Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Второй уровень изображений составляют женские маски.

Поиск

Раскопки, произведенные архитектором-реставратором Η. Н. Ворониным в 1960-х гг., показали, что храм был первоначально окружен с трех сторон открытой аркадой, на которой покоилось гульбище.

 

 На фоне стен и возвышающихся башен в пространственной композиции доминировали храмы и прежде всего пятикупольный Успенский собор(1158-1189), превосходивший по высоте (32,3 м) Софию Киевскую, на постройку и украшение которого князь Андрей выделил десятую долю своих доходов.

 

Андрей мечтал, чтобы его стольный град Владимир в своём могуществе и богатстве затмил «матерь русских городов» — Киев, и поэтому задумывал Успенский собор как главный храм Владимиро-Суздальской Руси. Как сообщает летопись, князь «привёл мастеров из всех земель». Ювелиры, иконописцы и золотильщики были приглашены из Киева, Галича и Греции. император Германии Фридрих I Барбаросса, состоявший в дружбе с Андреем Боголюбским, прислал во Владимир немецких мастеров.

Князь в 1158 г. (6666 от сотворения мира), заложил на месте сгоревшего деревянного Успенского храма новый каменный. Летописец так повествует об этом: «в лето 6666 Князь Андрей сам у Володимери заложи церковь камяну Святою Богородиша; месяца Априля в 8 день, на день Святаго Апостола Родиона во вторник».
Через два года «в лето 6668 докончена бысть церкови святыя Богородица Володимери, камяная Благоверным Боголюбивым Князем Андреем».

Летописец поясняет причину столь быстрого построения храма: «по добродетели его и по вере к Пресвятой Богородице, приведе ему Господь Бог изо всех земель мастеры всякие и украси ю дивно, паче иных церквей многими чюдными иконами и церковными сосуди златыми и серебряными с камением драгим и жемчугом и многими книгами и паволоки и запоны и вешьми всякими священными чюдне устроил. В ней же и чюдную икону Пречистые Богородицы постави... Даде Господу Богу и Пречистой Богородице и святой церкве Успению соборной, ся же предивну украси, много стяжания и имения и власти и слободы кухленые и зданьии и сёла лучшая и с даньми, и в торчех десятыя недели а в житех и в стадех и во всём десятое».
Собор 1158-1160 гг. был шестистолпным и трехапсидным, построенным из высококачественного белого камня, привозимого по воде из Волжской Болгарии и выгружаемого на берегу реки Нерль при впадении её в Клязьму, где одновременно сооружалась церковь во имя Покрова Пресвятых Богородицы. Качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода.
Сторона подкупольного квадрата храма – около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учета апсид около 22,5 м., ширина около 17,5 м., высота около 21 м.), пропорции были достаточно изящными, и в итоге и в интерьере, и в наружных формах ощущалась «устроенность вверх».
По данным археологических исследований 1951-1952 гг., Успенский собор Боголюбского имел три притвора. Цоколь представлял собой простой непрофилированный отлив, как и в храмах Юрия Долгорукого. Стены собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним – лента поребрика. Капители колонок близки к романской «кубической» форме, а базах – клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками.
Фундамент храма представляет собой булыжники, пролитые раствором не на всю глубину, а лишь на два верхних ряда. На них был положен мелкий белокаменный бут, и лишь затем были возведены стены. Археологические исследования открыли под фундаментом северной стены северного притвора лежни – большие деревянные бревна, но более вероятно, что лежни относились к фундаментам Всеволодовых галерей.
Успенский собор Боголюбского был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. Этот декор при обстройке собора галереями во второй пол. 1180-х годов не сохранился, но Н.Н. Воронин обоснованно полагал, что фрагменты этого декора присутствуют на стенах Всеволодовых галерей. В.И. Доброхотов видел камни со следами сбитых рельефов в кладке цоколя алтарных апсид Всеволода. Общий объем зооантропоморфного декора Успенского собора 1158-1160 гг. соответствовал объему декора церкви Покрова на Нерли.

