Литературные процесс. Преемственность идей, типов, художественных средств. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Литературные процесс. Преемственность идей, типов, художественных средств.



Литература как вид искусства и ее основные функции

Существует два типа познания действительности: научное и художественное. Научное – достоверная картина, объективное существование, выявление законов управления миром, формулируются понятия. Наука претендует на объективность, точность, правильность.

Художественный тип познания – доброта, красота, истина.

Художественное восприятие всегда сугубо личное. Она всегда индивидуально и исключительно, никогда не претендует на окончательность.

«Искусство возникло не для проявления в нём человека, а чтобы защитить человека от собственных тревог». – Лихачёв.

Древние выделили пять видов искусств, в основе классификации лежит материальный носитель. Музыка – искусство звуков, живопись – красок, скульптура – камень, архитектура – пластические формы, литература – слово.

Основные параметры искусства:

1. оно восприимчиво и бесконечно

2. оно меняется вместе с читателями

М.Гаспаров:

3. оно существует вне времени

4. произведения искусства не мыслимы без красоты

5. способно связать людей и дать возможность понять себя и других

6. может родиться и существовать в разных условиях

7. это осмысленный творческий процесс

Основные функции:

1. познавательная

2. развлекательная

3. эстетическая

Виды:

1. по материалам

2. временные виды искусства и пространственные

Классификация Гегеля.

-Первый этап – символическое искусство (искусство Древнего Востока).

-классическое искусство, содержание и форма в гармонии.

-романтическое искусство – Средние века и время самого Гегеля, дух тяготеет над материей.

+Ещё выделяют экспрессивное и изобразительное искусство. Экспрессивное выражает эмоции, передает настроение. Изобразительное – воплощает идею. Экспрессивное искусство – это музыка, архитектура, абстрактная живопись, лирика. Изобразительное – живопись, скульптура, драма и эпос.

Классификация Кожинова В.В.:

1. статические и динамические

2. односоставные и сложные

3. изобразительные и выразительные

4. пространственные и временные

До 19 века вся художественная литература называлась поэтическим искусством. В начале 19 века появляется термин «изящная словесность». В художественной литературе исследуются нравственные, этические и эстетические проблемы жизни. Литература всегда обращена к человеку.

Лит-ра как вид искусства - Эстетическое воздействие на читателя.

.Лит-ра – словесное искусство (материальный носитель – человеческая речь). Главное св-во поэзии –многозначность слова, его иносказательность. Многозначность - глав. источник образности. Влияние контекста. Речь воссоздает облик говорящего. Писатель эстетически воздействует на читателя. Худ. лит-ра – изобразительное искусство. Слова ассоциативно связаны с изображаемыми предметами. Важны детали и подробности. Ассоциации – сопоставление предметов и явлений. Читатель – соучастник создаваемых художественных образов. Читатель сам выбирает темп восприятия произведения. Словесное искусство воздействует на другие виды искусств (худ. образы живут второй жизнью: театр, радио, кино, хореограф.).

Функции: эпическая, эстетическая, религиозная, медицинская. Катарсис – трагическое очищение.

Композиционные приемы

Вооружившись композиционными приемами, автор может устроить читателю настоящий пир эмоций. Чаще всего используются:
Усиление. Создает более яркое впечатление посредством добавления однородных образов. Этот прием хорошо воздействует на читателей в произведениях жанра хоррор, когда каждая деталь обстановки создает леденящую душу атмосферу.

Ретроспекция. «Взгляд назад». Автор демонстрирует читателю прошлое главного героя или героев, описывает события, что предшествовали началу действия.

Мотив. Повторяющиеся элементы, красной нитью проходящие через произведение.

Разрыв. Считается одним из сильнейших приемов для создания интригующего сюжета. Заключается в том, что описание событий прерывается на самом интересном месте. Автор подводит читателя к захватывающему моменту, но в следующей главе момент этот не разрешается: здесь уже совершенно другая сцена. Прием позволяет удержать внимание, мотивирует прочесть книгу до конца.

Экспозиция. Описание обстановки, в которой завязывается сюжетная линия. Например, исторической эпохи или географических особенностей.

