Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Второй уровень изображений составляют женские маски.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Раскопки, произведенные архитектором-реставратором Η. Н. Ворониным в 1960-х гг., показали, что храм был первоначально окружен с трех сторон открытой аркадой, на которой покоилось гульбище.
На фоне стен и возвышающихся башен в пространственной композиции доминировали храмы и прежде всего пятикупольный Успенский собор(1158-1189), превосходивший по высоте (32,3 м) Софию Киевскую, на постройку и украшение которого князь Андрей выделил десятую долю своих доходов.
Андрей мечтал, чтобы его стольный град Владимир в своём могуществе и богатстве затмил «матерь русских городов» — Киев, и поэтому задумывал Успенский собор как главный храм Владимиро-Суздальской Руси. Как сообщает летопись, князь «привёл мастеров из всех земель». Ювелиры, иконописцы и золотильщики были приглашены из Киева, Галича и Греции. император Германии Фридрих I Барбаросса, состоявший в дружбе с Андреем Боголюбским, прислал во Владимир немецких мастеров. Князь в 1158 г. (6666 от сотворения мира), заложил на месте сгоревшего деревянного Успенского храма новый каменный. Летописец так повествует об этом: «в лето 6666 Князь Андрей сам у Володимери заложи церковь камяну Святою Богородиша; месяца Априля в 8 день, на день Святаго Апостола Родиона во вторник». Летописец поясняет причину столь быстрого построения храма: «по добродетели его и по вере к Пресвятой Богородице, приведе ему Господь Бог изо всех земель мастеры всякие и украси ю дивно, паче иных церквей многими чюдными иконами и церковными сосуди златыми и серебряными с камением драгим и жемчугом и многими книгами и паволоки и запоны и вешьми всякими священными чюдне устроил. В ней же и чюдную икону Пречистые Богородицы постави... Даде Господу Богу и Пречистой Богородице и святой церкве Успению соборной, ся же предивну украси, много стяжания и имения и власти и слободы кухленые и зданьии и сёла лучшая и с даньми, и в торчех десятыя недели а в житех и в стадех и во всём десятое». На аксонометрическом чертеже не приведены притворы, а лестничные башни для входа на хоры показаны двухобъемными (объединенными с гипотетическими «владычными сенями» и «теремами»). А на плане показаны и притворы, и однообъемные лестничные башни. На капителях, венчавших полуколонки лопаток собора 1158-1160 гг., располагались «звериные» белокаменные водометы. Храм был освящен в 1160-м году.
Таким образом, стремление Андрея к независимости получило внешнеполитическую поддержку. Здание Успенского собора воздвигли из известняка и украсили белокаменной резьбой. Центральная глава храма, увенчанная золочёным шлемом, вознеслась ввысь на 33 метра, превзойдя по высоте Собор святой Софии в Киеве. Великолепие Успенского собора было выше всех оценок. Мастера оковали листами золочёной меди торжественные входные порталы, устроенные с трёх сторон. Фасады декорировали сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали расчленили на два яруса арочным фризом. Стены и свода храма расписали фресками. Пол покрыли мозаикой из цветной майолики и медных позолоченных плит. Свет золотых и серебряных люстр, освещавших Успенский собор, отражался в блестящих золочёных плитах пола, словно в огромном зеркале. На возвышении над алтарём князь обустроил площадку из золота и серебра, предназначенную для чтения проповедей и Священного Писания. Летописцы, восхищённые красотой собора, сравнивали его с храмом царя Соломона в Иерусалиме. Снаружи храм был украшен фресковой росписью – сохранился фрагмент с изображением двух павлинов с пышными хвостами и растительным орнаментом, между позолоченных колонок изображены фигуры пророков со свитками в руках. Таким образом, белые фасады храма были украшены цветным фресковым поясом, который предвещал появление в дальнейшем на этой части храма резного декора. Фасад украшали также немногочисленные резные белокаменные рельефы с изображениями на религиозные сюжеты, а также маскаронами с женскими лицами (символ посвящения храма Богородице), и головами львов по углам окон. Белокаменная резьба выполнялась в двух техниках – плоско-графическая и округлая, горельефная. Она вполне самобытна, что указывает на начало сложения местной скульптурной школы Для содержания Успенского храма и причта при нем – вел. князь дал много угодий, сел и десятую часть своих доходов и стад. В 1158 г. город Гороховец был пожалован князем Андреем Боголюбским владимирскому Успенскому храму. Доходы с Гороховца шли на его содержание. В силу этого он в то время назывался «град Пресвятой Богородицы».