На аксонометрическом чертеже не приведены притворы, а лестничные башни для входа на хоры показаны двухобъемными (объединенными с гипотетическими «владычными сенями» и «теремами»). А на плане показаны и притворы, и однообъемные лестничные башни.
Наружные стены храме, по сказанию летописей, были обложены мраморными плитами, а внутренние – кованным золотом.
Внутри храма стены были расписаны искусными греческими зографами в 1161 г., по местам убраны чистым золотом; среди медного помоста возвышался прекрасный серебряный амвон, иконы в иконостасе украшены золотом и драгоценными каменьями; перед ними висело более 20 серебряных паникадил и четыре больших были сделаны из чистого золота, воздухи и покровы были шиты золотом и жемчугом. Четыре золотых и 20 серебряных паникадил освещали храм. Пол медный.
Повествуя о богатствах и великолепии храма, летописцы присовокупляют, что он служил предметом удивления не только для русских, но и для иностранцев. «Почему оная церковь и уподобима была Соломонову, бывшему в Иерусалиме, храму. Князь Андрей послал было в Киев делать двери из чистого золота в ту же церковь, однако, за последовавшею ему кончиною, осталось без исполнения».
Храм был устроен об одной главе (версе) покрытой медными вызолоченными листами (поэтому храм стали называть в летописях «Златоверхiевымъ»), а кровля поверх медных листов была обита листами кованого серебра. Ипатьевская летопись однозначно и неоднократно (под 1158, 1175 и 1183 гг.) говорит о соборе Боголюбского как о пятиглавом: Андрей «сверши же церковь 5 верхов и все верхы золотом украси и створи в ней епископью»; «и пять верхов ея позлати»; «и вся пять верхов златая сгоре»).

На капителях, венчавших полуколонки лопаток собора 1158-1160 гг., располагались «звериные» белокаменные водометы.

Храм был освящен в 1160-м году.
21 сентября 1164 г. в новоустроенный соборный храм была перенесена из Боголюбова чудотворная икона Божией Матери (икона Владимирской Божией Матери). Икона была привезена из Боголюбова на судне по реке Клязьме и во Владимире торжественно на берегу реки встречена была 21 сентября вел. князем, духовенством и народом. В память этой встречи Андрей построил в 1164 г. во Владимире Сретенскую церковь и учредил в нее крестный ход 21 сентября.
После чего князь Андрей провозгласил Владимир престольным городом.

 

Таким образом, стремление Андрея к независимости получило внешнеполитическую поддержку. Здание Успенского собора воздвигли из известняка и украсили белокаменной резьбой. Центральная глава храма, увенчанная золочёным шлемом, вознеслась ввысь на 33 метра, превзойдя по высоте Собор святой Софии в Киеве. Великолепие Успенского собора было выше всех оценок. Мастера оковали листами золочёной меди торжественные входные порталы, устроенные с трёх сторон. Фасады декорировали сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали расчленили на два яруса арочным фризом. Стены и свода храма расписали фресками. Пол покрыли мозаикой из цветной майолики и медных позолоченных плит. Свет золотых и серебряных люстр, освещавших Успенский собор, отражался в блестящих золочёных плитах пола, словно в огромном зеркале. На возвышении над алтарём князь обустроил площадку из золота и серебра, предназначенную для чтения проповедей и Священного Писания. Летописцы, восхищённые красотой собора, сравнивали его с храмом царя Соломона в Иерусалиме.

Снаружи храм был украшен фресковой росписью – сохранился фрагмент с изображением двух павлинов с пышными хвостами и растительным орнаментом, между позолоченных колонок изображены фигуры пророков со свитками в руках. Таким образом, белые фасады храма были украшены цветным фресковым поясом, который предвещал появление в дальнейшем на этой части храма резного декора. Фасад украшали также немногочисленные резные белокаменные рельефы с изображениями на религиозные сюжеты, а также маскаронами с женскими лицами (символ посвящения храма Богородице), и головами львов по углам окон. Белокаменная резьба выполнялась в двух техниках – плоско-графическая и округлая, горельефная. Она вполне самобытна, что указывает на начало сложения местной скульптурной школы