Монтаж. Автор использует два разных образа. Каждый из них вносит свой вклад в понимание произведения и, в конце концов, составляет целостное впечатление. Взаимодействуя между собой, они порождают особый, новый смысл произведения. Роман «Мастер и Маргарита» был написан Булгаковым именно по этому принципу. На его страницах сцены из московской реальности попеременно чередуются с библейскими, и это производит мощное впечатление. Подобное происходит и в «Пиковая дама» А. С. Пушкина: одна образ — любовная история; второй — азартная игра.

Противопоставление. Один из самых сильных художественных приемов. Текст, в котором фигурируют два противоположных пространства, обладает особой трансформирующей силой. Хороший пример — опять же «Война и мир» Л. Н. Толстого: батальные сцены чередуются с описанием сцен семейной жизни.

10.   Пространственно-временная организация произведений. Хронотоп

Это понятие ввёл известный филолог и литературовед Михаил Бахтин. Если перевести слово, то и получится «время+пространство». Это единое временно́е пространство произведения, особая организация реальности, в которой происходят события, живут и действуют герои. Это мир, как кусочек эпохи, наполненный материальными деталями, событиями, духом эпохи. Главную, организующую роль в хронотопе играет время. Именно оно определяет особенности пространства, события сюжета, поведение героев. Формы организации пространства могут быть разные.

Литературное произведение, так или иначе, воспроизводит реальный мир: природу, вещи, события, людей в их внешнем и внутреннем бытии. В этой сфере естественными формами существования материального и идеального являются время и пространство.

Если художественный мир в произведении условен, поскольку он является образом действительности, то время и пространство в нем тоже условны.

В литературе невещественность образов дает им, т.е. образам, право переходить мгновенно из одного пространства и времени в другие. В произведении автором могут изображаться события, происходящие одновременно как в разных местах, так и в разное время. Для этого авторы используют такие речевые обороты: «А тем временем…» или «А на другом конце города…». Приблизительно таким приемом повествования пользовался Гомер.

С развитием литературы формы освоения времени и пространства менялись.

Художественные время и пространство, крепко связанные друг с другом, обладают рядом свойств. Применительно ко времени, изображенном в литературном произведении, исследователи пользуются термином «дискретность», т.е. «прерывистость», поскольку литература оказывается способной не воспроизводить весь поток времени, а выбирать из него наиболее существенные фрагменты, обозначая пропуски словесными формулами, типа «Опять настала весна…». Временная дискретность является залогом динамично развивающегося сюжета, психологизма самого образа.

В эпическом роде литературы фрагментарность времени и пространства, их переходы из одного состояния в другое становятся возможными благодаря повествователю - посреднику между изображаемой жизнью и читателями. Рассказчик, как и персонифицированная личность, могут «сжимать», «растягивать» и «останавливать» время в многочисленных описаниях и рассуждениях. Нечто подобное происходит в романах И. Гончарова, Н. Гоголя,

Исходя из описанных выше особенностей, время и пространство представлены в литературе абстрактными или конкретными формами их проявлениями.

  Абстрактным называется такое художественное пространство, которое можно воспринимать как всеобщее, не имеющее выраженной характерности. Это форма воссоздания универсального содержания, распространенного на весь «род людской», проявляется в жанрах притчи, басни, сказки, а также в произведениях утопического или фантастического восприятия мира и особых жанровых модификациях - антиутопиях. Так, не оказывает существенного влияния на характеры и поведение персонажей, на суть конфликта, не подлежит авторскому осмыслению и т.д.

В произведении конкретное художественное пространство активно влияет на суть изображаемого. В частности, Москва в комедии A. С. Грибоедова «Горе от ума», Замоскворечье в драмах А. Н. Островского и романах И. С. Шмелева, Париж в произведениях О. де Бальзака - художественные образы, поскольку они являются не только топонимами и городскими реалиями, изображенными в произведениях. Здесь они - конкретное художественное пространство, вырабатывающее в произведениях общий психологический портрет московского дворянства; воссоздающее христианский миропорядок; раскрывающее разные стороны жизни обывателей европейских городов; определенный уклад существования - образ бытия.