По левую сторону от середины храма, почивают мощи основателя Успенского собора св. благовернаго князя Андрея. Нетленные мощи его открыты в 1702 г. и положены были на вскрытии в приделе Благовещения Пресвятой Богородицы, переименованном в 1768 г. во имя св. благоверного князя Андрея Боголюбского. На шести клеймах гробницы изображена история этого Угодника Божия: на первом – стихи в честь князя Андрея Боголюбского, на втором клейме – обстоятельства его рождения, перенесения престола во Владимир и смерти его, на третьем – время открытия мощей, прежнее место поставления их и переложения в раку, устроенную епископом Ксенофонтом в 1820 г., на четвертом – устройство раки для мощей епископом Ксенофонтом, на 5 и 6 клеймах – тропарь и кондак благоверному князю. Под балдахином, устроенным над местом, где находится рака, в разных местах начертано несколько изречений из Ветхого Завета. На стене в возглавии гробницы начертаны стихи, приписываемы преданием Императрице Екатерине II:
Вел. Князем Владимирским стал Михаил. Но ростовцам это не понравилось и они уговорили Ярополка изгнать Михаила и самому сесть на престол во Владимире. Ярополк послушался ростовцев и оба брата Ростиславичи с дружиной и ростовцами пошли войной на Владимир. 7 недель владимирцы мужественно отбивались от врагов, но измученные голодом, проводивши Михаила в Приднепровье, сдались Ростиславичам. С крестным ходом встретили граждане Владимирские победителей и торжественно в храме Богоматери объявили Ярополка своим князем. В первый же день своего княжения он отобрал ключи от соборного храма, завладел всей его казной, расхитил все золотые и серебряные украшения его, и главную святыню города, чудотворную икону Богоматери отдал в Рязань, зятю своему князю Глебу, за то что он помог изгнать из Владимира Великого князя Михаила Юрьевича.
В 1185 г. во Владимире произошел страшный пожар. Огонь через крышу проник внутрь храма и так быстро распространился в нем, что, кроме Чудотворной Владимирской иконы Богоматери, ничего не смогли вынести. «В том же лете быть пожар велик в граде Володимери месяца Апреля в 13 день, в среду, погоре бо мало не весь город и княж двор великий сгоре и церквей 30 и 2 и соборная церкви Святыя Богородицы золотоверхая юже бе украсил Благоверный князь Андрей, загорелся сверху и что бяше вне и вну узорочий и поникадила серебряная и сосуд златых и серебряных без числа, порт (одежд) шитых золотом и жемчугом... всё огонь взя без утеча». Еще более величественным, со своим пирамидально нарастающим пятиглавием, в своей широко, но слитно и четко разросшейся белокаменности, стал этот храм, обретя подлинно классическую для русского зодчества могучую стать. Расширенный и переделанный собор получил необычайно гармоничное, композиционно четкое, превосходно проработанное во всех деталях белокаменное оформление. Фасады собора расчленены на отдельные вертикальные поля, разграниченные тонкими полуколонками и завершенные закомарами. Посередине высоты здания проходит широкая лента — колончатый пояс, состоящий из маленьких колонок, соединенных арочками. Характерные детали - аркатурно-колончатый фриз, клиновидные консоли и капители романского характера и поясок поребрика над аркатурой в дальнейшем пройдут через всю историю владимиро-суздальской архитектуры и затем войдут в состав архитектуры Московского государства. Главы завершены шлемовидными покрытиями. Медная крыша была первоначально позолочена. Внутри собор был расписан фресками и содержал драгоценную утварь, также в нем находилась величайшая русская святыня — икона Владимирской богоматери, шедевр византийского искусства. Широкая галерея, окружившая с трех сторон первоначальное здание собора, предназначалась для установки в специальных нишах — аркосолиях — каменных саркофагов владимирских князей и иерархов. Таким образом, собор становился грандиозной усыпальницей владимирских владык. Через два с половиной века после постройки Успенского собора великий Рублев украсил его фресками, которые являют собой сияющую вершину древнерусской монументальной живописи. Возобновленный храм был торжественно освящен накануне праздника Успения Божией Матери (14 августа) в 1189 г. Лукой, епископом Ростовским, Владимирским и Суздальским. 