Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Предложение. Эластичность предложения. Факторы, влияющие на эластичность предложения.
На рынке спросу противостоит определенное предложение товаров. Под предложением понимают чью-либо готовность продать товар. Основными поставщиками товаров на рынок являются производители. В то же время объем прибыли напрямую зависит от цены продукции. Если рыночная цена товара имеет тенденцию к повышению, то производители будут заинтересованы в расширении объемов производства, и наоборот. Кроме цены, на уровень предложения влияют следующие факторы: наличие производственных мощностей и природных ресурсов, рабочей силы;§ характер технологии;§ налоги и дотации;§ природно-климатические условия;§ цены на ресурсы и другие товары§ Итак, объем предложения — это максимальное количество какого-то товара, которое согласен выставить на продажу продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях, перечисленных выше. Эластичность предложения, как и эластичность спроса, колеблется в пределах от нуля до бесконечности. Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены продукта. Вообще говоря, следует ожидать, что чем больше по продолжительности время, которым обладает производитель для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены, тем больше изменится объем производства и тем больше соответственно эластичность предложения. Различную степень эластичности предложения можно проиллюстрировать разным наклоном линии предложения. Вертикальная линия соответствует абсолютно неэластичному предложению, горизонтальная, наоборот, — абсолютно эластичному. Как и в случае со спросом, для характеристики эластичности предложения важны не столько абсолютные изменения цены и объема предложения, сколько их процентные изменения. Единичную эластичность предложения будет отражать линейная функция предложения, проходящая через начало координат, независимо от наклона к осям. Помимо цены и времени, на эластичность предложения влияют другие факторы: цены других товаров (ресурсов). Этот фактор подразумевает перекрестную эластичность предложения;§ уровень достигнутого использования ресурсов. Подразумевается, что если нет резервов: людских, материальных и др., то возможности реагирования предложения весьма ограниченны;§ степень монополизации отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей;§ технологические особенности налаживания производства определенного товара (постройка судов, хлебопечение).§
18.Взаимодействие спроса и предложения. Законы рыночного ценообразования.
Возникает рыночное равновесие в результате взаимодействия спроса и предложения. Чтобы выяснить, как это происходит, необходимо совместить кривую спроса и кривую предложения на одном графике. Данный график выражает одновременно поведение спроса и предложения отдельного товара и показывает, в какой точке две линии пересекутся. В этой точке достигается равновесие. Точка равновесия показывает, что здесь спрос и предложение, будучи противоположными рыночными силами, уравновешиваются. Равновесная цена означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателям. Такое равновесие является выражением максимальной эффективности рыночной экономики, ибо в состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавца, ни у покупателя нет внутренних побуждений к его нарушению. Наоборот, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован, и покупатели и продавцы стремятся изменить ситуацию на рынке. Таким образом, равновесная цена — это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкретных сил. Если реальная цена будет больше равновесной, то в этом случае производители предпочтут снизить цену, чем продолжать выпуск продукции в объеме, существенно превышающем объем спроса. Избыток предложения будет оказывать понижающее давление на цену. Если реальная цена на рынке будет ниже равновесной, то объем спроса возрастет и товар станет дефицитным. Отдельные покупатели предпочтут заплатить более высокую цену. В результате избыток спроса будет оказывать давление на цену. В экономической теории выделяются четыре правила спроса и предложения. - Увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара. - Уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товара. - Рост предложения товара влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара. - Сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара. Пользуясь этими правилами, можно найти равновесную точку в случае любых изменений спроса и предложения. На конкурентном рынке любого товара равновесие спроса и предложения устанавливается именно по этой схеме. Равновесие — закон каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом рынке поддерживается равновесие экономической системы в целом. Важно подчеркнуть, что цена равновесия устанавливается в конкурентных условиях рынка. Однако соблюсти все условия конкуренции невозможно. Механизм рыночного равновесия цен — это механизм приближения к совершенству, которое полностью никогда не достигается. И все же на практике, согласно закону равновесия спроса и предложения, формируется цена любого товара. Все товарные рынки близки к конкурентному равновесию, если не возникают элементы монопольного вмешательства в рыночный механизм, изменяющие модель конкурентного равновесия. В условиях действия конкурентного механизма цены на товары и услуги на рынке стремятся к равновесному состоянию, т. е. такому, при котором спрос на товары и услуги равен их предложению. Неценовые факторы могут вызывать повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе. В этих условиях цена возрастает. Цена на товары и услуги понизится, если неценовая конкуренция вызывает сокращение спроса при неизменном предложении или увеличение предложения при неизменном спросе.
|