В работах теоретиков литературы под конкретным художественным временем подразумевают или линейно-хронологическое, или циклическое.

Линейно-хронологическое историческое время имеет точную датировку, в произведении оно обычно соотносится с определенным событием. Например, в романах В. Гюго «Собор Парижской богоматери», так как стремятся воспроизвести исторический колорит той ушедшей эпохи, и тем самым также привязываются к конкретному историческому времени.

В художественной литературе циклическое художественное время - время года, суток - несет определенный символический смысл: день - время труда, ночь - покоя и наслаждения, вечер - успокоения и отдыха. От данных исходных значений произошли устойчивые поэтические формулы: «жизнь клонится к закату», «заря новой жизни» и др

Жанры литературы

· Эпический род: басня, былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, роман-эпопея, сказка, эпопея.

· Лирический род: ода, послание, стансы, элегия, эпиграмма.

· Лиро-эпический род: баллада, поэма.

· Драматический род: драма, комедия, трагедия.

· Жанры литературы – это исторически складывающиеся группы произведений литературы, которые объединяет совокупность формальных и содержательных свойств основанных на формальных признаках.

· Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.

· Баллада — это лиро-эпическое произведение, т. е. рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.

· Былины — это героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности.

· Видения — это жанр средневековой литературы, который характеризуется, с одной стороны, наличием образа «ясновидца» в центре повествования и загробным, потусторонним, эсхатологическим содержанием самих зрительных образов, явленных ясновидцу, — с другой.

· Детектив — это преимущественно литературный жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки.

· Комедия — вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества.

· Комедия нравов (комедия характеров) — это комедия, в которой источником смешного является внутренняя суть характеров и нравов высшего света, смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток). Очень часто комедия нравов является сатирической комедией, которая высмеивает все эти человеческие качества.

· Лирическое стихотворение (в прозе) — вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.

· Мелодрама — вид драмы, действующие лица которой резко делятся на положительных и отрицательных.

· Миф — это повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

· Очерк — самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы, отображающий факты из реальной жизни.

· Песня, или Песнь — самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Песни подразделяются на народные, героические, исторические, лирические и т. д.

· Научная фантастика — жанр в литературе, и других видах искусства, одна из разновидностей фантастики. Научная фантастика основывается на фантастических допущениях (вымысле) в области науки, включая различные виды наук, такие как: точные, естественные, и гуманитарные науки.

· Новелла — это основной жанр малой повествовательной прозы, более краткая форма художественной прозы, нежели повесть или роман. Автора рассказов принято именуют новеллистом, а совокупность рассказов — новеллистикой.

· Повесть — средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.

· Ода — жанр лирики, который представляет собою торжественное стихотворение, посвященное какому-либо событию или герою, или отдельное произведение такого жанра.

· Поэма — вид лироэпического произведения; стихотворное сюжетное повествование.

· Послание (эпистолярная литература) — это литературный жанр, в котором используется форма «писем» или «посланий» (эпистол).

· Рассказ — малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.

· Сказка — это жанр литературного творчества, чаще всего в сказках присутствует волшебство и различные невероятные приключения..

· Роман — большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные.

· Трагедия — вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.

Фольклор — вид народного искусства, который отражает общие закономерности общественного развития народов. В фольклоре существует три рода произведений: эпические, лирические и драматические. При этом эпические жанры имеют стихотворную и прозаическую форму (в ли­тературе эпический род представлен только прозаическими произведениями: рассказ, повесть, ро­ман и т. д.). Особенностью фольклора является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).

· Эпопея — произведение или цикл произведений, изображающих значительную историческую эпоху либо большое историческое событие.

· Элегия — лирический жанр, который содержится в свободной стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали, или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

· Эпиграмма — это небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

· Эпос — это героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей.

· Эссе — это литературный жанр, прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции.

Виды: народный, авторский.

Род - это то, как построено произведение, его формальная специфика.

