информацию из бюджетов коммерческих, общих и администра­тивных расходов, можно подготовить прогнозный отчет о прибылях и убытках.

ПРОГНОЗНЫЙ ОТЧЕТ О ФИНАНСОВОМ ПОЛОЖЕНИИ. Последним ша­гом в процессе подготовки общего бюджета является разработка прогноза финансового положения или прогнозного бухгалтерского баланса для организации в целом, предполагая, что запланированная деятель­ность действительно будет иметь место. После подготовки сметы (бюджета) денежных средств, уже зная прог­нозное сальдо начальных средств и определив чистый доход и сумму ка­питальных вложений, можно подготовить прогнозный бухгалтерский ба­ланс, который является конечным продуктом всего процесса составления бюджета.

Именно на этом этапе руководство должно решить, принять пред­лагаемый общий бюджет или изменить планы и пересмотреть отдельные его части,

ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА. Всю ответственность за исполнение бюд­жета несет директор по составлению бюджета. Успешность этого про­цесса определяют два важных момента.

Прибыль организации

Каждая организация всегда ставит цель — получить прибыль, но не всегда ее получает.
Прибыль организации — это превышение ее доходов над расходами. Обратное положение (превышение расходов над доходом) называется убытком.
Прибыль представляет собой сложную экономическую категорию, поэтому существуют ее различные определения, понятия, концепции.
Прибыль как важнейшая рыночная категория выполняет ряд функций. Во-первых, она является критерием и показателем эффективности деятельности организации. Сам факт прибыльности свидетельствует об эффективной предпринимательской деятельности. Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Прибыль организации — основной фактор ее экономического и социального развития. Прибыль — основной источник прироста собственного капитала. Прибыль является источником доходов собственников организации и социальных благ для членов ее трудового коллектива. В-третьих, прибыль коммерческих организаций — это один из основных источников формирования доходов бюджетов всех уровней.
Определенную роль играют и возможные убытки организации. Они высвечивают ошибки и просчеты в организации производства и реализации продукции, в направлениях использования финансовых ресурсов.
Кроме абсолютного размера прибыли, показателем эффективности хозяйственной деятельности выступает рентабельность. Толкование этого термина не вызывает особых разногласий, поскольку под ним понимается отношение, в числителе которого всегда фигурирует прибыль, а в знаменателе могут быть капитал, себестоимость, выручка от реализации продукции (в зависимости от того, какой показатель исчисляется: рентабельность капитала, издержек или продаж). Другими словами, рентабельность — это уровень прибыльности организации. Для характеристики финансового состояния организации используют следующие основные показатели рентабельности:

коэффициент рентабельности всех используемых активов (или коэффициент экономической рентабельности). Определяется как отношение чистой прибыли к средней стоимости используемых активов в рассматриваемом периоде;
коэффициент рентабельности собственного капитала (или коэффициент финансовой рентабельности). Определяется как отношение чистой прибыли к средней стоимости собственного капитала в рассматриваемом периоде;
коэффициент рентабельности продаж. Определяется как отношение прибыли от реализации продукции к сумме реализованной продукции в рассматриваемом периоде;
коэффициент рентабельности издержек. Определяется как отношение прибыли от реализации продукции к себестоимости реализованной продукции.
Рентабельность является одним из ключевых индикаторов конкурентоспособности организации. Но поскольку показателей рентабельности много, то, характеризуя деятельность организации, ее экономическую эффективность, надо всегда уточнять, о какой прибыли и каком показателе рентабельности идет речь.
В хозяйственной практике различают прибыль от реализации продукции, балансовую прибыль; налогооблагаемую прибыль; чистую прибыль.
Эти определения прибыли нормативно не закреплены и употребляются в самых разных контекстах. Официально определен только объект налогообложения по налогу на прибыль организации.
Согласно гл. 25 НК РФ (ст. 247) прибылью в целях налогообложения для российских организаций признаются "полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Такое определение ни теоретически, ни практически никого, кроме фискальных органов, не устраивает. Но это законодательное определение используется в налогообложении, и оно расп



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.098 с.)