Определенный рынок для поддержания нормальной рыночной конкуренции считается безопасным, когда на рынке конкретного товара имеется: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определенный рынок для поддержания нормальной рыночной конкуренции считается безопасным, когда на рынке конкретного товара имеется:



• 10 фирм и более;

• 1 фирма не занимает более 35% рынка;

• 2 фирмы не занимают более 44% рынка;

• 3 фирмы не занимают более 54% рынка;

• 4 фирмы не занимают более 64% рынка.

Таким образом, в этом случае указанные рынки считаются неконцентрированными и они являются конкурентными рынками.

2. Индекс концентрации (ИCR) (concentration ratio) показывает долю наиболее крупных фирм (компаний, корпораций, объединений) в общем объеме рынка товаров в процентах. Он рассчитывается как сумма рыночных долей наиболее крупных фирм, осуществляющих свою деятельность на определенном рынке:

где qi - доля (удельный вес) i-й фирмы, %.

Согласно практическим данным, наиболее достоверна общая оценка состояния рыночной концентрации товаров, осуществляемая по количественным значениям индексов концентрации для трех наиболее крупных фирм.

Индекс концентрации фирм может колебаться в следующих пределах: 0 < HCR <= 100%. Если HCR < 45%, то концентрация считается нормальной, а рынок товаров - конкурентным; если 45% < ИCR < 70%, то концентрация достигает средней степени, а при ИCR > 70% получается высокая степень концентрации, в этом случае рынок товаров является неконкурентным.

Указанный индекс концентрации в неполной мере может учитывать специфические особенности рыночной структуры всей конкретной отрасли, однако этот показатель можно применять в качестве определенного ориентира при небольшом числе доминирующих фирм в отрасли, прежде всего действующих на рынках олигополистической или монополистической конкуренции, а также в сочетании с другими индексами рыночной концентрации товаров (услуг).

Индекс Линда (Ил) в основном применяется в странах Европейского союза и рассчитывается прежде всего для наиболее крупных фирм (компаний, корпораций, объединений), действующих в самом «ядре» рынка определенных товаров.

Для двух наиболее крупных фирм индекс Линда:

 

где d1, d2 - рыночные доли (удельные веса) соответствующих фирм в общем объеме продаж.

Для трех наиболее крупных фирм индекс Линда:

где d1, d2, d3 - рыночные доли (удельные веса) соответствующих фирм в общем объеме продаж.

Для четырех наиболее крупных фирм индекс Линда:

,

где d1, d2, d3, d4 - рыночные доли соответствующих фирм в общем объеме продаж.

Важно отметить, что в случае намерения слияния фирм государственные органы могут дать соответствующее разрешение при условии, если индекс Линда будет находиться, как правило, в следующих пределах: 120% < Ил < 200%.

4. В качестве критерия демонополизации рынка и создания условий для конкуренции в США используется весьма простой индекс Херфиндаля-Хиршмана (ИХХ), который можно рассматривать как индекс рыночной концентрации товаров разных фирм, представленных на рынке.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (ИХХ) рассчитывается по следующей формуле:

,

где gi - доля (удельный вес) каждой фирмы на рынке в общем объеме выпущенной продукции, %; k - количество фирм в отрасли.

При этом

т.е. при любом количестве в конкретной отрасли фирм (компаний, предприятий) общий удельный вес всей выпускаемой ими продукции должен составлять 100%.

При проведении расчета индекса по методу Херфиндаля-Хиршмана рынок считается неконцентрированным (нормальным для конкуренции), если общий ИХХ < 1000 ед. (т.е. если общая сумма квадратов удельных весов всей выпускаемой продукции в конкретной отрасли (на рынке) составит меньше 1000 ед.). При таких значениях индекса Херфиндаля-Хиршмана разрешается любое слияние фирм. Рынок считается  высококонцентрированным (неконкурентным), если общее значение указанного индекса превышает 1800 ед.

Наибольшее значение индекса ИХХ достигается при монополизации рынка одной фирмой (компанией, концерном), при этом ИХХ = (100%)2 = 10 000 ед. Если 1000 < ИХХ < 1800, то рынок товаров считается умеренно-концентрированным, однако в этом случае с учетом дополнительной проверки государственные органы могут разрешить слияние фирм. Если 1000 < ИХХ < 2000, то рынок обладает средней степенью концентрации. Последняя становится очень высокой при ИХХ > 2000 ед. В этом случае объединение фирм государственными органами не разрешается.

На основании изложенного выше материала можно в сводном виде (табл. 5) представить особенности ценообразования на различных типах рынков с учетом их разнообразных характеристик и признаков, а также дать вероятностную оценку критерия демонополизации рынка в целях создания условий для нормальной и безопасной конкуренции с помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана

Важно отметить, что функционирование любого типа рынка, изменение уровня цен, объемов и издержек производства, соотношения спроса и предложения товаров в первую очередь зависят от конъюнктуры.

Поскольку к основным факторам, прежде всего влияющим на общехозяйственную конъюнктуру и конъюнктуру товарного рынка, относятся концентрация производства, научно-технический прогресс, наличие капитала и инвестиций для развития экономики, квалифицированные кадры, международное и внутреннее положение, социальная обеспеченность населения, инфляция, природно-климатические условия и др., то в процессе изучения конъюнктуры важно определить их количественные показатели. Основными из них являются индексы промышленного производства, внутреннего товарооборота, кредитно-денежной сферы и внешней торговли, показывающие валовой внутренний продукт страны, индексы физического объема промышленной продукции и цен производителей, уровень безработицы, розничный товарооборот, личные доходы и потребительские расходы, дефицит государственного бюджета, показатели деловой активности, индекс потребительских цен и т.д. Статистические данные о них публикуются в различных российских изданиях (газетах, журналах, статсборниках), с помощью которых можно анализировать состояние рыночной экономики в целом, в том числе уровни стоимости и жизни населения страны.

Например, индекс потребительских цен (ИПЦ) - это относительный показатель динамики стоимости корзины потребительских товаров и услуг (продовольственных товаров, жилья, промышленных товаров массового потребления, электроэнергии, топлива и др.). Этот индекс является основным показателем уровня инфляции в стране, который рассчитывается ежемесячно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.005 с.)