Род литературный – тип изображения в литературе человека и мира, выделяемый в зависимости от характера отношений между субъектом высказывания и его объектом.

Вид – это устойчивый тип поэтической структуры в пределах одного рода, такие как повесть, роман, поэма.

Жанр - это конкретизация вида.

Жанр – исторически сформировавшийся тип литературного произведения, устойчивая формально–содержательная схема. 

 

Виды систем стихосложения.

Тоническая.

Тоническая (от гр. tonos – ударение) – при такой системе стихосложения в каждой стихотворной строке сохраняется определенное числа ударений при переменном числе безударных слогов (как в строке в целом, так и между ударными слогами). Полная свобода в числе и расположении безударных слогов.
В зависимости от числа ударений в строке и определяется ее ритм: трехударный, четырехударный и т.д.
Запомним основные признаки тонической системы:

o равное количество ударений;

o произвольное количество безударных слогов.

Тоническая система стихосложения свойственна многим поэтоам:

o сказки А. Пушкина,

o М. Лермонтов («Песня про купца Калашникова»,

o многие стихотворения Н. Некрасова, А. Кольцова и других поэтов,

o это основа стиха В. Маяковского.

Силлабическая.

Силлабическая (от гр. syllable – слог) – при такой системе стихосложения число слогов в строке и место некоторых ударений (на конце и в середине строки) фиксировано.

Эта система не получила распространения в русской поэзии, её использовали лишь некоторые поэты XVIII века.
Запомним основные признаки силлабической системы:

o равное количество слогов в строках;

o произвольное расположение ударений;

o парная рифма;

o женская рифма (ударение на втором от конца слоге);

o цезура — пауза в середине строк.

произвольное расположение ударений;парная рифма;женская рифма (ударение на втором от конца слоге);цезура — пауза в середине строк.

Силлабо-тоническая.

Силлабо-тоническая – в такой системе фиксированное как число слогов, так и их место в строке. Это придает стихотворным единицам наиболее отчетливую соизмеримость.

В ней ритм создается повторением стоп, состоящих из равного количества ударных и безударных слогов. Стопы бывают двухсложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест).

Запомним основные признаки силлабо-тонической системы:

o система чередования ударных и безударных слогов;

o наличие двусложных и трёхсложных размеров.

 

Рифма и способы рифмовки.

Рифма — совпадающее, созвучное окончание двух или нескольких стихотворных строк, подчёркивающее ритм стиха.

В зависимости от расположения ударения в окончании слова рифмы бывают: мужские — с ударением на последнем слоге в строке; женские — с ударением на втором от конца строки слоге; дактилические — с ударением на третьем от конца слоге и гипердактилические — с ударением на четвёртом и дальше от конца слоге. Например: испытываярассчитывая, сковывающаяочаровывающая.

По расположению в строках различают рифмы: парные, или смежные, связывающие смежные строки; перекрёстные — рифмующие первую и третью, вторую и четвёртую строки; охватные, или опоясанные, — рифмующие в четверостишии первую и четвёртую, вторую и третью строки.

Рифмы бывают, кроме того, двойные, тройные, четверные (рифмующие одной и той же рифмой две, три, четыре строки) и т. д.

Виды строф (двустишие, катрен, сонет...).

Строфа - повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм; сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединенное определенной системой рифмовки. Часто имеет законченное содержание и синтаксическое построение. Строфа отделяется одна от другой увеличенным интервалом.

ЧЕТВЕРОСТИШИЕ (КАТРЕН) - простая строфа из 4-х стихов, самая употребительная в европейской поэзии.

ДВУСТИШИЕ (ДИСТИХ) - простейший вид строфы из двух стихов: в античной поэзии — дистих, в восточной — бейт, в силлабической — вирши.

Сонет — один из видов сложной строфы, которая состоит из четырнадцати стихов: в первой части сонета — два четверостишия (катрены), во второй — два трёхстишия (терцеты). Обычно сонет писали пятистопным или шестистопным ямбом.

19.   Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении

Изобразительно-выразительные средства — это приемы, позволяющие автору создавать более полную и яркую картину в своем произведении; — это средства, которые усиливают образность и яркость изображаемого явления.