Для содержания Успенского храма и причта при нем – вел. князь дал много угодий, сел и десятую часть своих доходов и стад. В 1158 г. город Гороховец был пожалован князем Андреем Боголюбским владимирскому Успенскому храму. Доходы с Гороховца шли на его содержание. В силу этого он в то время назывался «град Пресвятой Богородицы».
Князь Андрей предназначил построенный храм и для упокоения лиц великокняжеского рода. Лишившись ещё при своей жизни троих сыновей своих и брата, князь Андрей поместил их останки под сводом собора.
И сам князь Андрей, приняв мученическую кончину в 1175 г., не нашёл упокоение под сводами своего храма. Сначало умерли сыновья - Изяслав (+1165) и Мстислав (+1173), а потом и Глеб (+1174).
В южном приделе собора, устроенном в пристройке Всеволодовой, вблизи алтаря почивают мощи св. блгв. кн. Глеба, сына князя Андрея Боголюбского. Нетленные мощи его, были открыты в 1702 г., переложены были в серебряную раку в 1755 г., а в настоящую раку – в 1818 г. На шести клеймах, укрепленных на гробнице Угодника, начертаны: гимн ему, время рождения и смерти, чудо, бывшее от гроба его во время татарского разорения собора в 1237 г., время построения раки и тропарь и кондак. На картине, повешенной невдалеке от раки св. Глеба, изображены чудеса его с соответствующими им подписями.
Совершив 20 июня 1174 г. погребальное в храме Богородицы над сыном своим Глебом, Андрей уклонился от шумной столичной жизни в любимый им Боголюбов, чтобы здесь в тиши монастырского уединения утолить скорбь души своей благочестивыми занятиями. В то время как он здесь в уединенной своей молельне повергал печаль свою перед Господом, во Владимире, в его отсутствие, в среде родных и приближенных составился злодейский заговор. Князь Андрей был убит в ночь с 28 на 29 июня 1174 г.
По совершении торжественной панихиды в Успенском соборном храме, с подобающей честью и хвалебными песнями, гроб с телом князя поставили в соборном храме Богоматери.

 

По левую сторону от середины храма, почивают мощи основателя Успенского собора св. благовернаго князя Андрея. Нетленные мощи его открыты в 1702 г. и положены были на вскрытии в приделе Благовещения Пресвятой Богородицы, переименованном в 1768 г. во имя св. благоверного князя Андрея Боголюбского. На шести клеймах гробницы изображена история этого Угодника Божия: на первом – стихи в честь князя Андрея Боголюбского, на втором клейме – обстоятельства его рождения, перенесения престола во Владимир и смерти его, на третьем – время открытия мощей, прежнее место поставления их и переложения в раку, устроенную епископом Ксенофонтом в 1820 г., на четвертом – устройство раки для мощей епископом Ксенофонтом, на 5 и 6 клеймах – тропарь и кондак благоверному князю. Под балдахином, устроенным над местом, где находится рака, в разных местах начертано несколько изречений из Ветхого Завета. На стене в возглавии гробницы начертаны стихи, приписываемы преданием Императрице Екатерине II:
«Хотя кто правъ, живетъ хоть свято,
Но если злобствуютъ сердца,
У нихъ, какъ бы законъ, принято
Того губити до конца.
Примеръ тому – моя кончина:
ей зависть съ злобой есть причина;
Я правъ,- тираненъ какъ злодей
Отъ ближнихъ, сродныхъ мне людей».

 

Вел. Князем Владимирским стал Михаил. Но ростовцам это не понравилось и они уговорили Ярополка изгнать Михаила и самому сесть на престол во Владимире. Ярополк послушался ростовцев и оба брата Ростиславичи с дружиной и ростовцами пошли войной на Владимир. 7 недель владимирцы мужественно отбивались от врагов, но измученные голодом, проводивши Михаила в Приднепровье, сдались Ростиславичам. С крестным ходом встретили граждане Владимирские победителей и торжественно в храме Богоматери объявили Ярополка своим князем. В первый же день своего княжения он отобрал ключи от соборного храма, завладел всей его казной, расхитил все золотые и серебряные украшения его, и главную святыню города, чудотворную икону Богоматери отдал в Рязань, зятю своему князю Глебу, за то что он помог изгнать из Владимира Великого князя Михаила Юрьевича.
При вторичном вступлении на престол Великого князя Михаила почти все расхищенные сокровища и образ Богоматери были возвращены. Чудотворная икона Богоматери, возвращенная из Рязани, была поставлена в соборном храме на прежнее место; церковные вещи, утварь и прочее, что только отыскать было можно, возвращено было по принадлежности.
12 июня 1175 г. утром шла на город страшная туча, молния ударила в соборную церковь и убила в ней диакона, читавшего в то время на выходе ектению. Все бывшие в храме от ужаса пали на колени.
В 1176 г. вел. князь Михаил отправился Городец на Волге, там он тяжко заболел и после непродолжительной болезни умер 20 июня.
Тело его было привезено во Владимир и похоронено во Владимире в церкви св. Богородицы.


В 1176 г. владимирцы пригласили на княжение Всеволода, который и не замедлил прибыть из Переславля-Залесского во Владимир. У Золотых ворот новый князь торжественно был встречен с крестным ходом, духовенством и народом и здесь же все граждане целовали крест ему и детям его. От Золотых ворот князь направился прямо в златоверхиеву церковь Богоматери, где, после молебного пения, возведен был на великокняжеский престол.

