Номер раздела, темы, занятия
| Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов
| Количество часов
| Материалы, обеспечивающие занятия (наглядные, методические пособия и др.)
| Литература
| Форма контроля знаний
|
лекции
| практические (семинарские) занятия
| лабораторные занятия
| управляемая самостоятельная работа студентов
|
1.
| Теоретико-методологические основы менеджмента образования
| 2
|
|
| 4
|
|
|
|
1.1
| Теоретико-методологические основы менеджмента образования
1.Сущность управления и его роль в обществе.
2.Теория управления Современные научные подходы и концепции менеджмента.
3.Основные категории менеджмента образования.
4. Характеристика и взаимосвязь основных функций управления в сфере образования.
| 2
|
|
|
| Презентация «Теоретико-методологические основы менеджмента образования»,
официальный сайт Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка
| 1, 7, 9, 12, 19
| Составление словаря научных терминов по результатам лекции
|
1.2
| Историко-теоретические основания управления педагогическими системами
1. Проблемы и тенденции управления процессом развития учреждения образования.
2. Методологические подходы к управлению педагогическими системами.
3. Компоненты и функции менеджмента учреждений образования.
|
|
|
| 2
| Презентация «Теоретико-методологические основы менеджмента образования»,
официальный сайт Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка
| 1, 7, 9, 12, 19
| Составить проспект-доклад (краткое информационное сообщение с мультимедиа-презентацией) на тему: «Характеристика и взаимосвязь основных функций управления».
|
1.3
| Теоретические основы управления развитием учреждения образования
1.Принципы управления.
2. Модели управления.
3.Теоретические основы управления развитием учреждения образования.
4. Сущность адаптивной образовательной среды.
|
|
|
| 2
| Презентация «Теоретико-методологические основы менеджмента образования»,
официальный сайт Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка
| 1, 7, 9, 12, 19
| Составить модель управления учреждением образования, которое связано с темой магистерской работы.
|
2.
| Организация (учреждение образования) как система и объект управления
|
| 2
|
| 4
|
|
|
|
2.1
| Организация (учреждение образования) как система и объект управления
1. Основные характеристики организации.
2. Организационная структура системы управления учреждением образования.
3. Миссия и стратегия организации (учреждения образования).
|
| 2
|
|
| Презентация «Организация (учреждение образования) как система и объект управления»
официальный сайт Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка
| 2, 4, 6, 9, 16 24
| Составление словаря терминов.
|
2.2
| Моделирование системы управления учреждением образования.
1. Общая характеристика организационных структур управления.
2. Миссия и стратегия организации.
3.Проектирование организационных структур управления.
4. Моделирование процессов управления в учреждении образования.
|
|
|
| 2
| Презентация «Организация (учреждение образования) как система и объект управления»,
официальные сайты учреждений образования РБ
| 2, 4, 6, 9, 16 24
| Разработать презентацию «Миссия и стратегия развития учреждения образования», связанную с объектом магистерского исследования.
|
2.3
| Учреждение образования как система и объект управления
1. Основные этапы и компоненты системы управления учреждением образования.
2. Планирование образовательного процесса.
3.Планирование деятельности преподавателя и обучающихся на занятиях.
4.Технологическая карта управления учреждением образования.
|
|
|
| 2
| Презентация «Организация (учреждение образования) как система и объект управления»
официальные сайты учреждений образования РБ
| 2, 4, 6, 9, 16 24
| Подготовить доклад-презентацию «Планирование образовательного процесса».
Разработать «Технологическую карту управления организацией», на примере объекта, связанного с темой магистерского исследования.
|
3.
| Содержание педагогического менеджмента в сфере образования
| 2
|
|
| 4
|
|
|
|
3.1
| Содержание педагогического менеджмента в сфере образования
1. Цель, задачи и компоненты педагогического менеджмента.
2. Сущность понятия «функция управления» в педагогическом менеджменте.
3.Содержание и характеристика деятельности субъектов менеджмента в учреждении образования.
4. Коучинг в сфере образования.
| 2
|
|
|
| Презентация «Содержание менеджмента образования»
официальный сайт Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка
| 3,7, 9, 10, 11,
20,24
| Выполнение теста по содержанию лекции.
|
3.2
| Содержание и характеристика деятельности субъектов учреждения образования
1. Понятие «функция управления» в педагогическом менеджменте.
2. Особенности содержания педагогического менеджмента, обусловленные спецификой учреждения образования.
3. Результаты деятельности субъектов педагогического менеджмента.
4. Коучинг в сфере образования.
|
|
|
| 2
| Презентация «Содержание менеджмента образования»
официальный сайт Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка
| 3,7, 9, 10, 11,
20,24
| Разработать схему «Содержание и характеристика деятельности субъектов учреждения образования».
|
3.3
| Содержание практической управленческой деятельности менеджера в сфере образования
1. Мотивационно-целевая направленность менеджмента образования.
2. Планово-прогностическая деятельность менеджера образования.
3. Сущность организационно-исполнительской деятельности менеджера образования.
4. Особенности контрольно-диагностической деятельности менеджера образования.