Виды изобразительно-выразительных средств

§ Тропы (слова с переносным значением): аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, оксюморон,
олицетворение, перифраз, синекдоха, сравнение, эпитет.

§ Стилистические фигуры речи: анафора, эпифора, параллелизм, антитеза, бессоюзие, многосоюзие,
градация, инверсия, парцелляция, эллипсис, риторические конструкции.

§ Звукопись: аллитерация, ассонанс.

§ Лексические средства: архаизмы, неологизмы, окказионализмы,диалектизмы, варваризмы, экзотизмы и др.

§ Строфика, размер, ритм.

Аллегория

Аллегория — троп; образное выражение; перенос значений с одного предмета на другой; — обособление понятий посредством художественного образа.

Функции аллегории

§ усиление образности;

§ создание особой выразительности.

Гипербола

Гипербола — троп; образное выражение; преувеличение, резко выделяющее силу или значение какого-то явления.

Гипербола — изобразительно-выразительное средство, противоположное литоте.

Функции гиперболы

§ достижение комического или сатирического эффекта;

§ акцентирование на преобладании какого-то явления над другими;

§ создание особой выразительности.

Метафора

Метафора — троп; образное выражение; скрытое сравнение.

Обычно выражается через существительное или глагол.

Для удобства понимания, советуем преобразовывать предложенное выражение с существительным в сравнение (Золотые, зрелые плоды — плоды, как золото), так Вы точно определите метафору. Если сравнение (именно с существительным) не удается, значит Вы ошиблись.

Функции метафоры

§ усиление образности;

§ создание особой выразительности.

Метонимия

Метонимия — троп; образное выражение; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений.

Функции метонимии

§ заметное укорочение авторской мысли;

§ усиление выразительности.

Оксюморон

Оксюморон (Оксиморон) — троп; образное выражение; соединение двух противоречащих значений; соединение несоединимого.

Функции оксюморона

§ акцентирование внимания читателей;

§ необычное отражение чувств;

§ выражает мысли поэта/лирического героя о представленном явлении

Олицетворение

Олицетворение — троп; образное выражение; наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленных (способностью мыслить, говорить, чувствовать и действовать).

Функции олицетворения

§ усиление образности;

§ создание выразительности;

§ отражение авторской позиции через выбор ассоциативных рядов.

Перифраз

Перифраз — троп; образное выражение; замена названия явления или имени лица посредством описания их существенных признаков или указанием на их характерные черты.

Функции перифраза

§ обозначение лица, явления, предмета;

§ выражение авторской позиции;

§ насыщенность речи путем избежания повтора.

Повтор

Повтор — троп; образное выражение; частичный или полный повтор слова, выражения, строки.

Функции повтора

§ усиление звукописи;

§ усиление качества предмета, явления;

§ акцентирование на количестве, длительности;

§ достижение эмоционального воздействия.

 

Синекдоха

Синекдоха — троп; образное выражение; замена единственного числа множественным и наоборот; название части вместо целого.

Синекдоха — разновидность метонимии.

Функции синекдохи

§ насыщенность речи путем избежания повтора;

§ усиление образности;

§ демонстрация автором своего умения в выборе ассоциаций/ демонстрация своего мастерства

Сравнение

Сравнение — троп; образное выражение; сопоставление одного предмета/явления с другим.

Обычно, сравнение достигается при помощи союзов как, так, точно, будто, подобно, что, словно и т. д.

Функции сравнения

§ создание насыщенности речи;

§ создание особой выразительности.

 

Эпитет

Эпитет — троп; образное выражение; образное определение.

Функции эпитета

§ акцентирование на каком-либо свойстве предмета/явления;

§ усиление образности;

§ создание особой выразительности.