В 1185 г. во Владимире произошел страшный пожар. Огонь через крышу проник внутрь храма и так быстро распространился в нем, что, кроме Чудотворной Владимирской иконы Богоматери, ничего не смогли вынести. «В том же лете быть пожар велик в граде Володимери месяца Апреля в 13 день, в среду, погоре бо мало не весь город и княж двор великий сгоре и церквей 30 и 2 и соборная церкви Святыя Богородицы золотоверхая юже бе украсил Благоверный князь Андрей, загорелся сверху и что бяше вне и вну узорочий и поникадила серебряная и сосуд златых и серебряных без числа, порт (одежд) шитых золотом и жемчугом... всё огонь взя без утеча».
Обновление сгоревшего храма принадлежит Великому князю Всеволоду брату Андрея Боголюбского. Он не только возобновил но и расширил храм, пристроив с трёх сторон на некотором расстоянии от прежних, новые стены. Расширены были и алтарные апсиды на восточной стороне, так что прежний храм оказался как бы в футляре.
Для входа в храм были устроены новые входы, для укрепления возведённых стен, между ними и старыми стенами перекинуто несколько арок, стены старого храма частично разобраны, а оставшиеся столбы и возведённые арки позволили к прежней главе добавить ещё четыре на таких же трибунах, на которых были установлены кресты. Храм стал пятиглавым.

Еще более величественным, со своим пирамидально нарастающим пятиглавием, в своей широко, но слитно и четко разросшейся белокаменности, стал этот храм, обретя подлинно классическую для русского зодчества могучую стать. Расширенный и переделанный собор получил необычайно гармоничное, композиционно четкое, превосходно проработанное во всех деталях белокаменное оформление.

 Фасады собора расчленены на отдельные вертикальные поля, разграниченные тонкими полуколонками и завершенные закомарами. Посередине высоты здания проходит широкая лента — колончатый пояс, состоящий из маленьких колонок, соединенных арочками. Характерные детали - аркатурно-колончатый фриз, клиновидные консоли и капители романского характера и поясок поребрика над аркатурой в дальнейшем пройдут через всю историю владимиро-суздальской архитектуры и затем войдут в состав архитектуры Московского государства.

 Главы завершены шлемовидными покрытиями. Медная крыша была первоначально позолочена. Внутри собор был расписан фресками и содержал драгоценную утварь, также в нем находилась величайшая русская святыня — икона Владимирской богоматери, шедевр византийского искусства.

 Широкая галерея, окружившая с трех сторон первоначальное здание собора, предназначалась для установки в специальных нишах — аркосолиях — каменных саркофагов владимирских князей и иерархов. Таким образом, собор становился грандиозной усыпальницей владимирских владык.

Через два с половиной века после постройки Успенского собора великий Рублев украсил его фресками, которые являют собой сияющую вершину древнерусской монументальной живописи.

Возобновленный храм был торжественно освящен накануне праздника Успения Божией Матери (14 августа) в 1189 г. Лукой, епископом Ростовским, Владимирским и Суздальским.
Ещё один пожар во Владимире начался в полночь 23 июля 1192 г. и продолжался до вечера следующего дня, «в полночи зажжеся и горе мало не до вечера». Сгорело до 14 церквей и почти половина города. Княжеский двор и Успенский собор удалось отстоять, но наружные стены собора были опалены и закопчены от дыма, так что опять надлежало исправлять повреждения, что и исполнено было в августе месяце 1193 г. «... и бысть радость велика в граде Володимери».

12 апреля 1213 г. преставился вел. князь Всеволод. Смерть его оплакиваема была всем народом Владимирского княжества, как бы предчувствовавшим что с кончиной его оканчиваются счастливые дни г. Владимира и всей Русской земли. Погребение над почившем вел. князем совершил в Успенском соборе епископ Иоанн со всеми игуменами, со всем белым и монашествующим духовенством и всяким чином церковным со слезами многими.
В кон. 1213 г. владимирцы во главе с кн. Юрием лишили епископа свт. Иоанна кафедры («изгнаша из епископства»), архиерей «отписася епископии всея земля Ростовьскыя». Иоанн оставляет епископию и постригается в Боголюбском монастыре, а затем, по-видимому, уходит в Суздаль, в Козмодемьянский монастырь.
Владимирская епархия была учреждена в 1214 г. при Святом благоверном Великом Владимирском князе Георгие Всеволодовиче из состава Ростовской епархии. Первым ее епископом стал игумен Богородице-Рождественского монастыря во Владимире Симон. Резиденция епископа разместилась в Рождественском монастыре г. Владимира. Титул епархиального архиерея – Суздальский, Владимирский, Юрьевский и Тарусский.