12 апреля 1213 г. преставился вел. князь Всеволод. Смерть его оплакиваема была всем народом Владимирского княжества, как бы предчувствовавшим что с кончиной его оканчиваются счастливые дни г. Владимира и всей Русской земли. Погребение над почившем вел. князем совершил в Успенском соборе епископ Иоанн со всеми игуменами, со всем белым и монашествующим духовенством и всяким чином церковным со слезами многими. Перед отъездом из Владимира князь Георгий Всеволодович вошел в Соборный храм, где перед чудотворной иконой Богоматери излил в молитвенных воплях всю печаль свою и, обливаясь слезами, пал на гроб своего родителя. «Суди Бог брату моему Ярославу, что довел меня до этаго», сказал он, выходя из храма, затем сел с семейством своим в ладью и вниз по р. Клязьме отправился в новый удел свой. В числе не многих друзей пожелал следовать за ним и епископ Владимирский, добродетельный Симон, который не захотел оставить своего князя. Страшное бедствие снова обрушилось на собор. Полчища татаро-монголов, завоёвывая и разрушая города, подошли к Владимиру и взяли его, не смотря на героическое сопротивление жителей, 7 февраля 1238 г. Епископ Митрофан, великая княгиня с семейством своим, духовенство Владимирское, бояре и множество граждан искали себе убежище от врагов в храме Богоматери. Здесь за Божественной литургией Святитель в последний раз принес бескровную жертву за себя и свою паству. Слова молитвы прерывались рыданиями. Все готовились к смерти. Напутствованные в жизнь вечную Святыми Тайнами из рук Архипастыря своего, владимирцы спокойно, с христианским упованием, ожидали себе смерти. Епископ, великокняжеская семья, архимандриты и игумены, бояре и именитые граждане укрылись на выходных полатях (хорах), куда вела потайная лестница. Множество граждан осталось и внизу храма. Входные двери были изнутри заперты. Ворвавшись в город и подвергая его разрушению они устремились к златоверхому храму, выломали двери и перебив находившихся там людей, заметили находившихся на хорах. Это было великокняжеское семейство, отдавшее предпочтение мученической смерти перед позорным пленом. Расхитив все соборные украшения «чудную икону одраша, украшену златом и серебром и каменьем драгым и кресты честыя и сосуды священныя и книги сдраша и порты блаженных первых князей, еже бяху повешали в церквах святых на память себе, тоже все положиша себе в полон», словом лишили храм всех драгоценностей его. 4-го марта 1238 г. вел. князь Юрий погиб в битве на р. Сить. Обезглавленное тело князя Георгия (Юрия) было обнаружено по княжеской одежде среди оставшихся не погребёнными тел убитых воинов на поле боя епископом Ростовским Кириллом, возвращавшемся из Белоозера. Он отвёз тело в Ростов и похоронил в каменном гробу в храме Богоматери. Впоследствии голова Юрия была тоже найдена и приложена к телу. Князь Ярослав II Всеволодович вступивши на великокняжеский престол, чтобы властвовать над развалинами, позаботился, прежде всего, о восстановлении соборного храма Успения. В 1645 г. открыты были мощи благоверного князя Георгия (Юрия) Всеволодовича (+ 1238, память 4 февраля) и, по благословению патриарха Иосифа, положены были в серебряной позолоченной раке, устроенной на средства патриарха. В этой раке, обновленной в 1852 г., под величественной сенью почивают мощи благоверного князя и доселе. На передней стороне гробницы вычеканена надпись, повествующая о страдальческой кончине Угодника Божия, обстоятельствах перенесения его тела из Ростова во Владимир и открытия св. мощей его. На стене же в возглавии гробницы начертаны золотыми буквами следующие стихи, приписываемые преданием Императрице Екатерине Великой: До 1328 г. Владимир был ещё столицей Руси, но в этом году был причислен к области Московской. Это лишило соборный храм Успения былой славы, хотя в нём ещё продолжали вступать на великокняжеский престол Московские князья. Князь Иван I Данилович (1331 - 1340 гг.), восходя на великокняжеский престол, не в Москве возведен был, а пожелал эту церемонию исполнить и благоговейно исполнил во Владимире, в Успенском храме. И его преемники до Ивана III Васильевича (1462-1505 гг.) здесь же принимали великокняжеское достоинство, с приличными тогдашнему времени обрядами. Так о Василие I Дмитриевиче (1389 - 1425 гг.) сказано, что он «въ лето 6897 месяца Августа въ 15 день на Успенiе святiи Богородици седе на великомъ княженiи въ Володимери на столе отца своего и деда и прадеда» (Собр. Р. Лет. т. VIII, стр. 60). Митрополиты, по утверждении кафедры своей в Москве, не редко имели пребывание свое во Владимире. В 1395 г. Тамерлан вторгся в пределы России. Московский князь Василий Дмитриевич желая одушевить себя и подкрепить своё воинство поручил митрополиту Киприану распорядиться о принесении из Владимира в Москву чудотворной иконы Богоматери Владимирской, для принесения перед нею усердного моления о ниспослании ему помощи от Царицы Небесной. Чтобы утешить владимирцев, лишившихся главной своей святыни, великий князь повелел украсить соборный храм искусной живописью, что и было выполнено Даниилом Иконниковым и Андреем Рублёвым. Эти художники, по сказанию летописи начали расписывать храм 25 мая 1408 г. и по прежним чертам восстановили и обновили стенопись внутри всего собора, как в постройках Андрея Боголюбского, так и в притворах, пристроенных Всеволодом. Роспись Успенского собора сохранилась частично. Также были созданы иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Андрей Рублев и Даниил Черный в Успенском соборе раскрывают тему Страшного Суда и Второго пришествия Господа Иисуса Христа в духе исихастского