5. Регулятивно-коррекционная деятельность менеджера образования.
|
|
|
| 2
| Презентация «Содержание менеджмента образования»
официальные сайты учреждений образования РБ
|
| Подготовить доклад-презентацию об одной из шести функций управленческой деятельности менеджера по развитию учреждения образования
|
4.
| Технология менеджмента образования
|
|
|
| 6
|
|
|
|
4.1
| Организационные основы эффективного управления в сфере образования
1. Понятие организационной структуры менеджмента (линейные, штабные, дивизиональные, проектные и матричные структуры менеджмента).
2. Методы менеджмента и классификация (административные, экономические, социально-экономические, социально-психологические методы).
3.Принципы выбора методов менеджмента.
|
|
|
| 2
| Презентация «Технология менеджмента образования»
официальные сайты учреждений образования РБ
| 1, 2, 3, 5, 6, 12, 15, 24
| Составление конспекта и словаря терминов.
|
4.2
| Организационные структуры менеджмента в сфере образования
1. Организационные основы эффективного управления в сфере образования.
2. Сущность и компоненты организационной структуры менеджмента.
3. Характеристика и примеры различных структуры менеджмента, реализующихся в сфере образования.
|
|
|
| 2
| Презентация «Технология менеджмента образования»
| 1, 2, 3, 5, 6, 12, 15, 24
| Применить несколько структур менеджмента при описании объекта управления, связанного с темой магистерской диссертации.
|
4.3
| Методы менеджмента в сфере образования
1. Сущность методов менеджмента и их классификация.
2. Характеристика административные, экономические, социально-экономические, социально-психологические методов менеджмента в сфере образования.
3. Принципы выбора методов менеджмента в сфере образования.
|
|
|
| 2
| Презентация «Технология менеджмента образования»,
официальные сайты учреждений образования РБ
| 1, 2, 3, 5, 6, 12, 15, 24
| Подготовить сравнительную таблицу, которая показывает содержание и особенности применения различных методов менеджмента в учреждении образования.
|
5.
| Психолого –педагогические основы эффективного менеджмента в сфере образования
|
|
|
| 4
|
|
|
|
5.1
| Эффективный менеджмент в сфере образования: психолого-педагогический аспект
1.Характеристика эффективной управленческой деятельности.
2.Организация, команда, группа в учреждении образования.
3.Коллектив учреждения образования.
как объект управления.
4.Конфликтология в менеджменте в сфере образования.
|
|
|
| 2
| Презентация «Психолого–педагогические основы эффективного менеджмента в сфере образования»
| 5, 6,9,10, 11
| Составить схему, показывающую особенности и взаимосвязь понятий: организация, команда, группа, коллектив, лидер, личность в сфере образования
|
5.2
| Современные взгляды на деятельность руководителя (менеджера) учреждения образования
1.Лидерство и стилистика в управлении учреждением образования.
3.Акмеологическая модель менеджера.
3.Особенности принятия управленческих решений.
|
|
|
| 2
| Диагностические методики (в том числе на компьютерной основе) для самодиагностики в аспектах изучения особенностей лидерских качеств и стилистики в управлении.
| 5, 6,9,10, 11
| Разработать для себя, с учетом собственных индивидуальных особенностей «Кодекс современного руководителя (менеджера)».
|
6.
| Управление качеством образования
|
|
|
| 4
|
|
|
|
6.1
| Управление качеством образования в педагогическом менеджменте
1. Показатели качества образования.
2. Педагогическая диагностика, контроль, оценка, регулирование и коррекция процессов управления.
3. Методика проведения дней диагностики, регулирования и коррекции в менеджменте образования.
4.Система менеджмента качества (СМК) образования: сущность и структурные компоненты.
|
|
|
| 2
| Презентация «Управление качеством образования»
официальный сайт Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка
| 4, 6,8-11, 13,18, 24, 25, 26
| Выполнение теста по содержанию лекции.
|
6.2
| Система менеджмента качества в сфере образования
1. Система менеджмента качества: сущность и компоненты.
2. Менеджмент качества образования на основе новых информационных технологий.
3. Образовательный мониторинг на компьютерной основе.
|
|
|
| 2
| Презентация «Управление качеством образования»
официальные сайты учреждений образования РБ
| 4, 6,8-11, 13,18, 24, 25
| Подготовить конспект вопроса «Методика проведения дней диагностики, регулирования и коррекции в менеджменте образования».
|
7.
| Инновации в управлении системами образования
|
| 2
|
| 2
|
|
|
|
7.1
| Управление системами образования
1. Система органов государственного управления и регулирования сферы образования.
2. Стратегический менеджмент в образовании. Виды стратегий учреждения образования.
3. Функциональный менеджмент образования.
4. Инновационный менеджмент.
|
| 2
|
|
| Презентация «Управление системами образования»
Презентации студентов к эстафете докладов.
| 1, 4, 6, 9, 17, 21-23
| Подготовить эстафету докладов-презентаций «Стратегический менеджмент», «Функциональный менеджмент», «Инновационный менеджмент», отразив суть вопроса и примеры из практики, показывающие данный вид управления
|
7.2
| Инновационный менеджмент
1. Инновации в области разработки образовательного менеджмента.
2. Управление педагогическими инновациями.
3. Формирование инновационного банка данных о эффективном менеджменте в образовании (защита проекта).
|
|
|
| 2
| Протокол экспертной оценки банков данных.
| 4, 6, 9, 17, 21-23
| Составить и презентовать на занятии «Банк данных эффективного менеджмента в сфере образования».
|
| Итого
| 4
| 4
|
| 20
|
|
|
|