Перед отъездом из Владимира князь Георгий Всеволодович вошел в Соборный храм, где перед чудотворной иконой Богоматери излил в молитвенных воплях всю печаль свою и, обливаясь слезами, пал на гроб своего родителя. «Суди Бог брату моему Ярославу, что довел меня до этаго», сказал он, выходя из храма, затем сел с семейством своим в ладью и вниз по р. Клязьме отправился в новый удел свой. В числе не многих друзей пожелал следовать за ним и епископ Владимирский, добродетельный Симон, который не захотел оставить своего князя.
2 февраля 1219 г. умер вел. князь Константин. Он был погребен в Успенском соборе. Овдовевшая великая княгиня, по выражению летописца, «дивное дело сотворила тогда». Чувствуя, что с потерей супруга потеряла все радости на земле, она, не выходя из храма, над гробом его приняла иноческий чин и вскоре после похорон мужа уехала в Ростов, где через 2 года скончалась в монастырском уединении.
В 1236 г. при епископе Митрофане поставлена в соборе над престолом сень, украшенная золотом и серебром и расписаны стены в притворе живописью.

Страшное бедствие снова обрушилось на собор. Полчища татаро-монголов, завоёвывая и разрушая города, подошли к Владимиру и взяли его, не смотря на героическое сопротивление жителей, 7 февраля 1238 г.

Епископ Митрофан, великая княгиня с семейством своим, духовенство Владимирское, бояре и множество граждан искали себе убежище от врагов в храме Богоматери. Здесь за Божественной литургией Святитель в последний раз принес бескровную жертву за себя и свою паству. Слова молитвы прерывались рыданиями. Все готовились к смерти. Напутствованные в жизнь вечную Святыми Тайнами из рук Архипастыря своего, владимирцы спокойно, с христианским упованием, ожидали себе смерти. Епископ, великокняжеская семья, архимандриты и игумены, бояре и именитые граждане укрылись на выходных полатях (хорах), куда вела потайная лестница. Множество граждан осталось и внизу храма. Входные двери были изнутри заперты. Ворвавшись в город и подвергая его разрушению они устремились к златоверхому храму, выломали двери и перебив находившихся там людей, заметили находившихся на хорах. Это было великокняжеское семейство, отдавшее предпочтение мученической смерти перед позорным пленом. Расхитив все соборные украшения «чудную икону одраша, украшену златом и серебром и каменьем драгым и кресты честыя и сосуды священныя и книги сдраша и порты блаженных первых князей, еже бяху повешали в церквах святых на память себе, тоже все положиша себе в полон», словом лишили храм всех драгоценностей его.
Не найдя потаённого хода на хоры, они то «ласками, то угрозами» убеждали великую княгиню сдаться им. Но она и бывшие с ней решились претерпеть все, что будет послано от Бога, лишь бы только не попасть в руки врагов. Варвары обложили храм брёвнами, натаскали разного хвороста и внутрь её и предали всё огню. От зноя и дыма, с молитвой на устах, погибло всё великокняжеское семейство и епископ Митрофан, облекший погибающих в монашеский образ и схиму и напутствующий их Святыми Дарами. От огня уничтожено было всё внутреннее благолепие храма, остался невредим только чудотворный образ Богоматери и гробница Святого князя Глеба, - сына Андрея Боголюбского, - не сгорела.
Так снова лишился собор всего своего богатства и всей красоты своей, опять осталось от него только голые стены, снаружи и внутри почерневшие от дыма.

4-го марта 1238 г. вел. князь Юрий погиб в битве на р. Сить. Обезглавленное тело князя Георгия (Юрия) было обнаружено по княжеской одежде среди оставшихся не погребёнными тел убитых воинов на поле боя епископом Ростовским Кириллом, возвращавшемся из Белоозера. Он отвёз тело в Ростов и похоронил в каменном гробу в храме Богоматери. Впоследствии голова Юрия была тоже найдена и приложена к телу.