 

20.   Понятие о художественном методе. История мировой литературы как история смены художественных методов

Художественный метод - исторически обусловленный способ отражения реальности и выражения эстетических отношений человека к миру, способ осмысления и переработки действительности в образы искусства. Художественный метод является средством воплощения и утверждения определённого эстетического идеала. Характер и направление того или иного художественного метода, способность применить его в художественных образах зависит от социально – политических, духовных, научных, этических и эстетических условий развития человечества в каждый данный исторический момент. Художественный метод является итогом длительного закономерного развития искусства и отражает его объективные законы. Он находится в тесной связи с мировоззрением художника, которое оказывает положительное или отрицательное воздействие на художественное творчество.

Совокупность принципов художественного метода включает:

-принципы художественного отбора;

-способы художественного обобщения;

-принципы эстетической оценки мира с позиций определённого эстетического идеала;

-принципы воплощения действительности в образы искусства.

Художественный метод влияет на направление развития искусства. Различные эпохи в истории искусства отличаются своеобразием художественного метода.

Вопрос об объективном источнике творческого метода впервые поставил Ю. Борев в статье «О природе художественного метода» и сделал вывод о том, что художественный метод имеет первоисточником реальную действительность. Принципы художественного воспроизведения действительности имеют первоисточником исторически сложившуюся закономерность отношений людей между собой и природой. «Самое общее определение творческого метода в искусстве: это та или иная объективно – историческая закономерность в непосредственных, конкретно – чувственных отношениях человека с окружающим его миром, преломленная специфически художественным образом в определённом исторически сложившемся типе общественной деятельности и ставшая основным принципом, орудием художественно – творческого освоения всего конкретного многообразия реальной действительности».

21.   Понятие о художественном методе. Классицизм.

Классицизм (от лат. classicus - первоклассный) - течение в литературе Западной Европы и России (17-18 века) после окончания религиозных войн. Классицизм возник как подражание образцам античного (классического) искусства. Представителями его являются Расин, Корнель, Буало, Мольер, Сумароков, Херасков, Кантемир, Ломоносов, Тредиаковский, Державин. Они старались в изображении жизненных коллизий обратить внимание на чувство долга и патриотизм героев.

Классицизм является образцом литературы, созданной по нормативным принципам. Основные идеи классицизма связаны с идеей прогрессивной абсолютистской королевской власти, что выражало во Франции, где зародился классицизм, гражданские, общенациональные идеалы, идею гражданского разума, которую герой должен предпочитать другим человеческим чувствам. Рассудочно-гражданское мышление классицизма было связано с публицистичностью, дидактичностью, публицистическими настроениями, выраженными в произведениях.

Классицизм был связан с дворянской, аристократической, придворной культурой. Это вело в определенной сословной ограниченности - не допускалось изображение народа, народной жизни, природы, сюжеты брались, в основном, из древнегреческой или древнеримской истории.

Все произведения четко делились на высокие и низкие, так же, как и жанры, было введено правило "трех единств" - единства времени (весь конфликт должен получить разрешение в течение суток), места (действие разворачивалось в одном месте), действия (один сюжет, герои - носители какого-то одного качества, амплуа актеров). Все это вело к нарушению жизненной правды, созданию условных, надуманных образов, схематических характеров, сложному языку.

Русский классицизм боролся за самобытность русской культуры, чистоту русского языка, отразил существенные моменты развития России.

Литература как вид искусства и ее основные функции

Существует два типа познания действительности: научное и художественное. Научное – достоверная картина, объективное существование, выявление законов управления миром, формулируются понятия. Наука претендует на объективность, точность, правильность.

Художественный тип познания – доброта, красота, истина.

Художественное восприятие всегда сугубо личное. Она всегда индивидуально и исключительно, никогда не претендует на окончательность.

«Искусство возникло не для проявления в нём человека, а чтобы защитить человека от собственных тревог». – Лихачёв.

Древние выделили пять видов искусств, в основе классификации лежит материальный носитель. Музыка – искусство звуков, живопись – красок, скульптура – камень, архитектура – пластические формы, литература – слово.

Основные параметры искусства:

1. оно восприимчиво и бесконечно

2. оно меняется вместе с читателями

М.Гаспаров:

3. оно существует вне времени

4. произведения искусства не мыслимы без красоты

5. способно связать людей и дать возможность понять себя и других

6. может родиться и существовать в разных условиях

7. это осмысленный творческий процесс

Основные функции:

1. познавательная

2. развлекательная

3. эстетическая

Виды:

1. по материалам

2. временные виды искусства и пространственные

Классификация Гегеля.