богословия света: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир» (Ин. 3.19) Жители Владимира, приняв со смирением распоряжение великого князя, восполнили свое лишение постановлением в соборном храме, на место унесенного в Москву св. образа Пречистой, другого Ее изображения – самого точного снимка с чудотворной иконы, писанного рукой Петра митрополита всея России, когда еще он был игуменом Ражским – писанного им для святителя митрополита Максима, которому и поднес эту икону св. Петр, а митрополит Максим эту икону перенес с собой во Владимир, когда из Киева перенес сюда митрополию. С 1412 г. Владимирский Успенский собор пережил продолжительный период постепенного оскудевания. Пока князья во Владимире восходили на престол великокняжеский, соборный храм был поддерживаем в приличном состоянии, но когда торжественный обряд восхождения на престол начал совершаться в Москве, то, с этого времени, бедность и скудность собора становились с ним, как неразлучные спутницы его. В 1645 г. при царе Михаиле Федоровиче патриархом Иосифом здесь были обретены нетленные мощи святого благоверного князя Георгия и положены в серебряной вызолоченной раке, устроенной иждивением патриарха. В 1727 г. собор был покрыт железом по железным стропилам и решетнику; крыша взамен фронтовой была устроена шатровая на 4 ската; по всем обводам сделаны новые кирпичные накладки и окна в куполах были заложены кирпичем «аршина на два». На что было отпущено из государственной казны 3157 руб. 8 алтын и 2 деньги.
От средневековой росписи Успенского собора сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» (1408 год), выполненной Андреем Рублёвым. Большинство настенных росписей, дошедших до наших дней, относится к XIX веку. До 1395 года в Успенском соборе находилась Владимирская икона Божией Матери, привезенная Андреем Боголюбским из Вышгорода. По преданию, эта икона написана евангелистом Лукой на доске стола, за которым Богородица ела со своим сыном Иисусом и мужем Иосифом Обручником. Сегодня эта икона хранится в Москве, в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. В некрополе Успенского собора покоятся мощи великих князей — Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Юрия Всеволодовича и др. Здесь же погребены владимирские епископы и митрополиты, в том числе митрополит Максим, перенёсший в 1299 году кафедру из Киева во Владимир. Успенский собор послужил образцом для более поздних храмов, например, для Успенского собора Московского Кремля. Являясь уникальным памятником белокаменного зодчества XII века, собор во Владимире взят под охрану ЮНЕСКО. Другое ценнейшее произведение владимиро-суздальского зодчества- Дмитриевский собор (1194—1197), служивший придворные храмом. Построен при князе Всеволоде в то время, когда Суздальское княжество стало господствовать над остальной Русью, и собор должен был олицетворять и эту славу, и эту власть. Летописец с гордостью отмечает, что к этому времени для строительства уже не "искали мастеров от немец". Возведенный на краю клязьменских склонов в 200 м от Успенского собора, Димитриевский храм завершил композицию детинца, который в эти же годы был обнесен каменной стеной. Всеволод посвящает собор уже не заступнице земли Владимирской и ее народа, а своему небесному покровителю — Димитрию Солунскому и памяти о своем сыне Дмитрии. Дмитриевский собор — одноглавый четырехстолпный крестово-купольный храм. и, вероятно, тоже был охвачен с трех сторон галереей. Торжественность западного фасада дополнялась двумя лестничными башнями, которые вели, как и в Софии Киевской, на хоры и, видимо, соединялись с хоромами князя. Эти уникальные детали еще сохранились в начале XIX в. и были уничтожены при перестройке собора при Николае I. Сооружение имеет кубическую форму, внутри его — четыре опорных столба, поддерживающих единственную главу. С восточной стороны — три апсиды. Это самый богатый по убранству храм. Система декоративного оформления в основе та же, что и в Успенском соборе, но роль скульптуры здесь несравненно большая. Несмотря на несомненную связь с предыдущими постройками, Димитриевский собор является глубоко оригинальным произведением, не имеющим прямых аналогий ни на Руси, ни в Западной Европе. Тонкие высокие окна подчёркивают вертикальный ритм сооружения, который гасится аркатурным поясом с богатой резьбой по камню. Романские» декоративные детали получают в соборе широкое развитие. Около шестисот резных камней украшают белокаменную поверхность его стен. Каменная резьба полностью заполняет верхние участки прясел и поверхность барабана — искусно вырезаны скульптурные изображения святых, маски, грифоны, животные, птицы, растительные и другие мотивы, высеченные из белого камня. Изображений так много, что они превращают верхнюю часть стены над широким горизонтальным поясом в сплошную орнаментал
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.28.213 (0.021 с.) |