Князь Ярослав II Всеволодович вступивши на великокняжеский престол, чтобы властвовать над развалинами, позаботился, прежде всего, о восстановлении соборного храма Успения.
Очистив храм от тела новых христианских мучеников, он похоронил здесь, под сводами, в одной каморе все погибшее великокняжеское семейство и святителя Митрофана. В эту усыпальницу Ярослав внес и тела троих сыновей вел. князя Георгия: Мстислава, Всеволода и Владимира (принял мученическую смерть перед Золотыми воротами). В 1239 г. из Ростова в Успенский собор перенесено тело великого князя Владимирского Георгия.

В 1645 г. открыты были мощи благоверного князя Георгия (Юрия) Всеволодовича (+ 1238, память 4 февраля) и, по благословению патриарха Иосифа, положены были в серебряной позолоченной раке, устроенной на средства патриарха. В этой раке, обновленной в 1852 г., под величественной сенью почивают мощи благоверного князя и доселе. На передней стороне гробницы вычеканена надпись, повествующая о страдальческой кончине Угодника Божия, обстоятельствах перенесения его тела из Ростова во Владимир и открытия св. мощей его. На стене же в возглавии гробницы начертаны золотыми буквами следующие стихи, приписываемые преданием Императрице Екатерине Великой:
«Желанье въ варваре горело
Людей моихъ сжечь какъ траву,
Мой жизни духъ лишить и тело;
Затемъ мечемъ отъяль главу.
Но Богъ мой духъ за веру праву
Жить вечно внесъ въ небесну славу,
Главу жъ прильпнувшу къ телу здесь
Хранить чудесно и до днесь».

До 1328 г. Владимир был ещё столицей Руси, но в этом году был причислен к области Московской. Это лишило соборный храм Успения былой славы, хотя в нём ещё продолжали вступать на великокняжеский престол Московские князья. Князь Иван I Данилович (1331 - 1340 гг.), восходя на великокняжеский престол, не в Москве возведен был, а пожелал эту церемонию исполнить и благоговейно исполнил во Владимире, в Успенском храме. И его преемники до Ивана III Васильевича (1462-1505 гг.) здесь же принимали великокняжеское достоинство, с приличными тогдашнему времени обрядами. Так о Василие I Дмитриевиче (1389 - 1425 гг.) сказано, что он «въ лето 6897 месяца Августа въ 15 день на Успенiе святiи Богородици седе на великомъ княженiи въ Володимери на столе отца своего и деда и прадеда» (Собр. Р. Лет. т. VIII, стр. 60). Митрополиты, по утверждении кафедры своей в Москве, не редко имели пребывание свое во Владимире.

В 1395 г. Тамерлан вторгся в пределы России. Московский князь Василий Дмитриевич желая одушевить себя и подкрепить своё воинство поручил митрополиту Киприану распорядиться о принесении из Владимира в Москву чудотворной иконы Богоматери Владимирской, для принесения перед нею усердного моления о ниспослании ему помощи от Царицы Небесной.
Вел. князь Василий Дмитриевич, видев великое заступление, явленное Российскому царству от молитвы перед чудотворной Владимирской иконой, повелел икону, как видимое знамение заступления и охраны всего Российского царства, оставить навсегда в Москве, в Успенском соборе.
С этого времени и святители Российские уже избирались на Всероссийскую кафедру перед этой св. иконой. «При избрании святителя на Всероссийскую кафедру, перед сею чудотворною иконою клали в особом ковчежце запечатанные жребии. После молебствия они приносились для распечатания самому государю. Распечатавши один из них, царь объявлял собору избранного первосвятителя» (Кратк. свед. о Моск. собор. и монаст. 1871 г. стр. 8).
Когда, по удалении Тамерлана, жители Владимира стали настоятельно просить возвращения своей святыни и, после отказа, угрожали всеобщим ропотом и неудовольствием, великий князь, разгневавшись, засадил в железо присланных из Владимира с этой просьбой, а во Владимир послал приказ силой подавить ропот. Только что вышло это распоряжение, на другой день, пришедши к утрени в Московский Успенский собор, пономарь увидел две совершенно сходные иконы Богоматери и по письму, и по внешнему украшению. Духовенство и сам великий князь были свидетелями этого чуда и, освободивши из заключения жителей Владимира, предложили им на выбор какую угодно икону (№ 22 Влад. Губ. вед. 1849 г.).