-Первый этап – символическое искусство (искусство Древнего Востока).

-классическое искусство, содержание и форма в гармонии.

-романтическое искусство – Средние века и время самого Гегеля, дух тяготеет над материей.

+Ещё выделяют экспрессивное и изобразительное искусство. Экспрессивное выражает эмоции, передает настроение. Изобразительное – воплощает идею. Экспрессивное искусство – это музыка, архитектура, абстрактная живопись, лирика. Изобразительное – живопись, скульптура, драма и эпос.

Классификация Кожинова В.В.:

1. статические и динамические

2. односоставные и сложные

3. изобразительные и выразительные

4. пространственные и временные

До 19 века вся художественная литература называлась поэтическим искусством. В начале 19 века появляется термин «изящная словесность». В художественной литературе исследуются нравственные, этические и эстетические проблемы жизни. Литература всегда обращена к человеку.

Лит-ра как вид искусства - Эстетическое воздействие на читателя.

.Лит-ра – словесное искусство (материальный носитель – человеческая речь). Главное св-во поэзии –многозначность слова, его иносказательность. Многозначность - глав. источник образности. Влияние контекста. Речь воссоздает облик говорящего. Писатель эстетически воздействует на читателя. Худ. лит-ра – изобразительное искусство. Слова ассоциативно связаны с изображаемыми предметами. Важны детали и подробности. Ассоциации – сопоставление предметов и явлений. Читатель – соучастник создаваемых художественных образов. Читатель сам выбирает темп восприятия произведения. Словесное искусство воздействует на другие виды искусств (худ. образы живут второй жизнью: театр, радио, кино, хореограф.).

Функции: эпическая, эстетическая, религиозная, медицинская. Катарсис – трагическое очищение.

Литературные процесс. Преемственность идей, типов, художественных средств.

Литературный процесс - историческое движение национальной и мировой литературы, развивающейся в сложных связях и взаимодействиях. Литературный процесс - это одновременно история накопления эстетических, духовно-нравственных ценностей, непрямолинейного, однако неуклонного расширения гуманистических концепций. До определенного времени литературный процесс носит относительно замкнутый, национальный характер; в современную эпоху, с развитием экономических и культурных связей, «…из множества национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература».

Крылов, Пушкин, Жуковский и Гнедич в Летнем саду. Художник Г. Чернецов.

Писатели включаются в литературный процесс новыми художественными открытиями, изменяющими принципы изучения человека и мира. Эти открытия совершаются не на пустом месте. Писатель непременно опирается на традиции как ближайших, так и отдаленных предшественников, участников литературного процесса отечественной и зарубежных литератур, в той или иной форме используя весь опыт, накопленный в художественном развитии человечества. Можно сказать, что литературный процесс есть борьба художественных идей, новых со старыми, несущая в себе память о старых, побежденных. Каждое литературное направление (течение) выдвигает своих вождей и теоретиков, заявляющих о новых творческих принципах и опровергающих старые, как исчерпанные литературным развитием. Литературный процесс раскрывается в истории разных жанров. Так, если рассматривать в европейских масштабах развитие романа, то можно проследить смену художественных методов и направлений (течений). Например, роман М. Сервантеса «Дон Кихот» характерен для эпохи Возрождения, «Робинзон Крузо» Д. Дефо - для века Просвещения, «Собор Парижской богоматери» В. Гюго - для эпохи романтизма, романы Стендаля, О. де Бальзака, Ч. Диккенса, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Н. Г. Чернышевского представляют критический реализм XIX в. И совершенно новый этап (и новые типы) романа выдвигает литература социалистического реализма: «Тихий Дон» М. А. Шолохова или «Седьмой крест» А. Зегерс, «Коммунисты» Л. Арагона. Здесь существенно подчеркнуть, что литературный процесс в разных странах проходит сходные этапы и развитие жанра, метода, стиля отражает эти этапы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.223 с.)