Речь и язык как объект и предмет языкознания. Речевая деятельность. Речевая культура. Основные проблемы общего языкознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речь и язык как объект и предмет языкознания. Речевая деятельность. Речевая культура. Основные проблемы общего языкознания.



Речь и язык как объект и предмет языкознания. Речевая деятельность. Речевая культура. Основные проблемы общего языкознания.

У каждой науки должен быть объект и предмет изучения. У нескольких наук может быть общий объект (человек). И также, у каждой науки предмет изучения индивидуален. Человеческая речь - объект изучения различных дисциплин (логики, философии, психологии).

Предмет изучения языкознания – язык. Язык – естественно возникший и закономерно развивающаяся система знаков, обладающая свойствами социальной принадлежности; служащая общению людей.

Речь – язык в движении, в процессе для выражения конкретного содержания. Это реальное говорение, протекающее во времени и обличенное в звуковую или письменную форму. Язык – это возможность. Речь – это реализация возможности. (Речь шире языка, т.к. включает в себя параязык). Параязык складывается из мимики и жестов и интонации пауз.

Паралингвистика (мимика, жесты) – исследует и описывает неязыковые средства общения, которые несут смысловую нагрузку (интонацию). Языкознание (языковеденье, лингвистика) – наука о человеческом языке и о всех языках мира, как индивидуальных его представителей.

Лингвистика интересуется общественной природой языка и его функциями; его внутренними структурами; закономерностями его функционирования; его историческим развитием; классификацией отдельных языков.

Речевая деятельность говорящего имеет социальную и психофизиологическую стороны. Социальная природа речевой деятельности состоит в том, что она является частью общественной деятельности человека, и в том, что речевой акт, и речевая ситуация предполагают говорящих, знающих единый язык, общую культуру, общую тематику.

Речевой акт как диалог предполагает установление связи между собеседниками. Вовлечение собеседника в разговор, привлечение его внимания составляет контактную функцию. Ситуативная функция предполагает речевое обращение.

3.Разделы языкознания. Система языковедческих дисциплин.

Языкознание – наука о человеческом языке и о всех языках мира, как индивидуальных его представителей.

Лингвистика интересуется общественной природой языка и его функциями; его внутренними структурами; закономерностями его функционирования; его историческим развитием; классификацией отдельных языков.

Особое место занимает наука – общее языкознание. Общее языкознание изучает общее и различное в разных конкретных языках. Частное языкознание - исследует каждый отдельный язык, как особое неповторимое явление. Таким образом, лингвистика делится на две отрасли: общее языкознание и частное языкознание. В зависимости от цели исследования язык делится на теоретический и прикладной.

Языкознание также делится на внешнюю и внутреннюю лингвистику. Внешняя лингвистика занимается проблемой связи языка и общества. Внутренняя лингвистика изучает систему и структуру языка, как самостоятельное явление. Внутренняя лингвистика является чрезвычайно развитой областью языкознания, в которой выделяют множество самостоятельных дисциплин.

Система языковедческих дисциплин. Система – целое, образованное согласованием и подчинением всех его составляющих частей.

Язык – сложная система, развивающаяся на подсистемы, каждая из которых изучается частной языковой дисциплиной:

-фонетика -

-морфемика-

словообразование -

-лексикология -

-грамматика -

 (морфология и синтаксис).

Классификация согласных звуков.

Совокупность согласных звуков образует консонантизм. В русском алфавите 21 согласная буква – 36 согласных звуков. Классификация согласных звуков:

1)По соотношению голоса и шума; 2)по месту образования преграды; 3)по способу образования преграды; 4)по окраске звука.

Интонация и ее элементы.

Интонация — совокупность просодических характеристик предложения: тона (мелодики речи), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации.

Элементами интонации являются:

1) Мелодика речи – движение голоса по высоте тона; мелодика слова и слога создает музыкальное ударение. Мелодика фразы создает ее интонационный рисунок, который лежит в основе интонационной модели.
2) ритм речи - чередование ударных и безударных, долгих и кратких;
3) интенсивность речи - сила или слабость произнесения, связанные с усилением или ослаблением выдыхания;

4) темп речи - скорость или медленность протекания речи во времени и паузы между речевыми отрезками;
5) тембр речи - звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоциональио-экспрессивные оттенки (тембр "веселый”,

6) фразовое и логическое ударения, служащие средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе.
Интонация является существенным признаком предложения, одним из средств выражения его грамматической оформленности.

Речь и язык как объект и предмет языкознания. Речевая деятельность. Речевая культура. Основные проблемы общего языкознания.

У каждой науки должен быть объект и предмет изучения. У нескольких наук может быть общий объект (человек). И также, у каждой науки предмет изучения индивидуален. Человеческая речь - объект изучения различных дисциплин (логики, философии, психологии).

Предмет изучения языкознания – язык. Язык – естественно возникший и закономерно развивающаяся система знаков, обладающая свойствами социальной принадлежности; служащая общению людей.

Речь – язык в движении, в процессе для выражения конкретного содержания. Это реальное говорение, протекающее во времени и обличенное в звуковую или письменную форму. Язык – это возможность. Речь – это реализация возможности. (Речь шире языка, т.к. включает в себя параязык). Параязык складывается из мимики и жестов и интонации пауз.

Паралингвистика (мимика, жесты) – исследует и описывает неязыковые средства общения, которые несут смысловую нагрузку (интонацию). Языкознание (языковеденье, лингвистика) – наука о человеческом языке и о всех языках мира, как индивидуальных его представителей.

Лингвистика интересуется общественной природой языка и его функциями; его внутренними структурами; закономерностями его функционирования; его историческим развитием; классификацией отдельных языков.

Речевая деятельность говорящего имеет социальную и психофизиологическую стороны. Социальная природа речевой деятельности состоит в том, что она является частью общественной деятельности человека, и в том, что речевой акт, и речевая ситуация предполагают говорящих, знающих единый язык, общую культуру, общую тематику.

Речевой акт как диалог предполагает установление связи между собеседниками. Вовлечение собеседника в разговор, привлечение его внимания составляет контактную функцию. Ситуативная функция предполагает речевое обращение.

3.Разделы языкознания. Система языковедческих дисциплин.

Языкознание – наука о человеческом языке и о всех языках мира, как индивидуальных его представителей.

Лингвистика интересуется общественной природой языка и его функциями; его внутренними структурами; закономерностями его функционирования; его историческим развитием; классификацией отдельных языков.

Особое место занимает наука – общее языкознание. Общее языкознание изучает общее и различное в разных конкретных языках. Частное языкознание - исследует каждый отдельный язык, как особое неповторимое явление. Таким образом, лингвистика делится на две отрасли: общее языкознание и частное языкознание. В зависимости от цели исследования язык делится на теоретический и прикладной.

Языкознание также делится на внешнюю и внутреннюю лингвистику. Внешняя лингвистика занимается проблемой связи языка и общества. Внутренняя лингвистика изучает систему и структуру языка, как самостоятельное явление. Внутренняя лингвистика является чрезвычайно развитой областью языкознания, в которой выделяют множество самостоятельных дисциплин.

Система языковедческих дисциплин. Система – целое, образованное согласованием и подчинением всех его составляющих частей.

Язык – сложная система, развивающаяся на подсистемы, каждая из которых изучается частной языковой дисциплиной:

-фонетика -

-морфемика-

словообразование -

-лексикология -

-грамматика -

 (морфология и синтаксис).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.244.44 (0.007 с.)