Чтобы утешить владимирцев, лишившихся главной своей святыни, великий князь повелел украсить соборный храм искусной живописью, что и было выполнено Даниилом Иконниковым и Андреем Рублёвым. Эти художники, по сказанию летописи начали расписывать храм 25 мая 1408 г. и по прежним чертам восстановили и обновили стенопись внутри всего собора, как в постройках Андрея Боголюбского, так и в притворах, пристроенных Всеволодом. Роспись Успенского собора сохранилась частично. Также были созданы иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса.
Из фресок Рублева в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублева во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

Андрей Рублев и Даниил Черный в Успенском соборе раскрывают тему Страшного Суда и Второго пришествия Господа Иисуса Христа в духе исихастского богословия света: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир» (Ин. 3.19)
И здесь архитектура со всей сложностью изгибов арок, сводов и стен не менее важна, чем само изображение, вписанное именно в эти своды - последовательность событий, композиция, рассчитанные на восприятие именно вот тут, а совсем не в музейном зале.
В центре традиционной композиции росписи западной арки центрального нефа - арки, через которую молящийся попадал внутрь храма и с которой он мог начать обзор изображен «Престол уготованный», которому поклоняются Богородица, жены-мироносицы и ангелы - видите, они вписаны в полукруг? В зените свода центрального нефа - образ Христа, грядущего в мир. Вся Его фигура устремлена в движении навстречу ожидающим. Грозная величественность Христа не превращает его образ в мрачный символ неотвратимого возмездия, не лишает ореола светлой и радостной силы. Он - не просто грозный судья, но представляет собой воплощение достоинств, он всеведущ и мудр, а значит, милостив и снисходителен к роду человеческому. Посмотрите - по склонам свода размещены восседающие на двенадцати престолах апостолы, а за ними - сонмы святых и ангелов. Краски фресок неяркие, спокойные. Лики святых и ангелов кроткие. Живопись Рублева как будто призвана уверить, что Бог полон милосердия и сострадания к человечеству. Вся композиция пронизана тихим светом и наполнена радостью ожидания. Гармония и согласие, мудрость и благородство сочетаются в образах апостолов, беседующих с ангелами. «Совершенная любовь изгоняет страх» - и ни в ком нет ни тени страха, как, например, у сто лет спустя, долго тут обсуждавшегося Дюрера.. У Рублёва - свет, приходящий в мiр, и есть преображающая любовь. Такой ясности и чистоты не достигнет уже никто из русских мастеров. Последующие поколения будут «страхом спасать», и тема Второго Пришествия Господа из композиций «Страшный Суд» отойдет на второй план, а на первый выйдет живописание адских мучений, уготованных грешникам, в изображении которых художники достигнут своеобразного совершенств.

Жители Владимира, приняв со смирением распоряжение великого князя, восполнили свое лишение постановлением в соборном храме, на место унесенного в Москву св. образа Пречистой, другого Ее изображения – самого точного снимка с чудотворной иконы, писанного рукой Петра митрополита всея России, когда еще он был игуменом Ражским – писанного им для святителя митрополита Максима, которому и поднес эту икону св. Петр, а митрополит Максим эту икону перенес с собой во Владимир, когда из Киева перенес сюда митрополию.

С 1412 г. Владимирский Успенский собор пережил продолжительный период постепенного оскудевания. Пока князья во Владимире восходили на престол великокняжеский, соборный храм был поддерживаем в приличном состоянии, но когда торжественный обряд восхождения на престол начал совершаться в Москве, то, с этого времени, бедность и скудность собора становились с ним, как неразлучные спутницы его.
Когда вел. князь Иоанн III (1462 - 1506), утверждая единодержавие в Москве, пожелал устроить в нем соборный храм, то он не нашел лучшего образца для него, кроме как во Владимирском Успенском соборе. Его мастера приезжали во Владимир (при митрополите Филиппе) и сняли точную меру его; затем знаменитый зодчий Аристотель Фиоравенти, строивший храм Успения в Москве, специально приезжал во Владимир для обозрения Владимирского собора и был поражен красотой его архитектуры.
Со времени разорения Талычем Владимирский Успенский собор не мог уже возвратить своего прежнего благолепия и долго оставался в забвении. Преемники Фотия хоть и посещали Владимирский Успенский собор, но преимущественное внимание их уже обращено было к Москве – к устроению и украшению в ней храмов. Так о митрополите Филиппе известно, что он хотя и часто бывал во Владимирском соборе, но заботу имел не о благоукрашении этого древнего святилища, а о устроении и украшении Успенского в Москве собора. Из повествований летописца видно, что митрополит Филипп «по многу прежде видел соборный во Владимире храм превелик зело и высок», но не видно, чтобы этот святитель сделал что-либо для разоренного собора. «1472 г. месяца Априля хотением и многим желанием преосвященного митрополита Филиппа всея Руссии, с благоволением же и повелением благоверного и христолюбивого великого князя Ивана Васильевича всея Руссии бысть начало созданию церкви Пресвятыя Владычица нашея Богородица на Москве… (Собр. Русск. Лет. т. VIII, стр. 170)».

В 1645 г. при царе Михаиле Федоровиче патриархом Иосифом здесь были обретены нетленные мощи святого благоверного князя Георгия и положены в серебряной вызолоченной раке, устроенной иждивением патриарха.
В 1702 г. при Петре I обретены были нетленные мощи святых благоверных князей Андрея Боголюбского и сына его Глеба. С этого времени слава Владимирского собора как бы воскресла вновь: тысячи богомольцев потекли на поклонение нетленным останкам владимирских святых.
От усердия частных лиц и от щедрот царственных особ в соборе начался целый ряд обновлений и украшений.

В 1727 г. собор был покрыт железом по железным стропилам и решетнику; крыша взамен фронтовой была устроена шатровая на 4 ската; по всем обводам сделаны новые кирпичные накладки и окна в куполах были заложены кирпичем «аршина на два». На что было отпущено из государственной казны 3157 руб. 8 алтын и 2 деньги.

 

От средневековой росписи Успенского собора сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» (1408 год), выполненной Андреем Рублёвым. Большинство настенных росписей, дошедших до наших дней, относится к XIX веку. До 1395 года в Успенском соборе находилась Владимирская икона Божией Матери, привезенная Андреем Боголюбским из Вышгорода. По преданию, эта икона написана евангелистом Лукой на доске стола, за которым Богородица ела со своим сыном Иисусом и мужем Иосифом Обручником.

Сегодня эта икона хранится в Москве, в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. В некрополе Успенского собора покоятся мощи великих князей — Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Юрия Всеволодовича и др. Здесь же погребены владимирские епископы и митрополиты, в том числе митрополит Максим, перенёсший в 1299 году кафедру из Киева во Владимир. Успенский собор послужил образцом для более поздних храмов, например, для Успенского собора Московского Кремля. Являясь уникальным памятником белокаменного зодчества XII века, собор во Владимире взят под охрану ЮНЕСКО.

Другое ценнейшее произведение владимиро-суздальского зодчества- Дмитриевский собор (1194—1197), служивший придворные храмом.

Построен при князе Всеволоде в то время, когда Суздальское княжество стало господствовать над остальной Русью, и собор должен был олицетворять и эту славу, и эту власть. Летописец с гордостью отмечает, что к этому времени для строительства уже не "искали мастеров от немец". Возведенный на краю клязьменских склонов в 200 м от Успенского собора, Димитриевский храм завершил композицию детинца, который в эти же годы был обнесен каменной стеной. Всеволод посвящает собор уже не заступнице земли Владимирской и ее народа, а своему небесному покровителю — Димитрию Солунскому и памяти о своем сыне Дмитрии.

Дмитриевский собор — одноглавый четырехстолпный крестово-купольный храм. и, вероятно, тоже был охвачен с трех сторон галереей. Торжественность западного фасада дополнялась двумя лестничными башнями, которые вели, как и в Софии Киевской, на хоры и, видимо, соединялись с хоромами князя. Эти уникальные детали еще сохранились в начале XIX в. и были уничтожены при перестройке собора при Николае I. Сооружение имеет кубическую форму, внутри его — четыре опорных столба, поддерживающих единственную главу. С восточной стороны — три апсиды. Это самый богатый по убранству храм. Система декоративного оформления в основе та же, что и в Успенском соборе, но роль скульптуры здесь несравненно большая. Несмотря на несомненную связь с предыдущими постройками, Димитриевский собор является глубоко оригинальным произведением, не имеющим прямых аналогий ни на Руси, ни в Западной Европе. Тонкие высокие окна подчёркивают вертикальный ритм сооружения, который гасится аркатурным поясом с богатой резьбой по камню. Романские» декоративные детали получают в соборе широкое развитие. Около шестисот резных камней украшают белокаменную поверхность его стен. Каменная резьба полностью заполняет верхние участки прясел и поверхность барабана — искусно вырезаны скульптурные изображения святых, маски, грифоны, животные, птицы, растительные и другие мотивы, высеченные из белого камня. Изображений так много, что они превращают верхнюю часть стены над широким горизонтальным поясом в сплошную орнаментал



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.28.213 (0.021 с.)